У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при


Скачать 199.68 Kb.
НазваниеУ работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы




Публикация

11.07.11 Компенсации работникам

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль, а в каких нельзя, комментируют представители Минфина России. Несчастный случай на производстве

В запросе, отправленном в Минфин, организация рассказала, что возместила ущерб здоровью работника вследствие несчастного случая на производстве. Вина работодателя в инциденте была доказана. Сотрудники данной организации пожелали уточнить, вправе ли они в данном случае занизить базу по налогу на прибыль на расходы по возмещению ущерба.

Финансисты дали утвердительный ответ в письме Минфина России от 7 декабря 2009 года № 03-03-06/4/10. Причем по мнению чиновников, доказательства вины организации в несчастном случае не требуется. Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса во внереализационные расходы включаются расходы на возмещение причиненного ущерба. Решение суда требуется только в том случае, если работодатель отказался признать свою вину, а пострадавший работник обратился в суд, чтобы взыскать с организации суммы возмещения ущерба. Если же работодатель добровольно выплачивает работнику все компенсации за несчастный случай, предусмотренные статьей 184 Трудового кодекса, то данные расходы можно включить в налоговую базу без судебных разбирательств.

Просроченная зарплата

Перейдем теперь к ситуации, когда работодатель нарушил установленные сроки выплаты заработной платы, а также иных видов выплат, причитающихся работнику. При этом организация выплатила работнику денежную компенсацию за просрочку, а также возместила сопутствующий моральный вред. Можно ли данные расходы включить в базу по налогу на прибыль?

На сей раз финансисты ответили отказом и разъяснили, что в данном случае положения подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса неприменимы (письмо Минфина от 9 декабря 2009 г. № 03-03-06/2/232). Разберемся почему.

Для начала Минфин России отметил, что компенсация за просроченные выплаты производится в рамках гражданских правоотношений. Материальная ответственность работодателя за задержку выплат работнику установлена статьей 236 Трудового кодекса. Сумма компенсации должна быть не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования от невыплаченных сумм за каждый день просрочки. Если работник получает компенсацию в большем объеме, то такая возможность должна быть прописана в трудовом (коллективном) договоре. Именно поэтому, по мнению Минфина, сумму компенсации за просроченные выплаты работнику нельзя включить в состав внереализационных расходов.

В расходы на оплату труда компенсационные выплаты также невозможно включить. В министерстве пояснили, что данные выплаты не связаны с режимом работы или условиями труда, а, следовательно, не входят в фонд оплаты труда.

Альтернативная точка зрения

Однако с мнением финансистов можно не согласиться. Во-первых, в подпункте 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса нет никаких ограничений по учету расходов в зависимости от вида правоотношений. Во-вторых, в статье 270 Налогового кодекса, в которой дан список расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, отсутствуют суммы компенсации за просроченные выплаты работникам. Данная позиция отражена в арбитражной практике, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 8 июня 2007 года № А49-6366/2006.

Поэтому можно считать, что никаких запретов в указанном подпункте нет, и компенсационные выплаты можно учесть в составе внереализационных расходов. Слова «расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств» вполне применимы к компенсациям за задержку выплат. Но для доказательства такой позиции организации, скорее всего, придется обращаться в суд.

Возмещение морального вреда

Следующий вопрос, разобранный в письме Минфина от 9 декабря 2009 года № 03-03-06/2/232, таков: можно ли включить в состав расходов суммы возмещения морального вреда работнику? Напомним, что помимо компенсаций, работодатель возместил сотруднику и моральный вред за задержку зарплаты.

В статье 237 Трудового кодекса указано, что моральный вред, причиненный работнику, возмещается ему в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Если же такого соглашения добиться не удалось, размер причитающегося с работодателя возмещения морального вреда определяет суд.

Минфин посчитал, что возмещение морального вреда не может быть приравнено к возмещению причиненного ущерба. Соответственно, подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса снова неприменим и суммы возмещения морального вреда работнику в расходы не пойдут.

Однако на сей раз финансисты уточнили, что это лишь их мнение. Поэтому с позицией чиновников Минфина можно вновь поспорить. Аргументы – те же, что приведены нами выше. Кроме того, в подпункте 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса не указано, что расходы на возмещение ущерба относятся только к материальному ущербу.

Таким образом, как оказалось, подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса может привести к неоднозначным трактовкам. Поэтому невозможно предугадать, разрешит ли тот или иной налоговый орган учитывать компенсационные выплаты работникам и возмещение морального вреда в составе расходов. В случае решения инспекции не в пользу налогоплательщика остается два выхода: либо подчиниться налоговикам, либо обращаться в суд.

   Источник  www.buhgalteria.ru




С 2012 года в РФ снижается ставка страховых взносов, но вводится регрессивная шкала

Правительство РФ  одобрило минфиновский проект основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Самая главная новация документа, которая затронет весь бизнес с 2012 года, — введение регрессивной шкалы страховых взносов.

Из документа следует, что в 2012−ом году планируется установить ставку страховых взносов на уровне 30% для зарплат за год 512 тыс. руб. С выплат, превышающих 512 тыс. руб., будут взиматься взносы по ставке 10%.

Для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, ставку предполагается снизить до 20% от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. руб. в год. Одновременно устанавливается тариф в размере 7% от суммы выплат, превышающий установленный предел.

Льготный тариф в указанном размере предполагается дополнительно ввести в отношении некоммерческих организаций, работающих в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций.

Рабочий день в жару может быть официально сокращен

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому официальная продолжительность рабочего дня в летнюю жару может быть сокращена. Депутаты предлагают в случаях, когда температура превысит норму, определенную для этого времени года Роспотребнадзором, по выбору сотрудника:

- выплачивать повышенную, не менее чем на 20 процентов, зарплату;

- сокращать рабочий день (смену).

В случае, когда работник выбирает сокращенный рабочий день, часы которые он не будет работать, предложено оплачивать по правилам части 2 статьи 157 Трудового кодекса РФ. То есть, как время простоя, произошедшего по не зависящим от сторон причинам, - в размере не менее 2/3 оклада.

С 1 июля вводится новый бланк листка нетрудоспособности

С 1 июля 2011 года в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н на территории России вводится новый бланк листка временной нетрудоспособности. Этим же приказом действовавший ранее бланк листка нетрудоспособности признан утратившим силу. Новые бланки больничных листков вводятся в обращение на всей территории России, отмечается в сообщении ФСС России.

В настоящее время региональные отделения ФСС России получили необходимое количество новых бланков листков нетрудоспособности и завершили их раздачу лечебно-профилактическим учреждениям.

Фонд социального страхования обращает внимание страхователей и застрахованных на то, что все листки нетрудоспособности старого образца, выданные по 30 июня 2011 года включительно, являются действительными до окончания периода нетрудоспособности, в них указанного. По окончании указанного периода их закроют в установленном порядке. Переоформления на больничный лист нового образца не требуется.

Все листки нетрудоспособности, выданные до 1 июля на бланках прежнего образца и закрытые надлежащим образом, являются законным основанием для назначения пособия, расходы на выплату которого возмещаются во всех территориальных органах ФСС России.

НДФЛ и выплаты по договорам подряда

Зачастую организации для производства разовых работ привлекают физических лиц к сотрудничеству на условиях договора подряда. В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Порядок налогообложения вознаграждений по договору подряда зависит от того, является ли гражданин, работающий по такому договору, индивидуальным предпринимателем. Если да, то все налоги он обязан начислять и уплачивать за себя сам. Если работник не является предпринимателем, то при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору необходимо удержать НДФЛ.
На вопросы, которые возникают в связи с исчислением и удержанием НДФЛ с доходов, выплачиваемых в рамках договора подряда, ответил советник отдела налогообложения фи-зических лиц Управления налогообложения ФНС России Кирилл Владимирович Котов.

– Признается ли организация при выплате доходов физическому лицу налоговым агентом по НДФЛ?

– Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением отдельных их видов, признаются налоговыми агентами. Такие организации обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Следовательно, организация, выплачивающая физическому лицу доход за выполненные работы (оказанные услуги) по договору гражданско-правового характера, в частности по договору подряда, обязана удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из суммы вознаграждения, предусмотренного таким договором, при его фактической выплате.
– По какой ставке следует удерживать НДФЛ с выплат по договорам подряда?

– С выплачиваемых по гражданско-правовым договорам доходов организация в качестве нало-гового агента удерживает НДФЛ по ставке 13%.

– Надо ли указывать в договоре подряда тот факт, что с суммы оплаты удерживается налог в размере 13% и на руки исполнитель получит вознаграждение за минусом исчисленного НДФЛ?

– Согласно ст. 432 ГК РФ договор можно считать заключенным только в том случае, если сто-роны согласовали все его существенные условия. Существенное условие любого договора – его предмет. В частности, предметом договора подряда является результат выполненных работ. Кроме того, Гражданским кодексом определены и другие условия, которые необходимо включать в договор. Так, согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ это сроки выполнения работ. Норму о том, что в дого-воре должны быть указаны удержания, производимые в соответствии с налоговым законодательством, Гражданский кодекс не содержит.

– При заключении договора подряда с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, предусмотрена выплата аванса. Окончательный расчет производится после подписания акта приемки-передачи работ. Договором также установлено, что в случае его досрочного расторжения исполнитель обязуется вернуть аванс. В связи с этим возникает вопрос: надо ли удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу аванса по договору подряда?

– Как уже было отмечено выше, удержание начисленной суммы налога производится непосред-ственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, организация – налоговый агент обязана удержать начисленную сумму НДФЛ с аванса, выплачиваемого по договору подряда, непосредственно при выплате такого аванса физическому лицу.

– А что делать, если договор подряда, по которому выплачен аванс, был досрочно расторгнут? Какую сумму должен вернуть исполнитель: весь аванс или за вычетом НДФЛ?
– Физическому лицу надо будет вернуть ту сумму, которая была ранее выплачена ему на руки. Что касается уплаченной суммы НДФЛ, то порядок возврата излишне уплаченного налога прописан в ст. 78 и 231 НК РФ .

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, с учетом того, что в рассматриваемой ситуации возврат НДФЛ налогоплательщику производить не требуется, уплаченный за налогоплательщика НДФЛ возвращается налоговому агенту по его заявлению, поданному в налоговый орган.

– На практике нередко встречается ситуация, когда согласно условиям заключенных с физическими лицами договоров организация возмещает им расходы по проезду, проживанию и на мобильную связь. Следует ли удерживать с таких компенсационных выплат налог?

– К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, произведенная за него организациями (п. 2 ст. 211 НК РФ).

С учетом вышеприведенных норм Налогового кодекса, а также того, что оплата проезда и проживания осуществляется в интересах организации, данные суммы не подлежат налогообложению как доходы, полученные в натуральной форме.

Кроме того, согласно положениям пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ объектом налогообложения является лишь вознаграждение за оказанные услуги. В то время как согласно ст. 709 ГК РФ цена договора подряда или возмездного оказания услуг включает в себя также компенсацию издержек, которая таким объектом не является. В данной ситуации оплата проезда, проживания, мобильной связи как раз представляет собой указанную компенсацию.

– Вправе ли организация предоставлять физическим лицам профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ на суммы документально подтвержденных расходов? Дело в том, что при подписании актов о выполненных работах подрядчики – физические лица обращаются с заявлениями о предоставлении таких вычетов по расходам, компенсация которых предусмотрена договором, а также представляют подтверждающие произведенные расходы документы: билеты, счета гостиниц и т. п.

– В соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Таким образом, физическое лицо вправе получить профессиональный налоговый вычет в сумме произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ по договору подряда, а не с подготовкой к началу этого процесса (проезд, проживание и т. п.).

– Организация, зарегистрированная в г. Москве, имеет обособленное подразделение в другом субъекте РФ. Физическое лицо, проживающее в регионе обособленного подразделения, получает вознаграждение за оказание услуг по договору подряда. Куда в данном случае перечисляется НДФЛ?

– На основании п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы налога по месту своего учета в налоговом органе. Постановка на налоговый учет таких организаций производится как по месту нахождения головного офиса, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Напомним, что в соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Следовательно, налог, удержанный с доходов, выплаченных за выполнение работ на стационарном рабочем месте по договору подряда физическому лицу, подлежит перечислению по месту нахождения указанного рабочего места.

– Надо ли исчислять НДФЛ, а также представлять сведения в налоговую инспекцию о выплаченных физлицу доходах в следующей ситуации? Организация заключила договор подряда с физическим лицом в июле 2010 года. По окончании работ 30 сентября был подписан соответствующий акт, срок для перечисления денег установлен до 30 октября. При этом с 1 октября физическое лицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, приме-няющего УСНО с объектом налогообложения «доходы».

– В данном случае организации (как налоговому агенту) следует не только удержать и перечислить НДФЛ с выплачиваемых доходов физлица, но и представить сведения в налоговый орган по форме 2-НДФЛ. Напомним, что обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию, уплате НДФЛ и представлению сведений о доходах физических лиц предусмотрены в п. 1, 2, 4, 6 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 226 НК РФ обязанности налогового агента не распространяются на доходы, выплачиваемые индивидуальному предпринимателю.

В рассматриваемой ситуации доходы физического лица связаны с исполнением обязательств по договору, заключенному с организацией от имени физического лица. А регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя произведена после даты исполнения договора физическим лицом. Из этого следует, что доходы, полученные физическим лицом в рамках договора подряда, не являются доходом от ведения предпринимательской деятельности с применением УСНО.

 КАКИЕ НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ УВОЛЬНЕНИЯ

Вне зависимости от причины прекращения трудового договора, работнику кадровой службы необходимо подготовить документы по увольнению.

Существует целый ряд оснований для прекращения трудового договора:

- по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);

- истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК РФ);

- расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) (ст. 80 ТК РФ);

- расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71, 81 ТК РФ);

- перевод работника к другому работодателю, по письменному заявлению самого работника (ст. 72.1 ТК РФ);

- при изменении условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ);

- расторжение договора по основаниям, перечисленным в статье 75 Трудового кодекса;

- прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);

- при нарушении правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ).

Однако вне зависимости от оснований увольнения кадровику необходимо проверить и заполнить необходимые документы, а бухгалтеру «подобрать хвосты», которые числятся за сотрудником.

Спросить совета у участников форума решила «Эльга»:

«Эльга»

«Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: я в организации бухгалтер, у нас уволился кадровик, и директор поручил теперь мне заниматься кадрами. В понедельник увольняется сотрудник. Какие документы мне надо проверить, чтобы везде была его подпись, и вообще какой пакет документов необходимо собрать по уволенному сотруднику?»

На помощь к «Эльге» пришел «Александр»:

«Александр»

«Я бы на вашем месте начал с самого начала. То есть проверил бы наличие документов на прием сотрудника на работу и их заполнение и ведение в течение всего срока действия трудового договора. А дальше уже можно заниматься подбором документов на увольнение».

«Ольга» дополнила ответ «Александра»:

«Ольга»

«Итак, вам необходимо проверить документы по приему на работу: заявление и приказ о приеме на работу. До подписания трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью. На основании приказа производится запись в трудовую книжку работника. Далее на работника заводится личная карточка. Следует проверить также дополнительные соглашения к трудовому договору при их наличии».

К обсуждению присоединилась «Инга»:

«Инга»

«При увольнении кадровику следует проверить: заявление и приказ о расторжении трудового договора. Также к приказу могут прилагаться документы, на основании которых прекращается трудовой договор. Оформляется запись в трудовой книжке. В свою очередь сотрудник должен поставить подпись в трудовой книжке о том, что ознакомлен с записями, и в журнале учета движения трудовых книжек о том, что ее получил».

К документам, которые прилагаются к приказу на увольнение, могут относиться: акт или иной документ — результат аттестационной комиссии, который подтверждает несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации; в случае прогула — объяснительная записка или акт о непредставлении объяснений; при появлении работника на работе в состоянии алкогольного опьянения — медицинское заключение, свидетельские показания.

Какие именно документы будут прилагаться к приказу об увольнении, зависит от причины увольнения.

«Эльга»

«Где именно и как написать, что с записями ознакомлен?»

«Инга»

«Под последней записью: ознакомлен Иванов И.И., подпись».

«Олег»

«Коллеги, подскажите, пожалуйста, можно ли вести личную карточку в электронном виде?»

«Эльга» «Я тоже задавалась этим вопросом. Оказывается, нельзя. Прежде всего потому, что законодательством не предусмотрена такая возможность. При приеме на работу личная карточка может быть создана в электронном виде, но потом ее необходимо распечатать и ознакомить с ней работника под роспись.

Дело в том, что с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). А так как в электронном виде работник не сможет завизировать запись должным образом, то вести карточку формы № Т-2 следует в бумажном виде».

«Ольга»

«Мы еще уволенным на основании их заявления выдаем справки 2-НДФЛ и справку о зарплате за два года».

Работодатели обязаны выдать физическому лицу (бывшим сотрудникам либо действующим) по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (п. 3 ст. 230 НК РФ). Новая форма справки 2-НДФЛ вступила в силу с 10 января 2011 года, утверждена приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@. Срок выдачи справки законодательством не установлен. Однако можно сослаться на статью 62 Трудового кодекса «Выдача копий документов, связанных с работой», в которой говорится, что работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. Можно предположить, что этот срок действует и на выдачу справки 2-НДФЛ.

Так как по новым правилам пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, то работнику лучше при увольнении выдать справку, так как рано или поздно он за ней вернется. Для получения справки работник должен представить бывшему работодателю письменное заявление. В свою очередь бывший работодатель обязан выдать справку о сумме заработка не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. Форма справки и порядок ее заполнения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н. Выдавать справку по запросу работника законодательство обязывает с 1 января 2011 года.

«Ольга»

« ''Эльга'', помимо кадровых документов следует знать, является ли увольняемый человек материально ответственным лицом или нет. Если является, пока он не ушел, нужно провести инвентаризацию. Ведь причиной проведения инвентаризации материальных ценностей является смена материально ответственных лиц (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Сроки проведения инвентаризации законодателем не установлены, но в интересах работодателя провести инвентаризацию в двухнедельный срок с момента подачи работником, заявления о расторжении трудового договора. Учтите, что инвентаризация должна проводиться в присутствии материально ответственного лица, поэтому после увольнения сотрудника инвентаризацию провести не получится. Соответственно на момент увольнения работника и выдачи ему трудовой книжки в организации должны быть документы о проведенной инветаризации.

Если будут выявлены недостачи, работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба, вне зависимости от того, что сотрудник уволился.

«Инга»

«Но и это еще не все дела, которые следует сделать перед увольнением. Вы как бухгалтер должны проверить все расчеты с данным работником. Нужно начислить сотруднику компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие в случае, если он сокращен. Также следует подобрать все ''хвосты'' по авансовым отчетам и командировочным. Как видите, работы по одному сотруднику много как у кадровика, так и у бухгалтера».

«Эльза»

«Спасибо всем большое, получила исчерпывающий ответ».

 «Олег»

«Беспокоит еще такой момент: сотрудник не сдал обходной лист с подписями. Вправе ли мы не выдавать ему трудовую книжку в день увольнения до момента сдачи обходного листа?»

«Александр»

«Нет, вы не вправе удерживать трудовую книжку. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать ее на руки работнику (ст. 84.1 ТК РФ). Причем законодательство не обязывает работника перед получением книжки проходить и подписывать обходной лист. Учтите, что за задержку окончательного расчета и выдачи книжки, в том числе из-за отсутствия обходного листа, возможно наложение штрафа на организацию от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). За задержку выдачи трудовой книжки, внесение в нее неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок».

В форум вошла новая участница «Елена»:

«Елена»

«Три месяца назад уволился руководитель финансового отдела. Сейчас он обратился к бывшему работодателю с письменным заявлением о представлении ему характеристики. Можем ли мы отказать в данной просьбе?»

«Ольга»

«Работодатель обязан выдать бывшему сотруднику характеристику. Причем не важен период, который прошел после его увольнения. Как гласит статья 62 Трудового кодекса, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и др.). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Перечень документов является открытым. Характеристика является персональными данными работника, который имеет полный доступ к ним (ст. 85 ТК РФ, ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

«Елена»

«Можем ли мы такие документы, как справка 2-НДФЛ, характеристика работника, справка о зарплате за два года, передать не лично сотруднику, который запрашивал их, а его брату? Дело в том, что бывший сотрудник позвонил в организацию и попросил передать все документы его брату. Можем ли мы их ему отдать?»

«Александр»

«Все эти документы содержат персональные данные работника, которые не могут быть разглашены работодателем другим лицам, даже родственникам. Так, работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника (ст. 88 ТК РФ)».

В письменном согласии работника следует указать: Ф.И.О. сотрудника, паспортные данные, Ф.И.О уполномоченного лица на получение документов, его паспортные данные, причина передачи документов третьему лицу, перечень документов, которые вправе забрать представитель. Может также быть указан срок, в течение которого действует письменное согласие. Обязательно следует проставить дату и подпись сотрудника.

Работодателям следует помнить, что лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

И. Моськина, налоговый консультант

   Источник  www.buhgalteria.ru

Похожие:

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при icon2. Учет денежных средств и расчетов в процессе хозяйственной деятельности...
У организации возникают обязательства: перед поставщиками – за полученные ценности; перед персоналом – по оплате труда; перед бюджетом...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconИнтервью управляющего марина Мироновская: работодателям нужно понимать...
Марина Мироновская: работодателям нужно понимать ответственность перед работниками

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconСотрудники организации во время служебных командировок в производственных...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при icon«Трудовые книжки: от выдачи до записи об увольнении»
Помогает разобраться, в каких случаях работник должен предъявить работодателю трудовую книжку при оформлении на работу, а в каких...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconВнимание с 06. 02. 2017 изменились реквизиты Высшей школы бизнеса...
...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconВозникают вопросы: №
Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций. Инструкция по ведению...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconКурсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет анализ и контроль»
В этом случае работнику из кассы под отчет выдаются наличные денежные средства. А силу этого возникают расчетные взаимоотношения...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconМожно ли отозвать работника из отпуска и в каких случаях?
...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconВ аэропорту при вылете из РФ
Если пассажир не прибыл своевременно на регистрацию, авиакомпания вправе не допустить его на борт самолета. В случае возникновения...

У работодателей часто возникают обязательства перед работниками, не связанные с регулярной оплатой труда. В каких случаях указанные расходы можно учесть при iconВ аэропорту при вылете из РФ
Если пассажир не прибыл своевременно на регистрацию, авиакомпания вправе не допустить его на борт самолета. В случае возникновения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск