Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление


Скачать 263.32 Kb.
НазваниеДанное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление
страница1/2
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебное пособие
  1   2
Учебник по АИБС МАРК-SQL
Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL разработана компанией «Информ-системы» (сайт www.informsystema.ru)

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (НФПК) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей”

Оглавление

Введение 2

Часть 1. Быстрое начало работы. 3

Установка системы АИБС МаркSQL. 3

Создание учебной базы «Тест». 4

Создание записи в базе данных «Тест». 7

Ввод читателей в базу 11

Регистрация читателей. 12

Выдача книг 13

Часть 2. Профессиональная работа с АИБС МаркSQL. 16

Каталогизация 16

Абонемент. 17

Заказ книг. 18

Поиск. Работа со словарями. 26

Расширенный поиск. 27

Копирование базы. 30

Инвентаризация и списание литературы. 32

Отчеты. 32

Книга суммарного учета (КСУ). 33

Использование приложений MS Office для оформления отчетов. 38

Комплектование заказа на новую литературу 39

Создание списка издательств. 40

Книгообеспеченность. 45

Создание структуры школы 45

Шаблоны. 48

Этапы. 52

SQL- запросы. 52

HTML – формы. Скрипты и макросы. 53


.


Введение


На сайте Информ-системы есть подробное описание основных функций пакета, из которого можно представить себе, как работает система. Цель данного пособия – показать, как работать с системой.

Версия АИБС «МАРК-SQL» «Школьная библиотека» имеет, в отличие от полномасштабного варианта, предназначенного для работы в больших библиотечных сообществах, ограниченный набор необходимых функций,. Даже крупные московские библиотеки существенно урезают набор используемых функций системы, в то же время дополняя некоторые с помощью написания дополнительных скриптов. Такое возможно, если в коллективе есть квалифицированный программист, что в условиях школы маловероятно. Поэтому кажется разумным структурировать учебный материал по степени сложности и востребованности для обычного школьного библиотекаря. На первом этапе ввести самые простые, естественные функции. Если слушатель освоит их, он уже сможет работать с системой и получать от этого пользу. После усвоения этого материала надо преподать основной массив функций системы, за исключением самых сложных и малоиспользуемых опций. Их можно рассматривать как дополнительные – для продвинутых слушателей и как резервные темы при наличии свободного времени.

Работа с современными пакетами программ может порой представлять трудности для начинающего пользователя, связанные с изобилием функций и возможностей, отсутствием учебников и более опытных коллег. Поэтому мы построили нашу книжку по принципу «от простого к более сложному». В первой части показано, что можно довольно быстро начать работу с АИБС «МАРК-SQL» . Даже если вы ограничитесь этими знаниями, система может облегчить и упорядочить ваш труд. А вы тем временем постепенно освоите другие, весьма полезные функции системы, что опять же улучшит условия вашей работы и поднимет вашу квалификацию на новый уровень.

Но если всех этих достижений вам покажется мало, беритесь за третью часть, в которой система АИБС «МАРК-SQL» предстает во всю мощь, обращаясь к методам программирования в различных языках и операционных средах. Вполне возможно, что вы доверите эту работу другому, например, толковому школьнику, заинтересованному в оттачивании своего программистского мастерства – такое сотрудничество будет полезно и ему, и вам – как постановщику задач.

.

Часть 1. Быстрое начало работы.


Уровень: Элементарный.

Установка системы АИБС МаркSQL.


Вы получили диск с дистрибутивом системы «МАРК-SQL» «Школьная библиотека». У вас есть компьютер класса не ниже Pentium 450 с оперативной памятью не менее 64 мегабайт и свободным местом на жестком диске от 30 мегабайт ( чем больше, тем лучше - для баз надо много места, так что и несколько гигабайт могут оказаться не лишними), CD-ROM, мышь, принтер и установлена операционная система Windows 95, 98, NT, 2000, XP. Желательно также, чтобы был установлен пакет Microsoft Office с компонентой MS Access. Сетевые возможности необязательны, если вы работаете автономно. А вот доступ в Интернет весьма полезен.

Первым шагом (после изучения инструкций) будет установка АИБС на ваш ПК.

Если на вашем компьютере уже стоит более старая версия АИБС «МАРК-SQL», её следует удалить, пользуясь стандартной для MS Windows процедурой: Пуск(Start) – Настройка – Панель управления(Control Panel)- Установка и удаление программ (Add or remove program) – выбрать в списке АИБС «МАРК-SQL» – и Удалить.

На установочном диске есть исполнимый файл SETUP.EXE – его надо запустить, отвечая на все вопросы. Если ничего не менять, то установка будет произведена в папку …Program Files\Inform-Systema и созданы иконки на Рабочем столе и в стартовом меню.


Система установлена. Она включает в себя исполняемый модуль программы, несколько учебных баз, документацию, файлы помощи. Подробное описание всех файлов системы есть в документации и, если будет желание и время, можно это прочитать, но на первом этапе достаточно знать, что система использует средства MS Windows и MS Office, поэтому они тоже должны быть на вашем ПК.

База включает в себя несколько таблиц, каждая из которых содержит списки – книг, других изданий, читателей, и эти таблицы определенным образом связаны между собой, причем организация таблиц такова, что поиск и выполнение самых сложных запросов происходит очень быстро. Часть таблиц будет создана вами, часть приходит с дистрибутивом, и некоторые система создает в процессе работы.

Главные для нас таблицы – это список литературы и других материалов и список читателей. Для удобства учета и контроля эти списки структурированы и для разных видов материалов создаются свои таблицы. Аналогично читатели разбиваются по степени доступа к фонду и по учебным классам.

Создание учебной базы «Тест».


Находясь в АРМ Каталогизация (по умолчанию при запуске системы мы туда попадаем) или АРМ Администратор, в пункте меню База данных выберем подпункт Создать источник БД:



Увидим следующее диалоговое окно. Выберем пункт Пользовательский и Next

В следующем окне выберем пункт Microsoft Access driver (*.mdb) – именно поэтому нужно, чтобы на компьютере стояло приложение MS Access


В следующем окне



нажимаем Create и получаем окно, в котором вводим имя нашей базы.


После двух подтверждений система сообщает, что источник Marc изменен



Ответим согласием.
Теперь надо перейти в АРМ Администратор (если были в другом АРМЕ) и в следующем окне



зададим имя базы (можно по-русски), пропишем имя файла – то, что мы придумали два шага назад, с расширением mdb и смело добавляем её.

Затем в окне выбираем имя нашей базы



и получаем запрос на разметку, на который ответим согласием.

Наша база готова к принятию записей.

Создание записи в базе данных «Тест».


Поставим на полку нашей виртуальной библиотеки первую книгу – внесем в базу соответствующую запись. Исходные данные (найдены в Интернете):
Тургенев И.С.

Муму; Записки охотника

Издательство: АСТ

Серия: Библиотека школьника

Жанр: Русская проза

Формат: 84х108/32

Обложка: Мягкий переплет

В базе: ISBN: 5-17-024702-8 Код: 141431 Название: Биб.шк(м).Тургенев Муму

Диапазон цен: (33.00 - 35.00) руб
В меню выберем АРМ – Каталогизация –)


Документ – Создать (Можно нажать на иконку в пиктографическом меню)

Мы получим окно ввода для полей документа – каталожной записи на книгу.


Сделав «двойной клик» по слову «Заглавие», получим форму ввода для заглавия



Введем в нее «Муму. Записки охотника.» - заглавие согласно ГОСТу. Затем нажмем ОК внизу слева и получим первое заполненное поле.


Аналогичным образом заполним остальные поля – «Автор», «Издательство», «Цена» «ISBN» и «Серия»

При заполнении поля «Авторский знак» нам будет предложен диалог:



Заполняя первую строку, мы увидим, как система сама (по таблице Хавкиной) вычисляет авторский знак.

Когда имеющаяся информация введена, нажимаем пиктограмму «Сохранить»

и в нижней панели появляется запись – в таблице, описывающей наш книжный фонд, появилась еще одна строка.


Полюбуемся на весь наш книжный фонд. Для этого нажмем на «Найти все»



И увидим, сколько книг уже есть в нашей базе.

Создайте еще пару записей- это Задание № 1

Ввод читателей в базу


Теперь надо ввести в базу хотя бы одного читателя, чтобы было, кому выдать книгу.

Для этого перейдем в АРМ «Абонемент»


Увидим следующее окно:


Чтобы ввести нового читателя, надо вывести список читателей, нажав на пиктограмму, обведенную линией. В следующем диалоге надо нажать «Создать»



и заполнить поля. При этом система будет иногда помогать – например, подсказывать следующий свободный номер читательского билета или список категорий читателей. Если в компьютере есть фотографии читателей, можно указать соответствующие файлы. Либо т.н. «аватары».
Задание 3.

Заполните регистрационные карточки на Владимира Иванова, ученика 1-го класса «Б», родившегося 29 февраля 1999 года и проживающего на улице Заводской проезд, дом 3 кв 26. И найдите ему аватара.

То же для Марии Ивановны, учительницы….

А теперь посмотрим список читателей, нажав опять на ту же пиктограмму.

Регистрация читателей.


Для этого надо читателя зарегистрировать.

Это можно сделать двумя способами – либо через меню Читатель – Регистрация и вводя номер данного читателя,


либо через вызов Списка читателей, выделив данного читателя и нажав «Регистрация».


Теперь мы видим слева карточку данного читателя.

Выдача книг


Попытаемся выдать читателю книгу. Для этого есть два способа, указанных на картинке ниже.


Получим диалоговое окно:


и вспомним, что для данной книги мы не задавали инвентарного номера! А если она подлежит безинвентарному учету – того хуже, соответствующее окно неактивно.

В данном случае – художественная книга – мы просто поставим её на инвентарный учет.

Для этого возвратимся на АРМ «Каталогизация»

Выделим ту книгу, которую намерены снабдить инвентарным номером, войдем в меню Вид – Экранные формы и выберем «Инвентарный учет»


А потом войдем форму ввода и заведем на книгу инвентарный номер.


При этом если книга первая, то номер надо будет придумать самим, иначе она предложит следующий свободный. По умолчанию количество экземпляров – 1, что можно поменять. (До инвентаризации система считала, что количество книг, соответствующих данному описанию – 0, потому и все попытки выдать их были бы безуспешны). Остальные поля формы мы изучим позже. Нажмем «Заменить» - книга встала на инвентарный учет и её номер (пусть это будет 1) можно использовать при выдаче.

Вернемся на абонемент, опять вызовем читателя В.В. Иванова.

На пиктографическом меню нажмем значок «Выдать книгу» и в диалоговом меню введем инвентарный номер «1» и «Выдать». Увидим, как её запись появится в формуляре В.В. Иванова.



Для возврата есть пункт меню «Книга» с подпунктом «Вернуть книгу», либо можн нажать F8, предварительно выделив запись о книге в формуляре читателя. Либо просто дважды щелкнуть эту запись – появится диалоговое окно «Возврат книги», куда надо ввести её инвентарный номер.

Библиотека заработала!

  1   2

Похожие:

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 4 курса факультета экономики
Разработано учебное пособие в соответствии с требованиями Программы дисциплины английский язык для направления 080 100. 62 «Экономика»...

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconО портфолио учителя (педагогического работника)
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае, с целью повышения...

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconПрограмма курса «Основы нейропсихологии. Основы нейропсихологии развития»....
Фгну «Институт возрастной физиологии» рао объявляет о начале набора слушателей на краткосрочные курсы повышения квалификации по авторской...

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconПрактические рекомендации по выбору типовой модели системы управления...
Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое...

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconУчебное пособие по английскому языку часть I для I курса
Данное учебное пособие прнедназначено для студентов 1 курса миу и является первой частью пособия по общему языку

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconУчебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному...
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (нфпк) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению икт в деятельность школьных библиотекарей” Оглавление iconУчебное пособие рекомендуется для самоподготовки студентов к практическим...
Учебное пособие разработано кандидатом технических наук, доцентом кафедры общей и неорганической химии И. В. Рыбальченко

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск