Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ


НазваниеМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ
страница1/5
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Бланки > Методические указания
  1   2   3   4   5


Московский областной институт управления и права

НОУ МОИУП

факультет Юридический

кафедра: «Государственные и уголовно-правовые дисциплины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профес. МОИУП_________А.Б. Бузукина

« _ » ______________ 20 __ г.
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е УКАЗАНИЯ

по ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 1 ( ВКР2)
для специальности: 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

по очной и заочной формам обучения

БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Разработчик:

Заведующий кафедрой «Государственные и уголовно-правовые дисциплины»

к.ю.н., доцент А.Г. Дудник

Начальник учебно-методического центра Г.Ю. Савельева


Ивантеевка, 2012.

Методические указания по подготовке выпускной квалификационной работы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Государственные и уголовно-правовые дисциплины»

заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент А.Г. Дудник

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВКР ………………. 2

2. ВЫБОР ТЕМЫ ВКР…………………… 4

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВКР 7

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР 17

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР 35

6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВКР 43

7. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВКР 46

8. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВКР. СДАЧА ВКР НА КАФЕДРУ 48

9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР 48

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

11. Приложение 52
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВКР

Важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов по специальности 030900 – «Юриспруденция», направление подготовки (специальность) БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ; профиль УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ (очная и заочная формы обучения), является ВКР.

Настоящие методические указания в большей степени связаны с учебной дисциплиной «Криминалистика», но весь последовательный порядок (процедура) подготовки ВКР может быть взята за основу и использоваться обучающимися при подготовке ВКР по тематике государственно-правовой и гражданско-правовой направленности.

ВКР является одним из основных элементов учебного процесса по подготовке специалистов для служб и подразделений правоохранительной направленности, включая деятельность органов дознания, следствия и сотрудников оперативно-розыскных служб, обучающихся в системе высшего профессионального образования России.

ВКР представляет собой с и с т е м у сбора материала по избранной теме.

Целью данной работы является детальное исследование предметной стороны избранной темы.

Для примера в настоящих методических рекомендациях приводится конкретное направление по тематике – криминалистика. Обучающийся должен дать характеристику общую с указанием разработанности аспектов направления в области деятельности правоохранительных органов России, пусть даже это будет уголовно-правовое направление или уголовно-процессуальные аспекты и т.п..

При этом делается ссылка на исследования в рамках какой либо теории (учения), теоретических положений. Обязательно обозначается степень актуальности исследования с обязательным анализом ее практическое внедрение (темы и ее отдельных аспектов) в практическую деятельность правоохранительных органов России. При этом следует указать на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения. ВКР должна указать на сущность исследования по теме на основе теоретического учебного материала и со ссылкой на практическую деятельность (например, при изучении раздела «Криминалистическая техника» и «Криминалистическая тактика»), что и послужит основой для оценки учебной деятельности обучающегося в рамках учебной дисциплины согласно Государственного образовательного стандарта, входящего в цикл общепрофессиональной подготовки.

Задачи ставятся согласно избранной темы (составление плана и подготовка обоснования со ссылкой на предмет и объект исследования) и в пределах:

- систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний по криминалистике, как учебной дисциплине и согласно избранной темы;

- совершенствования умений и практических навыков, связанных с использованием криминалистических средств и методов раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;

- необходимых для развития навыков при подготовке материала по теме и анализа имеющихся данных (при работе с научной литературой);

- необходимого для раскрытия темы исследования плана и четкое следование для подготовки материала для защиты (необходимо ссылаться на литературу, давая комментарий и проводя анализ судебной, следственной и административной практики).

- изложения материала согласно цели и задач (важным является введение и заключение), т.к. процесс подготовки материала, собственно написание ВКР и ее защита связано с получением определенных результатов, а так же их оформление, в т.ч. в виде приложений.
2. ВЫБОР ТЕМЫ ВКР

Выбор темы ВКР определяется как объективными факторами (актуальность, новизна, перспективность), так и субъективными (образование, жизненный опыт, склад ума, интересы начинающего исследователя).

Для студентов заочной формы обучения значимыми могут стать связь с тем или иным научным коллективом, характер профессиональной деятельности, нерешенные проблемы собственной практической работы. Тем более, если студенты заочной формы обучения проходят службу в системе правоохранительных органов, то выбор темы может обусловлен именно спецификой деятельности автора ВКР.

При выборе темы следует учитывать место прохождения таких этапов учебного процесса, как ознакомительная практика, производственная практика, (стажировка в службах и подразделениях ОВД), так как на базе деятельности практических органов возможен результативный сбор материала для разработки темы ВКР.

Рекомендуется также предварительно ознакомиться со специальной литературой, провести консультации с ведущими преподавателями учебного учреждения. Важно и то, что разработка ВКР послужит собственно началом исследования на предмет подготовки выпускных квалификационных работ. Такого рода подход позволяет углубить и детализировать изучение проблемы. При этом нельзя механически переносить текст ВКР в выпускную квалификационную работу. Исходным материалом для творческой разработки проблематики могут служить отдельные положения, выводы ВКР, собранный эмпирический материал.

В ы б о р темы относится к эмпирическому этапу исследования, когда слушатели получают представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Понятия тема и проблема не идентичны. В обычном смысле термин «проблема» употребляется для обозначения определенного затруднения, трудности, задачи, требующей решения. Научная проблема выражает противоречия, возникающие между имеющейся теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить при помощи старых теоретических знаний, между конкурирующими научными теориями.

Проблема (от греч. «problema» – задача, задание) – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема представляет собой нечто неизвестное, новое, противоречие между научными фактами и их осмыслением. Невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания вызывает потребность в новых знаниях, определенных сведениях, необходимых для решения задачи. Противоречие должно быть осознано и четко сформулировано. Поэтому говорят, что проблема является знанием о незнании, т.е. неким мостиком от известного к н е и з в е с т н о м у.

Таким образом, в проблеме соединены, в о – п е р в ы х, знание о незнании и, в о – в т о р ы х, предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия.

Тема конкретно отражает проблему. Тема (от греч. «thema» – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Поэтому важно, чтобы исследования была сформулирована проблемно. Начинающий исследователь при уточнении формулировки темы обязан задать себе ряд вопросов:

1. Есть ли проблема?

2. Разрешима ли она в принципе?

3. Корректно ли сформулирована?

4. Имеется ли практическая потребность в ее разрешении?

5. Возможно ли ее разрешение на современном уровне

криминалистической науки?

В какой мере возможно ее разрешение в рамках исследования (подготовки курсовой работы)?

В процессе постановки научная проблема проходит через ряд этапов:

- осмысление границ известного (знакомство с историей вопроса и современным состоянием);

- уточнение формулировки, определение терминов;

- критическое осмысление собранного материала;

- предположение о способах возможного достижения необходимого для практики знания. Правильность постановки проблемы во многом зависит от смысла основных категорий и понятий исследования.

Каждый использованный научный термин должен быть ясно определен для самого автора. Отсутствие однозначных определений используемых понятий не позволит получить истинного ответа. Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме. Например, тема «Порядок назначения и производства судебных экспертиз» не содержит в себе противоречия, направлена на констатацию сложившейся практики. Формулировка аналогичной темы в виде «Судебная экспертология как новая научная дисциплина» требует построения системы доказательств против или в пользу существования судебной экспертологии как самостоятельной отрасли юридической науки, формулирования ее методологических и теоретических основ. Целесообразно, формулируя тему, указать определенный этап уточнения и локализации проблемы. Например, тема «Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами (по материалам следственных подразделений Республики Саха (Якутия)» связана с необходимостью изучения особенностей расследования данного вида преступлений, обусловленных пребыванием и перемещением по территории республики граждан Китая и проблемами с организацией въезда гр. Китая в Республику Саха (Якутия). Бессмысленно изучать проблему, решение которой уже найдено, либо когда разработка не имеет никакого практического или теоретического значения. Всякое исследование должно с самого начала предполагать получение общественно значимого результата: будь то новая теория, ценный практический материал, раскрытие новых возможностей в углубленном изучении данной темы.

Тему нужно формулировать кратко, одним предложением, ясно и точно. Необходимо избегать какой-либо двусмысленности и неопределенности. Иначе говоря, в названии темы должен быть указан объект исследования, а при необходимости – аспекты, в которых она будет изучаться. При этом, однако, следует избегать использования в качестве ключевых слов в названии темы терминов «проблемы», «вопросы», которые даже психологически ориентируют на постановку проблемы или вопросов, но вовсе не на их решение. Примерный перечень тем ВКР составляется кафедрой и обсуждается на заседании кафедры. Руководит процессом подготовки ведущий преподаватель (преподаватели), преподающие данную учебную дисциплину. Тематика работ должна отражать современное состояние и перспективы развития какого либо направления науки в целом, и отраслей – в частности, также следует давать оценку (возможно временному ряду) тем или иным событиям происходящих в обществе.

В значительной степени многие темы учитывают направления научных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом кафедры, что обеспечивает углубленное изучение соответствующей научной проблематики. Тематика ВКР по государственно-правовой и уголовно-правовой направленностям может приводиться дополнительно (отдельным списком). Например, в пункте №5 содержания настоящих методических указаний приводится перечень тем по учебной дисциплине «Криминалистика». Если тема ВКР предусматривает использование документов, содержащих сведения ограниченного пользования (для служебного использования, секретно и т.п.), то работа оформляются в соответствии с требованиями режима секретности.

Обучаемый вправе самостоятельно сформулировать тему по согласованию с руководителем и при обеспечении избранной темы соответствующим (мотивированным) обоснованием представить для обсуждения на кафедру. Допускается работа и над одной темой нескольких обучаемых, если тема носит к о м п л е к с н ы й характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью.

ВКР студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями ведущего преподавателя по учебной дисциплине, при консультации заведующего кафедрой, и при необходимости – принимая во внимание варианты редактирования как темы ВКР, так и материала глав таковой (в процессе выполнения отдельных частей работы и в целом, студент должен учитывать замечания, устраняя таковые своевременно, и вносить изменения (дополнения) в материалы работы.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВКР.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ВКР

Планирование работы имеет огромное значение для начинающего исследователя. При этом целесообразно различать такие понятия как «план действий по выполнению ВКР» и «план ВКР». План действий по выполнению работы базируется на типовой структуре научного исследования, предполагающей определенную последовательность поисковых шагов, направленных на решение исследуемой проблемы. Так, он включает составление списка литературы по теме исследования, выделение базовых понятий по теме исследования, обоснование актуальности темы, составление плана ВКР, составление обзора литературных источников, написание текста, изучение архивных уголовных дел, составление анкеты, оформление таблиц и графиков, написание заключения и т.п. Студенту необходимо ясно представлять организационную очередность намеченных работ и время, необходимое для решения планируемых заданий и операций. Возможно составление программы исследования, которая составной частью включала бы ряд процедурных моментов, в том числе методику сбора и анализа данных по исследуемому вопросу, изучение материалов, имеющихся по данной теме, нормативных актов, литературы, передового опыта в сфере предварительного и судебного следствия, а также статистических данных, отчетности, обработку полученных данных и т.п..

План ВКР представляет собой последовательность расположения основных частей, к которым относят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).

Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует последовательному изложению. План ВКР составляется обучающимся самостоятельно с учетом основной цели и задач поставленных для глубокого исследовательского подхода. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться, изменяться. В творческом исследовании план всегда имеет динамический характер, он должен быть гибким, чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходе исследования.
ОСНОВЫ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВКР выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературы по теме (это удобно делать на отдельных карточках). Просмотреть необходимо все источники, связанные с темой. Эта работа называется «анализом состояния исследуемого вопроса».

Чтобы квалифицированно, правильно и продуктивно вести исследовательскую работу, нужно изучить оставленные нам предшествующими поколениями исследователей научные работы, которые хранятся в библиотеках и информационных центрах. Научная информация сосредоточена прежде всего в печатных изданиях, объединяющих книжные и периодические издания, Однако не надо забывать, что в век информационных технологий существуют и другие источники получения информации: аудиовизуальные материалы (звуко-, видеозаписи, фильмокопии, мультимедиапродукты), электронные ресурсы (электронные и сетевые издания), репродуцированные материалы (документы, переведенные из печатного вида на другие носители информации путем технологий микрофильмирования, микрофиширования, фото- и ксерокопирования, оцифрования). С целью экономии времени, усилий и более оптимальной организации работы каждому обучающемуся полезно изучить виды и основные принципы работы с каталогами, правила заказа книг и заполнения требований. В данном учебном пособии эти вопросы будут раскрыты кратко. В алфавитном каталоге библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

Систематический каталог располагает библиографические записи по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечной классификации. В пред-метном каталоге библиографические записи распределяются в алфавите предметных рубрик. В последние годы получили достаточно широкое распространение электронные каталоги, объединившие поисковые возможности алфавитного, систематического и предметного каталогов. Электронный каталог представляет собой библиотечный каталог в машиночитаемой форме. Такой каталог позволяет вести поиск информации по любому элементу библиографической записи: имени автора, коллектива, заглавию, заглавию се-рии, году издания и пр. Размещение электронных каталогов в Интернете обеспечивает удаленный доступ к ним. Многие библиографические источники размещаются в Интернете бесплатно. Однако доступ к большинству реферативных баз данных осуществляется на платной основе. Платной услугой является также электронная доставка текстов документов. Наряду с алфавитным и систематическим каталогом необходимо обращаться к каталогу периодических и продолжающихся изданий, каталогу авторефератов диссертаций, что существенно расширит границы поиска.

Стоит использовать возможности справочно-библиографических отделов для по-лучения библиографических указателей и информационных изданий по теме ВКР. При работе с книгой уже на этапе знакомства с каталогами необходимо точно фиксировать ее полное библиографическое описание. Например: Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы: Учебное пособие / Под. ред. д-ра юрид. наук, проф. В.А. Снеткова. – М.: ЭКЦ МВД России, 1993. – 264 с.

Изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам – непростое дело: человечество только за последние два столетия накопило такой объем знаний об окружающем мире, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в обилии публикаций. Правильный отбор источников информации и целенаправленное их изучение – важная часть деятельности автора ВКР. Необходимо отметить, что при разработке исследуемой темы нельзя замыкаться только на литературе по криминалистике. Целесообразно использовать литературу по теории познания, логике, юридической психологии и т.п. Количество литературных источников в ВКР не должно быть меньше 35-40. Рассмотрим наиболее т и п и ч н ы е способы деятельности на этом этапе научного исследования. Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с библиографическими и информационными изданиями, цель выпуска которых – оперативная информация об авторах, публикациях и их содержании. При выполнении ВКР по криминалистике можно порекомендовать на первоначальном этапе работы с литературой воспользоваться обзором наиболее значительных трудов в области исследования различных проблем криминалистики, приведенном в реферативном разделе криминалистической энциклопедии. (Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М.: Мегатрон XXI, 2000. – 334 с.). Известно, что результаты исследований по криминалистике, как и по другим наукам, находят свое конечное или промежуточное выражение в книгах, статьях, помещаемых в научных журналах, сборниках научных работ, материалах научных конференций, диссертациях, текстах результатов исследований и, наконец, в конкретных рекомендациях, полученных в процессе исследований.

Все перечисленные виды литературы являются основными источниками научной информации. Книги, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки по исследованию одной конкретной проблемы, обобщены общие результаты научных исследований, называют монографиями. Авторами монографий, как правило, являются наиболее крупные ученые, накопившие большой опыт и обширные знания в определенной области науки.

Монографические труды отличаются актуальностью проблематики, насыщенностью фактическим материалом, композиционной стройностью, научно обоснованной системой доказательств. В качестве примера можно привести монографию И.Ф. Крылова «Криминалистическое учение о следах», в которой рассмотрены вопросы исторического развития учения о следах, понятие и классификация следов, механизм их образования. Разумеется, что для глубокого и основательного постижения смысла данной книги, ее следует читать очень внимательно, с карандашом в руках, отмечая или даже выписывая наиболее значимые рекомендации и высказывания автора.

Как правило, монографии снабжаются обширными списками наиболее значимой литературы по излагаемой проблеме. Автору ВКР необходимо ознакомиться с этими списками для продолжения исследования с целью глубокого анализа и «подачи» именно своего видения проблемы. Для оценки и последовательного анализа проблемы начинающему исследователю рекомендуется в первую очередь изучить все имеющиеся (или наиболее существенные) монографии за предшествующие 10-15 лет. Это позволит сделать достойный обзор литературы по избранной теме в хронологическом или проблемно-тематическом плане.

Статьи – это специальные публикации небольшого объема (10-20 печатных стр.), в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным узким вопросам или результаты ограниченных исследований. Статьи по проблемам криминалистики публикуются в сборниках научных трудов, специальных научных, научно-популярных журналах по юридическим наукам, юридических газетах. Перечислим некоторые из юридических журналов: «Вестник криминалистики», «Государство и право», «Журнал российского права», «Закон», «Закон и право», «Известия вузов. Правоведение», «Милиция», «Мир безопасности», «Прокурорская и следственная практика», «Следователь», «Российский следователь», «Российский юридический журнал», «Южно-уральский юридический вестник», «Юрист», «Юридический мир», «Юридическое образование и наука» и др.. Большинство из перечисленных журналов имеет постоянную рубрику «Криминалистика». В журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД» интересующие статьи могут находиться в рубрике «Криминалистика, уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность». Журнал «Российская юстиция» имеет полезные рубрики «Разъяснения судебной практики», «Статистика», «Юридический мир Интернета», «Наука – правосудию», «Вестник Московского университета» предлагает публикации по проблемам криминалистики в разделах «Укрепление законности и борьба с преступность», «Юридические науки – практике», «Трибуна молодых ученых». Журнал «Законность» имеет рубрику «В помощь прокурору, следователю, судье, эксперту». Обучающемуся необходимо внимательно следить за публикациями в очередных номерах научных журналов и брать себе на заметку статьи по исследуемому вопросу. Так, при изучении проблемы незаконного распространения наркотиков сведения о состоянии современного рынка наркотиков, основных путях их распространения, об опыте борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами в зарубежных странах можно найти в научных журналах, например:

1. Борьба с преступностью за рубежом. Информационный бюллетень. – М., 2000. № 7.

2. Егоров В.Ф. Наркологическая ситуация в России // Русский медицинский журнал. 1997. № 2.

3. Лунев С.И. «Черные» параметры теневой экономики // Восток. 2000. № 1.

4. Хашимбеков Х. Расцвет преступного бизнеса // Азия и Африка. 2000. № 2.

Приведенный список показывает, что искомая информация содержится зачастую в периодических изданиях, которые нельзя отнести к юридическим. Это могут быть общественно-политические, популярные, социально-гуманитарные издания и т.п. Например, журнал «Социс» публикует результаты социологических исследований в рубрике «Социология права». Их можно использовать, в частности, при описании структурных эле-ментов криминалистической характеристики преступлений, например, Первякова И.К. Женщины – жертвы преступлений // Социс. – 2000. № 9.

Криминалистика как динамично развивающаяся наука широко и творчески использует достижения различных отраслей знания в целях борьбы с преступностью. Поиск информации в более широком формате способен обеспечить новый уровень осмысления криминалистической проблематики, прирост знания. Например:

1. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания // Психологический журнал. 1990. № 3.

2. Ольшанский Ю.И. Ядерно-физические методы обнаружения взрывчатых веществ // Системы безопасности связи и телекоммуникаций. 1998. № 20.

Журнальные и газетные статьи – это наиболее оперативная информация о совре-менных достижениях науки, новых подходах к решению актуальных проблем, поэтому регулярное их изучение дает возможность исследователю всегда быть в курсе результатов самых современных исследований в области криминалистики. Среди юридических газет стоит выделить такие, как: «Правовой эксперт», «Щит и меч», «Юридическая газета», «Юридический вестник», «Юрист и закон», «Юрист и право» и др. Еще одним источником научной информации для слушателей-исследователей могут служить материалы, публикуемые в различных сборниках научных трудов. Научные сборники подобны научным журналам, однако публикуются не так регулярно. Они содержат материалы исследований, проведенных научным или образовательным учреждением. Примерами научных сборников являются:

1. Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. Вып.1(3). – М.: Спарк, 2002.

2. Вестник следственного управления УВД Челябинской области. – 1997. №6(48).

3. Криминалистика. Экспертиза. Розыск: Сб. научн. статей. Саратов: СВШ МВД России, 1995.

4. Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений: Межвуз. сб. научных трудов. Вып.69. Свердловск: Свердловский юрид. ин-т, 1978.

5. Следственные ситуации и раскрытие преступлений: Научные труды. Вып.41. Свердловск: Свердловский юрид. ин-т, 1975.

6. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вопросы техни-ки, тактики и методики расследования: Межвуз. научный сборник. Вып.4. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.

Актуальную информацию содержат материалы научных конференций (семинаров, совещаний), которые по существу представляют собой непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (доклады, сообщения, решения, предложения).

Вот несколько примеров:

1. МВД России – 200 лет: Материалы международной научно-практ. конференции. Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 г. Ч.3 / Под общ. ред. О.М. Латышева, В.П. Сальникова. – СПб.: СПб. Академия МВД России, 1998.

2. Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Второй Всероссийский «круглый стол» (20-21 июня 2002 г.): Сб. материалов. Ростов-на-Дону: Ростовский юрид. ин-т МВД России, 2002. 3. Роль и значение деятельности Р.С. Белкина в становлении современной криминалистики: Материалы Международной научной конференции (к 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина). – М.: Академия управления МВД России, 2002.

Авторефераты по дисс. исследованиям позволяют ознакомиться с новейшими под-ходами к разработке научной проблематики, результатами исследований. Обращения к авторефератам надо согласовывать с научным руководителем. Например, раскрывая во-прос, связанный с оценкой заключения эксперта, можно воспользоваться авторефератом на соискание ученой степени доктора юридических наук:

1. Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза как институт уголовно-процессуального права: Автореф. дис… докт. юрид. наук. – СПб., 2001.

Исследуя, к примеру, тему «Криминалистическая характеристика и особенности расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма», желательно ознакомиться со следующими авторефератами и диссертациями:

1. Брусницын В.И. Совершение и сокрытие преступлений с использованием взрывных устройств: Дис. …канд. юрид. наук. Владивосток, 2001.

2. Гусев А.В. Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы использования специальных познаний в ходе предварительного расследования: Дис. …канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.

3. Жбанков В.А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. – М., 1995.

Подготовка ВКР, без сомнения, требует не менее тщательного изучения учебных изданий: учебников, учебных, учебно-практических и учебно-методических, учебно-наглядных пособий, учебных программ. В учебных изданиях в систематизирован-ном виде излагаются сведения научного или прикладного характера по учебной дисциплине. Количество выпускаемой учебной литературы по криминалистике в настоящее время резко возросло.

Среди н а и б о л е е значимых работ последних лет можно назвать следующие учебные пособия:

1. Серийные сексуальные преступления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Изд-во "Щит", 2000. – 240 с.;

2. Виниченко И.Ф. и др. Криминалистическое описание внешности человека. – М.: МЮИ МВД России, изд-во "Щит - М", 1999. – 198 с.;

3. Бородин С.В. Преступления против жизни: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000. – 356 с.;

4. Следственные действия. Криминалистические рекомендации и типовые образцы документов: Учебное пособие / Под ред. В.А. Образцова. – М.: Юристъ, 1999. – 501 с.;

5. Топильский Е.В. Организованная преступность: Учебное пособие. – СПб.: Юрид. центр-пресс, 1999. – 256 с.

При написании ВКР часто возникает необходимость обратиться к справочным изданиям. К ним относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые, языковые и терминологические словари, справочники законодательных материалов, юридические и статистические атласы и пр. Так, при изучении темы «Взаимодействие следователей с органами дознания» не обойтись без толкового словаря, определяющего значения термина «взаимодействие». Исследование темы «Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации» потребует глубокого знакомства со справочной и научной литературой по информатике. Обращение к справочной литературе по криминалистике обеспечит точность, корректность и полноту изложения. Приведем примеры справочных изданий по криминалистике:

1. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия: Справочное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 341 с.

2. Криминалистика: Краткая энциклопедия / Авт.-сост. Р.С. Белкин. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия, 1993. – 111 с.: ил.

3. Криминалистический словарь. – М.: Юрид. литература, 1993. – 192 с.

4. Трасология: Справочник криминалиста. Т. 1. Гомеоскопия / Авт.-сост. Г.Н. Сте-панов, А.И. Бронников. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. – 190 с.: ил.

5. Трасология: Справочник криминалиста. Т. 2. Механоскопия / Авт.-сост. Г.Н. Степанов, А.И. Бронников. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. – 248 с.: ил.

Чрезвычайно важным при работе с литературными источниками является умение читать, осмысливать и запоминать прочитанное. Ученые выявили четыре основных способа о б р а б о т к и информации при чтении. Это чтение: побуквенное, послоговое, по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть слова угадывается), по понятиям (из текста выбираются только от-дельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или не-скольких предложениях). Чтение по понятиям характерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хорошую память. В большинстве пособий по научной организации умственной работы слушателей даются рекомендации по овладению определенными мыслительными приемами, применяемыми в процессе чтения. Принято выделять быстрое и медленное чтение.

Для успеха необходимо стремиться овладеть и тем, и другим видом чтения. Огромное количество учебной литературы посвящено проблеме скорочтения. Она остается актуальной, особенно в условиях ограниченного срока, отведенного на подготовку ВКР. Перечислим лишь несколько советов. Необходимо воспринимать не отдельные слова, а предложения или целые группы предложений, по нескольким буквам угадывая слово, а по нескольким словам – фразу. Использовать периферическое зрение, то есть двигаться взглядом сверху вниз по середине страницы, а не по строчкам. При медленном чтении важно уметь творчески переработать материал, сформировать собственное мнение о прочитанном. Изучение литературных источников дает возможность исследователю ознакомиться с обширной информацией по исследуемому вопросу, однако ни один человек не способен долго, точно и полно удерживать ее в памяти. Поэтому каждому автору ВКР (в последующем – выпускной квалификационной работы) необходимо овладеть известными методами фиксации и хранения научной информации, позволяющими при необходимости быстро ее находить и использовать в целях цитирования или уточнения своих знаний. Один из наиболее простых методов изучения литературных источников – это фиксирование на отдельных карточках (библиографических) названий источников (полное библиографическое описание) и составление их аннотаций. Зафиксировать название научной публикации необходимо, но недостаточно. Важно также кратко, но информативно записать основное содержание прочитанного, чтобы в будущем его было бы легче воспроизводить, чтобы не путать источники и не тратить дополнительного времени на восстановление в памяти забытого. Имеется много способов краткой фиксации содержания изученного материала, статей и книг. Вот основные из них: аннотирование, составление тезисов, реферирование, конспектирование, цитирование, логическое структурирование.

Аннотирование — это создание аннотации. Под аннотацией понимают наиболее общее и краткое изложение основного смысла работы. Аннотация включает следующие характеристики: - тип (форма) произведения: монография, учебник, учебное пособие, практикум, справочник, словарь; - основная тема, проблема (достигается на основе анализа содержания всех частей произведения); - цели работы и ее результаты; - новизны работы в сравнении с родственными трудами; - характер изложения – обобщающий труд, новая концепция, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, создание новой методики, новая оценка фактов, завершение разработки, новая гипотеза, рекомендации практического характера, введение компонентов научно-справочного характера; - сведения об авторе (социально-профессиональная принадлежность, ученая степень, звание, страна проживания).

Для упрощения процедуры аннотирования часто выписывают названия наиболее крупных его разделов или глав из оглавления. Например, Грановский Г.Л. Основы трасологии. – М., 1965.

3. Глава I. Сущность трасологии

4. Глава II. Учение о следах

5. Глава III. Общая методика трасологических исследований

6. Глава IV. Изучение трасологических объектов. Трасологическая экспертиза и оценка ее выводов.

Более полное представление о содержании изучаемого источника дает составление по ходу чтения отдельных заметок, часто не связанных друг с другом по смыслу, о наиболее ярких идеях и выводах, содержащихся в источнике и изложенных своими словами. Составление таких заметок (записок) называют составлением тезисов, а сами отдельные заметки — тезисами. Объем каждого тезиса – несколько строчек, а общий объем всех тезисов зависит от объема изучаемого источника, но примерно один тезис на 1-2 страницы текста. Тезисы и аннотации удобно использовать при изложении степени разработанности, например, проблемы в теории и практике криминалистики (во введении к ВКР, первой главе).

Реферирование – это процесс создания реферата, то есть краткого связного изложения основного содержания изучаемой работы. Важно также уметь выполнять научное реферирование материала и составление научного обзора, включающего основные фактические сведения и выводы. Реферат может послужить рецензенту для ознакомления с содержанием ВКР, ознакомившись с содержанием темы, предмета (объекта) исследования, целью, методом проведения работы, полученными результатами, выводами, областью применения. Реферативные заметки уместно вставлять в ВКР при разборе трудов, монографий, составляющих фундаментальные основы разрабатываемой темы.

Конспектирование – краткое и точное выражение мыслей автора своими словами, эффективный способ сохранения основного содержания прочитанного. Максимальная точность нужна при записи формул, определений, схем, статистических данных. Один из вариантов фиксирования содержания опубликованного источника – цитирование.

Цитата – это точное воспроизведение текста источника. Чтобы выделить цитату в конспекте, ее текст заключают в кавычки, а в сноске указывают название издания, из которого извлечен отрывок текста, и страницу, на которой он опубликован. Подробнее правила оформления ц и т а т описаны на стр. 36.

Наряду со словесными методами существует такой способ фиксации содержания источника, как л о г и ч е с к о е структурирование, когда основные понятия предмета изучения представляются в виде графической схемы. Наиболее значимые элементы изу-чаемой информации образуют разного уровня градации логической структуры, которая может быть также хорошей основой для составления тезисов или конспекта. В настоящее время на помощь исследователям приходят компьютеры, на базе которых при специальных информационных центрах, накапливающих соответствующую информацию из определенной отрасли науки, создаются информационно-поисковые системы и «банки» информации. При использовании подобной информации, в том числе и из сети Интернет, слушателю необходима критическая переработка информации и ссылка. Проблемы, связанные с цитированием электронных публикаций, кратко изложены на стр. 36 настоящих рекомендаций. При выполнении ВКР особое внимание следует уделить изучению нормативных правовых актов, которые составляют правовую базу исследования. Нормативной основой ВКР, например, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы, оперативно-розыскной деятельности и др. учебных дисциплин уголовно-правовой направленности, служат Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, Федеральные законы и законы субъектов Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Нормативные документы должны быть изучены под углом зрения избранной темы.

СБОР И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Успешный сбор практического материала для ВКР в значительной степени зависит от того, насколько четко слушатель представляет себе направление работы и какой материал и с помощью каких методов необходимо получить. Эмпирическая база исследования складывается в результате изучения и обобщения опубликованной и неопубликованной следственной и судебной практики. Источниками опубликованной практики являются «Бюллетень Верховного Суда СССР», «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», «Бюллетень «Верховного Суда Российской Федерации». Постановления Пленума Верховного Суда публикуются также в отдельных изданиях. В специальных сборниках публикуются постановления и определения по уголовным делам. Важную информацию содержат статистические материалы правоохранительных органов. Главный информационный центр МВД РФ издает ежегодный сборник «Состояние преступности в России». Систематизированные данные о преступности публикуются в статистических сборниках. Например, Преступность и правонарушения (1996-2000): Статистический сборник. – М., 2001. ГУВД Челябинской области выпускает обзор «Анализ оперативной обстановки на территории Челябинской области» (ежегодный, по месяцам). Новым изданием является «Состояние преступности в Уральском Федеральном округе». Специальные разделы, включающие статистическую информацию о преступности, имеются в таких журналах, как «Правозащитник», «Российская юстиция», «Милиция», газетах «Щит и меч», «Южноуральская панорама». Под неопубликованной практикой понимаются архивные уголовные дела, отказные материалы, копии приговоров и другие материалы судов, ОВД, прокуратуры и пр. Для работы с такими материалами обычно оформляется письмо от имени института в адрес органов, ведущих расследование или судебное разбирательство. Архивные дела изучаются и анализируются в соответствии со специально составленной анкетой, которую рекомендуется поместить в приложение к ВКР.

Целесообразно также подготовить сводную таблицу по изученным делам. Для сбора эмпирического материала можно порекомендовать использовать различные методы социологического исследования: анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок и пр. Образцы анкет, бланков интервью, материалы первичной обработки помещаются в приложение к ВКР.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР. СТРУКТУРА ВКР

ВКР, как правило, имеет традиционную композиционную структуру и состоит из следующих основных элементов: Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется по строго определенным правилам.

Оглавление (содержание)

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся обозначения всех основных частей ВКР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки (названия глав и параграфов) оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

При обозначении глав и параграфов надо помнить, что содержание составляющих главу параграфов в совокупности должно соответствовать смысловому содержанию главы. При этом необходимо руководствоваться логическими правилами. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры. Важным аспектом является нумерация - обозначение последовательности расположения составных частей готовой работы при помощи знаков, цифр или букв. Традиционная рубрикация с обозначением глав и использованием знака § продолжает использоваться в научных работах и может быть рекомендована для оформления ВКР. При этом нумерация глав осуществляется римскими цифрами, а параграфов – арабскими. Широкое распространение в настоящее время получила цифровая (индексационная) система нумерации, в соответствии с которой составной части работы присваивается номер. Крупные разделы (главы) обозначены одной цифрой, подразделы (параграфы) двумя цифрами. При дальнейшем членении частей цифровой индекс рубрики содержит номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова "глава", "параграф" и т.д.

Автору работы рекомендуется придерживаться одной выбранной системы нумерации, не смешивая их.

Важно также знать технические правила оформления оглавления. Заголовки самостоятельных частей работы (введения, наименований глав, заключения, списка литературы и приложений) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени (наименования параграфов) смещаются на три-пять знаков вправо по от-ношению к заголовкам предыдущей ступени. Их печатают с прописной буквы; точка на конце не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (…………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Обозначается номер только первой страницы, с которой начинается раздел. Выше номера страницы печатается сокращенное слово «Стр.».

Приведем п р и м е р оформления оглавления ВКР на тему «Криминалистическая характеристика и особенности расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма»:

О Г Л А В Л Е Н И Е

стр.

Введение……………..………………………………...………………………. 2

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ для студентов
Настоящие указания содержат требования к выполнению студентами гражданско-правовой специализации выпускных квалификационных работ...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных...
Настоящие указания содержат требования к выполнению студентами гражданско-правовой специализации выпускных квалификационных работ...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению бакалаврами выпускных квалификационных...
Методические указания по выполнению бакалаврами выпускных квалификационных работ на кафедре «асси» по специальности 220700. 62 (15....

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ Владимир 2015
Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ / Владим гос университет; сост.: Ю. В. Овчинникова,...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ 137-166
Утвержден на заседании кафедры уголовного, гражданского процесса и трудового права

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические указания к выполнению дипломной работы
Методические указания предназначены для студентов специальностей групп 060000, 350000 и направления 521600, но могут быть использованы...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconУчебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ
Смирнова И. В., Кашенцева Н. П. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ. 2-е...

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению...
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск