Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога


Скачать 364.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования 

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Так как рабочая программа является нормативным актом для ее составления на уровне ДОУ разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным актом.

Примерная структура рабочей учебной программы
1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения (система психолого-педагогической деятельности, направления работы педагога-психолога).

4. Годовой план работы педагога-психолога.

5. Условия реализации программы и формы работы.

6. Образовательные технологии.

7. Принципы проведения совместной деятельности с участниками образовательного процесса.

8. Содержание программы (содержание разделов и тем).

9. Методики диагностики результатов реализации программы.

10. Методики социопсихологического мониторинга.

11. Литература.

12. Приложения.

2. Пояснительная записка включает в себя:

  • Основание для разработки (нормативно-правовые документы)

  • Приоритетные направления деятельности ДОУ, цель деятельности ДОУ.

  • Основные направления психолого-педагогического сопровождения (учет индивидуальных и возрастных особенностей, интеграция в общее образовательное пространство детей с ОВЗ, и т.д.)

  • Формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (психодиагностика, психопрофилактика и т.д.)

  • Общие (цель ДОУ, задачи из годового плана педагога-психолога)

  • По возрастным категориям (с младшей до подготовительной группы)

3. Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

  • Общие (цель ДОУ, задачи из годового плана педагога-психолога).

  • По возрастным категориям (с младшей до подготовительной группы).

3.1.Система психолого-педагогической деятельности

- направлена на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Ситуация образовательного взаимодействия

Субъекты – участники воспитательно-образовательных отношений

Диагностика умственного развития детей 2-3 лет (методика Е.А. Стребелевой)

Дети, родители, педагоги

Проведение адаптационного блока программы

Дети, родители, педагоги

Разработка программы……

Профильные специалисты

Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями….

Родители, педагоги

…….

………

3.2. Направления работы педагога-психолога

  • Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне……

(Указываются используемые в рамках реализации программы диагностические методики с указанием автора, а так же диагностика по запросам)

  • Психопрофилактика. Цель: предотвратить (предупредить) возникновение возможных проблем в развитии……

(Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса и д.т.)

  • Консультационная работа. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……

(Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу)

  • Просветительская работа. Цель: создание условий для повышения психологической компетенции педагогов, родителей….

  • (Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, уголки пс Коррекционно-развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

(Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры по ФГОС. Прописать с какой категорией детей проводится запланированная коррекционно-развивающая работа, а так же указать, что возможна работа по запросу)
Прикладывается таблица с перечнем коррекционно-развивающих программ по которым работает педагог-психолог, направленность данных программ, запланированный срок реализации (месяц, год, два года и т.д.) Указываются субъекты образовательного процесса, с которыми проводится определенная коррекционно-развивающая программа.

4. Годовой план работы педагога-психолога

Каждый учебный год РП педагога-психолога подлежит корректировке, исходя из изменений происходящих в образовательной среде, от индивидуальных особенностей вновь поступивших воспитанников и д.т.

5. Условия реализации программы

Прописать формы работы с детьми, педагогами, родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Возраст

Количество детей

Длительность мероприятий

Количество мероприятий в неделю

2-3 года

(или 1 мл.гр.)

Вся группа (совместно с педагогом)

15 минут

2

3-4 года

Подгруппа (5-6 человек)

 

 

4-5 лет

Подгруппа (6-7 человек)

 

 

5-6 лет

Подгруппа (7-8 человек)

 

 

6-7 лет

Подгруппа (7-8 человек)

 

 


6. Образовательные технологии

Технологии

Характеристика

Здоровосберегающие

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка. Методы и приемы, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе пребывания в ДОУ и семье…..

Игровая технология

……

Информационно-коммуникативные технологии

……

и т.д. ………..

……


7. Принципы проведения совместной деятельности

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей

  • Принцип учета ведущей деятельности

  • Принцип наглядности обучения

  • Принцип системности подачи материала

  • Принцип доступности и т.д.

8. Содержание разделов и тем

  • Диагностический этап с использованием методик (Приложение №…).

  • Коррекционно-развивающий этап (тематическое планирование: Приложение №….).

  • Консультационный этап (информирование родителей и педагогов о содержании деятельности с детьми педагога-психолога, рекомендации игр и упражнений и т.д. Приложение №….).

  • Завершающий этап. (Итоговая диагностика с целью отслеживания динамики. Приложение №….).

9. Методики диагностики результатов реализации коррекционно-развивающих программ

Критерии результативности реализации определенной коррекционно-развивающей, обучающей или профилактической программы (указать исследуемую функцию, название и автора диагностической методики, категорию обследуемых (дети, педагоги, родители), ожидаемый результат).

10. Методики социопсихологического мониторинга

  • Цель социопсихологического мониторинга.

  • Запланированные на учебный год мероприятия по СПМ.

  • Сроки проведения.

  • Адресат.

  • Прогнозируемый результат.

  • Приложение (методики социопсихологического мониторинга).

11. Литература

  • Указывается литература, используемая при составлении программы с учетом всех правил библиографического оформления.

  • Указываются библиографические ссылки на электронные ресурсы.

12. Приложения.

  • Бланки диагностических методик

  • Бланки анкет для педагогов и родителей

  • Тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающим, профилактическим и прочим программам

  • Пакет диагностических методик социопсихологического мониторинга

  • Адаптационные листы

  • Оценочные шкалы и т.д.

Требования к оформлению рабочих программ:

  • Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14.

  • Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка.

  • Заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

  • Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается подписью руководителя ДОУ.

  • Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.

  • Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Материалы для педагога-психолога

в помощь написания рабочей программы
Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога – психолога.

  • Международные акты в области охраны прав и законных интересов ребенка.

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).

  • ФГОС ДО.

  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.

  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».

  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

  • Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».



  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconРекомендации к заполнению электронного шаблона портфолио педагогического...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconМетодические рекомендации по использованию диагностических методик...
Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психического развития способствует пониманию структуры...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconПлан работы педагога-психолога Ганиной Ирины Сергеевны на 2018-2019 учебный год
Составлен на основе Образовательной программы доу, Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения...

Методические рекомендации к написанию рабочей программы педагога-психолога iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск