Скачать 137.43 Kb.
|
Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 «Образовательный центр» г. Сызрани Самарской области Программа элективного курса КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО10 - 11 класс Автор: Т. А. Бородина – учитель информатики 2007 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня. В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей. Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире. Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам; а также тем, у кого есть желание научиться работать на компьютере. Вопросы делопроизводства достаточно широко освещены в печати. Но, к сожалению, если вы захотите познакомиться с современным делопроизводством, которое основано на знании компьютерных технологий общего назначения, вы не найдете учебника по делопроизводству в современном офисе на базе компьютерной технологии. Поэтому курс «Компьютерное делопроизводство», который позволяет учащимся не только сформировать комплекс умений работать на компьютере, но и получить знания основ российского делопроизводства, будет востребован старшеклассниками, выбравшими социально-экономический или гуманитарный профиль обучения. Курс рассчитан на 17 аудиторных часов. Предлагаемый элективный курс призван помочь учащимся овладеть необходимым инструментарием компьютерных технологий для эффективной работы с документами. Данный курс является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства с использованием возможностей текстового редактора WORD, т. е. обеспечить учащимся:
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Для расширения представления учащихся об организации документооборота внутри предприятия и технической базе делопроизводства организуются экскурсии на предприятия города. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий —комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме: «2» — менее 40% от общей суммы баллов; «3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов; «4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов; «4» — от 75 до 100% от общей суммы баллов. Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации. Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности. Образовательные результаты Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Роль делопроизводства в управлении. Техническая база делопроизводства (1 час) Данная тема знакомит с историей делопроизводства, задачами, которые эта сфера деятельности решает; в ней также рассматриваются основные категории работников этой сферы и их функции; а также посвящена знакомству с технической базой делопроизводства, с тем каким должно быть рабочее место секретаря, приведена классификация и общая характеристика средств организационной техники, средств связи и средств тиражирования. Содержание темы: История развития делопроизводства в России. Информационные связи предприятия. Документооборот. Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Персонал, занимающийся делопроизводством на предприятии. Рабочее место секретаря. Эргономика и организация труда. Компьютеризированное рабочее место секретаря. Санитарно-гигиенические нормы для работников офиса. Классификация средств организационной техники. Классификация средств связи. Классификация средств тиражирования. Средства копирования и размножения документов. Дополнительные средства подготовки документов. Тема 2. Представление о документах. Основные требования к оформлению документов (2 час) Эта тема содержит общие сведения о документах и их классификацию; рассматриваются правила оформления документов, деловой язык документов, правовая охрана, нормативная база. Содержание темы: Нормативная база делопроизводства: законодательные и правовые акты РФ, Государственные стандарты на документацию, нормативные документы, классификаторы, Государственная система документационного обеспечения управления. Классификация документов: общее представление и признаки классификации, виды классификации. Бумажные и электронные документы. Трафаретные документы. Правила составления документов: установка формата бумаги и размеров полей; основные реквизиты документа; обязательные реквизиты документа. Язык документов: деловая переписка, язык управленческих документов. Правовая охрана документов. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная: подготовка текста и формы трафарета письма-претензии на некачественную услугу; изменение приложенного текста с целью придания ему официально-делового стиля; работа в группе: составление документов, отражающих переписку руководителя с учреждением-партнером (на выбор учащегося). Тема 3. Внутренние и внешние документы управления. Документы по личному составу (2 часа) Данная тема знакомит с правилами оформления разнообразных документов: приказов, протоколов, актов, докладных записок, справок, писем и некоторых других документов. Содержание темы: Приказы. Протоколы и решения. Акты. Докладные записки. Справки. Письма и факсы. Телефонограммы. Резюме. Заявление. Другие документы по личному составу. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная: составление докладной записки директору предприятия с предложениями улучшения условий труда; практикум: составление протокола собрания членов организации (по выбору учащегося); составление прайс-листа. Тема 4. Организация документооборота (1 часа) Данная тема отражает современное представление об организации документооборота при обработке и регистрации входящих, исходящих и внутренних документов. Содержание темы: Представление о документообороте. Обработка входящих документов. Обработка исходящих и внутренних документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел. Тема 5. Работа с документами в тестовом редакторе Word (9 часов) Эта тема посвящена созданию разнообразных документов в соответствии с существующему стандартами и рекомендациями в текстовом редакторе Word. Содержание темы: Оформление личных документов: оформление объяснительной записки, оформление резюме с помощью Мастера резюме, оформление справки. Создание бланка предприятия с эмблемой: создание эмблемы, создание варианта эмблемы с расшифровкой абривиатуры, создание шаблона бланка предприятия, пробное использование бланка. Способы оформления писем. Оформление информационного стенда. Подготовка конвертов и наклеек. Оформление доклада. Создание приказов. Создание протоколов, выписок из протоколов и решений. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная: создание личной эмблемы-знака; подготовка календаря для своего рабочего места; создание адресной наклейки; оформление проекта приказа; создание выписок на основе созданных протоколов; создание собственной визитной карточки; создание открытки-приглашения на презентацию фирмы; практикум: создание письма-просьбы; составление резюме о себе; составление факса о выполненных работах, создание на бланке предприятия благодарности сотруднику за добросовестный труд в связи с 50-летием; создание на бланке предприятия поздравления сотрудникам по поводу юбилея предприятия; работа в группе: оформление информационного стенда по изучаемому предмету. Тема 6. Деловая игра (2 часа) В деловой игре имитируется деятельность каких-либо организаций или предприятий (по выбору учащихся), а также деятельность делопроизводителя – тактика его поведения. В соответствии с разработанным сценарием игры учащиеся самостоятельно организуют группы (предприятия) и распределяют роли сотрудников предприятия. В процессе игры организуется деловая переписка между группами учащихся, представляющими различные предприятия, фирмы, органы управления (глава города, депутат Городской Думы, инспекции, контролирующие органы и т. п.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя
Для учащихся
1 Данное пособие рекомендуется в качестве учебника для учащихся. |
Государственное казенное учреждение Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными... | Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами Самарской... | ||
Российской Федерации в целях реализации государственной программы Самарской области "Инновационное развитие машиностроительного комплекса... | Самарской области основная общеобразовательная школа №16 города Сызрани городского округа Сызрань | ||
В соответствии с пунктом 5 статьи 86 Устава (Основного Закона) Самарской области Правительство Самарской области постановляет | Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления... | ||
Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления... | Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления... | ||
Самарской области (далее – министерство) полномочий по организации оказания медицинской помощи отдельным категориям жителей Самарской... | Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дельфин» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |