Пояснительная записка
1.1 Обоснованность и цели учебного курса
Рабочая программа элективного курса «Комплексная работа с текстом. Подготовка к ОГЭ по русскому языку» разработана для учащихся 9 класса МБОУ «Воткинский лицей» . Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ОГЭ;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
2. Предполагаемые результаты освоения курса
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
3. Содержание тем учебного курса
№
| Раздел учебного курса
| Количество часов (планируемые/фактические)
| Элементы содержания
| Характеристика деятельности учащихся
|
| Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
| 1/1
| Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
| Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
|
| Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
| 1/1
| Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
| Работа в группах, анализ сочинений.
|
| Часть 1
|
|
|
|
| Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
| 5/5
| Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ
| Работа с текстом, создание текста.
|
| Часть 3
|
|
|
|
| Задание 15. Сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему тему. Критерии оценки задания 15. Структура сочинения на заданную тему.
| 8/8
| Тезис, аргументы, вывод.
Элементы сочинения, анализ текстов
| Уметь формулировать тезис, аргументировать, писать вывод сочинения-рассуждения.
|
| Часть 2
|
|
|
|
| Выполнение заданий с выбором ответа и самостоятельным поиском ответа
| 19/19
| Задания 2-14
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 4. Тематическое планирование
№
| Тема занятия
| Количество часов (планируемые/фактические)
| Практическая часть, использование ИКТ
| Домашнее задание
|
| Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
| 1/1
| Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
|
|
| Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
| 1/1
| Работа в группах, анализ сочинений.
|
|
| Часть 1
|
|
|
|
| Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
| 1/1
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
| 1/1
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
| 1/1
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
| 1/1
| Работа с текстом, создание текста.
|
|
| Задание 1. Выбор приемов сжатия.
| 1/1
| Создание текста, оценивание
|
|
| Часть 3
|
|
|
|
| Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.1. Учимся аргументировать.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.2,15.3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.2,15.3.Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
| 1/1
| Самостоятельная работа
|
|
| Задание 15.2,15.3. Учимся аргументировать.
| 1/1
| Элементы сочинения, анализ текстов
|
|
| Задание 15.2,15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
| 1/1
| Самостоятельная работа
|
|
| Часть 2
|
|
|
|
| Понимание смысла текста. Задание 2.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание 3.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание 3.
| 1/1
|
|
|
| Основные орфографические правила правописания приставок. Задание 4.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание 5.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов. Задание 6.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание 6.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание 7.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание 8.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Простое осложненное предложение. Задание 9.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
| Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Простое осложненное предложение. Задание 9.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 27.
| Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание 10.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 28.
| Количество грамматических основ в предложении. Задание 11.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 29.
| Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание 12.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 30.
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Типы подчинительной связи Задание 13.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 31.
| Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание 14.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 32.
| Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 33.
| Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
| 34
| Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
| 1/1
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
|
Литература:
Для учителя:
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Работы учащихся
Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Для учащихся:
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
|