Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль?


Скачать 463.46 Kb.
НазваниеМетодическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль?
страница1/3
ТипПамятка
filling-form.ru > Бланки > Памятка
  1   2   3

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей

при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора)

Что такое государственный контроль?

Предметом государственного контроля является то, как в процессе производства и реализации продукции, работ, услуг предприниматель соблюдает нормы нормативно-правовых актов в соответствующих сферах деятельности.

Любой контролирующий орган в своей деятельности руководствуется теми задачами и функциями, которые возложены на него федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства.

Органы, наиболее часто осуществляющие проверки

1. Органы внутренних дел (МВД)

2. ФНС РФ

3. Роспотребнадзор (Санэпиднадзор)

4. Госпожнадзор (МЧС))

5. Инспекция по труду

6. Госстандарт

7. Общество защиты прав потребителей

8. Органы местного самоуправления

9. Иные исполнительные органы

Представительство

Представлять интересы частного предпринимателя в его отсутствие, при проведении проверок (плановых или внеплановых) торговой точки контролирующими органами имеет право любое уполномоченное на осуществление данных функций физическое или юридическое лицо, при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего его полномочия. Такими документами могут быть, например:

-доверенность: если предприниматель является индивидуальным, то нотариально удостоверенная; если предприниматель осуществляет свою деятельность через юридическое лицо, то доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации;

-если представителем является директор (руководитель) организации или торговой точки, то приказ либо протокол о назначении директора организации, торговой точки.

При этом многие должностные лица контролирующих органов, считают, что продавец является представителем ИП или организации в процессе проводимой проверки и без специально предоставленных и оформленных полномочий для этого со стороны ИП. Однако, это не так. Кроме того, если четко предусмотреть в должностной инструкции, что продавец не вправе участвовать в проводимой проверки как представитель проверяемого лица, то данное положение будет достаточным основанием для аргументированного отказа со стороны продавца выступать в качестве представителя ИП в проводимой проверке и требовании пригласить уполномоченное для этих целей лицо.

Кроме того, на основании целого ряда нормативно-правовых актов, в частности, ФЗ №134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД РФ и МНС РФ от 22.01.04 г. контролирующие органы имеют право осуществлять проверки только в присутствии руководителя организации, индивидуального предпринимателя, либо их представителей.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч.4 ст.28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Что должен делать работник при производстве проверки

Действия работников торговой точки в случае приезда контролирующих органов для проведения проверки:

- во-первых, вести себя спокойно, не нервничать.

- внимательно ознакомится со служебными удостоверениями сотрудников: проверить реквизиты удостоверения, сходства фотографии с оригиналом, связаться с контролирующим органом, указанным в удостоверении, и проверить факт наличия на службе предъявителя данного удостоверения, далее осведомиться о поводе и основании прибытия «контролера» на ваш торговый объект, ознакомиться с предъявленными ими основаниями проведения проверки в виде распоряжений (приказов), решений (постановлений). В случае, если копия данных документов не была предоставлена, то снять копию с оригинала документа;

- если присутствующие работники не уполномочены на представление интересов проверяемого лица при проведении проверок, немедленно уведомить об этом данных сотрудников, предъявив подтверждающие в том документы (например, должностную инструкцию, в которой может быть оговорено, что данный работник не вправе участвовать в качестве представителя в проводимой проверки от имени проверяемого лица). После чего немедленно связаться с лицом, в отношении которого проводится проверка либо с его юристом с целью их присутствия, а сотрудников контролирующих органов попросить подождать приезда уполномоченных лиц.

- не подписывать никаких документов. Если этого избежать невозможно, то внимательно ознакомиться с текстом документа, не признавать своей вины либо обстоятельств, которые могут впоследствии отрицательно сказаться для проверяемого лица, а также использовать общие в таких случаях фразы: «с возражениями, которые будут представлены позже»; «с замечаниями».

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся на основании распоряжения (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, по прибытии на место проведения мероприятия должно представиться руководителю или индивидуальному предпринимателю и предъявить служебное удостоверение. Предприниматель обязан проверить реквизиты удостоверения, сходства фотографии с оригиналом, связаться с контролирующим органом, указанным в удостоверении, и проверить факт наличия на службе предъявителя данного удостоверения, далее осведомиться о поводе и основании прибытия «контролера» на вашу точку.

Одновременно со служебным удостоверением проверяющий обязан представить распоряжение (приказ) о проведении проверки.

В распоряжении (приказе) должно быть указано:

1. номер и дата приказа, Ф.И.О. должностных лиц.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, фамилии которых указаны в приказе о данном мероприятии.

2. наименование юридического лица (ПБОЮЛ) в отношении которого проводится проверка

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

3. цели, задачи и предмет проверки

Предмет проверки должен соответствовать компетенции контролирующего органа.

4. правовые основания проведения проверки, в т.ч. нормативные правовые акты, контроль за выполнением ранее возложенных обязательных предписаний

Например, Закон о рекламе, Правила торговли, закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и т.п.

5. дата начала и окончания проверки

Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. Началом срока проведения проверки является день вынесения распоряжения. Окончанием – день подписания всеми проверяющими акта проверки.

Внеплановые проверки

Такие проверки проводятся в случаях, строго определенных законодательством (ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 года), а именно:

  1. контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате плановой проверки

  2. если получена информация об обстоятельствах, носящих чрезвычайный, технологический или опасный для жизни, здоровья людей, окружающей среды и т.п. (авария, выход из строя сооружений, оборудования и т.п.)

  3. если получены обращения граждан, юридических лиц (ПБОЮЛ) с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей

При этом необходимо помнить

  1. Анонимные обращения в орган контроля не могут служить основанием для внеплановой проверки

  2. Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на случаи проведения налогового контроля, лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, а также некоторые другие.

Документы, помогающие при общении с представителями контролирующих органов, которые необходимо иметь любому предпринимателю:

  1. комплект копий основных документов: учредительных документов, лицензий, справок, иных правоустанавливающих документов. Желательно иметь юридически заверенный комплект копий.

  2. перечень организаций, имеющих право проверять или инспектировать Вашу фирму.

  3. перечень должностных лиц, которые могут осуществлять проверку или инспекцию, и их уровень.

  4. Ф.И.О. и должность лиц, санкционирующих данную проверку или инспекцию

  5. перечень вопросов, подлежащих контролю.

  6. порядок осуществления проверок или инспекций: плановых, внеплановых.

  7. перечень штрафных санкций.

  8. Ф.И.О. и номера телефонов руководителей организаций, осуществляющих проверки и инспектирование.

Что не имеют права делать контролирующие органы во время проверок (общие правила)

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица.

  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия на месте проведения проверки руководителя, индивидуального предпринимателя, их представителей.

  3. требовать предоставления документов, информации, образцов (проб), не относящихся к предмету проверки данного предприятия, а также изымать, оригинальны документов, не относящихся к предмету проверки.

  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления Акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме, а также отбирать их в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными актами.

  5. распространять информацию, полученную в результате проверки и по закону являющуюся тайной.

  6. нарушать и превышать установленные сроки проведения проверок.

Оформление результатов проверки

В результате проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), составляется -

АКТ установленной формы в двух экземплярах, в котором указывается:

  1. дата, время и место составления акта.

  2. наименование органа государственного контроля (надзора).

  3. дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю.

  4. фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю.

  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении и проверки.

  6. дата, время и место проведения мероприятия по контролю.

  7. сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений.

  8. сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю: их подписи или отказ от подписи.

  9. подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие.

К Акту прилагаются

  1. акт об отборе образцов (проб) продукции, обследовании, обследовании объектов окружающей среды.

  2. протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз.

  3. объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

  4. объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований.

  5. другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложения вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

При этом надо помнить

Запись о проведенном мероприятии по контролю производится в Журнале учета мероприятий по контролю и содержит следующие сведения:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора).

  2. дата, время проведения мероприятия по контролю.

  3. правовые основания, цели задачи и предмет мероприятия по контролю.

  4. выявленные нарушения.

  5. составленные протоколы.

  6. административные правонарушения и выданные предписания.

  7. фамилия имя отчество должность лица (лиц), осуществляющего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя

При отсутствии Журнала учета мероприятий по контролю в АКТЕ, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

По результатам проверки принимается одно из следующих решений:

  1. о возбуждении дела об административном правонарушении (уголовном) и рассмотрении материалов в рамках соответствующего производства.

  2. о передаче материалов по подведомственности.

  3. о завершении проверки в связи с не установлением нарушения законодательства РФ.

Составление протокола

В большинстве случаев контролирующие органы привлекают предпринимателей к административной ответственности, поэтому вкратце затронем вопрос о составлении протокола об административном правонарушении.

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то в соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:

сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования, но не позднее одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях, при продлении вышеуказанного срока вышестоящим должностным лицом - не позднее 2-х месяцев.

Согласно разъяснению Пленума ВС РФ нарушение установленных ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола. Такой же позиции придерживается и ВАС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 9 декабря 2003 г. по делу N 10964/03) указал, что само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. В части 2 ст. 28.8 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В части 2 ст. 28.2 КоАП РФ перечислены данные, которые указываются в протоколе об административном правонарушении:

дата и место составления протокола;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол:

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

место, время совершения и событие административного правонарушения;

статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В том же пункте постановления Пленум ВС РФ, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дал следующие разъяснения:

существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.);

несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

знакомиться со всеми материалами дела;

давать объяснения;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

пользоваться юридической помощью защитника;

пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч.4.1. ст. 28.2 КоАП РФ: в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
  1   2   3

Похожие:

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconПамятка для предпринимателей Проверки субъектов предпринимательской...
Федеральным законом от 26. 12. 2008 №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconТермины, определения и сокращения
Фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconГосударственного контроля при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности
В пособии предлагается информационный обзор результатов проведения проверок органами Комитета государственного контроля Республики...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconОтчет о проведенном анализе нормативно-правовых актов в сфере контроля...
Закона от 26. 12. 2008 Г. №294-фз «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconВ генпрокуратуре РФ издан приказ о порядке согласования проведения проверок мсп
Мсп. Об этом сообщила пресс-служба ведомства, напомнив, что указанные полномочия возложены на органы прокуратуры Федеральным законом...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconМетодические рекомендации проведения проверок по вопросам порядка...
Рф от 11. 06. 2013 n 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее Правила 493), Федеральным законом от 26. 12. 2008 n 294-фз "О...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconМетодические рекомендации проведения проверок по вопросам порядка...
Рф от 11. 06. 2013 n 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее Правила 493), Федеральным законом от 26. 12. 2008 n 294-фз "О...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconМетодические рекомендации по применению норм Федерального закона...
Федерального закона от 26. 12. 2008 №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconПриказ от 24 марта 2010 г. N 103 об утверждении методических рекомендаций...
Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-фз...

Методическая памятка (рекомендации) для предпринимателей при проведении проверок в сфере государственного контроля (надзора) Что такое государственный контроль? iconРоссийская федерация федеральный закон о защите прав юридических лиц
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск