Скачать 0.9 Mb.
|
Управление образования Белозерского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белозерская коррекционная школа – интернат» Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы (срок реализации 4 года) Разработчик программы: Долгушина Наталия Александровна учитель I квалификационной категории 2016г. 2. Пояснительная записка. Программа разработана на основе базовых программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: «География» (Т.М.Лифанова). Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. География как учебный предмет в школе для обучающихся с умственной отсталостью вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии: - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран; - показать особенности взаимодействия человека и природы; - познакомить с культурой и бытом разных народов; - помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе. Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с Умственной отсталостью, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи школы для обучающихся с умственной отсталостью, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями. Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (68 ч), 7 класс - «География России» (68 ч), «География материков и океанов»: 8 класс- 68 ч, 9 класс- 58 ч, «Наш край» (9 класс - 10 ч). В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым обучающимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки. Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с умственной отсталостью. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения). В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса Географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. 7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. При изучении географии России учитель должен пользоваться Современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока: 1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)- 11 ч. 2. Природные зоны России - 57 ч. Задача первого блока этого раздела - создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства. В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа. При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения. Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями. Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России. Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии. Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия). Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа». «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств. В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино - и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа. Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства. Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом). Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится IV четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Выпускники школ для обучающихся с умственной отсталостью должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не предусматривается. Для изучения своего края в программе дается примерный план, опираясь на который учитель может разработать конкретное программное содержание, отражающее особенности данной местности. На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для обучающихся с умственной отсталостью. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой. Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь: - соответствующий учебно-методический комплект – комплект учебников Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «География» : 6 кл. – «Начальный курс физической географии», 7 кл. – «География России», 8 кл. – «География материков и океанов», 9 кл. - «География материков и океанов. Государства Евразии». - наглядные пособия: карты, глобусы, планы, таблицы, муляжи. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете. Рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных технологий обучения и воспитания: игровых технологий Б.П. Никитина, технологии адаптивного обучения, технологии дифференцированного обучения И.Н. Закатова, технологии индивидуализации обучения Инге Унт, технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технологии личностно ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской, здоровьесберегающих технологий Л.В. Кузнецовой, компьютерных технологий обучения. Видами контроля являются: - текущий контроль (фронтальный опрос, выполнение заданий в рабочих тетрадях); - тематический (опрос или тестирование после изучения тем); - итоговый (итоговое тестирование); - номенклатура. Отличительной особенностью от примерной программы является внесение сведений краеведческого характера. 3. Учебно-тематический план 6 класс
|
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О.... | Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы) | ||
Рабочая программа по географии для 6 — 9 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами | Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса | ||
География 6-9 классы, Москва, “Дрофа” – 2007 год, в соответствии с Положением о рабочей программе мбоу “Акбашская основная общеобразовательная... | |||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ильинская средняя общеобразовательная школа | Данная программа составлена на основе «Программы для основного общего образования по географии. География. Рабочие программы. Предметная... | ||
В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «Землеведение», И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны», И. И. Бариновой, В. П. Дронова... | Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |