Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений»


Скачать 386.41 Kb.
НазваниеЛекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений»
страница1/3
ТипЛекция
filling-form.ru > Бланки > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра предварительного расследования

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

майор милиции

Д.А. Натура

«___» _______________ 2009г.

Дисциплина: Предварительное следствие в органах внутренних дел


Специальность: 030501.65 (заочная форма обучения)

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА № 6-1


«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА РАСЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»


Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры
протокол № ___

от «___»____________2009г.




Подготовил: доцент кафедры предварительного расследования

полковник милиции

Кольчурин А.Г.


Обсуждена и одобрена

на заседании методической секции кафедры

Протокол № ___ от «__» ________________ 2009г.
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: согласно расписания

Методика проведения: Поверить наличие и готовность слушателей к занятию. Объявить тему занятия и вопросы, подлежащие рассмотрению. Обозначить актуальность рассматриваемой темы и последовательность ее изучения. Изложить рассматриваемые вопросы, акцентируя внимание слушателей на основных моментах лекции. По окончании темы изложения сформулировать выводы и дать задание для подготовки к семинарскому занятию.

Основное содержание темы: Понятие и краткая уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Специфика обстоятельств, подлежащих установлению в процессе расследования уголовного дела данной категории. Тактика и методика проведения основных следственных действий.

Основные термины и понятия: ДТП – дорожно-транспортное преступление; ПДД – Правила дорожного движения; ТС – транспортное средство.
Цели занятия:

1. Закрепить и углубить теоретические знания по изучаемой теме.

2. Привить навыки организованности, ответственности за принимаемые решения и трудолюбие.

3. Формировать профессиональные и личностные качества будущего следователя.

План лекции


Введение
1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений.

2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании уголовного дела о ДТП.

3. Деятельность следователя на подготовительном и первоначальном этапе расследования.

4. Деятельность следователя на последующих этапах расследования.
Заключение

Основанная литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации М. 2005.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации М.2003.

  3. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях. М., 2005.

  4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».

  6. Правила дорожного движения Российской Федерации. 1994

  7. Приказ МВД РФ от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений.

  8. Приказ МВД РФ № 410 от 8.06.1999 г. «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

  9. Приказ МВД РФ от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

  10. Указания МВД России № 1/375 от 18 января 2002г. «О повышении эффективности деятельности по раскрытию и расследованию дорожно-транспортных происшествий».

  11. ГОСТ 25695 Светофоры дорожные. Общие технические условия. М., 1983.

  12. ГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М. 1993.

  13. Кольчурин А.Г., Невшупа Н.С. Уголовное дело № 00264/Учебное пособие. Краснодар 2006.

  14. Комментарий к УПК Российской Федерации / под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. М. 2007г.

  15. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филиппова М. 2007г.

  16. Методические основы осмотра места происшествия. / Уч. методическое пособие под ред. М.П. Филиппова. М. 2007г.

  17. Мозяков В.В. Руководство для следователей. М. 2005г.

  18. Основы безопасности движения: учеб. пособие. В.Ю. Мамаев М. 2006г.

  19. Преступность и правонарушения (2002-2006). Статистический сборник. М. 2007г.

  20. Процессуальный порядок и особенности допроса свидетеля. Уч. Пособие. Калининград 2004г.

Дополнительная литература:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. и др. Криминалистика/Под ред. Белкина М. 2000.

  2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

  3. Григорьев В.Н. Возбуждение уголовного дела.\\Уголовный процесс: Сборник учебных пособий Особенная часть. Вып.2.М. 2002.

  4. Дворкин А.И. Осмотр места происшествия. М. 2001г.

  5. Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. М. 1990.

  6. Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда 1987.

  7. Зорин Р.Г. Защита по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях. Минск, 2000.

  8. Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. М. 1990.

  9. Кольчурин А.Г. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения. Краснодар 2003.

  10. Седова Т.А., Эксархопуло А.А. и др. Криминалистика. С-Пб. 2001. Байэтт Р. Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М 1983.

  11. Селиванов Н.А., Дворкин А.И. Завидов Б.Д. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М., 1998.

  12. Чих Н.В. Механизм ДТП и его установление на предварительном следствии. Нижн. Новгород, 1999.


Введение

В последние годы проблема обеспечения безопасности дорожного движения на автомототранспорте страны заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных, экономических и демографических задач, стоящих перед обществом и государством. Необходимость акцентированного внимания к данной проблеме обусловлена состоянием и отрицательной динамикой аварийности на автотранспорте страны.

В 2006 г. в Российской Федерации произошло 229140 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 32724 и получили ранения 285362 человека.1

В настоящее время автомобиль перестал быть средством роскоши и превратился в источник передвижения. Увеличилось количество участников дорожного движения многие из которых не имеют соответствующей подготовки, природных данных для управления транспортным средством. Необходимость всюду успеть влечет за собой потребность в приобретении автотранспорта с наибольшими скоростными характеристиками – зачастую подержанных автомобилей иностранного производства. Массовая эксплуатация таких автомобилей, имеющих существенные отличия от отечественных технических характеристик транспортных средств, в частности, наличие антиблокирующей системы, обеспечивающей более эффективное торможение без оставления видимых следов на дорожном покрытии приводит к сложностям при определении механизма дорожно-транспортного происшествия.

Преимущественно гуманитарный склад ума следователей, дознавателей, прокуроров и судей, неприятие ими цифр, формул и расчетов, анализ которых необходим, вызывает затруднения при рассмотрении уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях.

Принятие нового уголовно-процессуального и административного законодательства и передача части уголовных дел о ДТП в подследственность дознания, привела к необходимости указанным сотрудникам в короткий срок освоить огромный объем информации по расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Указанные обстоятельства создают предпосылки для включения темы о расследовании ДТП в предмет изучения дисциплины «Предварительное следствие в ОВД».

1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений.

В соответствии с Правилами дорожного движения «Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз сооружения».1

Дорожно-транспортное происшествие необходимо отличать от дорожно-транспортного преступления, которое предполагает наступление последствий, предусмотренных уголовным законодательством. К числу дорожно-транспортных преступлений относятся:

  • Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

  • Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ).

  • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст. 267 УК РФ).

  • Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

Основное место в числе дорожно-транспортных преступлений составляет - нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или более тяжкие последствия.

Данная уголовно-правовая норма – бланкетная, то есть, отсылающая к другим нормативным актам, регламентирующим обязанности водителя, безопасные приемы управления и эксплуатации и т.д. Поэтому для установления признаков состава дорожно-транспортного преступления в действиях указанных лиц необходим первоначальный анализ положений соответствующих нормативных актов, из которых основной – Правила дорожного движения.

При анализе правил дорожного движения следует что участниками и другими лицами, причастными к безопасности дорожного движения могут быть допущены следующие нарушения ПДД.

  • превышение скорости движения (кроме пешехода);

  • нарушение правил маневрирования (обгон, объезд, поворот и.п.);

  • управление неисправным транспортным средством;

  • нарушение правил эксплуатации и приемов управления транспортным средством;

  • нарушение правил очередности проезда;

  • нарушение правил перевозки пассажиров;

  • нарушение правил остановки и стоянки;

  • нарушение правил эксплуатации, строительства и содержания улиц и дорог представителями дорожно-эксплуатационных служб и некоторые другие.

Все ДТП подразделяются на 9 видов.1

Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.)

Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий. Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является ДТП.

Иной вид ДТП – происшествие, не относящееся к указанным выше видам. Сюда относятся падения перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Выводы.

Дорожно-транспортное преступление – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди. Основное место в числе дорожно-транспортных преступлений составляет - нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или более тяжкие последствия. Данная уголовно-правовая норма – бланкетная, то есть, отсылающая к другим нормативным актам, регламентирующим обязанности водителя, безопасные приемы управления и эксплуатации и т.д. Поэтому для установления признаков состава дорожно-транспортного преступления в действиях указанных лиц необходим первоначальный анализ положений соответствующих нормативных актов, из которых основной – Правила дорожного движения.
2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании уголовного дела о ДТП.

В ходе расследования уголовного дела о дорожно-транспортном преступлении должны быть установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Прежде всего, в соответствии со ст. 73 УПК РФ, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

  • событие преступления;

  • виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

  • обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

  • характер и размер вреда, причиненного преступлением;

  • обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

  • обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

а также, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Кроме того, в процессе расследования уголовного дела о ДТП, необходимо установить то, что:

  • лицо, при совершении ДТП управляло автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством;

  • имело место нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

  • преступление совершено по неосторожности;

  • следствием дорожно-транспортного происшествия явилось причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо наступила смерть человека, либо наступила смерть двух или более лиц.

Перечисленные обстоятельства совершения преступления являются общими. При расследовании конкретного уголовного дела могут встретиться и другие вопросы, требующие выяснения.

Так, при столкновении транспортных средств необходимо установить боковой интервал между столкнувшимися транспортными средствами, их скорость, место столкновения, наличие выезда на встречную полосу движения и его причину, наличие неисправностей, повлекших потерю устойчивости при прямолинейном движении, подавался ли сигнал поворота при маневре и др.

При опрокидывании, задачей расследования является установление неисправностей транспортного средства, изучение дорожных условий, установление правильности действий водителя, наличие внезапного появления каких-либо препятствий и т.д.

При наезде на неподвижное транспортное средство следует установить, были ли включены габаритные огни стоящего транспортного средства (в темное время суток), скорость транспортного средства и ее соответствие данным дорожным условиям и т.д.

В случае наезда на пешехода необходимо установить не только направление и скорость движения транспортного средства, но и скорость движения пешехода. Кроме того, следует определить расстояние, на которое было удалено транспортное средство от места наезда в различные моменты развития события, остановочный и тормозной путь транспортного средства, установить техническую возможность предотвращения наезда на пешехода, время попадания пешехода в поле зрения водителя, расстояние между транспортным средством и пешеходом в тот момент, когда последний попал в зону обзорности водителя, поведение пешехода на проезжей части и др.

При падении пассажира выясняют не было ли резкого маневрирования, неисправности дверного замка и другие обстоятельства.

При падении груза следует установить способ его укладки и крепления, время в пути и время последней проверки крепления и другие вопросы.
  1   2   3

Похожие:

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconЛекция тема №6-4 «особенности организации и производства раследования вымогательств»
Обозначить актуальность рассматриваемой темы и последовательность ее изучения. Изложить рассматриваемые вопросы, акцентируя внимание...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины (модуля) "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий" является формирование у студентов навыков и знаний...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» icon№ преступления против личности. Основные понятия, особенности наиболее...
Тема №7 «преступления против личности. Основные понятия, особенности наиболее распространенных составов преступлений.»

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» icon№10. Преступления против личности. Основные понятия, особенности...
Тема №10 «преступления против личности. Основные понятия, особенности наиболее распространенных составов преступлений.»

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconПравила профессиональной деятельности разработаны
Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconРекомендации по кодированию травм при дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с мкб-10
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 14-9/10/2-9696 "Об особенностях кодирования...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconОпределение
России, насыщение его автомобилями иностранного производства приводит к резкому увеличению количества сделок с автомототранспортными...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconОтдел гибдд мо мвд россии «Сокольский» сообщает, что за истекший...
Сокольского района зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, имеющих стаж управления транспортными...

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» icon1 Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие...
Тема Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения

Лекция тема №6-1 «особенности организации и производства раследования дорожно-транспортных преступлений» iconЛекция №1. Тема: Введение. Введение в компьютерную графику. Виды компьютерной графики
Эвм, применявшихся в научном и военном исследованиях. С тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой принадлежностью...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск