Скачать 0.58 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование Профиль: «Начальное образование. Иностранный язык» очная форма обучения Утверждено на заседании кафедры Утверждено на заседании Совета ППИ педагогики протокол № 3 от 31.10.2014 г. Психолого-педагогического института (протокол № 13 от 20.06.2014г.) Зав. кафедрой _________ Рычкова Н.А. Директор ППИ ______ Кузьмичёва Т.В. Курс: 2 (1V семестр) Сроки её проведения: Продолжительность практики: 4 недели. (Авторы-составители: А.В.Белошистая, д.п.н., профессор; Н.В. Алябьева, к.п.н., доцент; С.Г. Тишулина, к.п.н., доцент; Т.Д. Барышева, старший преподавтель ) 1. Цель учебной практики Цель учебной практики - усиление профессиональной направленности, качественное улучшение практической подготовки студентов бакалавриата к обучению и воспитательной деятельности.
Задачами учебно-исследовательской практики бакалавров по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Начальное образование. Иностранный язык» являются:
3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Данной практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной ее части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Основой для проведения практики являются дисциплины профессионального цикла: «Психология», «Педагогика» , а также курсы по выбору «Научная организация труда студентов», «Современные достижения науки и техники» и т.д. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении «Учебной практики» Студенты должны знать:
Студенты должны владеть:
Учебная практика проходит на 2 курсе (4 недели) и является важным звеном в системе профессионально-педагогической подготовки студентов к самостоятельной работе в школе. Профессионально-педагогические умения, приобретаемые в ходе учебной практики Студент-практикант должен научиться:
- ОПК-3: владение основами речевой профессиональной культуры; - ОПК-4: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной; - ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; - ПК-5: готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. 7. Структура и содержание учебной практики 7.1. Структура и трудоемкость Учебной практики Общая трудоемкость «Учебной практики» составляет 6 зачетные единицы
7.2. Виды деятельности студентов на учебной практике 1 подготовительный этап: – составление плана работы студента-практиканта, - подбор необходимых методических материалов для реализации плана работы. 2 этап - опытная работа и проектная деятельность в образовательном учреждении – поэтапная реализация учебно-воспитательных мероприятий согласно плана-графика; – составление и согласование с руководителем примерных конспектов уроков и воспитательных мероприятий формирующего этапа эксперимента; 3 этап – обработка и оформление полученных результатов – обработка конспектов занятий; – оформление документации по практике; – написание и отчета об итогах опытной работы в образовательном учреждении и проведении мини-исследований. 4 этап – заключительная конференция (отчет о работе студентов). Практика проводится концентрированно в течение 4 недель на базе образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области по месту жительства. Студенты распределены по двое в класс. Практика носит учебно-тренировочный характер. Ей предшествует проведение установочной конференции в университете и школе. Условно учебная практика состоит из следующих составляющих: Наблюдательно-адаптационная составляющая
Практикоориентированная составляющая
Памятка студенту о подготовке к уроку 1. Узнайте заблаговременно тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, место урока в системе уроков по теме. 2. Изучите методическую литературу по теме урока. 3. Посетите 1-2 предыдущих урока в классе, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя (вопросы и задания), действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, к учителю, друг к другу, выполнение целей и задач уроков. Подумайте над установлением связей вашего урока с предыдущими и последующими уроками. 4. Определите основную дидактическую цель предстоящего урока, его образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Изучите материал учебника и имеющиеся методические рекомендации к нему. 5. Продумайте структуру урока, его основные этапы. 6. Подумайте о путях реализации дидактических принципов, имея в виду образовательное, воспитательное и развивающее значение урока. 7. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы к учащимся. 8. Продумайте организационную сторону урока. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Используйте приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения. Включите упражнения занимательного характера, математические игры, физкультминутки. Продумайте содержание, формы и место на уроке контроля за ходом и результатами работы учащихся. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы. 9. Подготовьте дидактический и наглядный материалы к уроку. Продумайте оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. 10. Оформите развернутый план урока по схеме:
Ошибки в организации и проведении урока 1. Наиболее распространенной ошибкой этого типа является неумение распределять время на уроке. Зачастую начинающий учитель затягивает первые этапы урока, что не позволяет в дальнейшем выполнить запланированную программу. Чаще всего это происходит из-за отсутствия учета и контроля расхода времени на уроке. Наблюдается и другая ситуация: учитель закончил урок до звонка. Чтобы всегда быть готовым к этому, необходимо иметь запас примеров и задач. Если же дополнительного материала нет, то можно начать анализ или даже работу по домашнему заданию. 2. Следующая ошибка - нечеткая организация структуры урока, когда не выделены его отдельные этапы, нет "логических мостиков" при переходе от одного этапа к другому, когда "западает" подведение итогов, а значит, целенаправленность урока. Не забывайте о важности формирования у младших школьников умения принимать учебную задачу (конкретного задания, урока, темы). 3. Доска на уроке - большая педагогическая проблема. Если запись, сделанная на доске учителем, не продумана, следовательно, и в тетради она будет бессистемной. Приучите себя продумывать запись на доске еще при составлении конспекта. Осмыслите заповедь о культуре работы с доской, сформулированную Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987, с. 78): "Учитель, считай доску своим экраном, на котором проецируется твоя совместная с учеником познавательная жизнь на уроке, и помни, что от того, как ты будешь владеть культурой работы с доской, как изящно будешь держаться у доски, с какой ловкостью и красотой будешь чертить и писать на ней нужные фигуры, примеры и буквы, - будет во многом зависеть не только успеваемость учебной деятельности твоих учеников, но и их отношение к тебе". 4. Молодому учителю следует избавляться от привязанности при опросе к одному ряду, или одной парте, или к одним и тем же ученикам (чаще всего сильным). 5. Помните! Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль. 6. Хорошие уроки дают только те учителя, которые заставляют думать, радоваться, грустить, восхищаться, негодовать, искать, делать, находить. Словом, жить, а не присутствовать при сем. 7. Соблюдайте правила использования внешней наглядности:
Ошибки в педагогическом общении 1. Для начинающих учителей характерен "барьер" боязни класса. Чтобы преодолеть указанный барьер, необходимо научиться планировать не только содержательную, но и коммуникативную структуру урока. Попытайтесь ощутить вероятность восприятия классом вас и материала урока и представить это максимально рельефно. Очень важен оптимистический самонастрой на предстоящее общение. Вступая в контакт с детьми, не воздвигайте себя над классным коллективом, не организуйте общение с учащимися по вертикали сверху-вниз. Помните, что действительное воспитание основывается на духовной общности и может происходить только в том случае, если воспитатель способен расположить ребенка к себе, к своим наставлениям, к своему примеру . 2. Практика показывает, что одна из распространенных ошибок студентов - увлечение на уроке собственной учебной деятельностью, которое приводит к тому, что молодой учитель "не видит" класс, существует как бы сам по себе. Воспитывайте у себя свойства "психологического камертона", что поможет в дальнейшем смело держать руку на "психологическом пульсе" класса. Что для этого необходимо? В.Кан-Калик предлагает следующую программу действий:
3. Умейте слушать детей. Ответ на уроке, мнение учащегося о чем-либо целесообразно выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Не повторяйте ответы за детей! 4. Если ученик допустил ошибку, не стоит исправлять ее самому учителю, лучше привлечь к этому класс. 5. Наибольшую трудность представляет дисциплина на уроке. Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них правильного отношения к учителю, своим одноклассникам? Целесообразно предъявлять ученикам аргументированные педагогические требования: |
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |