Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди


НазваниеМетодические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди
страница1/17
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого


Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров одной из моделей сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов

(Проект)

Санкт-Петербург

2015

Оглавление

Термины и сокращения……………………………………………………………………………4

Предисловие……………………………………………………………………………………......9

I. Политика (концепция) разработки и предоставления сервисов международным специалистам………………………………………………………………………………………12

II. Цели и задачи создания и внедрения университетом сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………………………...................................22

III. Формы организации сервисов поддержки международных специалистов в университете……………………………………………………………………………………….27

IV. Основные требования, показатели и критерии эффективности работы сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………….......74

V. Способы оценки университетом результатов и эффективности работы сервисов поддержки………………………………………………………………………………………….85

VI. Схемы управления и финансирования университетом сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………………………........92

VII. Направления и формы работы университетских сервисов поддержки международных специалистов……………………………………………………………………………………….99

VIII. Схемы и способы организации взаимодействия сервисов поддержки с другими системами и подразделениями университета………………………………………………......120

IX. Функциональные обязанности сотрудников, оказывающих поддержку международным специалистам……………………………………………………………………………………..125

Заключение……………………………………………………………………………………….138

Приложение 1. Алгоритм разработки и внедрения системы сервисов поддержки международных специалистов в российском университете………………………………….141

Приложение 2. Руководство по оценке кандидатов на бессрочные должности Университета Гронингена, Нидерланды (выдержки)……………………………………………………….…145

Приложение 3. Примерная форма анкеты для опроса менторов……………………………..149

Приложение 4. Примерная форма анкеты для определения возможности быть ментором или необходимости иметь ментора………………………………………………………………….150

Приложение 5. Шаблоны писем иностранным кандидатам на должности НПР……………152

Приложение 6. Примеры вопросов для лиц, рекомендующих иностранных кандидатов на должности НПР………………………………………………………………………………….157

Приложение 7. Контрольный лист посещения университета иностранными кандидатами на должности НПР………………………………………………………………………………….158

Приложение 8. Контрольный лист проведения собеседования с иностранным кандидатом на должность НПР…………………………………………………………………………………..160

Приложение 9. Примерные вопросы для проведения собеседования с иностранными кандидатами………………………………………………………………………………….......162

Приложение 10. Вопросы, которые не рекомендуется задавать иностранному кандидату на собеседовании и их альтернативные варианты………………………………………………..168

Приложение 11. Примерная форма бланка оценки иностранного кандидата в ходе собеседования…………………………………………………………………………………….171

Приложение 12. Примерная форма оценки открытой лекции………….…………………….172

Приложение 13. Примерная форма листа окончательной оценки иностранного кандидата…………………………………………………………………………………………174

Приложение 14. Особенности оферты (предложения заключить договор) в трудовых отношениях……………………………………..……………………………………………......176

Приложение 15. Шаблоны письма-офферты.………………………………………………….178

Термины и сокращения

Бренд-стратегия – стратегия создания, развития, изменения и адаптации к рынку бренда организации, который представляет собой цельный, уникальный и привлекательный образ, присущий этой организации и её продуктам, объединенных общими идентификационными признаками. В контексте настоящего руководства следует иметь в виду, что на начальном этапе с иностранным претендентом могут взаимодействовать сотрудники нескольких университетских структур (центра международного рекрутмента, службы приёма иностранных специалистов, учебно-научных подразделений и т.п.), поэтому важно, чтобы все коммуникации осуществлялись на основе бренд-стратегии и бренд-руководства университета и был отработан порядок оказания поддержки международному специалисту на этом этапе, а также порядок взаимодействия между сотрудниками различных структур университета.

Бренд-руководство – официальный документ организации, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, порядок позиционирования компании, полное руководство по фирменному стилю и другие данные, необходимые для развития организации и поддержания её конкурентоспособности, включая порядок осуществления внешних коммуникаций.

ВКС – высококвалифицированный специалист.

Вуз – высшее учебное заведение; несмотря на то что в новом законе «Об образовании» используется термин «образовательная организация высшего образования», термин «высшее учебное заведение» и его сокращённая форма «вуз» пока широко используется в профессиональной литературе, в том числе в официальных документа Министерства образования и науки РФ; учитывая то, что в данной работе речь часто идёт не только о российских учебных заведениях, но и о зарубежных образовательных институтах, в тексте используются различные термины, обозначающие образовательные организации – «вуз», «университет», «образовательное учреждение» и т.п.

ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

«Длинный список» иностранных кандидатов – первоначальный список кандидатов на вакантную должность, включающий всех подавших заявление, документы которых отвечают формальным требованиям.

Импакт-фактор – формальный численный показатель важности научного журнала, ежегодно рассчитываемый на основе трёхлетнего периода.

«Короткий список» иностранных кандидатов – список кандидатов, приглашаемых в вуз для проведения собеседования.

Коучер, коуч (англ. coacher/coach) – персональный тренер, помогающий человеку в самореализации, определении и увеличении своего профессионального и личностного потенциала, повышении результативности деятельности.

Культурный шок – эмоциональный дискомфорт или даже стрессовое состояние, которое может появляться у человека, впервые попавшего в иную культурную среду.

Международные специалисты – сотрудники зарубежных университетов, организаций и компаний, а также другие специалисты высокой квалификации, имеющие как иностранное, так и российское гражданство, привлекаемые в российские высшие учебные заведения и научные организации с международного рынка труда.

Ментор – опытный преподаватель / сотрудник, оказывающий всестороннюю профессиональную, эмоциональную и моральную поддержку закреплённому за ним молодому или вновь прибывшему в организацию коллеге; в зарубежных университетах за иностранным сотрудником могут закреплять несколько менторов, в том числе оказывающего социально-бытовую поддержку; менторство – система подготовки и закрепления менторов за сотрудниками, нуждающимися в поддержке.

Мувинговая компания – компания, оказывающая помощь в переезде на новое место жительства.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

НПР – научно-педагогические работники.

Офферта (англ. Job Offer) – официальное (в письменном виде) предложение работы окончательно отобранному кандидату.

Портфолио (англ. portfolio) – преподавательский или творческий портфолио (Teaching or Artistic Portfolio) – пакет документов или работ претендента на вакантную должность, характеризующий его компетенции и педагогическую или творческую квалификацию.

Постдок (англ. PostDoc) – как правило, молодой научно-педагогический работник, недавно получивший степень доктора наук (PhD); в североамериканских и некоторых европейских университетах постдоки стараются заключить контракт, который после успешного прохождения испытательного срока позволяет занять пожизненную должность в университете.

Рекрутмент, рекрутинг (англ. recruitment, recruiting) – процесс поиска, отбора и найма сотрудников в организацию.

РФ – Российская Федерация.

РЭШ – Российская экономическая школа.

Саббатикал – длительный (до одного года) профессиональный оплачиваемый отпуск, предоставляемый научно-педагогическим работникам зарубежных вузов, как правило, один раз в 5-7 лет для выполнения научной работы или повышения квалификации.

СМИ – средства массовой информации.

«Средний список» иностранных кандидатов – промежуточный список кандидатов; список кандидатов, отобранных после предварительных собеседований.

Спонсор – сотрудник или (и) структура университета или сторонней организации, которые оказывают юридическую, миграционную, административную, организационную и другую поддержку (в том числе финансовую, но не обязательно) кандидатам на различные должности в принимающем университете.

США – Соединённые Штаты Америки.

ТРКИ – Тест по русскому языку как иностранному, международный экзамен по определению уровня владения русским языком.

Тьютор – в данной работе это индивидуальный преподаватель, который помогает иностранному специалисту или небольшой группе иностранных специалистов освоить ту или иную дисциплину, оценивает их успехи; тьюторами также называют преподавателей, которые осуществляют обучение с помощью различных виртуальных образовательных платформ.

Эндаумент – специализированный долговременный фонд университета, создаваемый на благотворительные средства, пожертвованные университету, которые вкладываются в приносящие доход активы (инструменты фондового рынка, тезаврационные авуары, недвижимость, и т.п.)

Credentials (англ.) – документы, подтверждающие уровень образования или профессиональной квалификации.

CV (лат. Curriculum Vitae) – профессиональная биография или развёрнутое резюме; у научно-педагогических работников часто включает список публикаций, выполненных научных проектов, выступлений на конференциях и т.п.

Hidden curriculum (англ.) – «скрытый процесс образования», то есть некоторые особенности образовательного процесса, которые, как правило, не объясняются для иностранцев, поскольку являются само собой разумеющимися для сотрудников и студентов принимающего университета.

Hofstedes Cultural Dimensions (англ.) – совокупность показателей (dimensions), определяющих культурные характеристики различных народов, предложенные нидерландским социологом Гертом Хофстеде на основе исследований, проведённых им в 1960-е 70-е годы; этими показателями являются: социальное неравенство (восприятие власти), взаимоотношения между индивидуумом и группой, гендерные отношения, отношение индивидуума к неопределённости; эти показатели формируют модель, которую можно использовать для оценки и сравнения различных культур, а также понимать и предвидеть поведение представителей разных культур.

Host Professor, Hostпринимающий профессор или сотрудник университета, ответственный за приём иностранного коллеги, прибывающего в университет на относительно короткий период.

Housing Services (англ.) – специальная служба поддержки научно-педагогических работников университета, отвечающая за помощь в обеспечении жильём.

HR Office (англ. Human Resources Office) – служба управления человеческими ресурсами.

Job Opportunities (англ.) – возможности трудоустройства/вакансии; этим термином часто обозначается соответствующий раздел сайта зарубежного вуза.

Job Offers (англ.) – 1) аналог предыдущего термина; 2) официальные (в письменном виде) предложения работы окончательно отобранным кандидатам.

PhD (англ. Philosophy Doctor) – аббревиатура, обозначающая степень доктора наук, присуждаемую в некоторых зарубежных вузах (эквивалентна российской степени кандидата наук); в русскоязычной литературе часто переводится как «доктор философии», что, по всей видимости, не совсем корректно, поскольку Philosophy в английском языке имеет ещё и значение «наука» в высоком смысле, а также – «система знаний»; например, толковый словарь Webster Dictionary приводит следующее значение этого термина: «the course of sciences read in schools» – курс наук, читаемых в учебных заведениях. С использованием термина «доктор философии» трудно дать адекватный перевод полного названия степени (например, PhD in Biology, PhD in Economics и т.п.).

QS (QS World University Rankings) – один из ведущих мировых университетских рейтингов, ежегодно публикуемый британской компанией Quacquarelli Symonds, предоставляющей различные услуги в сфере образования и обучения за рубежом.

References (англ.) – рекомендации на сотрудника от предыдущего работодателя.

RePEc – (англ.) Research Papers in Economics – научные работы в области экономики; децентрализованная база научных работ, препринтов, журнальных статей и программного обеспечения, поддерживаемая волонтёрами и финансируемая Федеральным резервным банком Сант -ШАеральным резервным банком Сант Луи () игоо срокавыхода на пенсию при условии выполнения условий долгосрочного контракта.Луи (США); информация этой базы данных используется для того чтобы ранжировать экономистов, университеты, организации, регионы и страны по значимости работ в области экономики.

Research Statement (англ.) – исследовательская декларация; описание кандидатом на вакантную должность научно-педагогического работника своих научных достижений и профессиональных планов на будущее.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconМетодические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками...
Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров одной...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconПриказ
В рамках реализации Программы развития юфу на 2011 – 2021 года и в целях повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconТемы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе...
Совета по повышению конкуретноспособности ведущих университетов. Господдержка предоставляется отобранным по результатам конкурса...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconМетодические рекомендации по заполнению форм финансовой модели комплексного...
Кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconМетодические рекомендации по внедрению гост р 30-2003 Общие положения
...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconМетодические рекомендации по внедрению проектного управления в органах...
Российской Федерации по достижению их целей и решению поставленных задач утвердить прилагаемые Методические рекомендации по внедрению...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconМетодические рекомендации по подготовке Паспорта инвестиционного...
Вляет на рассмотрение Межведомственной комиссии, в том числе, Паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной приложением...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconИнструкция по заполнению формы 5 «Сведения об образовательной организации...
Инструкция предназначена для заполнения формы «Сведения об образовательной организации высшего образования за 2014 год (форма №5-100-2)»...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  icon136 вузов подали заявки на конкурс исследовательских университетов
В конкурсе национальных исследовательских университетов примут участие 136 российских вузов, но только 10–15 из них получат высокое...

Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди  iconПрограмма привлечения в двфу профессионалов с опытом работы в ведущих...
Объявляет о старте конкурса по привлечению на постоянную работу научно-педагогических кадров, получивших мировое признание и сотрудничающих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск