Статья 55 Закона «Об образовании»


Скачать 387.65 Kb.
НазваниеСтатья 55 Закона «Об образовании»
страница1/3
ТипСтатья
filling-form.ru > Бланки > Статья
  1   2   3
Задачи школьного социального педагога.

Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании».

В отличие от учителя – предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей – аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков – обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

Задачами школьного социального педагога являются:

1.          Создание здорового климата в коллективе;

2.          Гуманизация межличностных отношений;

3.          Содействие реализации способностей каждого;

4.          Защита интересов личности;

5.          Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

6.          Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

7.          Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

8.          Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

9.          Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого внимания требует от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.

Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он выявляет социально - демографическую структуру микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков – правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей – сирот.

Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Работа школьного социального педагога с документацией.

На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:

             ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности образовательного учреждения, в котором предстоит работать;

             изучить нормативные документы, определяющие деятельность учреждения (структуру, устав, программы, концепции);

             изучить социально – демографический паспорт микрорайона школы (тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности и осуществления социально – педагогической работы и т. д.), определение форм взаимодействия со службами социальной защиты района, города;

             ознакомиться с содержанием деятельности школьного социального педагога; ознакомиться с должностными инструкциями;

             составить перспективный план работы на год, утвердить его у директора школы.

Социальный педагог обязан знать контингент тех семей, с которым предстоит работать.

В начале каждого учебного года социальный педагог предоставляет списки в различные службы.

В центр помощи семье и детям направляются:

-статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;

-развернутые списки, содержащие все данные по каждой категории семей.

В инспекцию по делам несовершеннолетних предоставляются:

-списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, в КПДН, ИДН; (см. в приложении)

-списки неблагополучных семей ( см. в приложении);

-план совместной работы социального педагога и ИДН.

Методисту в территориальный отдел образования в начале учебного года направляется следующая документация:

-план работы социального педагога на год;

-списки неблагополучных семей;

-списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КДН, ГДН.

Для сбора полной и точной информации о семьях следует обратиться к классным руководителям с просьбой заполнить паспорт класса. Обычно такую работу социальный педагог проводит в начале учебного года. Опыт работы позволил нам составить такой паспорт класса, в котором есть вся информация, позволяющая составить практически любой список.

В работе социального педагога очень важна информация. Информацию социальный педагог получает из: ГДН, КДН, ЦРБ и т.д. Важно поддерживать связь с этими службами и обязательно посещать мероприятия, проводимые для социальных педагогов.

В помощь социальному педагогу!

Рабочие материалы кабинета социального педагога, на примере
документации ОУ школы № 499:

(вырезка аттестационной разработки социального педагога Пожванова А.С.)

- Папки:

    • Общие положения и должностные обязанности.

    • Отчеты о проделанной работе за четверть, полугодие и учебный год.

    • Документация по учету правонарушений и конфликтов.

    • Учет обращения учителей, родителей и учащихся.

    • Справки, служебные и объяснительные записки.

    • Планирование, диагностика, школьная и нормативно – правовая документация.

    • Входящие и исходящие документы.

    • Список детей «Группы риска».

    • Список детей группы «Скрытого отсева».

    • Список детей «В социально – опасном положении».

    • Регистрация бесед с учащимися и их родителей.

    • Список документации социального педагога.

    • Архив «Скрытого отсева» школы.

- Видео материалы:

  • Видеофильмы по профилактике наркомании среди учащихся:

- «Добрый дядя с косячком»
- «О вреде курения»
- «Клетка»

  • Видеоархив школы № 499 за 2004-2005 у.г.

                
- Список литературы социального педагога:

  • Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.

  • Семейный кодекс РФ, М. Эксмо, 2004.

  • О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.

  • «Социальный педагог – введение в должность», Каро, СПб, 2004.

  • Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001.

  • «Методика и технологии работы социального педагога» 2-е изд., ред. М.А.Палагузовой, Л.В.Мардахаева, Академия, М., 2004.

  • «Трудный выбор классного руководителя», С.В. Барышникова, Каро, СПб, 2003.

  • «Неклассическое воспитание», О.С. Газман, Новый учебник, М., 2003.

  • «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992.

  • Роже Перрон «Трудный ребенок: что делать?», 6-е изд., «Питер», СПб, 2004.

  • «Психология неблагополучной семьи», В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004.

  • «Возрастная психология» - конспект лекций. О.О. Петрова, Т.В. Умнова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004.

  • «Организация профилактики наркомании в системе образования» - сборник нормативно-правовых документов. СПб, 2004.

  • «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» - социологический мониторинг эксперимента: профильное обучение. Под ред. Н.А.Смакотиной, И.Д. «Новый учебник», М., 2003.

  • «Методическое пособие для работников ОУ по вопросам профориентации учащейся молодежи», СПб, 2004.

  • «На пороге профессиональной карьеры», СПб, 2003.

  • «Населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», СПб, 2001.

  • «Сборник документов объектовой эвакуационной комиссии» - учебно-методическое пособие. СПб, 2003.

 

      Для удобства работы социального педагога с учащимися из «группы риска», рекомендую использовать целый ряд форм (шаблонов) ведения документации по списку учащихся, состоящих в заданной группе.
В качестве основной формы регистрации используется таблица, которая помогает отследить переход состоящих детей на внутришкольном учете ОУ, к группе учеников состоящих на учете в ОДН РУВД. В этой же таблице, дополнительно ведется графа по запланированным общешкольным мероприятиям, на которых присутствие приведенного списка детей является обязательным.

 

Таблица 1._



п/п

ФИО учащихся

Запланированные  общешкольные мероприятия

На внутришкольном учете

На учете в о/м

Проведенная профилактическая работа

      Помимо общешкольных мероприятий, социальным педагогом проводится целый ряд бесед с учащимися и их родителями. С целью заострения значимости этих бесед, как для учащихся, так и для родителей, рекомендую завести специальные папки, в которых будут обозначены даты бесед, их тематика, где будут стоять подписи участников бесед, включая родителей и самих учащихся. Вести такие папки проще в виде таблицы.

Таблица 2.




ФИО родителей

Дата

Тема проведенной беседы

Участники беседы

Подписи педагогов

Подписи родителей

 

Таблица 3.




ФИО учащихся

Дата

Тема проведенной беседы

Участники беседы

Подписи педагогов, родителей

Подписи учащихся старше 14 лет

      Социальными педагогами всех ОУ в городе ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете. В этой картотеке помещены основные данные «ребенка», которые позволяют отследить ход работы сотрудников, прежде всего социального педагога, ОУ с «подопечным» и его родителями. Школьная картотека «группы риска» должна являться накопительной, где фиксируются правонарушения, отклонения в поведении, жалобы со стороны учителей, учащихся, а так же принятые меры, как классным руководителем, так и социально-психологической службой школы.
Картотека учащихся ОУ должна начинаться со сводной таблицы, которая позволяет свести все данные в одну единую систему информации, ее в свою очередь, можно использовать в качестве отчетного материала для предоставления вышестоящим организациям.

Таблица 4.



п/п

ФИО учащихся

ФИО родителей

Домашний адрес

Контактный телефон

Проблемы в воспитании
/примечание/

      Сама картотека должна иметь четкую форму, где должны быть указаны: фамилия и имя учащегося, год рождения, ФИО родителей, адрес проживания, контактный телефон, основная причина постановки на учет. Далее в произвольной форме приводятся конкретные жалобы классных руководителей, учителей предметников, учащихся, родителей и мероприятия, предпринятые для разрешения сложившихся ситуаций, или профилактические меры с указанием даты их проведения.
Картотеку, состоящих на внутришкольном учете учащихся «группы риска», с отклонениями в поведении, удобнее вести в электронном виде на компьютере. Тем не менее, в документах социального педагога эти материалы должны быть распечатаны на бумаге. Более того, периодически необходимо электронную базу данных записывать на электронные носители, чтобы в случае сбоя компьютера информация не была утеряна безвозвратно.
В выше перечисленных документах рекомендую вносить данные о незначительных, но серьезных, нарушениях дисциплины учащихся, не состоящих на внутришкольном учете (под графой «единичные нарушения дисциплины»). Это позволит Вам создать список ребят, которые требуют незначительной коррекции поведения за счет профилактических мер воздействия.
Большое значение в профилактической работе с учащимися имеют «беседы» как с учениками, так и их родителями. Прежде всего, такая работа должна вестись на достаточно серьезном уровне, чтобы ребенок почувствовал свою ответственность за свои действия и поступки, а родители ответственность за своих детей. Я часто использую метод «объяснительных записок», который позволяет ребенку не спеша задуматься о своем поведении и объяснить его. Часто так бывает, что наш с вами «подопечный» не может объяснить свои действия, не потому что не хочет этого делать, а потому что не осознает грани между дозволенным и недопустимым. Это говорит о том, что с ребенком родители проводят мало времени и мало занимаются его воспитанием, поэтому в таких случаях необходимо вызвать в школу родителей для проведения с ними беседы по теме – «Воспитание ребенка». В качестве приглашения, я использую специальную форму «уведомления».

Письмо-уведомление.
 Уважаемая (ый)_____________________________, уведомляем Вас в том, что
Ваш (а) сын/дочь - _____________________________, ученик (ца)____класса,
_______________________________________________________________________.
Причина вызова
 Приглашаем Вас в школу №  499, по адресу: СПб, ул.Весенняя, 10,
по вопросу воспитания ребенка
  _________________2006г.,
в ___:___.
Явка строго обязательна.                     Подпись родителей_______________________
__________________2006г.

Данное письмо-уведомление можно отправить почтой, но можно передать и с ребенком, с условием, что он принесет его на следующий день с подписью родителей.
В ходе беседы с родителями выявляются дополнительные проблемы в воспитании и поведении ребенка. По мере необходимости, социальный педагог может дать родителям консультацию по разрешению ряда вопросов в его компетенции, а также он может направить мать, отца или опекуна ребенка за консультацией к психологу, отдел социальной защиты населения или в Муниципальное образование по месту их проживания.
В случае если выявляется нарушение прав ребенка в семье, социальный педагог обязан сообщить о факте в ОДН РУВД, отдел социальной защиты населения, Муниципальное образование (отдел опеки и попечительства).
Вся выше перечисленная работа ведется всем коллективом ОУ, но нельзя забывать, что на основании законодательной базы РФ ответственность за жизнь, здоровье, содержание, образование и воспитание детей лежит на родителях. Поэтому, в случае невыполнения родителями своих обязанностей перед ребенком, необходимо напомнить им о своих обязанностях перед детьми. Этого можно добиться с помощью заключения договора меду родителями и ОУ:

Договор с родителями

  • Предмет договора

Оказание основных образовательных и дополнительных услуг ребенку и его родителям в обучении и воспитании, в рамках ниже перечисленных Законов и принятых ОУ документов:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон «Об образовании»;

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  • Семейный Кодекс РФ;

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Федеральный Закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»;

  • Закон Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»;

  • Закон Санкт-Петербурга «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»;

  • Устав Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения основного общего образования для обучающихся с отклонениями в развитии – школы;

  • Правила для родителей учащихся школы

  • Правила поведения для учащихся школы.

  • Обязанности сторон

    • Школа принимает на себя обязательства:

  • Работать по существующему утвержденному учебному плану, составленному в соответствии с региональным «базисным планом»;

  • Предоставить помещение для занятий по программе;

  • Контролировать качество предоставляемых услуг;

  • По мере необходимости информировать родителей, как о возникающих проблемах, так и об индивидуальных достижениях ребенка;

  • Нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий;

    • Родители принимают на себя обязательства, в соответствии с законодательной базой РФ и Санкт-Петербурга:

  • Обязаны и имеют право воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

  • Обязаны содержать своих несовершеннолетних детей;

  • Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они не в праве представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей;

  • Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке;

  • Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей;

  • Обязаны по требованию являться в школу на родительские собрания, в случае необходимости на педсоветы, по вызову в школу администрацией на индивидуальные беседы связанные с обучением и воспитанием детей;

  • Обязаны принимать участие в развитии и жизни ОУ, где обучаются их дети;

  • Обязаны выполнять законы РФ и Санкт-Петербурга о правах ребенка и выполнять принятые ОУ нормативные документы («Устав ОУ», «Правила для родителей»), контролировать выполнение своими детьми «Правил учащихся в школе».

В случае невыполнения договора одной из сторон, другая сторона имеет право обратиться в соответствующие органы для разрешения спорных вопросов.
ДАТА _______________________
Директор ОУ:__________________________________
Родители:_____________________________________________________
                 
Подписанный документ напоминает родителям об ответственности перед «ребенком» и ОУ, в котором обучаются их дети. Именно этот документ будет являться основой для разрешения целого ряда возможных проблем, связанных с невыполнением родителями своих обязательств перед детьми и школой.

Рабочие материалы работы с учащимися "скрытого отсева" на примере ГСкОУ школы 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

       Во многих образовательных учреждениях все чаще встречается проблема с проявлением «скрытого отсева». На современном этапе развития государства возник целый ряд трудностей в социально-экономической сфере, что привело к резкому расслоению общества на классы. Это и послужило причиной появления социально-неблагополучных, неполных семей. В таких семьях родители часто забывают или не хотят помнить о своих детях, которые оказываются брошенными и предоставленными сами себе. В большинстве случаев, именно эти дети пропускают занятия в школе без уважительных причин, а в дальнейшем перестают посещать ОУ вовсе. Как добиться положительного результата в решении данного вопроса? Как вернуть ребенка в школу? Как убедить и поставить на путь истинный родителей таких детей? «Что делать?» - этот вопрос сейчас волнует многих директоров, социальных педагогов, коллективы всех ОУ, где «скрытый отсев» имеет место быть. На данный момент нет четко сформулированных планов действий, а те, что есть, часто противоречивы и не разработаны до совершенства. На примере опыта школы № 499, я приведу отработанный вариант действий по разрешению данной проблемы.
Непосещение детьми школы должно отслеживаться классными руководителями учащихся. Такая работа ведется во всех ОУ, где в классных журналах отмечаются отсутствующие на уроках, а затем, классным руководителем заполняется сводная ведомость непосещения уроков учащимися. Поэтому четкая организация работы по выявлению «скрытого отсева», оперативное решение данной проблемы зависят от грамотной и профессиональной работы классных руководителей, социального педагога, заместителей директоров по УВР и самих директоров ОУ. Именно такая организация работы позволяет вовремя отреагировать на малейшее проявление данной проблемы. Из отдела образования Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в 2006 году получены новые установки по работе с данной группой учащихся и их родителей.

Как работать со скрытым отсевом?

1  Отправлять уведомления родителям, о непосещении учащимися школы ежемесячно.
2  Ежемесячно проводятся совещания по теме «скрытого отсева» на районном уровне.
3  Главам МО отправлять письма с сообщением о детях относящихся к числу «скрытого отсева», с просьбой оказать содействие по работе с ними.
4  Отправлять представления на комиссию по делам несовершеннолетних, по детям из «скрытого отсева».
5  Если ребенок просто не хочет учиться, то сообщать об этом Юршиной Татьяне Борисовне в Отдел Образования.
      Какими должны быть первые действия классных руководителей, в случае если возникают проблемы с непосещением учащихся в школе?
 В случае непосещения учащимся (ейся) школы в течение 3 и более дней, классные руководители должны:

    • Подать сообщение о непосещении учащимся (ейся) школы, в письменном виде заместителю директора по УВР и социальному педагогу, в котором необходимо указать с какого числа и месяца ребенок отсутствует в ОУ.

    • Сообщить о непосещении ребенком школы родителям по телефону или в форме письма – уведомления (бланки должны находиться у социального педагога), пригласить родителей с ребенком в школу.

    • В случае если ни ребенок, ни родители в школе не появляются в назначенный день, то совершить посещение семьи, в сопровождении социального педагога, для получения письменного объяснения о непосещении ребенком школы от родителей.

    • Если посещение семьи на дому положительных результатов не дал, а объяснение родителей не имеет уважительной причины непосещения ОУ ребенком, то классным руководителем пишется характеристика, в которой помимо основных данных, характеризующих учащегося (уюся), указывается работа, проведенная классным руководителем, для разрешения сложившейся проблемы и ее результаты. Данная характеристика подается социальному педагогу для составления документов в ОДН РУВД, Муниципальное образование (органы опеки и попечительства), Отдел социальной защиты населения и их доставки по адресам перечисленных социальных институтов.

      С этого момента ребенок вносится в списки «скрытого отсева», дело переходит в руки социального педагога. Что дальше?
Социальный педагог составляет документацию для дальнейшего ведения дела. Какие документы должны быть в кабинете социального педагога по таким детям и их родителям?

  1. Должна быть создана сводная таблица детей, не посещающих ОУ без уважительной причины, относящихся к «скрытому отсеву», которая в дальнейшем послужит хорошим сводным материалом для отчетной документации, а так же для планирования мероприятий ОУ с целью разрешения сложившихся проблем.

Таблица 5.



п/п

ФИО
учащихся,
класс.

Год рождения ребенка.

ФИО родителей

Домашний адрес

Контактный телефон

Проведенная работа
/примечание/
  1   2   3

Похожие:

Статья 55 Закона «Об образовании» iconЗакона Статья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)

Статья 55 Закона «Об образовании» iconНормативных и инструктивно-методических материалов по лицензированию...
Извлечение из Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266 Статья 33

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Конкурсный порядок замещения научно-педагогических должностей в высшем учебном заведении

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании...
...

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании...
...

Статья 55 Закона «Об образовании» iconРегламент предоставления государственной услуги «Организация и предоставление...
Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании»

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья 35 Закона РФ «Об образовании»
Катыщук С. М. Аттестация руководителей образовательных учреждений. Методическое пособие – Красноярск: Красноярский краевой институт...

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья Цели и задач
Статья Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья 3 ]. Федеральный закон от 21. 07. 2014 №262-фз «О внесении...
Федеральный закон от 02. 05. 2015 №122-фз «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального...

Статья 55 Закона «Об образовании» iconСтатья Цели и задачи законодательства Рос
Статья Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск