Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования


НазваниеСистема педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки РФ

Владимирский государственный гуманитарный университет

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования

Владимир 2010


Данные методические материалы являются переработанными и дополненными, соотносятся с действующим на дневном отделении факультета педагогики и методики начального образования ВГГУ учебным планом, разработанном на основе Государственного образовательного стандарта ВПО 2005 г. и утвержденным ректором университета 01.09.2008 г. В них отражена система практической подготовки студентов, обучающихся по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования», содержится описание задач и особенностей педагогической практики каждого курса, заданий и технологии их выполнения, распределение видов деятельности по неделям и дням практики, указаны формы и сроки отчетности, даны рекомендации по рейтинговому оцениванию деятельности студентов. Владимир: ВГГУ, 2010-50 с.

Составители: кандидат педагогических наук Н.В. Белякова, ст. преподаватель Т.В.Болотова, доцент, кандидат педагогических наук Ю.П.Истратов, доцент, кандидат педагогических наук Е.И.Ромашкова.

Ответственный за выпуск: к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Н.В.Белякова.

Под редакцией: доцента Истратова Ю.П.

Рецензенты: заведующая кафедрой педагогики ВГГУ, профессор, д.п.н. Е.Н.Селиверстова; проректор Владимирского областного института повышения квалификации работников образования, к.п.н., доцент Е.Л.Харчевникова

Печатается по решению редакционно - издательскогo совета ВГГУ
© Владимирский государственный гуманитарный университет, 2010

От авторов - составителей

Назначение данных методических материалов - оказать помощь студентам факультета педагогики и методики начального образования в период педагогической практики. В них представлена система педагогической практики от 3 до 5 курса, отражена логика, задачи, особенности практики каждого года обучения, перечень требований и конкретных заданий.

Авторы - составители стремились обозначить не только то, что необходимо сделать студенту, но и как это сделать. В этой связи в методические материалы включены различные диагностические методики изучения развития ребенка, схемы анализа различных педагогических явлений, памятки по подготовке уроков и воспитательных дел, требования к оформлению отчетной документации, просто полезные советы.

Отдельные страницы этой части пособия выполнены как педагогический дневник с печатной основой, куда удобно вписывать наблюдаемые педагогические факты, обобщать их и делать выводы. В замысел авторского коллектива входила задача сделать пособие не только полезным студенту, но и «нескучным», помогающим сделать сам процесс практической пробы сил эмоционально привлекательным.

Центральная идея, «сверхзадача» данных методических рекомендаций - помочь студенту научиться осмысливать наблюдаемые педагогические явления и постоянно стремиться вырабатывать собственное оценочное отношение к ним; познавая чужой опыт, узнавать себя и способствовать профессиональному росту.

При составлении данных методических материалов был использован опыт организации педагогической практики студентов Брянского и Ярославского педагогических университетов, а также практические материалы, уже наработанные на факультете педагогики и методики начального образования ВГГУ [22;25].
Надеемся, что данное пособие поможет будущим педагогам достойно и с эмоциональным подъемом сделать первые шаги навстречу своей профессии, т.к. педагогическая практика выступает мощным преобразующим фактором мотивационной сферы будущего учителя, пусковым механизмом самообразования, импульсом дальнейшего профессионального становления, этапом личностного осмысления содержания педагогического труда и оценивания своих возможностей.

Организация педагогической практики позволяет целенаправленно и последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью. Объективная необходимость этой интеграции теоретической и практической подготовки обусловлена тем, что сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опыта.

Ведущей идеей педагогической практики является создание условий для развития современного педагогического мышления, творческого потенциала будущих учителей, становления индивидуального стиля педагогической деятельности. Реализацию этой идеи обеспечивают следующие принципы организации педагогической практики:

  • взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, опора на уже имеющиеся знания и резкое повышение статуса их значимости в глазах будущих педагогов;

  • комплексный характер практики как единство блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных знаний) и основных видов педагогической деятельности (наблюдение педагогических явлений, практическое моделирование, анализ);

  • целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки студентов, посильность и постепенное усложнение ее содержания;

  • творческий характер и вариативность выбора содержания и форм деятельности практикантов;

  • целостность педагогического руководства практикой студентов, единство требований при организации и оценивании деятельности, сочетание педагогического контроля, коллективного анализа деятельности студентов и их самоконтроля, самоанализа и самооценки;

  • подкрепление развития позитивной профессиональной направленности личности будущего учителя ситуациями «обреченности на успех» в практической работе с детьми;

  • сотрудничество и взаимодействие факультета, университета с органами управления системы образования Владимирского региона и различными детскими образовательными учреждениями.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

  • сформировать педагогическую направленность личности будущего учителя, гуманистическую позицию в отношении к детям, развить гибкость педагогического мышления;

  • развить потребность в творческом исследовательском подходе к профессиональной деятельности;

  • способствовать становлению профессионально значимых качеств педагога;

  • развить профессиональные умения и навыки специалиста в области психологии и педагогики начального образования;

  • познакомить с современной практикой организации вариативного образования в школе первой ступени, с опытом лучших педагогов, с инновационной деятельностью в системе начального образования;

  • приобщить к новым педагогическим технологиям, обеспечивающим эффективность диагностики развития ребенка, успешность воспитательных взаимодействий педагога и ребенка;

  • оказать помощь учителям начальных классов в успешном осуществлении учебно-воспитательного процесса.


План-график организации педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования ВГГУ (составлен в соответствии с действующим учебным планом, утвержденным ректором ВГГУ 01.09.2008 г.):

Название практики

Курс

Продолжительность

Время проведения

Учебная практика

3

2 недели

Последняя неделя октября, первая неделя ноября

Производственная практика

4

8 недель

Начало 8 семестра

Производственная практика

5

8 недель

Начало 9 семестра: с 01 сентября по 06 сентября «Первые дни ребенка в школе» - 1 учебная неделя; с 07 сентября по 29 октября «Производственная педагогическая практика» - 7 учебных недель.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

Примерное распределение видов деятельности студентов-практикантов по дням практики
ДЕНЬ 1

Основная задача дня –

знакомство со школой и классом.

1. Примите участие в методическом часе, посвященном вопросам организации педагогической практики и ознакомлению с «визиткой» школы (выступление завуча с представлением творческих портретов учителей школы, ознакомление с особенностями учебно-воспитательного процесса и формами его организации, режимом работы школы).

2. Совершите с однокурсниками или «в одиночку» экскурсию по школе и постарайтесь запомнить расположение кабинетов, служб.

3. Запишите в дневник недельное расписание уроков в закрепленном классе и расписание звонков.

4. Составьте схему расположения детей в классе с указанием фамилии, имени ребенка и его рабочего места в классе: ряд, парта, сторона.

5. Составьте список класса в соответствии с журналом или планом размещения учеников.

6. Ознакомьтесь с личными делами учащихся, их дневниками, рабочими тетрадями, страничкой журнала, где содержатся сведения о родителях.

Из беседы с учителем узнайте об особенностях класса, проблемах развития детей, основных направлениях работы классного руководителя с учащимися. Подумайте, чем вы можете помочь классному руководителю, посоветуйтесь с ним об этом.

7. Соберите необходимые сведения для заполнения информационной страницы педагогического дневника и составления краткого паспорта школы.

8. Попробуйте провести тематическую игровую перемену «Давайте знакомиться» (возможно, использование игр: «Назови свое имя», «Здравствуйте», «Именной ручеек», «Узнай по голосу», «Имя в подарок» и др.). Если вы не уверены в своих силах, перенесите выполнение этого задания на завтра, предварительно основательно подготовившись к «боевому крещению».
Домашнее задание:

1. Заполните информационную страницу педагогического дневника.

2. Сделайте запись о впечатлении от первого дня практики.

3. Составьте краткий паспорт школы по следующей схеме:

Тип и вид учебного заведения

Структура управления образовательного учреждения

Основные направления деятельности образовательного учреждения

Количество и контингент учащихся

Количество классов-комплектов

Количество учителей (с указанием имеющих категории и звания)

Режим работы школы

Материальная база школы

Особенности микрорайона, в котором расположено образовательное учреждение

Система взаимодействия образовательного учреждения с социумом

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Инновации, реализуемые в образовательном учреждении

СОВЕТЫ «БЫВАЛОГО»

Приходи в школу не позднее, чем за 15 минут до начала практики.

Всегда будь вежлив, следи за своим внешним видом.

Имей дневник, авторучку, карандаш.

Записи в дневнике веди аккуратно и систематически.

ДЕНЬ 2

Основная задача дня - ознакомление с содержанием образования в начальной школе.

1. Обсудите вместе с учителем план активной части вашей педагогической практики, выбрав для методической разработки и проведения учебный предмет (русский язык, математику, естествознание) и форму (фрагмент урока, внеклассное занятие по предмету), определите его тему, примерный ход подготовки.

2. Познакомьтесь с учебниками, тетрадями на печатной основе, дидактическим раздаточным материалом и другими учебными пособиями, которые используются на уроке в классе.

3. Посетите уроки учителя своего класса, сделайте их «фотографии» в своих дневниках наблюдений.

4. Обобщите собранные материалы с точки зрения содержания обучения в начальной школе. Итоги анализа представьте в виде следующей таблицы (отдельно по каждому предмету):


Какие понятия,

свойства, способы

действия, правила

рассматривались в

в данном классе

данном классе?

Какие из них

повторялись, какие

изучались вновь, к

каким велась

подготовка?

Какой подход

использовался

к определению

этих понятий в

вузовском

курсе?

Какой подход

использовался

к определению

этих понятии в

школьном

курсе?

Приведите

примеры задании

учителя, которые

были направлены

на отработку

данных понятий,

варианты

рассуждений

учеников при их

выполнении.

Сделайте

выводы о

возможности

изучения

данных понятии

в начальной

школе на более

высоком

теоретическом

уровне.

1

2

3

4

5


5.В ходе посещения уроков проведите наблюдения за учащимися и отразите его результаты в следующей форме:

Уровень дисциплины и работоспособности

Заинтересованность в учебе

Наиболее дисциплинированные и

недисциплинированные ученики

Наиболее эрудированные

Самые ответственные

Лидеры класса

Свои наблюдения я сопоставил (а) с мнением классного руководителя.

Мои выводы:

СОВЕТЫ «МУДРОГО»

Правила, разработанные французским педагогом С.Френе.

1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.

2. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о превосходстве над окружающими.

3. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.

4. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит, чтобы ему приказывали.

5. Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.

6. Сопротивление порождается именно принуждением. Никто не любит работать вхолостую, т.е. совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.

7. Необходимо добиваться того, чтобы труд был мотивированным
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconПрограмма педагогической практики студентов факультета педагогики...
Программа педагогической практики студентов факультета педагогики и психологии детства

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconУчебно-тематический план практики 6
«Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства, Факультет педагогики и методики...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconПрограмма педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности...
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconПоложение о курсовых и выпускных квалификационных работах на программе...
«Экономика» и «Менеджмент» экономического факультета мгу. Курсовая работа пишется на II и III курсе дневного отделения (на III и...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconПоложение о курсовых и выпускных квалификационных работах на программе...
«Экономика» и «Менеджмент» экономического факультета мгу. Курсовая работа пишется на II и III курсе дневного отделения (на III и...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconПрограмма производственной практики студентов факультета педагогики...
Программа производственной практики студентов факультета педагогики и психологии детства

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconУчебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения юридического факультета и включает рекомендации для организации...

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconРабочая программа по дисциплине «Проблемы судебного разбирательства...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Система педагогической практики студентов дневного отделения факультета педагогики и методики начального образования iconКурс a aboard находящийся на борту (судна) above
Лексический минимум по английскому языку для студентов дневного отделения факультета таможенного дела

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск