Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы


НазваниеРабочая программа по предмету «География» 6-9 классы
страница1/8
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление образования

Белозерского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белозерская коррекционная школа – интернат»

c:\users\ольга\desktop\1 001.jpg

Рабочая программа по предмету «География»

6-9 классы
(срок реализации 4 года)


Разработчик программы: Долгушина Наталия

Александровна

учитель I квалификационной категории



2016г.
2. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе базовых программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: «География» (Т.М.Лифанова).

Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической

науки.

География как учебный предмет в школе для обучающихся с умственной отсталостью вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии:

- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

- показать особенности взаимодействия человека и природы;

- познакомить с культурой и бытом разных народов;

- помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с Умственной отсталостью, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи школы для обучающихся с умственной отсталостью, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы

по 2 урока в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим

образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (68 ч), 7 класс - «География России» (68 ч), «География материков и океанов»: 8 класс- 68 ч, 9 класс- 58 ч, «Наш край» (9 класс - 10 ч).

В программе выделены практические работы и экскурсии, указана

географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым обучающимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки. Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с умственной отсталостью. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса Географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством

России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. При изучении географии России учитель должен пользоваться

Современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)- 11 ч.

2. Природные зоны России - 57 ч.

Задача первого блока этого раздела - создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа. При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения. Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями. Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения.

Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).

Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа». «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино - и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа. Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой

программе изучению своей местности отводится IV четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

Выпускники школ для обучающихся с умственной отсталостью должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не предусматривается. Для изучения своего края в программе дается примерный план, опираясь на который учитель может разработать конкретное программное содержание, отражающее особенности данной местности. На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для обучающихся с умственной отсталостью. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой. Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.

Для проведения занятий по биологии необходимо иметь:

- соответствующий учебно-методический комплект – комплект учебников Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «География» : 6 кл. – «Начальный курс физической географии», 7 кл. – «География России», 8 кл. – «География материков и океанов», 9 кл. - «География материков и океанов. Государства Евразии».

- наглядные пособия: карты, глобусы, планы, таблицы, муляжи.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете.

Рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных технологий обучения и воспитания: игровых технологий Б.П. Никитина, технологии адаптивного обучения, технологии дифференцированного обучения И.Н. Закатова, технологии индивидуализации обучения Инге Унт, технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технологии личностно ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской, здоровьесберегающих технологий Л.В. Кузнецовой, компьютерных технологий обучения.

Видами контроля являются:

- текущий контроль (фронтальный опрос, выполнение заданий в рабочих тетрадях);

- тематический (опрос или тестирование после изучения тем);

- итоговый (итоговое тестирование);

- номенклатура.

Отличительной особенностью от примерной программы является внесение сведений краеведческого характера.



3. Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Опыты

Экскурсии

Наблюдения

Демонстрация

1

Введение

4







1

1




2

Ориентирование на местности

5

3




1







3

Формы поверхности Земли

5

2




1







4

Вода на Земле

11

4

2










5

План и карта

9

5













6

Земной шар

15

7










1

7

Карта России

19

7
















Итого:

68

28

2

3

1

1
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «География»...
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О....

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа По предмету «География» 11 класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы)

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «География» Класс
Рабочая программа по географии для 6 — 9 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «География»
Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по учебному предмету «обществознание» основного...

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа предмета «География»
География 6-9 классы, Москва, “Дрофа” – 2007 год, в соответствии с Положением о рабочей программе мбоу “Акбашская основная общеобразовательная...

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ильинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconПояснительная записка 7 класс Адаптированная рабочая программа 7...
Данная программа составлена на основе «Программы для основного общего образования по географии. География. Рабочие программы. Предметная...

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа разработана на основе авторской программы В. П....
В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «Землеведение», И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны», И. И. Бариновой, В. П. Дронова...

Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы iconРабочая программа по предмету «Английский язык» начального общего образования 2-4 классы
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск