П Л А Н – К О Н С П Е К Т проведения занятий с личным составом дежурного караула.
Наименование учебного предмета: Пожарно – техническая подготовка Тема : Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно-спасательной техники. Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники. Прием и постановка пожарных и аварийно-спасательных автомобилей на боевое дежурство. Требования при эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники. Вид занятия : классно - групповой
Цель : изучить тему с л/с
Время : 2 часа.
Место проведения : учебный класс.
Нормативные акты, учебные пособия и литература, используемая при проведении занятия : « Наставление по технической подготовке».
Материально- техническое и информационное обеспечение:
Наставление по технической подготовке.
№
п/п
| Учебные
вопросы
| Вре-мя
мин.
| Содержание учебного
вопроса
| Метод
отраб.
| Мат.
тех.
обес
|
|
Проверка л/с.
| 5
| Вступительная часть Собираю личный состав Провожу краткий опрос по ранее пройденным темам
|
|
|
| Зачитываю тему
| 35
| Основная часть ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
Общие положения
Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок - запрещается.
Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации (пробега) на год и квартал.
На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на календарный месяц.
Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин. Пожарные машины, находящиеся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.
Техническая готовность пожарных машин определяется:
- исправным техническим состоянием;
- заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
- укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;
- соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям Государственного стандарта.
Исправной считается пожарная машина, техническое состояние которой соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Неисправной считается пожарная машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае ее эксплуатация запрещается.
Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.
Прием и постановка пожарных автомобилей
на боевое дежурство
Для приемки прибывшего в ГУГПС, УГПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ГПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель - представитель отдела (отделения, группы) пожарной техники, члены - отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения в которое передается автомобиль.
Комиссия обязана проверить:
- наличие положенной документации (инструкций по эксплуатации шасси и специальных агрегатов, формуляра пожарного автомобиля, паспорта транспортного средства, свидетельства о согласовании конструкции ПА, справки-счета);
- укомплектованность пожарного автомобиля оборудованием, принадлежностями и инструментами согласно описи;
- техническое состояние пожарного автомобиля (внешним осмотром, пуском и прослушиванием двигателя, диагностированием агрегатов и систем, испытанием на ходу, включением и работой специальных агрегатов).
Приемка (передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом.
После приемки пожарного автомобиля в подразделении на него заводится следующая эксплуатационно-техническая документация:
- заполняется формуляр,
- журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля (приложение 3),
- эксплуатационная карта
- карточки учета работы автомобильной шины;
- карточка эксплуатации аккумуляторной батареи.
О результатах приемки председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС.
Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в дорожной полиции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.
Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями заводов-изготовителей, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации.
Обкатку производит старший водитель (водитель) подразделения ГПС под руководством назначенного начальника караула.
Перед обкаткой водитель должен изучить инструкцию по эксплуатации пожарного автомобиля и руководство по эксплуатации шасси, проверить техническое состояние автомобиля, обратив особое внимание на исправность элементов, указанных в «Перечне систем, узлов, агрегатов, влияющих на безопасность движения, топливную экономичность и состояние окружающей среды» (приложение 7) и заправить его необходимыми эксплуатационными материалами.
Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.
После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования - в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА.
Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производятся руководителем подразделения ГПС.
Учет пожарных автомобилей и их работы
Учетными документами пожарных автомобилей являются:
-свидетельство о регистрации (технический паспорт транспортного средства; технический талон по мере введения документа);
- формуляр;
- журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
- эксплуатационная карта;
- путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
- карточка учета работы автомобильной шины;
- карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
- журнал учета технического обслуживания;
- путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
- журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.
Свидетельство о регистрации выдается дорожной полицией при регистрации автомобиля и сдается в дорожную полицию при его списании.
Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС.
Ведение формуляра осуществляет старший водитель, а при его отсутствии - начальник караула.
При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчиков.
Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляют руководители подразделения ГПС.
Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом ГУГПС, УГПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения, группы) пожарной техники и средств связи.
Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем.
Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС.
Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию (финансовую часть) с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов.
Путевка на выезд основного (специального) пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путевки приведена в приложении Боевого устава противопожарной службы АЧС Республики Казахстан.
Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль.
Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии - начальник караула, согласно специализации.
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (приложение 6) заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые.
Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии - начальник караула согласно специализации.
Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля (приложение 3) заводится на каждый пожарный автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии - начальником караула согласно специализации.
В журнал вносятся записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):
- первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожарно-технического вооружения - не реже 1 раза в месяц;
- второго технического обслуживания - не реже 1 раза в год;
- сезонного технического обслуживания - 2 раза в год;
- о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес - 1 раз в 10 дней;
- о проверке работоспособности, прочистке и регулировке пеносмесителя и газоструйного вакуум-аппарата - 1 раз в месяц.
Все записи заверяются подписями водителей, проводивших ТО, а сведения об обслуживании пожарно-технического вооружения заверяются подписью командира отделения.
Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителями подразделения ГПС.
Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля (Типовая межведомственная форма № 4-п. Серия 37 АД, утвержденная МФ СССР и ЦСУ СССР 1983 г.) выписывается старшим водителем, а при его отсутствии - диспетчером (радиотелефонистом).
Путевой лист подписывается руководителем подразделения ГПС и является распоряжением водителю на выполнение задания. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной настоящим Наставлением, запрещается.
Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары и аварийно-спасательные работы) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего.
Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки - на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей (приложение 9).
В случае утери путевого листа проводится служебное расследование в установленном порядке. Взамен утерянного выписывается новый путевой лист, в котором восстанавливаются все данные об автомобиле и его работе.
Испорченные бланки путевых листов хранятся наравне с использованными бланками.
После выполнения задания заполненный путевой лист водитель сдает старшему водителю, а при его отсутствии - начальнику караула, который проверяет правильность заполнения и делает отметку в журнале о времени возвращения автомобиля и путевого листа.
Использованные бланки путевых листов, полностью заполненные и утвержденные руководителем подразделения ГПС, прилагаются к отчету о расходовании горюче-смазочных материалов и сдаются в бухгалтерию (финансовую часть).
Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи.
Итоги работы пожарного автомобиля подводятся ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии - начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС.
|
|
|
| Подведение итогов
| 5
| Заключительная часть
Подвожу итоги по результатам занятий.
Выставляю оценки в учебный журнал.
|
|
|
План – конспект составил: |