| ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
|
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
| НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
| ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ
| ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| СРОКИ ПРОВЕДЕНИЕ
| Примечание
|
1.1
| Изучение уровня психических процессов и особенностей их развития: внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия
| Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
Проведение психологической диагностики
| Наблюдение
Беседа
Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду
Психолого-педагогическая диагностика развития детей (Стребелева Е.А.)
Мониторинг воспитателей всех групп с целью выявления детей с проблемами в эмоционально – личностном развитии.
| Воспитанники
(младшие группы) и др.
| Ноябрь-декабрь
В течение года по индивидуальному запросу
|
|
1.2
| Изучение уровня нравственного развития
| Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
Опрос педагогов и родителей;
Психолого-педагогическая диагностика
| Наблюдение
Беседа
Методика Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников».
Методики - «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой)
«Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой)
«Как поступать»
Методика «Что мы ценим в людях»
Методика «Беседа» использовалась для изучения представлений детей о нравственных качествах.
| Воспитанники (старшие, подготовительные группы)
| Ноябрь-декабрь
Апрель-май
|
|
1.3
| Изучение межличностных отношений в группах
| Наблюдение за детьми в различных видах деятельности;
Опрос педагогов и родителей;
Проведение психологической диагностики
Выявление возможных проблем в общении педагогов и воспитанников, а также дошкольников друг с другом
| Наблюдение
Беседа
«У кого больше?» – адаптированный для дошкольников вариант социометрической игры Я.Л. Коломинского «Выбор в действии». В методику включен также вариант аутосоциометрии.
Социометрическая методика с вариантом аутосоциометрии для детей младшего дошкольного возраста Я.Л. Коломинского.
Социометрический эксперимент по варианту Т.А. Репиной «Секрет».
Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» Л. Кантат.
Методика «Краски в подарок на день рождения» Е.А. Панько и М. Кашляк.
Методика выявления личностного статуса ребенка в группе сверстников Л.А. Венгера.
Кораблик
Два домика
| Воспитанники
| В течение года по индивидуальному запросу
|
|
1.4
| Изучение особенностей эмоционально-волевой и деятельностной сферы.
| Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
Опрос педагогов и родителей;
Анализ продуктивной деятельности;
Психолого-педагогическая диагностика
| Наблюдение
Беседа
Цветовой тест (М. Люшер). Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич) Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Методика "Кинетический рисунок семьи"Р.Бернс, С.Кауфман (КРС).
Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».
Тест проводится с детьми с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Диагностика внутрисемейного взаимодействия ( методики «Соломенная башня», «Необитаемый остров») по запросу.
3. Диагностика родительского отношения к детям (тест – опросник родительского отношения к детям – авторы А.Я Варга, В.В. Столин) по запросу.
4. Анкета «В чем талантлив ваш ребенок?»
| Воспитанники
| В течение всего года по индивидуальному запросу
|
|
1.5
| Изучение особенностей готовности детей к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении развивающей работы
| Обследование мотивационной готовности детей к школе;
Обследование интеллектуальной готовности;
Обследование волевой готовности детей к школе
| 1Психодиагностическое обследование с использованием блока методик «Диагностика готовности детей к обучению в школе» (И.В.Дубровиной)
Экспресс-диагностика готовности к школе/Вархотова Е.К., Дядко Н.В., Сазонова Е.В. М.: Генезис,
Консультативная работа с педагогами подготовительных групп и родителями.
| Подготовительные группы
| Сентябрь-октябрь
Апрель-май
|
|
1.6
| Психологический анализ социальной ситуации развития в детском саду
| Изучение социально-психологического климата коллектива.
Выявление основных проблем, причин их возникновения, путей и средств их решения.
| Наблюдение
Беседа
Диагностическое обследование с использованием карты-схемы А.Н.Лутошкина. и др.
Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.
2. Диагностика профессионального выгорания Бойко В.В.
3. Сбор информации о проявлении способностей и одаренности детей.
| Специалисты
Педагоги
Администрация
| В течение года по запросу.
|
|
1.7
| Изучение уровня адаптации для последующего учета при организации и проведении коррекционно - развивающей работы
| Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
Опрос педагогов и родителей;
Анализ продуктивной деятельности;
Психолого-педагогическая диагностика
| Опрос родителей;
Опрос педагогов;
Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
Анкетирование родителей: «Сведения о семье и ребенке»
Изучение уровня тяжести адаптации
Выявление детей «группы риска»
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Первичная диагностика родителей (анкетирование) с целью выявления индивидуальных особенностей детей, особенностей воспитания детей в семье, а также по определению индивидуальных психолого – педагогических параметров готовности детей к поступлению в ДОУ.
2. Изучение родительских запросов.
| Воспитанники
(ясли, младшая группа)
| Декабрь
|
|
1.8
| Психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК по результатам обследования логопедов.
| Анализ уровня развития детей, имеющих нарушения логопедического плана, для получения наиболее полной картины причин и глубины нарушений развития.
| Наблюдение
Беседа
Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. (Стребелева Е.А.)
| Воспитанники
(средние группы)
| В течение года
|
|
|
| 2. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
|
|
2.1
| Фронтальная работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения.
| Фронтальная работа
| Консультация для родителей: «Поступаем в детский сад. Особенности адаптационного периода».
Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, неуспешных в общении»
Консультация – беседа «Влияние ИКТ на развитие детей: плюсы и минусы
Консультация «Готовность детей к обучению в школе»
Консультация «Подготовка детей к школе. Когда начинать и как воспитывать?»
Консультация «Как не бояться всего вокруг? Или особенности детской тревожности»
Знакомство родителей с положениями Конвенции о правах ребенка, с Семейным кодексом РФ
Консультация «Что такое семья для ребенка?»
Консультация «Портрет будущего первоклассника».
Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?»
| Родители, лица их заменяющие
| В течение всего года
|
|
2.2
| Целенаправленная индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими), по улучшению взаимодействия родителей с детьми
| Стендовая информация для родителей
Проведение индивидуальных консультаций
Ознакомление родителей с проблемами и нуждами ребенка
Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми
| Проведение индивидуальных консультаций по запросу
Ознакомительная беседа с родителями вновь поступивших детей.
Ознакомление родителей с результатами первичной диагностики.
Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.
Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей.
Составление памятки для родителей всех возрастных групп по вопросу воспитания ребенка от рождения до 6 лет.
Ознакомление родителей с результатами повторной диагностики
| Родители, лица их заменяющие
| В течение года
|
|
2.3
| Повышение психологической компетентности педагогов и специалистов с целью совершенствования воспитательного процесса с детьми
| Выступления на педагогических советах
Индивидуальное консультирование для педагогов
Беседы с педагогами
| Консультации и рекомендации по адаптации детей, поступающих в ДОУ, «Особенности работы педагога в адаптационный период».
Рекомендации по проведению игр с детьми с тяжелой степенью адаптации.
Консультации по подготовке детей к школе «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе».
Консультация для аттестующихся педагогов ДОУ.
Консультация специалистов ДОУ по запросу.
Участие в окружной творческой лаборатории по психолого – педагогическому сопровождению семьи.
Проведение психолого-педагогического анализа занятий
Знакомство педагогов групп детей раннего возраста с программой сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка, с планом работы на год.
Знакомство педагогов с результатами исследования психологического благополучия каждого ребенка в группе.
Рекомендации для воспитателей детей младших групп «Условия успешной адаптации»
Консультации для педагогов «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации»
Индивидуальные консультации
Помощь педагогам в организации и проведении новогодних праздников.
Лекция для педагогов «Обеспечение комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении»
Памятка для педагогов «Родительские установки и стили воспитания детей»
Консультация для педагогов «Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления»
Беседа с педагогами «Результаты психологической диагностики детей в подготовительных к школе группах» (итоги диагностики).
Выступление на педсоветах по плану ДОУ
| Педагоги
Специалисты
| В течение года
|
|
|
| 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
|
|
3.1
| Содействие нравственному развитию воспитанников (приоритетное направление детского сада)
| Подгрупповые занятия
Индивидуальные занятия
Беседы
| Семенака С.И.Коррекционно-развивающая программа «Уроки добра»
Ю.Е. Веприцкая «развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет»
О.Н. Саранская «Давайте дружить!»
И.А. Пазухова «Давай поиграем!»
Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»
Г.Н. Жукова Нравственные беседы с детьми 4-6 лет
Л.Б. Фесюкова Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7
| Воспитанники
| Январь-март
|
|
3.2
| Содействие личностному и познавательному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе
| Подгрупповые занятия
Индивидуальные занятия
| Оказание психологической помощи детям, требующих индивидуальных занятий (ПМПк).
Подгрупповая коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР и детьми группы риска
Индивидуальная коррекционно – развивающая работа с детьми с детьми с ОНР и детьми группы риска по индивидуально подобранными играми и упражнениями по проблемам конкретного ребенка. (а так же по запросу)
Пример программ:
«Развиваем способности детей!» Винокурова Н.К.
С.И. Карпова,В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» 6-7 лет
«ДРУГИЕ МЫ» Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР» Средняя, старшая группы
Сиротюк А.П.«Интеллектуальное развитие дошкольников»
В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»
Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет
Л.И. Катаева «коррекционно-развивающие занятия» в подготовительной группе
Катаева Л.И.
«Работа с застенчивыми детьми»
Е.О. Севостьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет»
Н.Ф. Иванова «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет»
С.В. Лесина, Г.П. Попова «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия»
Клаус Фопель «Привет, ушки!»
Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми 4-6 лет
И.С. Погудкина Работа психолога с проблемными дошкольниками
| Воспитанники
| В течение года по индивидуальному запросу
|
|
3.3
| Организация адаптации воспитанников к детскому саду
| Фронтальные занятия
| Психологическое сопровождение вновь поступивших детей в режимные моменты.
Игровые сеансы с поступающими детьми, направленные на снятие психо - эмоционального напряжения и развитие коммуникативных навыков в группе
Пример программ:
«Занятия психолога с детьми 2-4 года в период адаптации к дошкольному учреждению».
Занятие с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжина А.Н.
Эмоциональное развитие детей О.А. Айрель
Сенсорное развитие детей Е.А.Янушко
Музыкальная коррекция детей Е.Н. Котышева
Игровые занятия с детьми 2-3 года Д.Н. Колдина
| Воспитанники (ясли, младшая группа)
| Сентябрь-июнь
|
|
3.4
| Содействия психологической подготовке детей к школьному обучению
| Групповые занятия
Индивидуальные занятия
| Подготовка детей к школе Бордусь Е.В.
Приключение будущих первоклассников. Куражева Н.Ю.
| Подготовительные группы
| Декабрь -май
|
|
3.5
| Содействие гармоничному развитию межличностных отношений в коллективе воспитанников
| Групповые занятия
Индивидуальные занятия
| Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»
И.А. Пазухова «Давай поиграем!»
О.Н. Саранская «Давайте дружить!»
Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет»
| Воспитанники
| В течение года по индивидуальному запросу
|
|
3.6
| Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду
| Тренинги
Занятия
| А.В. Ненашева Семинары – практикумы, тренинги, рекомендации
Е.В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов
С.В. Терпигорьева Практические семинары и тренинги для педагогов
Еремеева Евгения Феликсовна «Формирование сплоченности коллектива».
Еремеева Евгения Феликсовна « Психологический тренинг как средство улучшения психологического самочувствия воспитателя в ДОУ».
| Педагоги
Специалисты
Администрация
| Ноябрь-июнь
|
|
|
| 4. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
|
|
4.1
| Совершенствование планирование воспитательно-образовательного процесса с использованием психологических методик
| Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях и т.д.
Участие в формировании групп детей;
Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации к личностным особенностям воспитанников
| Комплексный медико – психолого- педагогический анализ соответствия развивающей среды групп возрастным особенностям детей.
Участие в ПМПк ДОУ в экспертизе сопровождения детей группы риска.
Участие в разработке и экспертизе образовательной программы ДОУ.
Участие в рейдовой бригаде и экпертизе организации работы воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей.
Экспертиза непосредственной образовательной деятельности во 2-й младшей группе.
Экспертиза организации различных видов деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Посещение занятий аттестующихся педагогов
Посещение игровых сеансов во 2-й младшей группе.
Участие в работе творческой группы.
Изучение документации по планированию воспитателями коррекционно – развивающей работы с детьми «группы риска».
Подготовка рекомендаций для педагогов по результатам психологического анализа непосредственно образовательной деятельности. (по запросу.)
Составление отчета о работе психологической службы за учебный год.
Составление плана работы психологической службы на следующий учебный год.
| Педагоги
Специалисты
Администрация
| В течение года
|
|
|
| 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
|
|
5.1
| Совершенствование воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы
Психопрофилактика отклонений в социальном и личностном здоровье воспитанников
| Стендовая информация
Проведение лекций, семинаров.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций
Работа в ПМПк
| Лекция –ТЕМА: «Потребность в безопасном и предсказуемом мире»
Лекция –ТЕМА: «Как помочь ребенку научиться общаться со взрослыми и детьми»
Лекция –ТЕМА: «Сказка –ложь, да в ней намек».
Лекция – ТЕМА: «Что жизнь дошкольника –игра»
Цикл групповых игровых сеансов по профилактики психоэмоционального напряжения детей раннего возраста по программе Роньжиной А.С.
Цикл групповых игровых сеансов с детьми подготовительных групп, направленных на предупреждение школьной и социальной дезадаптации по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушеной И.М. «Тропинка к своему Я», Панфиловой М.А. «Лесная школа».
Рекомендации по созданию оптимальных условий для успешной адаптации детей, с учетом их индивидуальных особенностей.
Рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок всех участников образовательного процесса.
Рекомендации по созданию развивающей среды групп, соответствующей возрастным особенностям ( по результатам комплексного анализа).
Рекомендации по результатам диагностики готовности детей подготовительных групп к школе.
Родительские собрания: экспресс – выступления по вопросам психологической безопасности, сохранения психологического здоровья и возрастным особенностям психического развития детей.
Участие в детско – родительском досуге «Давайте познакомимся».
Психологическое сопровождение детей всех на утренниках «Новый год».
Психологическое сопровождение детей всех на утренниках «23 февраля».
Психологическое сопровождение детей всех на утренниках «8 марта».
Семинар-практикум "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога". Выступления в педсоветах и семинарах:
«Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения», «Наследственность и влияние окружающей среды»,
«Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка»
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы. Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота», «Особенности развития познавательной сферы дошкольника», «Мудрость родительской любви», «Что такое готовность к школе»
Выступления на общем родительском собрании, для родителей детей раннего возраста - «Развитие речи вашего малыша», для родителей выпускных групп - «Ваш ребёнок – ученик!»,
Выступление на родительских собраниях:
мл. гр. «Адаптация к д\с»
ср. гр., «Знакомство с физической культурой»,
ст.гр. «Что ребенок хочет сказать мне своим поведением»
подг. гр. «Готовим детей к школе. Что это такое?»
Размещение информации на стендах мл.гр., «Ребёнок поступает в д\с», «Период адаптации», «Знать и понимать ребёнка», «В садик с радостью», «Развитие речи Вашего малыша», «Как научить ребёнка одеваться?».
ср.гр. «Развитие речи Вашего малыша», «Как научить ребёнка одеваться?», «Чему мы учим наших детей», «Играем в математику. Первый счет», «Играем с мамой на кухне».
ст.гр. «Будь здоров, малыш», «Беспокойный сон малыша», «Ваш лучший помощник-игра», «Как справиться с детской истерикой», «Снежные забавы: чем занять дошколят на зимней прогулке», «10 правил воспитания вашего ребёнка», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром». подг.гр. «Ритуалы, которые нравятся детям», «В школу – с удовольствием», «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Упражнения для снятия усталости глаз», «Дети, которых не понимают родители», «Наказание – за и против», «Изящные выражения в детском лексиконе», «Если осенью в школу».
| Родители
Педагоги
Специалисты
Администрация
| В течение года
|
|
|
| 6.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
|
|
6.1
| Совершенствование воспитательно-образовательной работы в детском саду
| Составление вопросов для бесед с родителями, педагогами
Анализ и планирование деятельности
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ
Участие в научно-практических семинарах, конференциях
Посещение совещаний и методических объединений
Оформление кабинета
| Анализ научной и практической литературы, работа с интернет -ресурсами
Обработка и анализ адаптационных листов.
Подготовка наглядных материалов по адаптации.
Подготовка бланков для диагностики.
Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе.
Подготовка диагностического инструментария для обследования.
Обработка информации для составления банка данных о детях с проблемами в развитии, воспитывающихся в семьях, находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых и индивидуальных программ для детей.
Заполнение текущей документацией.
Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ.
Подготовка консультаций для аттестующихся педагогов.
Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе.
Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций.
Оформление наглядной информации.
Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно – развивающей работы.
Подготовка выступлений на педсоветах
Подготовка выступлений для родительских собраний.
Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска.
Подготовка рекомендаций по результатам мониторинга адаптации.
Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ.
Составление годового плана работы.
Оформление документации кабинета.
Оформление отчетной документации:
- журнал консультаций психолога
- журнал учета групповых форм работы с группой
- журнал учета проведенной диагностики
- программ коррекционно-развивающих занятий (тематическое планирование с пояснительной запиской)
- журнал учета мероприятий по психологическому просвещению и психопрофилактике
- аналитический и статистический отчет о работе за календарный и учебный год
Участие в семинарах
Повышение квалификации
Проведение открытых мероприятиях
Участие в конкурсах
И т.д.
| Специалисты
Родители
Педагоги
| В течение года
|
|