Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения)


НазваниеСправочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения)
страница1/8
ТипСправочные материалы
filling-form.ru > Бланки > Справочные материалы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Минздрава РФ

Кафедра организации и экономики фармации

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций

(для студентов заочного отделения)

Подготовила: канд. фармац. наук, доцент Л.А. Золотухина


Пятигорск, 2013

Содержание

1. Управление системой здравоохранения в РФ………………………………3

2. Основные принципы организации фармацевтической помощи

населению…………………………………………………………………………...5

3. Субъекты, объекты и особенности фармацевтического рынка………….6

4. Нормативно-правовое регулирование здравоохранения и

фармацевтической деятельности………………………………………………..7

5. Организация работы розничного сектора товаропроводящей системы фармацевтического рынка……………………………………………………….8

6. Классификация, основная цель и функции аптечных организаций…..10

7. Организационная структура, помещения и оборудование аптечных организаций………………………………………………………………………11

8. Перечень должностей персонала аптечной организации………………..17

9. Государственное регулирование контролируемых групп лекарственных средств…………………………………………………………………………….18

10. Порядок назначения лекарственных препаратов………………………19

11. Назначение рецептурных бланков………………………………………..20

12. Порядок оформления рецептов……………………………………………22

13. Фармацевтическая экспертиза рецептов и определение стоимости лекарств, отпускаемых по рецепту……………………………………………23

14. Регистрация рецептов в аптечной организации…………………………24

15. Порядок отпуска лекарственных средств………………………………...26

16. Порядок работы с рецептурными бланками……………………………..30

17. Требования к обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров……………………………………………………………………31

18. Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров…………………………..33

19. Правила допуска к работе с наркотическими средствами и

психотропными веществами…………………………………………………....36

20. Предметно-количественный учет и порядок работы с лекарственными средствами, находящимися на предметно-количественном учете…………38

21. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи…………………………………………...….40

22. Порядок обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП)……………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………………49



  1. Управление системой здравоохранения в РФ

Здоровье населения любого государства рассматривается как основа благополучия нации и фактор национальной безопасности страны. Поэтому, государство берет на себя определенные обязанности по поддержанию уровня здоровья нации.

Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Здравоохранение – это система организации и проведения мер и мероприятий с целью охраны здоровья каждого отдельного человека и населения в целом, улучшения здоровья населения и увеличения периода его активной жизни.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

В настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный двумя структурами:

1) амбулаторно-поликлинической;

2) скорой и стационарной.

Система здравоохранения представляет собой совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности, которые связаны с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией ЛС, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, а также образованием медицинских и фармацевтических работников.

Система здравоохранения включает следующие отрасли:

  • лечебно-профилактическая;

  • охраны материнства и детства;

  • санитарно-противоэпидемическая;

  • фармацевтическая;

  • санаторно-курортного дела;

  • медицинского образования и науки;

  • патолого-анатомической, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз;

  • обязательного медицинского страхования.

Система здравоохранения разделена на отличающиеся значительной степенью автономности секторы:

  • государственный (федеральный и региональный);

  • муниципальный;

  • ведомственный;

  • частный.

Деятельность учреждения, предприятия, организации любой формы собственности осуществляется только при наличии государственного разрешения – лицензии.

В соответствии с разработанной в РФ Концепцией развития системы здравоохранения до 2020 года эффективное функционирование системы определяется основными системообразующими факторами:

  • совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в рамках государственных гарантий;

  • развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения;

  • наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров.

В конце 2012 г. появился еще один важный документ. 25.12.2012 Правительством одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г. Согласно Стратегии ключевые приоритеты государственной политики в сфере лекарственного обеспечения – это:

  • всеобщность, т.е. гарантированный доступ к необходимым ЛС каждому российскому гражданину, вне зависимости от его социального статуса, материального положения или места проживания;

  • рациональность, т.е. основанность на принципах доказательной медицины;

  • качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов;

  • сбалансированность, т.е. основанность на реальных возможностях бюджета страны, частного сектора и граждан;

  • солидарное участие граждан и государства в виде возмещения затрат личных средств граждан на приобретение необходимых ЛП с использованием механизмов софинансирования;

  • обеспечение стратегической доступности необходимых ЛС, в т.ч. за счет развития отечественных производств полного цикла;

  • открытость и информированность – представление населению полной информации о правах в сфере лекарственного обеспечения.

Основные направления Государственной политики в области охраны здоровья граждан определяет орган законодательной власти РФ – Государственная Дума.

Для реализации Федеральной государственной политики существует исполнительная власть, основным органом который является Правительство РФ. В его структуру входит Министерство здравоохранения РФ, осуществляющее управление всеми секторами системы здравоохранения.

В структуре Министерства федеральным органом исполнительной власти, непосредственно и через свои территориальные органы осуществляющим функции по контролю и надзору, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

Основными функциями данной службы являются:

  • организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения, в том числе за медицинской и фармацевтической деятельностью;

  • осуществление контроля качества ЛС, медицинской техники и медицинских изделий;

  • лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности.

В подчинении у Минздрава РФ находятся органы управления здравоохранением республик, автономных округов и областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это могут быть Министерства, Комитеты, Департаменты. Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. По общим вопросам деятельности они подчинены правительству территорий, а по вопросам здравоохранения – Минздраву РФ, который рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ иметь самостоятельные органы управления фармацевтической деятельностью или соответствующие структурные подразделения в органах управления здравоохранением.

В функции органов управления фармацевтической деятельностью субъектов РФ входят:

  • организация обеспечения населения и медицинских организаций ЛП, медицинскими изделиями и медицинской техникой;

  • обеспечение руководства и контроль за деятельностью аптечных организаций и организаций оптовой торговли ЛС;

  • контроль за исполнением нормативных и правовых актов фармацевтическими организациями;

  • разработка и издание нормативных, методических и справочных документов;

  • контроль за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.


2. Основные принципы организации фармацевтической помощи

населению

Под системой фармацевтической помощи понимают гарантированное обеспечение лекарственной терапии с целью достижения заранее определенных ее результатов, способствующих повышению качества жизни пациента, достижению клинических результатов при оптимальных экономических затратах.

Отличительными чертами системы фармацевтической помощи являются:

  • взаимоотношения в цепочке врач - фармацевтический работник – пациент;

  • достижение клинических результатов при оптимальных экономических затратах;

  • совершенствование системы распределения лекарственных препаратов;

  • оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения.

    • Выделяют следующие основные подсистемы фармацевтической помощи:

  • контроль и надзор за фармацевтической деятельностью;

  • государственная стандартизация, регистрация и сертификация;

  • создание и воспроизводство товаров аптечного ассортимента;

  • промышленное производство и аптечное изготовление;

  • доведение товаров от производителя до потребителя;

  • информация и консультирование;

  • фармацевтическое образование;

  • защита прав потребителей.

    • Основными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются:

  • эффект от применения товаров аптечного ассортимента (эффективность, безопасность, улучшение характеристик качества жизни);

  • уровень квалификации специалистов фармацевтической отрасли;

  • своевременность;

  • доступность товаров по цене и наличию в ассортименте.

Одной из составляющих системы фармацевтической помощи является лекарственное обеспечение, включающее в себя систему управления фармацевтической деятельностью, разработку испытание, регистрацию, производство, изготовление, оптовую и розничную реализацию лекарственных препаратов (ЛП). Оно направлено на обеспечение населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами.

3. Субъекты, объекты и особенности фармацевтического рынка

В настоящее время система фармацевтической помощи существует в условиях рыночной экономики.

Рыночная экономика – это саморегулирующаяся система хозяйства, в основе которой лежит преобладание частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, купли-продажи не только потребительских товаров, но и средств производства.

Рынок фармацевтической продукции представляет собой сложное, многоуровневое образование со стабильно высокими темпами роста производства, продаж, и, соответственно, показателями рентабельности, характеризующееся многоукладностью видов собственности и организационно-правовых форм управления его участников.

Субъекты фармацевтического рынка – это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют. К ним относятся подсистемы:

  • управления и регулирования, представленная органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности ЛС на федеральном и региональном уровнях;

  • производства и распределения, включающая отечественные фармацевтические промышленные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации;

  • потребителей (институциональных, промежуточных, конечных);

  • фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационные агентства и компании;

  • подготовки кадров, ориентированная на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования;

  • профессиональных общественных организаций.

Объекты фармацевтического рынка это фармацевтические товары и услуги, фармацевтическая информация, вкусы и предпочтения потребителей, платежеспособность потребителей, качество продукции, технологии и др.

Российский фармацевтический рынок – один из самых доходных и быстрорастущих в мире. Объем рынка за последние 15 лет вырос более чем в 4 раза (в стоимостном выражении). В настоящее время отечественный рынок лекарств входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков стран мира, уступая США, Японии, Германии, Франции, Китаю. По данным экспертов, его объем в 2011 году составил 667 млрд. руб., что равно примерно 3% от объема мирового рынка.

Фармацевтический рынок имеет ряд особенностей, отличающих его от рынка других товаров. Это – широкий ассортимент ЛП, длительный цикл разработки и высокая наукоёмкость. Кроме того, спрос на ЛП формируется, в основном, врачами, а потребление ЛП обусловлено заболеваемостью людей, что предполагает ограничение емкости рынка численностью больных, применяемыми методиками лечения и покупательной способностью населения. Также потребность в ЛП зависит от эпидемий, стихийных бедствий, экстремальных ситуаций, связана с медико-демографическими, социально-экономическими, климатическими и др. факторами.

Рынок ЛП характеризуется такими параметрами, как емкость, структура, ценовая доступность, а также наличием нормативно-законодательной базы.

4. Нормативно-правовое регулирование здравоохранения и

фармацевтической деятельности

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» с изменениями и дополнениями.

Данный ФЗ содержит 14 глав, в т.ч.:

- Основные принципы охраны здоровья;

- Организация охраны здоровья;

- Права и обязанности граждан в охране здоровья;

- Медицинские и фармацевтические работники, медицинские и фармацевтические организации;

- Организация контроля в сфере охраны здоровья и др.

Медицинскую и фармацевтическую помощь также регулируют другие ФЗ, Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ГОСТы, ОСТы, приказы, инструкции, положения Минздрава РФ и других министерств и ведомств.

В настоящее время в РФ функционирует бюджетно-страховая модель финансирования медицинских организаций, которая определена Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Для охраны и укрепления здоровья населения РФ финансируются федеральные программы, например, «Сахарный диабет», «Дети-инвалиды», «Безопасное материнство», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Анти ВИЧ/СПИД», также включающие вопросы лекарственной помощи.

Одним из последних нормативных актов, регулирующих работу фармацевтической отрасли является Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. с изменениями и дополнениями.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconСправочные материалы по организации работы аптечных организаций и...
Пятигорский медико-фармацевтический институт филиал гбоу впо «Волгоградский государственный медицинский университет»

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconПриказ от 16 июля 1997 г. N 214 о контроле качества лекарственных...
В целях повышения эффективности внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, изготовляемых в условиях аптечных организаций...

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconМетодическая таблица по порядку выписки рецептов и отпуска из аптечных...

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) icon1. 1 Технология лекарственных форм как наука. Перспективы развития...
Учет и отчетность в аптечных учреждениях. Порядок составления отчетности в аптечных учреждениях

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconРабочая программа по производственной практике «Контроль качества лекарственных форм»
Центров по сертификации лекарственных средств, аптечных складов и лабораторий фармацевтических предприятий

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии...
Ознакомиться с основными положениями приказов мз РФ о правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске, о мерах...

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconМетодические рекомендации для студентов по прохождению производственной...
«Управление и экономика аптечных учреждений» для студентов специальности «фармация»

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconМетодические рекомендации для студентов по прохождению производственной...
«Управление и экономика аптечных учреждений» для студентов специальности «фармация»

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconРабочая программа по производственной практике разработана на основании гос впо по специальности
Центров по сертификации лекарственных средств, аптечных складов и лабораторий фармацевтических предприятий

Справочные материалы по организации работы аптечных организаций и нормативной базе, регламентирующей порядок выписывания рецептов, хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных организаций (для студентов заочного отделения) iconПриказ от 8 января 1988 г. N 14 об утверждении специализированных...
В целях сокращения и совершенствования форм первичной учетной документации для хозрасчетных аптечных учреждений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск