Доклад на тему


НазваниеДоклад на тему
страница1/3
ТипДоклад
filling-form.ru > Туризм > Доклад
  1   2   3
Муниципальный методический центр "LINGUA"

Творческая лаборатория

Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС

Доклад на тему:

Новые УМК по иностранным языкам как один из возможных эффективных путей повышения качества обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях

Выполнила учитель немецкого языка

МАОУ СОШ №25 г.Балаково

Резник Татьяна Ивановна

Балаково

январь 2017

В эпоху господства английского языка в мировом образовательном пространстве немецкий язык и прочие «малые» иностранные языки оказываются в достаточно сложной ситуации, и не только в России. Ведётся жёсткая конкурентная борьба за выживание немецкого языка как предмета не только школьной, но и вузовской программы. Это вызывает необходимость создания новых, инновационных учебно-методических комплектов современного немецкого языка, ведь полилингвизм, будучи непременным требованием Европейского союза к образованной личности, может быть основан только на сохранении и приумножении практики преподавания не-скольких иностранных языков на основе современного, основанного на реальном речеупотреблении, яркого и умного учебника.

Преподавание и научное исследование немецкого языка в нашей стране имеют огромную, чрезвычайно богатую традицию. Труды замечательных советских германистов О. И. Москальской, И. И. Чернышёвой, М. Д. Степановой, Е. И. Шендельс, В. Г. Адмони стали классикой ещё в 1970-е годы. Школа И. Л. Бим до сих пор является фирменным знаком нашей методической науки и основой для формирования множества поколений ценителей немецкого языка.

Новый курс призван служить и важному экономическому фактору в жизни России: известно, что до 80% фирм, вкладывающих средства в экономику России, представляют немецкий капитал; в России действуют многочисленные научные и культурные фонды: Немецкий культурный центр им. Гёте (Goethe-Institut), DAAD (Германская служба академических обменов), Фонд им. Александра фон Гумбольдта, Объединение им. Гельмгольца и др.), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру студентам-германистам, молодым учёным, учителям, направляют их на стажировки в ФРГ, открывают путь в профессиональную жизнь. Но в результате прохладного отношения к немецкому языку в России и сами немцы предпочитают пользоваться английским языком для бизнес-общения в работающих здесь фирмах, поскольку знание немецкого языка молодыми людьми оставляет желать лучшего. Понятно, что наша страна от этого серьёзно проигрывает как в экономическом, так и в культурном и политическом отношении.

Наша методическая школа не предполагает в этой связи пассивного наблюдения и констатации сложившегося положения. В последнее время в России появились новые серии учебно-методических комплектов по немецкому языку, созданные отечественными авторами. В авторские коллективы приглашаются немецкие соавторы, в учебниках используется самый современный языковой материал, малоизвестные, но чрезвычайно интересные подробности жизни и быта немцев, местных традиций, обычаев, с тем чтобы как можно более наглядно и увлекательно представить учащимся особенности немецкой культуры и менталитета. Тем самым учителю предлагаются аутентичные учебники для российского учащегося, учитываются его интересы и кругозор, прогнозируются сложности, с которыми он может столкнуться. Авторы предлагают учителю знакомую ему методическую материю, при этом совершенствуя и модернизируя её, но сохраняя то, что считается ценным опытом отечественной методической школы: углублённое изучение фонетики, подробное ознакомление с грамматикой и закрепление её на основе достаточного количества упражнений, диалог культур в текстах и устных ситуациях и т. д.

Такой подход характерен для нового учебного курса, выходящего с 2009 года в издательстве «Просвещение», — «Вундеркинды». Название серии предполагает, что каждый изучающий немецкий язык уже вундеркинд, перспективно мыслящий человек, понимающий, что нужно сделать для своего будущего процветания, и сделавший для этого правильный выбор в пользу немецкого языка. Этот курс коммуникативен, разнообразен и отражает всю гамму подходов и приёмов современной методики. Его создавали авторы, имеющие большой опыт в издании федеральных серий УМК по немецкому языку для массовой школы: учебный комплект для 5 класса написан доцентом Г. В. Яцковской, УМК для 6—9 классов — группой авторов во главе с профессором О. А. Радченко.

Авторы курса исходят из того, что:

• учащиеся характеризуются в целом большой восприимчивостью к изучению иностранных языков, в особенности если процесс изучения подкреплён новаторскими идеями, реализованными в серии УМК;

• изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных, когнитивных и интеллектуальных способностей школьников, речи на родном языке, что в целом позволяет оптимально формировать общеучебные умения учащихся;

• предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно;

• иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира, особенно в условиях диалога, а то и полилога культур (если речь идёт об изучении немецкого языка через русский в национальных школах), что повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни;

• изучение иностранного языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, учит толерантному отношению и пробуждает искренний интерес к другим культурам и менталитетам.

Каждый УМК серии «Вундеркинды» рассчитан на изучение немецкого языка в объёме трёх часов в неделю. Каждая глава в учебниках УМК завершается подведением итогов (1 час), ещё 1 час отводится на выполнение контрольной работы по итогам каждой главы. 10—12% всего отведённого времени — резервные уроки, предназначенные для повторения и тренировки, а также для выполнения проектов.

Цели курса

Предмет «Немецкий язык» понимается авторами УМК серии «Вундеркинды» как один из ключевых компонентов основной образовательной программы основного общего образования. Преподавание этого предмета предусматривает реализацию следующих целей:

• развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности понимание важности изучения иностранного языка в современном мире ипотребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

• воспитание качеств гражданина, патриота;

• развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;

• воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

• развитие осознания своей собственной культуры.

Общая характеристика курса

Программа УМК серии «Вундеркинды» сохраняет преемственность по отношению к программе начального общего образования и предусматривает дальнейшее развитие тех видов речевой и иной деятельности учащихся, которые были предусмотрены на уроке немецкого языка в начальной школе. Одновременно она опирается на выводы возрастной психологии о характере и особенностях подросткового периода развития человека и воплощает эти выводы в принципах отбора и разработки учебных материалов серии для 5—9 классов.

Особую роль при этом играет ориентация на самостоятельную когнитивную деятельность подростков, их способность к оценочным и контрольным действиям на уроке немецкого языка, внимание к проблемам личностного характера в коммуникации с одноклассниками и сверстниками.

Новая серия УМК по немецкому языку для основной школы учитывает важность всех трёх основных компонентов познавательного процесса средствами иностранного языка: знания языкового репертуара, коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, социокультурной компетенции. При этом основной акцент делается в серии на сочетании коммуникативной и социокультурной составляющих, которое в итоге должно сформировать у обучающихся общее представление о немецком языке как об одном из средств вербализации мира, одной из возможных культурных сред человечества, имеющей собственную ценность и позволяющей в процессе сопоставления с ней осознать специфику культур-ной идентичности своего народа.

Требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку для основной школы

1. Важные для данной стадии изучения немецкого языка личностные результаты зафиксированы во ФГОС в следующем формате:

— формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур (на примере культур народов немецкоязычных стран), оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в странах немецкоязычного региона, с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности в области немецкого языка;

— формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста;

— достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

— создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

2. Новая серия УМК по немецкому языку должна стать основой для достижения обучающимися важных метапредметных результатов в рамках изучения основ иностранного языка и культуры. В частности, такими результатами должны стать:

— умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности

в освоении немецкого языка;

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения с использованием учебного портфолио;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Немецкий язык»;

— умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языком, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка;

— смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих актуальные реалии жизни народов немецкоязычных стран;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

— умение осознанно использовать средства немецкого языка в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение немецкой устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, опираясь на информацию, полученную как из учебника, так и в процессе самостоятельного целенаправленного поиска в информационных средах.

3. Планируемые предметные результаты призваны отразить процесс совершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компетенциями. В частности: В коммуникативной сфере:

1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:

говорении:

• в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, используя эмоционально-оценочные суждения;

• строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;

аудировании:

• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;

• воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, интервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты);

чтении:

• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);

• использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы;

• творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать его и выражать своё мнение к прочитанному;

письме:

• заполнять анкеты и формуляры;

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;

• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения):

• применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;

• адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утверди-тельное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;

• знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
  1   2   3

Похожие:

Доклад на тему iconРеферат доклад или презентацию на тему: «Единицы измерения длины»
На листе отдельно выбрать 10 примеров и уравнений на тему «Сложение и вычитание дробных чисел» типа №777, 778, 779, 780, 781. Правила...

Доклад на тему iconДоклад на тему: «Новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций»

Доклад на тему iconС. И. Вьюнова на тему: Об изменении порядка проведения
Доклад начальника отдела охраны и экспертизы труда Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области

Доклад на тему iconДоклад заместителя начальника Северо-Кавказского таможенного управления...
Доклад заместителя начальника Северо-Кавказского таможенного управления – начальника службы федеральных таможенных доходов В. А....

Доклад на тему iconДоклад на тему Налоги с физических лиц (виды, порядок исчисления и уплаты, льготы)
Недоимка сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

Доклад на тему iconДоклад заместителя начальника отдела доходов Управления Федерального...
Ивановской области О. А. Кириковой на тему «О применении реестра администрируемых платежей согласно изменений, внесенных в Порядок...

Доклад на тему iconДоклад С. А. Балясникова на заседании Общественно-консультативного...
Доклад С. А. Балясникова на заседании Общественно-консультативного совета Нижегородской таможне по взаимодействию с участниками вэд...

Доклад на тему iconОбразец ( заявление пишется собственноручно ) *
Прошу утвердить следующую тему магистерской диссертации (указать тему на русском языке)

Доклад на тему iconНачало эссе (фактически сочинения на заданную тему) постановка проблемы....

Доклад на тему iconДоклад к совещанию на тему : «Ведение трудовых книжек лиц, замещающих...
Совещание «Совершенствование деятельности в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции на муниципальной службе», 09....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск