Скачать 386.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра предварительного расследования «УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры майор милиции Д.А. Натура «___» _______________ 2009г. Дисциплина: Предварительное следствие в органах внутренних делСпециальность: 030501.65 (заочная форма обучения) ЛЕКЦИЯТЕМА № 6-1«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА РАСЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Обсуждена и одобрена на заседании методической секции кафедры Протокол № ___ от «__» ________________ 2009г. Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа Место проведения: согласно расписания Методика проведения: Поверить наличие и готовность слушателей к занятию. Объявить тему занятия и вопросы, подлежащие рассмотрению. Обозначить актуальность рассматриваемой темы и последовательность ее изучения. Изложить рассматриваемые вопросы, акцентируя внимание слушателей на основных моментах лекции. По окончании темы изложения сформулировать выводы и дать задание для подготовки к семинарскому занятию. Основное содержание темы: Понятие и краткая уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Специфика обстоятельств, подлежащих установлению в процессе расследования уголовного дела данной категории. Тактика и методика проведения основных следственных действий. Основные термины и понятия: ДТП – дорожно-транспортное преступление; ПДД – Правила дорожного движения; ТС – транспортное средство. Цели занятия: 1. Закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме. 2. Привить навыки организованности, ответственности за принимаемые решения и трудолюбие. 3. Формировать профессиональные и личностные качества будущего следователя. План лекцииВведение 1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений. 2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании уголовного дела о ДТП. 3. Деятельность следователя на подготовительном и первоначальном этапе расследования. 4. Деятельность следователя на последующих этапах расследования. Заключение Основанная литература:
Дополнительная литература:
Введение В последние годы проблема обеспечения безопасности дорожного движения на автомототранспорте страны заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных, экономических и демографических задач, стоящих перед обществом и государством. Необходимость акцентированного внимания к данной проблеме обусловлена состоянием и отрицательной динамикой аварийности на автотранспорте страны. В 2006 г. в Российской Федерации произошло 229140 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 32724 и получили ранения 285362 человека.1 В настоящее время автомобиль перестал быть средством роскоши и превратился в источник передвижения. Увеличилось количество участников дорожного движения многие из которых не имеют соответствующей подготовки, природных данных для управления транспортным средством. Необходимость всюду успеть влечет за собой потребность в приобретении автотранспорта с наибольшими скоростными характеристиками – зачастую подержанных автомобилей иностранного производства. Массовая эксплуатация таких автомобилей, имеющих существенные отличия от отечественных технических характеристик транспортных средств, в частности, наличие антиблокирующей системы, обеспечивающей более эффективное торможение без оставления видимых следов на дорожном покрытии приводит к сложностям при определении механизма дорожно-транспортного происшествия. Преимущественно гуманитарный склад ума следователей, дознавателей, прокуроров и судей, неприятие ими цифр, формул и расчетов, анализ которых необходим, вызывает затруднения при рассмотрении уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях. Принятие нового уголовно-процессуального и административного законодательства и передача части уголовных дел о ДТП в подследственность дознания, привела к необходимости указанным сотрудникам в короткий срок освоить огромный объем информации по расследованию дорожно-транспортных преступлений. Указанные обстоятельства создают предпосылки для включения темы о расследовании ДТП в предмет изучения дисциплины «Предварительное следствие в ОВД». 1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений. В соответствии с Правилами дорожного движения «Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз сооружения».1 Дорожно-транспортное происшествие необходимо отличать от дорожно-транспортного преступления, которое предполагает наступление последствий, предусмотренных уголовным законодательством. К числу дорожно-транспортных преступлений относятся:
Основное место в числе дорожно-транспортных преступлений составляет - нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или более тяжкие последствия. Данная уголовно-правовая норма – бланкетная, то есть, отсылающая к другим нормативным актам, регламентирующим обязанности водителя, безопасные приемы управления и эксплуатации и т.д. Поэтому для установления признаков состава дорожно-транспортного преступления в действиях указанных лиц необходим первоначальный анализ положений соответствующих нормативных актов, из которых основной – Правила дорожного движения. При анализе правил дорожного движения следует что участниками и другими лицами, причастными к безопасности дорожного движения могут быть допущены следующие нарушения ПДД.
Все ДТП подразделяются на 9 видов.1 Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.) Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.). Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное. Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий. Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является ДТП. Иной вид ДТП – происшествие, не относящееся к указанным выше видам. Сюда относятся падения перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др. Выводы. Дорожно-транспортное преступление – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди. Основное место в числе дорожно-транспортных преступлений составляет - нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или более тяжкие последствия. Данная уголовно-правовая норма – бланкетная, то есть, отсылающая к другим нормативным актам, регламентирующим обязанности водителя, безопасные приемы управления и эксплуатации и т.д. Поэтому для установления признаков состава дорожно-транспортного преступления в действиях указанных лиц необходим первоначальный анализ положений соответствующих нормативных актов, из которых основной – Правила дорожного движения. 2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании уголовного дела о ДТП. В ходе расследования уголовного дела о дорожно-транспортном преступлении должны быть установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Прежде всего, в соответствии со ст. 73 УПК РФ, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:
а также, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Кроме того, в процессе расследования уголовного дела о ДТП, необходимо установить то, что:
Перечисленные обстоятельства совершения преступления являются общими. При расследовании конкретного уголовного дела могут встретиться и другие вопросы, требующие выяснения. Так, при столкновении транспортных средств необходимо установить боковой интервал между столкнувшимися транспортными средствами, их скорость, место столкновения, наличие выезда на встречную полосу движения и его причину, наличие неисправностей, повлекших потерю устойчивости при прямолинейном движении, подавался ли сигнал поворота при маневре и др. При опрокидывании, задачей расследования является установление неисправностей транспортного средства, изучение дорожных условий, установление правильности действий водителя, наличие внезапного появления каких-либо препятствий и т.д. При наезде на неподвижное транспортное средство следует установить, были ли включены габаритные огни стоящего транспортного средства (в темное время суток), скорость транспортного средства и ее соответствие данным дорожным условиям и т.д. В случае наезда на пешехода необходимо установить не только направление и скорость движения транспортного средства, но и скорость движения пешехода. Кроме того, следует определить расстояние, на которое было удалено транспортное средство от места наезда в различные моменты развития события, остановочный и тормозной путь транспортного средства, установить техническую возможность предотвращения наезда на пешехода, время попадания пешехода в поле зрения водителя, расстояние между транспортным средством и пешеходом в тот момент, когда последний попал в зону обзорности водителя, поведение пешехода на проезжей части и др. При падении пассажира выясняют не было ли резкого маневрирования, неисправности дверного замка и другие обстоятельства. При падении груза следует установить способ его укладки и крепления, время в пути и время последней проверки крепления и другие вопросы. |
Обозначить актуальность рассматриваемой темы и последовательность ее изучения. Изложить рассматриваемые вопросы, акцентируя внимание... | Целями освоения дисциплины (модуля) "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий" является формирование у студентов навыков и знаний... | ||
Тема №7 «преступления против личности. Основные понятия, особенности наиболее распространенных составов преступлений.» | Тема №10 «преступления против личности. Основные понятия, особенности наиболее распространенных составов преступлений.» | ||
Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного... | Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 14-9/10/2-9696 "Об особенностях кодирования... | ||
России, насыщение его автомобилями иностранного производства приводит к резкому увеличению количества сделок с автомототранспортными... | Сокольского района зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, имеющих стаж управления транспортными... | ||
Тема Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения | Эвм, применявшихся в научном и военном исследованиях. С тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой принадлежностью... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |