Методические рекомендации по составлению перспективного (годового) плана работы педагога-психолога ОУ
Форма годового плана работы утверждена инструктивным письмом департамента образования г. Москвы № 2-30-20 «О ведении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» от 9.08.2003. Согласно этому документу, годовой (перспективный) план работы составляется в виде таблицы, в которой указаны в общем виде цели, задачи, виды деятельности и сроки проведения работ, планируемых в текущем учебном году.
Даты проведения
| Вид работы
| С кем проводится работа
| Ответственный
| Примечания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Так как годовой план является именным, то колонку «ответственный» можно не использовать (если, конечно, это не совместный план работников социально-психологической службы, в этом случае ответственным исполнителем назначается работник, непосредственно отвечающий за данный вид работ).
При составлении годового плана работы нужно руководствоваться следующим алгоритмом:
На основании аналитического отчета за текущий учебный год, определить цель и задачи работы школьного психолога на следующий учебный год, составить план мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, приблизительно распределить их по датам (месяцам) и количеству времени, необходимому для их проведения (сентябрь - декабрь).
Черновой план мероприятий согласовать с заместителями директора по учебной и социальной работе, для включения их в учебно-воспитательный план образовательного учреждения.
Скорректировать план с учетом предложений и замечаний администрации школы.
Согласовать план работы с методистами-психологами в методическом центре.
Согласованный план в 2-х экземплярах утвердить у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится в папке документов педагога-психолога.
Существует несколько вариантов оформления годового плана работы:
По видам деятельности педагога-психолога:
Даты проведения
| Вид работы
| С кем проводится работа
| Примечания
| Развивающая работа
| Сентябрь-апрель
| Групповые занятия
| 1 – 4 классы
| развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»
| ноябрь – май
| Групповые занятия
| 1 – 4 классы
| Развитие когнитивной сферы младших школьников по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» Занятия в группах, сформированных по результатам мониторинга.
| Сентябрь–декабрь
| Занятия в классном коллективе
| 5-е классы
| Адаптация 5-классников к средней школе по программе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!»
|
По возрасту учащихся (по параллелям):
Даты проведения
| Вид работы
| Примечания
| Младшая школа
| 1-е классы
| Сентябрь
| Выступление на родительском собрании
| Тема: «особенности адаптационного периода у первоклассников», сбор информированных согласий о работе психолога с детьми.
| Сентябрь-апрель
| Групповые занятия.
| развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»
| Октябрь
| Мониторинг адаптации в школьной среде.
| Анкетирование родителей, беседы с педагогами, включенное наблюдение, анализ ученических тетрадей, «психолого-педагогическая карта школьника» Афанасьевой Е. И.(наблюдение по Н.Я.Семаго)
| Ноябрь
| Углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школе.
| Карта наблюдения Стотта. (либо, к примеру, «Диагностический комплект» Семаго)
| Ноябрь
| Участие в заседании ПМПК по проблеме школьной дезадаптации первоклассников.
| Представление результатов углубленной психологической диагностики дезадаптированных учащихся, разработка и согласование психолого-педагогической программы развивающей работы.
|
В любом случае, при оформлении годового плана необходимо соблюдать принцип системности работы, т.е. виды проводимых работ должны иметь единую цель, быть логически связаны между собой и соотнесены с закономерностями психического развития и актуального состояния учащихся.
К примеру, эффективность занятий по развитию когнитивной сферы у учащихся 10-11 классов будет минимальной, равно как и занятия по программам профессиональной ориентации с учениками младшей школы.
Виды деятельности педагога-психолога, которые должны быть отражены в годовом плане работы Диагностическая работа.
При планировании диагностической работы необходимо указать цель диагностической процедуры, возраст обследуемых (класс), полное название используемых методик с указанием авторов.
Все результаты диагностики должны быть использованы (иметь свое продолжение) в системе развивающей работы.
Диагностика не должна быть основным видом работы в деятельности школьного психолога.
Диагностическая и развивающая работа должна планироваться с учетом особенностей и закономерностей психического развития школьников и быть направлена на исследование тех сфер, к развитию которых учащиеся сензитивны в текущий момент времени.
В качестве оптимального варианта, диагностическую работу можно рекомендовать в критичные школьные периоды:
обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
• Профориентационная диагностика старшеклассников.
Система развивающей работы.
Проведение развивающих занятий является основным видом деятельности школьного психолога, на которую должно отводиться не менее половины «практических часов». Основной акцент в работе необходимо делать на групповые развивающие занятия. При планировании развивающих занятий, необходимо указать:
Цели и задачи занятий (что развиваем, с кем проводим)
Вид занятий (групповые или индивидуальные)
Название используемой программы с указанием автора.
Время проведения (например: сентябрь - декабрь)
В систему развивающей работы в обязательном порядке должны входить программы по предпрофильной подготовки учащихся.
Консультативная работа.
Указываются субъекты консультационной практики (учащиеся, педагоги, администрация, родители)
Круг запросов на консультацию у школьного психолога ограничивается проблемами связанными с:
обучением
воспитанием
поведением (эмоциональными проблемами)
адаптацией
детско-родительскими отношениями (ровно столько, насколько это имеет отношение к поведению и успеваемости учащегося в школе)
профессиональной ориентацией
зависимостями
определением дальнейшего образовательного маршрута
Психологическое просвещение.
Включает в себя выступления на родительских собраниях, педагогических советах, просветительские и профилактические семинары, беседы, лектории для учащихся, родителей и педагогов.
Указывается тема просветительского мероприятия, форма и ориентировочное время проведения.
Даты проведения
| Вид работы
| С кем проводится работа
| Примечания
| Психологическое просвещение.
| Сентябрь
| Выступление на родительских собраниях.
| Родители учеников 1-х классов
| Тема: «Возрастные особенности первоклассника, помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей»
| ноябрь
| Доклад на педагогическом совете.
| Администрация, педагоги.
| Тема: «Особенности адаптационного периода 5-классников к среднему звену, результаты мониторинга параллели»
| Май
| Тематические дискуссии с учащимися, приуроченные к майским праздникам
| 8 – 11 классы по параллелям.
| Тема «Толерантность, как необходимое условие для развития свободного общества»
|
Методическая работа.
Указываются виды работ, которые психолог проводит в «методические часы»:
Подготовка к различным видам практических работ;
Обработка результатов мониторингов и диагностических мероприятий;
Оформление кабинета и уголка школьного психолога;
Посещение окружных и районных семинаров и практикумов, курсов повышения квалификации.
Заполнение журналов и оформление документации.
Написание отчетов и заключений и пр.
|