МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
________________________________________________ кафедра гуманитарных наук
СОЦИОЛОГИЯ учебно-методическое пособие
Гродно, 2004
Аннотация Настоящее учебно-методическое пособие включает конспект лекционного курса по социологии, краткий словарь социологических терминов к каждой теме, список учебной литературы, а также контрольные вопросы по дисциплине. Пособие разработано в соответствии с типовой программой по социологии и предназначено для студентов всех факультетов ГГМУ дневной и заочной форм обучения. Цель настоящего пособия состоит в обеспечении студентов необходимым минимумом учебно-методического материала по социологии.
Утверждено и издается по решению центрального научно-методического совета Гродненского государственного медицинского университета. Автор-составитель: старший преподаватель кафедры гуманитарных наук ГГМУ Н.Л.Мысливец Рецензент: зав. кафедрой гуманитарных наук ГГМУ, профессор Л.И.Лукьянова Ответственный за выпуск: первый проректор ГГМУ, доктор медицинских наук, профессор И.Г.Жук
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Лекция 1 7
СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ 7
И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 7
Лекция 2 14
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 14
Лекция 3 27
ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ 27
ДИНАМИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 27
Лекция 4 36
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 36
2. Многообразие социальных институтов и их виды 38
Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. 42
Лекция 5 43
ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 43
Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемая и развиваемая им в процессе взаимодействий с другими людьми и являющаяся продуктом общественного развития. 49
Лекция 6 50
СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 50
Брак – исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их определенные права и обязанности по отношению друг к другу, их детям и обществу. 57
58
Лекция 7 58
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ 58
Социология медицины (медицинская социология, социология здравоохранения и медицины) – отрасль социологии, изучающая социальные явления, факты, процессы и отношения, характеризующие сферу медицинского обслуживания, ее организационную структуру, эффективность работы отдельных учреждений и системы здравоохранения в целом, а также состояние здоровья населения, его социальную обусловленность и роль в развитии общества. 63
Лекция 8 64
ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 64
Учебная литература по социологии 79
Итоговые вопросы по дисциплине 80
Введение
Современный человек живет в чрезвычайно сложном, динамично развивающемся и крайне противоречивом мире. Люди, находящиеся в разных частях земного шара, ежедневно и ежечасно поглощают огромные объемы информации, в которой в качестве кодового знака присутствует часть слова «соц…». Общенаучный термин «социум» и его производные – социальный, социальность, социология – являются сегодня одними из самых распространенных понятий. Все понимают, что речь в этих случаях идет о явлениях, процессах, событиях, характерных для людей, живущих вместе – или совсем рядом, или просто на одной планете.
Социология открывает перед нами уникальный мир – мир человеческого существования, в который погружен каждый индивид. Она дает возможность диагностировать современное состояние общества, предсказывать наступление кризисных моментов и вырабатывать стратегию их преодоления. Социолог может рассчитать рейтинг популярности того или иного политического деятеля, с высокой долей вероятности предсказать итоги выборов, а после их проведения по специальной методике определить, сфальсифицированы они или нет. Деятельность социолога весьма многообразна, но в ней есть своя «изюминка»: она позволяет увидеть проблемы, порожденные социальным взаимодействием, сформулировать их на языке социологии, найти пути и средства их разрешения и предложить их обществу.
Социология порождает особый взгляд на мир. Учебники по социологии – это, по сути дела, учебники жизни для всех, а не только для тех, кто получает диплом о соответствующем образовании. Студенты во всем мире, осваивая ту или иную профессию, одновременно приобретают необходимые знания из области социологии, поскольку, чем бы они не занимались в дальнейшем, им придется быть включенными в различные социальные общности – семью, профессиональные коллективы, общественные, этнические группы и т.п.
Человечество находится сегодня на этапе перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Новая эпоха открывает не только замечательные перспективы на будущее, но и ставит множество вопросов, которые требуют самого незамедлительного решения уже сейчас. Обязательным условием познания современного мира, его особенностей и противоречий, направлений дальнейшего развития, а также выработки собственной стратегии поведения для личности может и должен служить не только ее собственный жизненный опыт, метод «проб и ошибок», но и советы специалиста-социолога.
Учебная программа курса «Социология» направлена на формирование у студентов научных представлений об обществе и социальном мире человека, о социологических закономерностях становления и развития социокультурной реальности, о возможностях познания этих закономерностей и использования полученных знаний в конкретной сфере профессиональной деятельности. Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений Республики Беларусь (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000г. Рег.№ ТД-75тип). Его основное предназначение состоит в том, чтобы помочь студентам глубоко и осмысленно изучить основные вопросы тем, выносимых на семинарские занятия, плодотворно организовать процесс самостоятельной работы, проконтролировать степень своей подготовки к занятиям.
В структуру пособия включены тексты лекций по основным разделам учебной программы – восемь лекционных тем, в том числе, с целью профилирования данного курса и учитывая специфику вуза – тема «Социология медицины». Автор стремился построить изложение лекционного курса таким образом, чтобы оно активизировало мыслительную деятельность студентов, навыки самостоятельной работы. Методические материалы, предлагаемые в конце каждой темы, позволяют глубже проникнуть в их содержание, выполняя, таким образом, важные познавательные функции. Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а предлагаемые после каждой темы вопросы для повторения могут стать предметом не только самостоятельного анализа, но и последующего обсуждения в ходе семинарских занятий.
В результате освоения курса «Социология» студент должен знать:
специфику социогуманитарного знания, основные теоретические и методологические проблемы социологии;
основные категории и понятия социологии;
ведущих представителей зарубежной и отечественной социологии;
основы конкретных методов и процедур социологической работы;
уметь характеризовать:
целостность социокультурной жизни и ее многомерность;
основные уровни, структуры, подсистемы и объекты общества;
основные социокультурные процессы и взаимодействия;
уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
место и роль социокультурных проблем в личной жизни человека;
трансформационные процессы перехода от одного типа общества к другому;
социокультурные реалии, актуальные проблемы и тенденции формирования гражданского общества в Беларуси, странах СНГ, странах бывшего «социалистического лагеря»
качество социологической информации;
приобрести навыки и качества:
выработки социально-ориентированных оценок проблем, с которыми сталкивается общество;
оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта решения, программирования собственных действий;
занятия самостоятельной, аргументированной и критической позиции в обсуждении социокультурной проблематики;
распознавания и противостояния (по возможности) манипулятивным воздействиям, распознавания и критической оценки политической, идеологической и тому подобной ангажированности.
|