Об особенностях функционирования психологической службы
в 2017/2018 учебном году В условиях реализации в образовательных организациях Республики Крым федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, общего и специального образования необходимым элементом образовательного процесса школы, воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения становится психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы в 2017/2018 ученом году (международные акты в области защиты прав детей, законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня)
Международные документы
Конвенция ООН о правах ребенка от 5 декабря 1989 т.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 г. ХI сессией Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки в культуры).
Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. и плана мероприятий по ее реализации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)».
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Закон Республики Крым от 15.09.2014 № 75-ЗРК/2014 «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым».
Закон Республики Крым от 01.09.2014 № 60-ЗРК/2014 «О профилактике правонарушений в Республике Крым»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Методические письма Министерства образования и науки
Российской Федерации
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 №08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
Письмо от 13 января 2016 г. N ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» (Рекомендации МОН РФ органам власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 07-834 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. N 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации».
Деловая документация педагога-психолога
образовательной организации В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений» к обязательным видам деловой документации педагога-психолога относятся:
- план работы на текущий год, который является составной частью плана работы образовательной организации, утверждается ее руководителем и согласовывается со специалистом (методистом) муниципального органа управления образованием, курирующим психологическую службу, составляется в соответствии с формой, принятой в образовательной организации, с учетом видов деятельности педагог-психолога (психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование, экспертная работа, проектирование (при наличии запроса администрации на последние два вила деятельности) и на основе ориентировочных норм продолжительности различных видов работ практического психолога образования, принятых на коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95);
- журнал консультаций, в котором отражается тематика запроса и краткое содержание консультации с учетом требований конфиденциальности (кодирование субъектов, ограничение доступа неспециалистов к журналу);
- журнал индивидуальных коррекционных занятий, в котором ведется учет их посещаемости обучающимся, при необходимости производятся записи об особенностях протекания и результативности коррекционной работы; занятия проводятся педагогом-психологом в соответствии с индивидуальной коррекционной программой, утвержденной руководителем образовательной организации.
Однако указанный перечень документации не является исчерпывающим. Исходя из опыта функционирования психологической службы образования Республики Крым, целесообразно вести журнал учета рабочего времени, в котором следует ежедневно отражать все виды работ педагога-психолога с указанием целевой группы, количества охваченных тем или иным мероприятием детей, родителей, педагогов, содержания работы и фактически затраченного времени, при этом фиксируются как активные виды работ с субъектами образовательной деятельности, так и подготовка к ним, обработка результатов психодиагностики, аналитическая деятельность, самообразование и пр. Ведение такого журнала значительно облегчает процедуру подготовки статистического и аналитического отчетов педагога-психолога, которые составляются 2 раза в год и представляются администрации и специалисту (методисту) муниципального органа управления образованием, курирующему психологическую службу.
Рекомендуется вести документацию педагога-психолога образовательной организации в соответствии со следующей номенклатурой дел:
Номенклатура дел педагога-психолога образовательной организации 20__/___ уч.год
| Индекс дела*
| Наименование дела
| Кол-во папок
| Срок заполнения
| Срок хранения
| 01.
| Нормативно-правовая документация
| 01.01
| Входящая документация (нормативно-правовые документы, регламентирующие работу педагога-психолога, федерального, регионального, муниципального уровней, локальные акты ОО; методические письма Минобрнауки России, МОНМ РК, ГБОУ ДПО РК КРИППО, методическихслужб муниципальных ОУО; письма других организаций: отдела опеки и попечительства, медицинских учреждений, органов внутренних дел, прокуратуры, органов социальной защиты и т.д.)
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 01.02
| Исходящая документация (информация по запросу вышестоящих организаций; справки; аналитические отчеты; письма и т.д., подготовленные непосредственно педагогом-психологом)
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 01.03
| Номенклатура дел**
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.
| Учетно-отчетная документация
| 02.01
| Перспективный план работы педагога-психолога на год
| 1
| Июнь-август
| 5 лет (межаттестационный период)
| 02.02
| План работы на месяц
| 1
| В течение года
| 1 год
| 02.03
| Журнал учета рабочего времени
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.04
| Журнал индивидуальных консультаций
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.05
| Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.06
| Журнал диагностической работы***
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.07
| Журнал учета групповых форм работы***
| 1
| В течение года
| Постоянно
| 02.08
| Документы, подтверждающие выполнение работы (справки, отзывы для аттестационного портфолио)
| 1
| В течение года
| 5 лет (межаттестационный период)
| 02.09
| Протоколы и заключения диагностических обследований
| 1
| В течение года
| 5 лет после выпуска детей
| 02.10
| Полугодовой и годовой отчеты (аналитический и статистический)
| 1
| Декабрь, май
| 5 лет (межаттестационный период)
| 02.11
| Индивидуальные психологические карты обучающихся****
| 1
| В течение года
| 5 лет после выпуска детей
| 03.
| Организационно-методическая документация
| 03.01
| Тематические планы мероприятий
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 03.02
| Журнал организационно-методической работы и экспертизы
| 1
| В течение года
| 5 лет (межаттестационный период)
| 03.03
| Коррекционно-развивающие, профилактические программы
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 03.04
| План самообразования
| 1
| В течение года
| 5 лет (межаттестационный период)
| 03.05
| Методические разработки психологических игр, упражнений и т.п.
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 03.06
| Методические рекомендации, памятки
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 03.07
| Публикации
| 1
| В течение года
| До минования надобности
| 03.08
| График работы
| 1
| Сентябрь
| 1 год
| 03.09
| Циклограмма работы на месяц
| 1
| В течение года
| 1 год
| 03.10
| Диагностический инструментарий
| 1
| В течение года
| До минования надобности
|
*Индексация может быть изменена в соответствии с индексацией деловой документации, принятой в конкретной образовательной организации.
**Здесь могут храниться: лист номенклатуры дел; трудовой договор; должностная инструкция; инструкция по охране труда педагога-психолога, паспорт кабинета педагога-психолога, который содержит перечень имущества и оборудования.
***Учет может вестись в рамках журнала учета рабочего времени.
****Ведутся на обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации и нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе.
|