Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества»


Скачать 357.56 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества»
страница1/2
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебно-методическое пособие
  1   2





Министерство образования и науки РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ и ГАЗА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

имени И.М. Губкина
Кафедра “Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования”

ВАЩЕНКО Н.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине

«Специальные главы систем качества»
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ»


Москва 2016г.

УДК 006.0ХХ

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества»; учебно-методическое пособие для студентов РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, обучающихся по направлению подготовки 27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ» /

Ващенко Н.В. – М.: РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2016. – 21 стр.

Настоящее пособие предназначено для студентов направления подготовки 27.03.01 «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ» профиля «Стандартизация и сертификация в нефтяной и газовой промышленности».
Рассмотрены содержание и методика выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Специальные главы систем качества».

Рецензент – д.т.н., профессор кафедры «Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования» Кершенбаум В.Я.

© Российский Государственный институт нефти и газа им. И.М.Губкина 2016 год.

Оглавление


1.Основные понятия о качестве, о системе менеджмента качества 4

2.Самостоятельная работа 10

Список литературы 15

Приложение А – Бланк регистрации результатов внутреннего аудита СМК 22

ОССМК «Сертифик» 22

Дата выполнения корректирующих/ предупреждающих действий: ________________ 22




  1. Основные понятия о качестве, о системе менеджмента качества

Качество – осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности, результативности и эффективности любого труда. Поэтому знания в области качества, методов его обеспечения (метрологии и стандартизации), оценки и подтверждения соответствия (сертификации) являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавров и магистров по всем направлениям техники и технологии.
История развития идей в области качества

С незапамятных времен человечество было знакомо с проблемой качества продукции и изобретало различные способы его контроля, а также мер ответственности за низкое качество. Так, Вавилонский Царь Хаммурапи (около 1700 лет до нашей эры) издал Кодекс ответственности за продукцию, в котором, в частности, содержались следующие положения: «Если часть дома обвалилась и это стало причиной гибели хозяина, то строитель также должен быть убит. Если же погиб один из детей хозяина, то и один из детей строителя также должен быть убит». Жестоко, однако, вполне в духе того времени.

Строители Египетских пирамид требовали точного измерения всех размеров. С тех пор сохранилась картинка, на которой изображен рабочий, обтесывающий каменный блок, и контролер, проверяющий качество блока, идущего на строительство пирамиды. Этот сюжет стал логотипом Института Джурана (США) – одного из ведущих центров подготовки специалистов по качеству в мире.

Один из самых ранних примеров применения выборочного контроля качества имеется в истории Великобритании, где с середины 12 века существовала церемония «Пробы ящика» ("The trial of the Books"). Одна из 15 золотых монет, изготовленных на Королевском Монетном Дворе, помещалась в специальный ящик, который хранился в Вестминстерском Аббатстве для последующего контроля. Инспекция производилась через интервалы в один год независимым жюри. Целью таких инспекций было желание удостовериться, что Королевский Монетный Двор, который был независим от власти Королевской Короны, не обманывает при производстве монет. Если, например, общее количество золота в ящике было ниже установленного стандарта на некоторое количество, Мастер Монетного Двора оплачивал разницу в качестве наказания. Кстати, наиболее известным Мастером Королевского Монетного Двора был Исаак Ньютон (1642 - 1727), который прекрасно знал законы вариации и, естественно, учитывал их для сохранения своей репутации при производстве золотых монет.

Наши далекие предки также отлично понимали необходимость высокого качества работы и продукции. В соответствии с духом времени они своеобразно добивались этого. Примером тому может служить Указ Петра Великого от 11 января 1723 года.

Уже в наше время проблема качества интересовала многих великих мыслителей и политических деятелей России. Особый интерес представляет в этой связи работа русского философа И. Ильина «Спасение в качестве», которая была опубликована в 1928 г. в «Русском колоколе» и полностью воспроизведена в «Российской газете» за 18 февраля 1997 года. В статье И. Ильин утверждает, что только поворот общественного сознания и всей практической деятельности способно вывести Россию из кризисного состояния и обеспечить ее процветание.

В истории любого народа и государства можно найти много примеров того, что в России называли «борьба за качество», поскольку именно качество является интегральным показателем уровня цивилизации и прогресса.

В новое время источником и общего менеджмента и менеджмента качества служит система Ф.У.Тейлора. Именно «отец научного менеджмента» обратил внимание на важность учета вариабельности производственного процесса и оценил необходимость ее контроля и устранения (по возможности). Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего предела качества, поля допуска, вводила такие инструменты как шаблоны и калибры, а также должность независимого инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов». Эта система предполагала также стандартизацию прогрессивных форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем на достаточно длительный период времени (с 20-х по начало 80-ых гг.) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись. Главная причина такого положения очевидно в том, что проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента − как проблема, в основном, организационного и даже социально-психологического плана.

В самом деле, Тейлор, как известно, концентрировал основное внимание непосредственно на контроле и вопросах инженерного обеспечения качества продукции (деталей, сборочных узлов и т.д.). В дальнейшем внимание исследователей было сосредоточено в большой степени на контроле и управлении производственными процессами.

В 1924 году в компании «Bell Telephone Laboratories» (современное название AT&T, США) был создан отдел обеспечения качества, который возглавил доктор Р.Л. Джонс. В штате этого отдела работали Уолтер Шухарт (Walter A Shewhart 1891-1967) − создатель так называемых «контрольных карт». Гарольд Ф Додж (Harold F Dodge 1893-1976) и Гарри Г Ромиг (Harry G Romig 1900-1989) – которые обосновали методы выборочного контроля качества продукции и процессов. В этом же отделе работал и Эдвардс Деминг (Edwards W Deming 1900-1993) – впоследствии ставший всемирно известным «гуру» в области качества.

Будучи специалистом по математической статистике, Шухарт применил эти методы к анализу производственного процесса и в 1924 году предложил «контрольные карты» в качестве внутрифирменного документа для регулирования техпроцессов. Центральная идея Шухарта заключалась в том, чтобы строить выводы на основе фактических данных и всемерно сокращать вариацию в производственном процессе. С другой стороны, для него чрезвычайно важным была ориентация в работе по качеству на потребителя продукции.

Уолтер Шухарт оказал огромное влияние на современные взгляды на контроль качества. Именно его на Западе называют «отцом современной философии качества». В 1931 году он выпустил книгу «Экономический контроль качества промышленной продукции», в которой широко были описаны методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control − SQC), a также основные этапы цикла управления качеством. Эта книга до сих пор вызывает большой интерес у специалистов и не потеряла своей актуальности для инжиниринга качества. Вплоть до Второй мировой войны основное внимание инженеров американских компаний было сосредоточено на методах SQC.

Новый толчок развитию методов обеспечения качества дала Вторая мировая война, особенно в части статистического выборочного контроля. Именно с этого момента началось тотальное наступление на вариабельность производственного процесса с помощью широкого применения статистических методов. И появились новые «гуру по качеству» - уже упомянутый выше Деминг и Иозеф М Джуран (Joseph M Juran – г.р. 1904).

Деминг и Джуран активно пропагандировали статистический взгляд на качество и производство, однако именно они первыми стали обращать внимание на организационные вопросы обеспечения качества, делать акцент на роли высшего руководства и всего персонала компании в решении проблем качества Они утверждают, что только приверженность высшего руководства идее качества способно обеспечить его постоянное повышение.

Философия менеджмента Деминга основана на всеобъемлющей концепции качества и понимании природы изменчивости (тесно связанной со статистическим управлением процессами).

Естественно, что философия Деминга, как и все современные подходы к качеству, концентрируется на потребителе. Еще в 1950 году Деминг учил японцев, что они должны рассматривать потребителя как «самую важную часть производственной цепи». Деминг идет гораздо дальше, чем все другие, которые предпочитают говорить о качестве в терминах «удовлетворения потребителя при минимально возможных затратах». Например, в британском стандарте BS 5750 термин «качество» рассматривается как пригодность для целей, т. е. достаточно ли точно спроектирован и изготовлен продукт, чтобы удовлетворить нужды потребителя.

Свои знаменитые четырнадцать принципов Деминг разрабатывал постепенно на протяжении 20 лет.

В этих принципах уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово «менеджмент» еще не присутствует в лексиконе, но у специалистов оно уже находится «на кончике пера».
Эволюция менеджмента качества во второй половине 20-го – начале 21 века

Нужно упомянуть имя еще одного «гуру» в области качества − Каору Исикава (Kaoru Ishikawa 1915-1989) – бывшего Президента Японского союза ученых и инженеров (JUSE). Именно Исикава пригласил Деминга в 1950 году в Японию и предоставил ему возможность выступить перед высшим руководством ведущих японских компаний. Циклы семинаров Деминга по статистическим методам и менеджменту качества привели к учреждению в 1951 году JUSE премии Деминга – чрезвычайно престижной награде компании за успешное применение философии и менеджмента качества в Японии.

В 50-ых годах прошлого века качество японских товаров имело очень плохую репутацию После визитов в Японию Деминга и Джурана их коллега Исикава начал систематизированное внедрение в практику простейших статистических методов, которые в последствии были названы «Семь инструментов контроля качества» ("The Seven QC − Tools").

Кроме Исикавы, большой вклад в менеджмент качества внес Таити Оно (Taiichi Ohno - г.р. 1912). Он создал известную производственную систему на фирме Тойота, которая сейчас называется «бережливое производство» (Lean production). Одним из элементов этой системы стали «Кружки контроля качества» ("QC - circles"). В этих кружках все организационно-технические и экономические решения принимались совместно менеджерами, инженерами и рабочими. Именно Таити Оно ввел процедуру немедленной остановки поточной линии, если рабочий заметил какие-нибудь проблемы с качеством. Широкое внедрение методов обеспечения качества, повсеместное внедрение «Кружков контроля качества» и «Семи инструментов качества» привели к идеям «Контроля качества в масштабе всей компании» и «Всеобщего контроля качества» (Company Wide Quality Control -CWQC и Total Quality Control - TQC). Термин CWQC был введен Исикавой, a TQC − Армандом Фейгенбаумом (Armand V. Feigenbaum) в 1951 году. В системе TQC происходит интеграция технологии контроля качества в различных функциональных подразделениях фирмы, в то время как CWQC, согласно Исикавы, включает также выпуск высококачественной продукции по низкой цене к выгоде потребителей, служащих компании и ее собственников, а также всемерное улучшение качества жизни.

Менеджмент качества также продолжал развиваться. В течение 70-ых годов были разработаны методы «Развертывания функций качества» (QFD), а также т.н. «Семь новых инструментов качества» ("The Seven New QC - tools"), которые представляли собой уже определенный организационно-технологический инструментарий менеджмента качества.

Примечательно, что до начала 80-ых годов даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами контроля качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов инженерного обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером является система ZD ("Ноль дефектов"), концепцию которой разработал Филипп Кросби (Philip Crosby ).

В России в 70-х – 80-х годах прошлого века эта тенденция проявлялась наиболее отчетливо в Саратовской системе БИП, Горьковской КАНАРСПИ, Ярославской НОРМ, Львовской СБТ и, наконец, в общесоюзном феномене КС УКП.

Хронологический рубеж перехода к новой эпохе качества - 1987 год, который стал решающим, ибо знаменовал собой два события, имевших огромное значение для истории качества. Оба события внешне не связаны друг с другом, поскольку они вызваны разными причинами, возникшими в разных контекстах.

Первое событие. Международная организация по стандартизации ввела первую версию стандартов ИСО серии 9000 на системы качества. Первая версия стандартов ИСО выпуска 1987 года и их переработанная версия 1994 года еще не представляли собой шага вперед с точки зрения эволюции идеи качества, в них восприятие качества все еще было ограничено критерием соответствия нормативным требованиям. Первые версии стандартов ИСО серии 9000 (1987 и 1994 годов) вызвали широкое распространение идеи качества по горизонтали, но не внесли вклада в развитие теории качества.

Одновременно с этим произошло второе событие – появилась первая официальная версия модели Total Quality Management (TQM), связанной с учреждением национальной премии в области качества в США – Национальной премии качества имени Малкольма Боддриджа.

Введение стандартов ИСО серии 9000 было важно не потому, что они способствовали развитию понятий, относящихся к качеству, а потому, что они закрепили на международном уровне роль качества в отношениях между заказчиком и поставщиком. Это обстоятельство имело и имеет большое значение в условиях глобализации рынков и, в особенности, для крупного объединенного европейского рынка. В реальности это стало стимулом для развития сертификации, в том числе и с политической точки зрения, и вызвало распространение по горизонтали основ культуры менеджмента качества среди множества малых и средних предприятий. Ничего подобного в прошлом не было.

В противоположность этому потребность в создании современной модели качества (TQM) зародилась в условиях рынков и рыночных секторов, где существовала конкуренция (типичный пример – рынок США, особенно для производителей автомобилей и потребительских электронных товаров). Там решающую роль стали играть отношения предприятия с потребителем. Новая стратегия в своей основе базируется на предложении потребителю большей ценности (по сравнению с конкурентами или действующими стандартами), которая соотносится со стоимостью (продажной ценой, накладными расходами и послепродажным обслуживанием). Потребитель представляет собой цель, и средством для его завоевания служит ценность, о которой судит потребитель.

Обстоятельства, в которых возникли оба подхода, различны, как различны и рыночные условия, типы менеджеров и предпринимателей, осознание срочности перемен. Это объясняет различие между двумя видениями качества, возникшими в конце 80-х гг., которое, можно сказать, было сглажено только в 2000 году, когда появилась третья версия стандартов ИСО серии 9000, включившая в себя значительную часть принципов качества, содержавшихся в модели TQM.

В эти же годы (1980-1990 гг.– золотая эпоха качества) начал формироваться новый класс менеджеров, знакомый с качеством и обладающий значительным опытом оперативной работы, способный предложить высшему руководству новые, более убедительные объяснения, почему качеством нужно заниматься, а также помочь понять (хотя и с опозданием) новую проблематику качества тем, кто изучает вопросы организации и управления.

Стратегия качества, предложенная под маркой TQM, – это стратегия конкурентной борьбы, ставящая своей целью постоянное улучшение всех результатов работы, и как следствие этого – постоянное улучшение деятельности всей организации (не только подсистемы, занимающейся продукцией и услугами). Качество распространяется на все функции и процессы, становится атрибутом каждого элемента системы и каждого вида деятельности. Из этого следует требование, что в первую очередь за качество отвечают высшее лицо в организации и линейные менеджеры. Цель – улучшение бизнеса, средство, связанное с этим, – улучшение системы компании (или, говоря шире, системы организации работы).

Было обращено внимание на необходимость применения для решения проблем качества системного подхода на основе интеграции и координации всех видов деятельности на предприятиях. Эта необходимость объясняется тем, что само управление качеством продукции рассматривается как управление ВСЕМ ПРОИЗВОДСТВОМ по критерию качества выпускаемой продукции. Управление качеством продукции пронизывает всю систему организации управления производством, подобно тому, как система кровеносных сосудов − биологическое тело, и выполняет особую функцию упорядочения деятельности по повышению качества выпускаемой продукции. Звучит достаточно актуально, особенно в свете концепции TQM.

Пожалуй ни одна конкретная цель управления производством не может сравниться с проблемой качества по степени интеграции деятельности различных служб и подразделений предприятия. Поэтому решение задач качества потребовало создание и адекватной организационной структуры. Очевидно, что в эту структуру должны входить все подразделения, более того − каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или «петли качества». Из этих рассуждении логически появляется концепция TQM и UQM.

В то время, как представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финансовый, персоналом, инновациями, маркетингом, проектами и т.д. и т.п.), а в теоретическом плане предстает как менеджмент на основе целей (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание «дерева целей»), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стратегия.

А в то же самое время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня следующие достижения:

  • 25 международных стандартов ИСО семейства 9000 по менеджменту качества, а также стандарты ИСО 14000 по экологическому менеджменту;

  • международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации, международная сеть органов по сертификации систем качества (IQNet);

  • международный Реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают свыше 10000 специалистов из многих стран мира;

  • практически сложившаяся система аудита менеджмента;

  • то же самое на многих национальных, региональных и межрегиональных уровнях;

  • свыше 150000 ведущих фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменную систему качества и испытывающие гордость от этого достижения.

Можно констатировать, что менеджмент качества становится в настоящее время ведущим менеджментом фирм, т.е. менеджментом четвертого поколения. Одновременно происходит процесс "сращивания" МВО и MBQ как и на первом этапе в системе Тейлора, но уже на новом, качественно более высоком уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

Многочисленные опросы руководителей самых прогрессивных и динамичных зарубежных и отечественных фирм показывают их полное единодушие: "Главное − это качество и все наши успехи связаны с тем, что на повышение качества направлены все усилия фирмы".

Распространение "Философии качества" не только на крупные, но и на средние и мелкие Фирмы − одно из основных достижений промышленно развитых стран.

Примечательно, что в современном деловом мире проявляется огромный интерес к решению проблем качества. Огромной популярностью пользуются международные мероприятий, посвященные проблемам качества (конференции, Дни качества, конкурсы и премии по качеству и т.д.). А на уровне специалиста уже рассматриваются три элемента "джентльменского набора" - знание иностранных языков, знакомство с персональным компьютером и владение технологией менеджмента качества.

Качество – это свойство. Система организации является субъектом, который обладает свойством, именуемым качеством. Надо говорить о качестве системы менеджмента организации как о системе взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных процессов.

В основе современного видения качества лежит идея о том, что качество создается в ходе практической деятельности, в особенности в ходе реализации процессов (оперативных, стратегических, процессов поддержки).

Задача повышения качества продукции в настоящее время стала одной из главных в экономически развитых странах мира, и вызвано это в первую очередь ужесточением конкурентной борьбы за покупателя, практически на всех мировых рынках (товары потребления, услуги, организация различных мероприятий и т.д.).



  1. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Специальные главы квалиметрии и управления качеством» проводится в следующем порядке:

2.1 Организуются «команды проекта» численностью 7 – 10 человек в соответствии с принципами, изложенными в книге Рамперсад Хьюберт К. «Общее управление качеством. Личностные и организационные изменения» (Hubert K. Rampersad «Managing Personal and Organizational Change with Total Quality Management»).

Подбор состава команды и роли в команде:

Команда − это группа людей, обладающих взаимодополняющими навыками и чертами характера, имеющих общую цель и нуждающихся друг в друге для ее достижения.

  • членов команды не должно быть слишком много, поскольку увеличение их численности может привести к чересчур бурной деятельности, которую нередко ошибочно считают признаком эффективности командной работы.

  • чтобы команда была действительно эффективной, в идеале она должна состоять из пяти – восьми, максимум 12 человек, к тому же правильно подобранных.

  • необходимо разумное соотношение между людьми с различными навыками, стилями обучения и личными качествами, соответствующими целям, которые необходимо достигнуть, и мерам по улучшению, которые должны быть реализованы.

Отличительные черты эффективных команд:

  • наличие четких целей, одобряемых всеми участниками команды;

  • слаженность и гармония;

  • признание существования культурных различий и осознание их значения, а также необходимости взаимного уважения и понимания;

  • прочные отношения между членами команды, основанные на взаимном доверии;

  • способность эффективно решать проблемы и улаживать внутренние конфликты;

  • способность коллективно учиться на собственном опыте;

  • знание членами команды собственного стиля обучения и стилей обучения других ее членов;

  • сочетание, с одной стороны, различных личных качеств и, с другой стороны, необходимых профессиональных навыков, которыми члены команды готовы делиться друг с другом;

  • понимание и признание собственной роли в команде и ролей других ее членов;

  • умение членов команды найти правильное соотношение между собственной ролью и своими функциями в команде;

  • гармоничные условия для работы, когда люди уважают друг друга, доверяют другим, прислушиваются к их мнению и предоставляют друг другу полезную информацию в порядке обратной связи;

  • открытое общение, при котором каждый имеет доступ к интересующей его информации;

  • непрерывное обучение членов команды;

  • наличие руководителей, которые вдохновляют членов команды на более творческую работу.

Особое внимание при подборе состава команды нужно обращать на ВОЗМОЖНОСТИ и СПОСОБНОСТИ людей.

  • ВОЗМОЖНОСТИ человека зависят от его знаний и навыков, о которых можно судить по дипломам, сертификатам, свидетельствам и опыту работы.

  • Его СПОСОБНОСТИ имеют отношение к «мягким» критериям, таким как достоинство, поведение, характер и талант.

В своей теории управления коллективом Белбин различает ДЕВЯТЬ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ. Эти роли зависят от личных качеств, которые каждый член команды вносит в общую копилку. Важно, чтобы роли были распределены равномерно, с тем чтобы соблюдался баланс между ролями людей и их работой в команде. Каждый должен также уяснить свою собственную роль и роли других участников и согласиться с этим распределением.

Что должны делать члены команды:

  • уяснить свою роль в команде и роли других членов, с которыми нужно уживаться и которых необходимо уважать и ценить;

  • сотрудничать и работать совместно;

  • вместе переживать успехи и неудачи, делиться друг с другом своими идеями и сомнениями, разделять общие эмоции, энтузиазм, радости и тревоги;

  • иметь общие цели и задачи;

  • составлять единое целое, действующее под общим руководством;

  • посвятить себя достижению общих целей команды;

  • знать, что все равны и в равной мере отвечают за работу команды;

  • быть заинтересованными и иметь стимул к работе;

  • придавать первостепенное значение непрерывному улучшению;

  • активно участвовать в работе команды;

  • понимать других членов команды, доверять и помогать им, дополнять усилия друг друга;

  • выполнять в команде конкретные роли и понимать их;

  • быть открытыми для общения и объективно относиться к окружающим;

  • свободно пользоваться информацией, полученной другими членами команды;

  • использовать опыт команды на своем рабочем месте;

  • подчиняться решениям команды;

  • отвечать как за свою работу, так и за работу команды в целом;

  • рассматривать проблемы как возможности для улучшения;

  • понимать свои права и обязанности;

  • сделать самосовершенствование и обучение своим образом жизни.

2.2 Члены команды продолжают работать с созданной ими условной (виртуальной) организацией, для которой разрабатывают систему менеджмента качества, соответствующую требованиям стандартов ISO серии 9000 (см. Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Управление качеством» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221700 «Стандартизация и метрология»).

2.3 Каждая команда получает следующее задание:

Вы проводите внутренний аудит системы менеджмента промышленного предприятия. Проанализируйте предложенные к рассмотрению ситуации, содержащие свидетельства аудита. Определите, можно ли квалифицировать имеющиеся недостатки как несоответствия; зафиксируйте наблюдения аудита, носящие характер областей для улучшения. Если Вы считаете, что при сертификационном аудите могут быть отличия в формулировках, отметьте это отдельно.

2.4 К заданию прилагаются ситуации, которые могут возникнуть при внутреннем аудите системы менеджмента качества.
  1   2

Похожие:

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconА. М. Кориков основы проектирования информационных систем
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование...

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе по дисциплине «Специальные главы систем качества» iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск