РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Социального управления
Кафедра Управления персоналом, документоведения и архивоведения
Утверждена на Совете факультета
Протокол №
От « » 2010 г.
Декан факультета
О.А. Уржа Утверждена на заседании кафедры
Протокол №
От « » 2010 г.
Зав. кафедрой
А.В. Кириллов
ПРОГРАММА
производственной практики
для студентов факультета Социального управления
кафедры Управления персоналом
специальность – 032000.65
«Документоведение и документационное обеспечение управления»
для очной, очно-заочной, заочной форм обучения
Составители:
| д.и.н., проф. Кириллов А.В.
д.и.н., проф. Виниченко М.В.
к.и.н. Мельничук А.В.
|
Москва, 2010 год
1. Общие положения
Практика студентов Российского Государственного Социального Университета (далее - РГСУ, университет) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Основными видами практики являются:
• Учебная практика;
• Производственная практика;
• Преддипломная практика;
Все виды практики должны быть взаимосвязаны и должны обеспечивать непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Объемы практики, ее цели и задачи определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и (или) специальностям высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО).
Практика студентов РГСУ, предусмотренная ГОС ВПО осуществляется на основе договора между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, а также в структурных подразделениях университета. 2. Цели и задачи производственной практики
Производственная практика организуется с целью обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков по направлению 032000.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» посредством исполнения отдельных функций менеджера конкретной организации, предприятия или их функциональных подразделений.
Достижение цели практики возможно при успешном решении задач:
приобретение, развитие и закрепление профессиональных навыков по специальности 032000.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления»;
расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин специальности;
Развитие и закрепление специализированных знаний, приобретенных в период изучения дисциплин специализации;
Развитие и закрепление профессиональных навыков по одному из профилей выбранной специальности.
3. Содержание и сроки проведения практик В соответствии с учебным планом продолжительность учебной практики для студентов очной и очно-заочной формы обучения 3 недели (15 рабочих дней) с отрывом от учебного процесса. Для студентов заочной формы обучения - 2 недели (15 рабочих дней) по месту своей работы. Студент работает в структурах, занимающихся делопроизводством, 5 дней в неделю по 7 часов в соответствии с режимом работы организации. В конце рабочего дня 30 мин. отводится на заполнение дневника практики.
Студенту, пропустившему более 5 рабочих дней (независимо от причины), практика не засчитывается и переносится на более поздний срок. 1-2/1 день. Общее знакомство с организацией и службой документационного обеспечения управления
1 .Общее знакомство с организацией, ее Уставом, историей, целями, задачами, структурой, органами управления в организации, функциями подразделений, коллегиальными органами.
2. Знакомство со службой делопроизводства организации, ее функциями, местом в структуре организации, должностным и численным составом работников, распределением обязанностей между ними, основной документацией, регламентирующей работу службы делопроизводства.
3. Составление блок-схемы взаимосвязи службы делопроизводства с другими подразделениями организации. 3-8/2-7 день. Составление организационно-распорядительной документации
Ознакомиться с бланками и видами печатей организации, проанализировать их соответствие действующим стандартам (при несоответствии разработать образцы бланков).
Проанализировать соответствие текстов основных видов документов организации типовым образцам.
Подготовить к изданию 2-3 приказа и распоряжения по направлениям основной деятельности организации.
Подготовить к изданию 1-2 приказа по личному составу организации.
Составить по 2-3 документа по направлениям основной деятельности организации следующих видов: докладная или служебная записка, письмо, акт, договор, информационная справка, телеграмма (телефонограмма).
Принять участие (по возможности) в работе коллегиального органа и оформить протокол заседания.
В кадровой службе организации ознакомиться с трудовыми книжками, личными делами и личными карточками сотрудников, порядком их оформления и последующей работы с ними.
9-19/8-14 день. Организация документооборота и службы документационного обеспечения управления
Проанализировать наличие в организации внутренних регламентирующих документов по делопроизводству и их соответствие нормативной базе ДОУ (инструкция по делопроизводству в организации, положение о службе ДОУ, положение об архиве организации, положение об экспертной комиссии, табель форм документов организации, альбом основных видов и форм документов, создаваемых в организации).
Изучить должностные инструкции сотрудников службы ДОУ и их соответствие унифицированным формам. Проанализировать рациональность распределения обязанностей между сотрудниками службы ДОУ.
Рассчитать нормативный состав службы ДОУ и фактическую загруженность сотрудников на основе нормативов времени на работы по ДОУ.
Познакомиться с порядком утверждения, согласования и подписания документов в организации.
Составить справку об объеме и составе документооборота организации за месяц.
Составить оперограммы движения основных видов документов в организации (входящих, исходящих, внутренних). Проанализировать соответствие документопотоков требованиям прямоточности, краткости пути, оперативности, минимальности затрат времени и труда и др.
Изучить формы и порядок регистрации документов в организации. Осуществить технологический процесс обработки и регистрации входящих, исходящих, внутренних документов с учетом нормативов на делопроизводственные операции ( не менее 10 документов каждого вида).
Охарактеризовать справочно-информационные картотеки организации и порядок их формирования. Описать классификационные справочники (классификаторы), используемые для организации поисковой системы по документам. Дополнить картотеки самостоятельно составленными регистрационными карточками.
Проанализировать структуру сроковой картотеки, порядок определения сроков исполнения документов в организации, заполнить карточки для сроковой картотеки, провести операции постановки на контроль, снятия с контроля, текущего контроля за сроками исполнения документов. Составить сводку итогового контроля за месяц.
Познакомиться с номенклатурой дел организации и ее подразделений, проанализировать правильность ее оформления.
Принять участие в формировании и оформлении дел. Проанализировать правильность группировки документов в делах.
Составить блок-схему технологического цикла передачи дел в архив и выделения документов к уничтожению в организации.
Охарактеризовать уровень использования компьютерных технологий в документационном обеспечении управления в организации.
При наличии электронного документооборота и автоматизированных систем управления документами в организации выполнить задания с использованием этих систем.
20/15 день. Защита практики на выпускающей кафедре
1.Окончательная оценка практики студентов дается комиссией по защите практики в вузе.
2.На защиту учебной практики каждый студент должен представить оформленные должным образом документы:
- «Дневник учебной практики»,
- «Характеристику студента»,
- «Отчет о прохождении учебной практики».
3. Комиссией по защите практики на выпускающей кафедре дается окончательная дифференцированная оценка производственной практики каждого студента. Практика оценивается на основе представленных документов, устного индивидуального отчета практиканта о выполненной работе и ответов практиканта на вопросы комиссии. 4. Базы практики.
Базами производственной практики являются службы ДОУ (канцелярия, секретариат, общий отдел, документационный центр и т.п.) организаций, предприятий и учреждений любых форм собственности и направлений деятельности, а также органов государственной власти и местного самоуправления. 5. Права и обязанности студентов при прохождении практики
Студент во время прохождения практики обязан:
Знать и соблюдать правила охраны труда, выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Выполнять задания, предусмотренные программой практики, требования руководителей практики.
Оформлять в ходе практики и представлять дневник по производственной практике непосредственным руководителям практики для проверки.
Представить отчет руководителям практики и по завершении практики и сдать зачет (экзамен).
Список рекомендуемой литературы
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Взамен ГОСТ Р 6.30-97; введ. 01.07.2003. – М., 2003. – 26 с.
Государственная система документационного обеспечения управления : основные положения : общие требования к документам и службам документационного обеспечения : утв. приказом Главархива СССР от 23.05.1988 № 33. – М.: ВНИИДАД, 1991. – 100 с.
Делопроизводство: (организация и технологии документационного обеспечения управления): учебник для вузов / Кузнецова Т.В. [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 356 с.
Делопроизводство: образцы, документы, организация и технология работы : с учетом нового ГОСТ Р 6.30-2003 / В.В.Галахов [и др.]; под ред. И.К.Корнеева, В.А.Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 455 с.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство : (документационное обеспечение управления) / Т.В.Кузнецова. - М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез», 2003. - 408 с.
Ларин М.В. Оформление служебных документов : рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30-2003 / М.В.Ларин, А.Н.Сокова. – 2-е изд. – М.: МЦФЭР, 2006. – 111 с.
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления : утв. постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72. – М., 1995. – 28 с.
Методические рекомендации по разработке примерных номенклатур дел / Росархив, ВНИИДАД; сост.: А. Н. Сокова, Т. Р. Белая, М. Л. Гавлин. - М., 2005. – 38 с.
Основные правила работы архивов организаций / Росархив, ВНИИДАД. – М.: ВНИИДАД, 2002. – 152 с.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения : утв. Росархивом 06.10.2000 : с изменениями от 27.10.2003 // Делопроизводство в Российской Федерации : сб. норматив. документов. – М.,2006. – С.203 – 320.
Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ : утв. постановлением Федер. комиссии по рынку цен. бумаг России от 16.07.2003 № 03-33/пс // Делопроизводство в Российской Федерации : сб. норматив. документов. – М.,2006. – С.341-346.
Рекомендации по ведению делопроизводства в организации / ВНИИДАД. – М., 2003. – 126 с.
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти : утв. приказом Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 № 536 // Рос. газ. – 2006. – 7 февр.
Заведующий кафедрой Управление персоналом, документоведения и архивоведения, доктор исторических наук, профессор
|
| А.В. Кириллов
|
Приложение 1
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального управления
Кафедра Управление персоналом, документоведения и архивоведения
Специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Дневник
По производственной практике
Студента 3-го курса__________________________________________
(ф.и.о. студента)
Руководитель практики от факультета Социального управления _________________Мельничук Александр Васильевич_____________________
(ф.и.о. преподавателя)
Руководитель практики от организации _________________________________________________________________________
(ф.и.о.) Сроки проведения практики с «___» __________ по «___» __________ 2010 г.
Москва 2010 г. ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТКУ.
До отъезда на практику:
• выяснить на кафедре место и время прохождения практики, определить рабочую программу (план) практики, получить в деканате дневник.
По прибытии на место практики :
• сделать соответствующее отметки в направлении;
• уточнить календарный график прохождения практики, уяснить обязанности практиканта, порядок пользования документацией предприятия;
• пройти обязательные инструктажи по охране труда и мерам безопасности.
По убытии с практики:
• получить оценку выполненной работы;
• сделать соответствующие отметки в направлении.
Во время прохождения практики:
• строго соблюдать правила внутреннего распорядка, установленного н предприятии;
• полностью выполнять программу (план) практики и индивидуальные задания по специальности;
• нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
• вести научные исследования в интересах предприятия;
• ежедневно вести дневник практики и по окончании практики предоставить его на просмотр руководителю.
О порядке оформления документов производственной практики:
Все документы учебной практики оформляются в одном экземпляре.
1. Оформление «Дневника учебной практики» (Приложение 1)
«Дневник учебной практики студента» ведется ежедневно в табличной форме. Таблица включает следующие графы:
- «Дата» – фиксируются даты выполнения работы;
- «Содержание работы» – подробно описывается содержание выполненной работы, дается ее анализ;
- «Объем работы» – указывается объем того или иного вида работы и время в часах, затраченное на ее выполнение;
- «Замечания и предложения студента» – вносятся замечания и предложения по организации того или иного процесса;
- «Замечания и подпись руководителя практики» – заполняется руководителем практики от организации.
Раз в неделю дневник проверяется руководителем практики от организации и заверяется его подписью в графе «Замечания и подпись руководителя практики».
По окончании практики «Дневник» заверяется подписью руководителя практики от организации и печатью организации и факультета.
2. Оформление «Отчета о прохождении учебной практики» (Приложение 2)
«Отчет о прохождении учебной практики» составляется студентом (группой студентов) накануне защиты практики. Он представляет собой краткий отчет обо всей выполненной работе. Объем отчета – 1-2 страницы текста. Отчет заверяется руководителем практики от организации и печатью организации, а также руководителем от факультета.
3. Оформление «Характеристики студента» (Приложение 3)
«Характеристика студента» составляется руководителем практики от организации и содержит следующие сведения: полнота выполнения программы практики, виды и объем проделанной работы, качество выполнения заданий, профессиональные и личностные качества студента (положительные и отрицательные). Оценка практики.
Характеристика заверяется подписью руководителя практики от организации и печатью организации. Объем характеристики – 1 страница текста.
Защита отчета.
По окончании практики студент сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. Комиссия должна состоять не менее, чем из 2-х членов: зав. кафедрой, желательно руководитель практики от издания (службы), преподаватели. Зав. кафедрой является председателем комиссии. После защиты зав. кафедрой ставит дату, оценку, свою подпись и делает заключение в дневнике. Студент, не выполнивший программ практики или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета. Потеря дневника и отчета равноценна не выполнению программы практики и получению неудовлетворительной оценки. Отчет по практике и дневник хранятся на факультете на весь период обучения студента. НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ Российский государственный социальный университет Направляет студента________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
для прохождения практики на ________________________________________
(наименование организации)
__________________________________________________________________
в период с «____»____________________по «___»_______________201__ г.
Декан факультета ______________ О.А. Уржа
М.П. Прибыл «__»______________200_г
____________/__________
М.П. Выбыл «__»______________200_г
_____________/________
3 курс
___________Производственная практика_________
(вид практики) Цель: обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков по направлению 032000.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» посредством исполнения отдельных функций менеджера конкретной организации, предприятия или их функциональных подразделений. Задачи практики
приобретение, развитие и закрепление профессиональных навыков по специальности 032000.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления»;
расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин специальности;
Развитие и закрепление специализированных знаний, приобретенных в период изучения дисциплин специализации;
Развитие и закрепление профессиональных навыков по одному из профилей выбранной специальности.
Индивидуальное задание на практику 2-7 день. Составление организационно-распорядительной документации
1. Ознакомиться с бланками и видами печатей организации, проанализировать их соответствие действующим стандартам (при несоответствии разработать образцы бланков).
2. Проанализировать соответствие текстов основных видов документов организации типовым образцам.
3. Подготовить к изданию 2-3 приказа и распоряжения по направлениям основной деятельности организации.
4. Подготовить к изданию 1-2 приказа по личному составу организации.
5. Составить по 2-3 документа по направлениям основной деятельности организации следующих видов: докладная или служебная записка, письмо, акт, договор, информационная справка, телеграмма (телефонограмма).
6. Принять участие (по возможности) в работе коллегиального органа и оформить протокол заседания.
7. В кадровой службе организации ознакомиться с трудовыми книжками, личными делами и личными карточками сотрудников, порядком их оформления и последующей работы с ними. 8-14 день. Организация документооборота и службы документационного обеспечения управления
1. Проанализировать наличие в организации внутренних регламентирующих документов по делопроизводству и их соответствие нормативной базе ДОУ (инструкция по делопроизводству в организации, положение о службе ДОУ, положение об архиве организации, положение об экспертной комиссии, табель форм документов организации, альбом основных видов и форм документов, создаваемых в организации).
2. Изучить должностные инструкции сотрудников службы ДОУ и их соответствие унифицированным формам. Проанализировать рациональность распределения обязанностей между сотрудниками службы ДОУ.
3. Рассчитать нормативный состав службы ДОУ и фактическую загруженность сотрудников на основе нормативов времени на работы по ДОУ.
4. Познакомиться с порядком утверждения, согласования и подписания документов в организации.
5. Составить справку об объеме и составе документооборота организации за месяц.
6. Составить оперограммы движения основных видов документов в организации (входящих, исходящих, внутренних). Проанализировать соответствие документопотоков требованиям прямоточности, краткости пути, оперативности, минимальности затрат времени и труда и др.
7. Изучить формы и порядок регистрации документов в организации. Осуществить технологический процесс обработки и регистрации входящих, исходящих, внутренних документов с учетом нормативов на делопроизводственные операции ( не менее 10 документов каждого вида).
8. Охарактеризовать справочно-информационные картотеки организации и порядок их формирования. Описать классификационные справочники (классификаторы), используемые для организации поисковой системы по документам. Дополнить картотеки самостоятельно составленными регистрационными карточками.
9. Проанализировать структуру сроковой картотеки, порядок определения сроков исполнения документов в организации, заполнить карточки для сроковой картотеки, провести операции постановки на контроль, снятия с контроля, текущего контроля за сроками исполнения документов. Составить сводку итогового контроля за месяц.
10. Познакомиться с номенклатурой дел организации и ее подразделений, проанализировать правильность ее оформления.
11. Принять участие в формировании и оформлении дел. Проанализировать правильность группировки документов в делах.
12. Составить блок-схему технологического цикла передачи дел в архив и выделения документов к уничтожению в организации.
13. Охарактеризовать уровень использования компьютерных технологий в документационном обеспечении управления в организации.
14. При наличии электронного документооборота и автоматизированных систем управления документами в организации выполнить задания с использованием этих систем. 15 день. Защита практики на выпускающей кафедре
1.Окончательная оценка практики студентов дается комиссией по защите практики в вузе.
2.На защиту учебной практики каждый студент должен представить оформленные должным образом документы:
- «Дневник учебной практики»,
- «Характеристику студента»,
- «Отчет о прохождении учебной практики».
3. Комиссией по защите практики на выпускающей кафедре дается окончательная дифференцированная оценка производственной практики каждого студента. Практика оценивается на основе представленных документов, устного индивидуального отчета практиканта о выполненной работе и ответов практиканта на вопросы комиссии.
Последующие страницы и пример ежедневной записи.
Дата
| Содержание работы
| Объем /время работы
| Замечания и предложения студента
| Замечания и предложения
подпись руководителя
практики
| 09.06
| Составление и оформление служебной записки о приобретении оргтехники, составление и оформление гарантийного письма о приобретении методических материалов ВНИИДАД
Анализ текстов приказов по основной деятельности …
| 2 часа
35 приказов
4 часа
| Предлагаю…
|
| 10.06
| …
| …
| …
|
|
3. Последняя страница
Дата
| Содержание работы
| Объем / время работы
| Замечания и предложения студента
| Замечания и предложения руководителя
|
|
|
|
|
|
Студент группы ДОУ-Д-3
| подпись
| Инициалы Фамилия
|
Дневник практики заверяю.
Должность руководителя практики в организации
| подпись
| Инициалы Фамилия
| Печать
|
| Руководитель практики от факультета Социального управления, доцент кафедры управления персоналом, кандидат исторических наук
| подпись
| А.В. Мельничук
|
Приложение 2 Образец оформления «Отчета о прохождении учебной практики» ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики студентки группы ДОУ-Д-3
специальности 032000.65 «Документоведение и ДОУ»
Российском государственном социальном университете
Ивановой Елены Петровны С 1 июня 2009 г. по 22 июня 2009 г. я находилась на учебной практике в Российском государственном социальном университете.
За этот период мною была выполнена следующая работа:
- изучены структура, задачи службы ДОУ организации и основные показатели ее работы за прошедший год;
- …
- подготовлены 5 информационных писем;
- …
- осуществлена регистрация 20 документов;
- …
- …
- составлена сводка итогового контроля за сроками исполнения документов за май 2007 г.;
- …
Программа практики выполнена полностью (если выполнена в неполном объеме, то необходимо указать причины невыполнения).
Практика помогла мне закрепить такие знания, умения и навыки, как …
Наиболее легко я справилась с выполнением следующих процессов …
Основные трудности, с которыми я столкнулась во время прохождения практики – …
На мой взгляд, было бы целесообразно улучшить … Дата
Студент группы ДОУ-Д-3
| подпись
| Инициалы Фамилия
|
Отчет заверяю.
Должность руководителя практики в организации
| подпись
| Инициалы Фамилия
| Печать
|
| Руководитель практики от факультета Социального управления, доцент кафедры управления персоналом, кандидат исторических наук
| подпись
| А.В. Мельничук
|
Оценка отчёта
| Заведующий кафедрой Управление персоналом, документоведения и архивоведения, доктор исторических наук, профессор
| подпись
| А.В. Кириллов
| Приложение 3 Образец оформления «Характеристики студента»
ХАРАКТЕРИСТИКА студента-практиканта 3 курса специальности 032000.65 «Документоведение и ДОУ» Российском государственном социальном университете Ивановой Елены Петровны Студентка Иванова Е.П. находилась на учебной практике в Российском государственном социальном университете в период с 1 июня по 22 июня 2009 г.
За время прохождения практики студент зарекомендовал себя (отразить деловые качества студента и уровень его подготовки).
Программа практики выполнена полностью (если выполнена в неполном объеме, то необходимо указать причины невыполнения).
Рекомендую оценить практику студентки Ивановой Елены Петровны оценкой __________
Дата
Должность руководителя практики в организации
| подпись
| Инициалы Фамилия
| Печать
|
|
Приложение 4
График прохождения практики
курс
| семестр
| Количество недель и вид практики
| Сроки проведения практики
| очная
| 3
| 6
| 3 нед.- практика по технологии
документационного обеспечения
управления
| 21.06.10-11.07.10
| очно-заочная
| 3
| 6
| 3 нед.- практика по технологии
документационного обеспечения
управления
| 28.06.10-18.07.10
| заочная
| 3
| 6
| 2 нед. - практика по технологии
документационного обеспечения
управления
| Произвольно до начала сессии
|
|