Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по


Скачать 141.61 Kb.
НазваниеЕ. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Е.Л. Астапенко,

методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по библиотечным фондам Иркутской области» URL: http://new-metodist.blogspot.com/

руководитель Усольского представительства РШБА

Комплектование библиотек образовательных учреждений

как условие реализации

Федеральных государственных образовательных стандартов:

методический практикум
Качественный состав библиотечного фонда образовательного учреждения (далее — ОУ) является гарантом успеха в реализации положений Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации (далее — ФГОС).

В требованиях к материально-техническим условиям реализации ФГОС1 выделяем положения, касающиеся развития библиотечного дела в ОУ:

«Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности:

информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
Долгое время комплектование фондов школьных библиотек финансировалось по остаточному принципу и предпочтение отдавалось формированию учебных фондов — учебниками, поэтому школьная библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов. Не хватает программной литературы, устарели энциклопедические издания, отсутствуют новинки изданий для детей и юношества. Все это приводит к проблеме нечтения и последующей за этим развитием функциональной неграмотности подрастающего поколения.

Существенно снижает качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий2.

Выходом из сложившегося положения становится поиск источников финансирования для комплектования библиотечного фонда ОУ. Назовем действующие на сегодня источники финансовых поступлений: федеральный, региональный, муниципальный источники и средства законных представителей обучающихся, которые привлекаются на добровольной основе, через зачисление на целевой счет ОУ.

Финансовый анализ комплектования фондов школьной библиотеки за последние 3–5 лет в совокупности с анализом использования библиотечного фонда ОУ, с основными контрольными показателями может служить основанием для составления комплексной программы комплектования библиотечного фонда на несколько лет. Она может являться частью программы развития библиотеки ОУ, а может существовать самостоятельно.

Утвержденная программа комплектования школьной библиотеки позволит в течение нескольких лет планомерно и обоснованно расходовать привлекаемые из разных источников средства на восстановление библиотечного фонда. Ссылаясь на действующие законодательные документы, в частности, стандарты нового поколения, в программу комплектования фонда библиотеки необходимо внести не только учебники и художественную программную литературу, но и книги по отраслям знаний, справочно-энциклопедическую, методическую литературу, новинки литературы для детей и юношества и периодические издания.

В идеале такая программа может быть разработана методистом для всех библиотек образовательных учреждений города/района.

Отсутствие подобной программы не является основанием для отказа выделения средств субсидии или субвенции на комплектование библиотечного фонда, поскольку рассматривается как вариант объединения постоянных источников финансирования.

Рассмотрим процедуру составления заявки для включения в заказ на поставку литературы.

Нормативные основания


В сфере образования действует ряд законодательных актов, наделяющих руководителя ОУ правом расходования средств на комплектование библиотечного фонда, в том числе и на основе софинансирования,

Субвенция (от лат. subventio — помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны федерального бюджета: в отличие от дотации предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования3.


Основополагающий нормативный документ в сфере образования — Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»4:

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на… учебники и учебные пособия в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования устанавливаются в расчете на одного обучающегося, согласно Методическим рекомендациям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования (с изм., внесенными письмом Минфина РФ от 07.10.2003 № 10-02-08, Минобразования РФ от 18.09.2003 № 20-51-2839/20-01).

Согласно письму Федерального агентства по образованию от 5 октября 2006 года № 10-58-6940/10-05 «О материальных затратах, непосредственно связанных с общеобразовательным процессом», в расходы для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, включаются, помимо прочих и учебные расходы — это расходы на приобретение… учебного оборудования, комплектования библиотечных фондов (включая доставку и приобретение учебной документации для библиотек).

Средства субвенции выделяются для всех ОУ, но не каждый руководитель считает необходимым расходовать их для пополнения библиотечного фонда.

Понятие «субсидия» содержится в Бюджетном кодексе. Это денежные средства, которые предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с их хозяйственной деятельностью5.

В нашем случае мы говорим о субсидиях, направленных на модернизацию региональных систем общего образования6.

«Правила предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», утв. Постановлением правительства РФ от 31 мая 2011г. № 436 (далее — Правила).

П. 2 (в) Правил:

  • определяет мероприятия по пополнению фондов школьных библиотек для получения субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.

  • позволяет персоналу школьных библиотек и администрации образовательных учреждений постепенно восстановить и пополнить фонды школьных библиотек учебной, художественной, отраслевой, справочной, методической литературой и периодическими изданиями, в соответствии с требованиями ФГОС.

  • снижает финансовую нагрузку с законных представителей обучающихся.

К рассмотренным нормативным документам, в случае составления пояснительной записки к заказу/программе комплектования, необходимо приложить действующие нормативные акты по работе с фондом библиотеки ОУ. Это могут быть:

  • Положение о библиотеке/медиатеке ОУ;

  • Положение о создании и обновлении библиотечного фонда ОУ.

При работе с заказом следует руководствоваться Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ7.

Формируем заказ на учебники


После всех бухгалтерских расчетов ОУ получает определенную сумму на счет для пополнения библиотечного фонда и методику расчета заказа.

Если заявка выполняется централизованно по всем ОУ, то приказом отдела образования назначается специалист/методист, ответственный за формирование заказа на уровне муниципального образования. Если учреждение самостоятельно работает с заказом, то приказ составляется на уровне ОУ, также с указанием ответственного лица и сроков исполнения.

Показатель обеспеченности средствами на одного обучающегося можно рассчитать так: выделенная сумма делится на контингент обучающихся ОУ. В сравнении со средней оптовой стоимостью учебника рассчитаете приобретаемое количество учебников на выделенные средства. Этот показатель пригодиться при подготовке финансовых и аналитических материалов.

Для определения списка учебников, подлежащих включению в заявку, на общем педагогическом совете ОУ необходимо:

  • заслушать доклад о состоянии библиотечного фонда учреждения;

  • рассмотреть списки недостающей литературы, согласно приложения к учебному плану «Перечень программно-методического обеспечения учебного плана на 20__/20__ учебный год» ОУ;

  • распределение списка недостающих учебников по источникам комплектования: за счет спонсорских средств, из средств муниципалитета, для самостоятельного приобретения законными представителями и т.д.;

  • решение педсовета внести в протокол, оформить выписку, проставить реквизиты и заверить.

Выписка из протокола педсовета ОУ должна храниться у ответственного за составление заказа и может быть представлена как доказательство общего решения педсовета в случае возникновения претензий, конфликтных ситуаций.

Далее оформляете бланк заказа, который должен быть выдержан в единой форме установленного образца, утвержден приказом отдела образования/учреждения. Табличный вариант бланка заказа на учебники целесообразно составлять на основе действующего, на момент составления заказа, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Пояснение к приказу / пояснительной записке: «Заказ формируется на основе ФП утв. приказом Минобрнауки от ____, № ____».

На бланке заявки в верхнем правом углу располагается гриф «Утверждаю» с ФИО руководителя ОУ, датой, подписью и печатью. Ниже, в центре, наименование заказа с обязательным указанием источника финансирования. Год издания учебника проставлять обязательно, с целью исключения выгоды в пользу поставщика.

В моей практике был заказ, в котором год издания не был указан, поскольку в ФП учебников он отсутствовал. Поставщик (известная российская книготорговая фирма) усмотрел в этом выгоду и поставил учебники на 2–3 года позднее издания, чем год исполнения заказа. Данный прецедент повлек за собой долгие административные разбирательства.

В конце таблицы выводится итоговая сумма заказа и общее количество учебников. В нижнем левом углу бланка, как в любом официальном документе, принято указывать ФИО лица составившего бланк (Исполнил:), контактный телефон. Бланк составляется в двух экземплярах один остается в ОУ для сверки.

Таблица № 1

Методист/специалист, ответственный за заказ на уровне муниципалитета, собирает такие бланки с каждого ОУ и составляет сводный заказ на учебники в формате Excel.

Далее, работа продолжается в тандеме со специалистами экономического отдела бухгалтерии — сверка, проставление цен, выверка итоговых сумм, подготовка и отслеживание заказа.

Порядок и сроки поставки заказа по количеству и качеству регулируются условиями поставки (договор). Передача товара от поставщика к заказчику оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки и перевозки товара. Это могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры. Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах.

В пакет сопроводительных документов поставляющая организация, обязана вложить сертификаты соответствия на поставляемые учебники.

Сертификат соответствия8 — документ, выданный по правилам государственной системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс, работа, услуга соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов или иных нормативных документов.

После получения заказ сверяете с сопроводительными документами и своим экземпляром бланка заказа, в случае выявленной недостачи товара или несоответствия условиям поставки, составляете «АКТ об обнаружении несоответствия качества и комплектности продукции (товара) требованиям договора, удостоверяющих качество при приемке заказа».

Примерная форма АКТа:
Таблица №2
___________________________

(наименование получателя)
____________________________

(адрес получателя)
АКТ

об обнаружении несоответствия качества и комплектности продукции (товара) требованиям договора, удостоверяющих качество при приемке заказа
«__»_________ 201__ г.
Место составления акта

_________________________________________

Комиссия в составе

_____________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

При приеме товара (заказа)

_________________________________________

поступившего по ____________________ накладной № ____________________

от «___»________ 201__ г.
Грузополучатель ________________________________________________

Грузоотправитель _______________________________________________

Обнаружены следующие несоответствия (перечисляете):

1. Количество товара ___________________

_____________________________________________________________________

2. Качество изданий _______________________

_____________________________________________________________________

3. Количество осмотренной продукции (товара) и характер выявленных дефектов:



п/п

Наименование продукции (товара)

Ед. изм.

Кол-во

Из них забраковано

Характер выявленных дефектов














4. Продукция (товар) выгружена из ______________________________

(вагона, контейнера, автофургона)
в _________________________, полностью обеспечивающий ее сохранность.

(склад, хранилище)

Подписи лиц, участвовавших в составлении акта:
__________________ ______________________

(подпись) (фамилия)
__________________ ______________________

(подпись) (фамилия)
__________________ ______________________

(подпись) (фамилия)

При поступлении заказа в школьные библиотеки все издания проходят процедуру приема, учета и оформления согласно «Инструкции по учету библиотечного фонда»9.

При заказе художественной, отраслевой или справочно-энциклопедической литературы ознакомиться с каталогами и прайс-листами можно на сайтах издающих организаций.

Понимание со стороны администрации ОУ необходимости комплектования фондов школьной библиотеки позволит восстановить фонды за счет обновлений учебно-методических комплексов, поступлений новинок литературы для детей и юношества, создавая, таким образом, необходимые условия реализации положений ФГОС и предоставляя информационно-библиотечные ресурсы для обеспечения высокого уровня качества образования обучающимся.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.: [сайт] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (дата обращения: 21.08.11).

2 Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015г.: общественно-государственный проект.: [сайт] URL: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/Koncepcia_2015.pdf (дата обращения: 21.08.11).

4 URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения: 21.08.2011).

5 Бюджетный кодекс Рос. Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. - ст. 78.: [сайт] URL: http://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 21.08.11).

6 Правила предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 31 мая 2011г. № 436. - п.1. : [сайт] URL: http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/gov/results/15469/ (дата обращения: 21.08.11).

7 Гарант: информационно-правовой портал.: [сайт] URL: http://www.garant.ru/consult/civil_law/9055/

8 URL: http://www.eurotest.ru/pages/id/certificate_s.htm (дата обращения: 21.08.2011).

9 Инструкция об учете библиотечного фонда: утв. приказом Министерства культуры Рос. Федерации 2 декабря 1998г №590.: [сайт] URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_63933.html (дата обращения: 22.08.2011).

Похожие:

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconРоссийская Федерация Иркутская область Администрация города Усолье-Сибирское...
Устава муниципального образования «город Усолье-Сибирское», администрация города Усолье-Сибирское

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconКонкурс Русский медвежонок 2014» Иркутская область г. Усолье-Сибирское мбоу «Лицей №1»

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconОсновная образовательная программа мбоу «сош №10»
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, проезд Серегина, 34 Тел. (39543) 3-31-92. E-mail

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconАнализ работы муниципального казенного учреждения «Информационный...
Сопровождение и поддержка ммс города Усолье – Сибирское одаренных детей через участие во Всероссийской олимпиаде школьников, организацию...

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconДумы города усолье-сибирское
О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного...

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconМетодические рекомендации по подготовке штатных расписаний муниципальных...
Госкомстата России от 24. 03. 1999 года №20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации»,...

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconРешением Попечительского совета
Калужской области от «22» мая 2017 г., приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28. 11. 2016 г. №763...

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconЗакона о противодействии коррупции коррупцией являются
Приказом директора огку «Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району»

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconСибирское таможенное управление иркутская таможня
Развитие новых перспективных информационные технологий в Иркутской таможне: автовыпуск деклараций без участия инспектора

Е. Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам «Информационный методический центр», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, автор блога «Методисты по iconРоссийская Федерация Иркутская область Муниципальное образование...
Центр развития образования Тайшетского района направляет Вам список педагогических работников зарегистрированных на курсы повышения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск