Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
c:\documents and settings\varyhina.valeria\рабочий стол\практика\программы практик для сайта\09.04.15\09.04.1500005.bmp

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата
050100.62 Педагогическое образование

Профиль: «Начальное образование. Иностранный язык»

очная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры Утверждено на заседании Совета ППИ

педагогики протокол № 3 от 31.10.2014 г.

Психолого-педагогического института

(протокол № 13 от 20.06.2014г.)
Зав. кафедрой _________ Рычкова Н.А. Директор ППИ ______ Кузьмичёва Т.В.

Курс: 2 (1V семестр)

Сроки её проведения:

Продолжительность практики: 4 недели.

(Авторы-составители: А.В.Белошистая, д.п.н., профессор; Н.В. Алябьева, к.п.н., доцент; С.Г. Тишулина, к.п.н., доцент; Т.Д. Барышева, старший преподавтель )

1. Цель учебной практики

Цель учебной практики - усиление профессиональной направленности, качественное улучшение практической подготовки студентов бакалавриата к обучению и воспитательной деятельности.


  1. Задачи учебной практики

Задачами учебно-исследовательской практики бакалавров по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Начальное образование. Иностранный язык» являются:

  • формирование способности применять полученные знания в области начального образования в собственной учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности;

  • систематизация и углубление теоретических и практических знаний по профилю подготовки, их применение при решении конкретных педагогических и методических задач;

  • совершенствование приемов самостоятельной учебной работы (подбор, анализ и изучение научной, учебной и научно-методической литературы, раскрытие и анализ научных категорий; анализ состояния педагогической теории и практики, пути решения педагогических задач в современных условиях);

  • овладение методами обобщения и логического изложения материала;

  • овладение навыками составления библиографий, знание основных библиографических источников и поисковых систем;

  • совершенствование культуры общения, профессиональных качеств педагога.


3. Место учебной практики

в структуре ООП ВПО
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Данной практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной ее части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Основой для проведения практики являются дисциплины профессионального цикла: «Психология», «Педагогика» , а также курсы по выбору «Научная организация труда студентов», «Современные достижения науки и техники» и т.д.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении «Учебной практики»

Студенты должны знать:

  • основные научные категории педагогики, психологии;

  • теоретические основы психолого-педагогических исследований;

  • особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

  • особенности организации и планирования образовательного процесса в начальной школе;

  • основные методы исследования в педагогике, этапы педагогического исследования;

  • Студенты должны уметь:

  • использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • определять комплекс методов в соответствии с задачами учебной работы;

  • определять категориальный аппарат учебной работы;

  • анализировать учебно-методическую документацию;

  • применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

  • планировать, организовать самостоятельный учебный процесс;

  • моделировать собственную учебную деятельность;

  • устанавливать взаимосвязи между педагогическими явлениями.

Студенты должны владеть:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • навыками анализа учебной и научно-исследовательской деятельности, рефлексии;

  • научным стилем речи;

  • навыками работы с библиографическими и интернет ресурсами;

  • владеть методикой проведения эксперимента.




  1. Место и время проведения учебной практики.

Учебная практика проходит на 2 курсе (4 недели) и является важным звеном в системе профессионально-педагогической подготовки студентов к самостоятельной работе в школе.

Профессионально-педагогические умения, приобретаемые в ходе учебной практики

Студент-практикант должен научиться:

  1. применять теоретические знания для решения педагогических задач с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей учащихся;

  2. использовать разнообразные методы и формы обучения, эффективные приемы организации учебно-познавательной деятельности школьников;

  3. осуществлять индивидуальный подход к детям; добиваться глубокого усвоения учащимися знаний преподаваемого материала, формировать у них научное мировоззрение, логику мышления, культуру устной и письменной речи, интерес к предметам;

  4. осуществлять психолого-педагогическую диагностику коллектива;

  5. наблюдать и анализировать уроки учителя, студентов-практикантов;

  6. вести текущую и оформлять отчетную документацию;

  7. работать с психолого-педагогической и методической литературой;

  8. учиться проводить профилактическую работу по охране здоровья детей.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения «Учебной практики»:


- ОПК-3: владение основами речевой профессиональной культуры;

- ОПК-4: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной;

- ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- ПК-5: готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

7. Структура и содержание учебной практики

7.1. Структура и трудоемкость Учебной практики
Общая трудоемкость «Учебной практики» составляет

6 зачетные единицы

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Формы текущего контроля







Кредиты




1.

Подготовительный этап

1-2 день

практики

0,5

Проверка плана по практике, согласование и утверждение программы и плана проведения опытной работы


2.

Наблюдение за работой специалистов образовательной организации. Опытная работа и проектная деятельность в образовательном учреждении

1-3 неделя

4

Анализ уроков и воспитательных мероприятий. Просмотр протоколов по отдельным этапам опытной работы, указанным в плане студента-практиканта

3.


Обработка и оформление результатов практики

4 неделя

1,5

Проверка руководителем текста отдельных заданий опытной работы

4.

Заключительная конференция (презентации, творческие отчеты о проделанной работе)

Последний день практики

0,5

Проверка творческого отчета о работе студента

Составление заключения о работе студента

7.2. Виды деятельности студентов на учебной практике

1 подготовительный этап:

– составление плана работы студента-практиканта,

- подбор необходимых методических материалов для реализации плана работы.
2 этап - опытная работа и проектная деятельность в образовательном учреждении

– поэтапная реализация учебно-воспитательных мероприятий согласно плана-графика;

– составление и согласование с руководителем примерных конспектов уроков и воспитательных мероприятий формирующего этапа эксперимента;


3 этап – обработка и оформление полученных результатов

– обработка конспектов занятий;

– оформление документации по практике;

– написание и отчета об итогах опытной работы в образовательном учреждении и проведении мини-исследований.
4 этап – заключительная конференция (отчет о работе студентов).
Практика проводится концентрированно в течение 4 недель на базе образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области по месту жительства.

Студенты распределены по двое в класс. Практика носит учебно-тренировочный характер. Ей предшествует проведение установочной конференции в университете и школе. Условно учебная практика состоит из следующих составляющих:

Наблюдательно-адаптационная составляющая

  • Посещение, наблюдение и протоколирование уроков учителя.

  • Ознакомление с системой учебной работы школы, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка.

  • Изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (взаимоотношений педагога и учащихся, мотивации учения, особенностей познавательной деятельности и поведения младших школьников, методики преподавания учителя и др.).

  • Изучение, краткая характеристика учебно-педагогической документации учителя начальных классов, классного руководителя.

  • Дидактический анализ урока .

  • Проведение социометрического исследования.

  • Организация перемен с учащимися.

  • Самопрезентация «Мой выбор-учитель начальных классов».

  • Оформление и ведение педагогического дневника наблюдений.

  • Проведение исследовательской деятельности для написания курсовых работ.

  • Составление плана-сетки проведения зачетных уроков, внеклассных занятий, воспитательных мероприятий на период практики и предоставление его вместе с расписанием звонков и уроков на кафедру педагогики.

Практикоориентированная составляющая

  1. Изучение учебной программы, тематических и поурочных планов учителя, плана работы классного руководителя.

  2. Подготовка и проведение пробных и зачетных уроков, внеклассных занятий по математике, русскому языку, чтению, естествознанию, физической культуре (веселые старты, спортивные эстафеты, подвижные игры и др.).

  3. Посещение уроков студентов-практикантов, анализ их субъективных психологических состояний при выполнении функций учителя.

  4. Оформление и ведение учетной тетради.

  5. Проведение внеурочной воспитательной работы.

  6. Показ открытых уроков, воспитательных мероприятий для студентов младших курсов.

  7. Проведение педагогической рефлексии.

  8. Оформление отчетной документации.

  9. Подготовка творческого отчета к итоговой конференции в университете от каждой школы.).




!!!

План проведения уроков, воспитательных мероприятий обсуждается с учителем и методистом.

Зачетные уроки, воспитательные мероприятия проводятся с участием методистов кафедр (вариант – методисты кафедр заверяют конспекты и дают разрешение на проведение).



Памятка студенту о подготовке к уроку

1. Узнайте заблаговременно тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, место урока в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 предыдущих урока в классе, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя (вопросы и задания), действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, к учителю, друг к другу, выполнение целей и задач уроков. Подумайте над установлением связей вашего урока с предыдущими и последующими уроками.

4. Определите основную дидактическую цель предстоящего урока, его образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Изучите материал учебника и имеющиеся методические рекомендации к нему.

5. Продумайте структуру урока, его основные этапы.

6. Подумайте о путях реализации дидактических принципов, имея в виду образовательное, воспитательное и развивающее значение урока.

7. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы к учащимся.

8. Продумайте организационную сторону урока. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Используйте приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения. Включите упражнения занимательного характера, математические игры, физкультминутки. Продумайте содержание, формы и место на уроке контроля за ходом и результатами работы учащихся. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

9. Подготовьте дидактический и наглядный материалы к уроку. Продумайте оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске.

10. Оформите развернутый план урока по схеме:

  • тема, основная дидактическая цель и тип урока;

  • образовательная, развивающая и воспитательная задачи урока;

  • оборудование урока, план урока (основные этапы с распределением времени);

  • ход урока (задания учителя и деятельность учащихся).


Ошибки в организации и проведении урока

1. Наиболее распространенной ошибкой этого типа является неумение распределять время на уроке. Зачастую начинающий учитель затягивает первые этапы урока, что не позволяет в дальнейшем выполнить запланированную программу. Чаще всего это происходит из-за отсутствия учета и контроля расхода времени на уроке. Наблюдается и другая ситуация: учитель закончил урок до звонка. Чтобы всегда быть готовым к этому, необходимо иметь запас примеров и задач. Если же дополнительного материала нет, то можно начать анализ или даже работу по домашнему заданию.

2. Следующая ошибка - нечеткая организация структуры урока, когда не выделены его отдельные этапы, нет "логических мостиков" при переходе от одного этапа к другому, когда "западает" подведение итогов, а значит, целенаправленность урока. Не забывайте о важности формирования у младших школьников умения принимать учебную задачу (конкретного задания, урока, темы).

3. Доска на уроке - большая педагогическая проблема. Если запись, сделанная на доске учителем, не продумана, следовательно, и в тетради она будет бессистемной. Приучите себя продумывать запись на доске еще при составлении конспекта. Осмыслите заповедь о культуре работы с доской, сформулированную Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987, с. 78): "Учитель, считай доску своим экраном, на котором проецируется твоя совместная с учеником познавательная жизнь на уроке, и помни, что от того, как ты будешь владеть культурой работы с доской, как изящно будешь держаться у доски, с какой ловкостью и красотой будешь чертить и писать на ней нужные фигуры, примеры и буквы, - будет во многом зависеть не только успеваемость учебной деятельности твоих учеников, но и их отношение к тебе".

4. Молодому учителю следует избавляться от привязанности при опросе к одному ряду, или одной парте, или к одним и тем же ученикам (чаще всего сильным).

5. Помните! Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль.

6. Хорошие уроки дают только те учителя, которые заставляют думать, радоваться, грустить, восхищаться, негодовать, искать, делать, находить. Словом, жить, а не присутствовать при сем.

7. Соблюдайте правила использования внешней наглядности:

  • постановка цели;

  • применение в меру целесообразности и в нужный момент урока;

  • эстетическое оформление;

  • правильное расположение;

  • руководство процессом рассматривания.


Ошибки в педагогическом общении

1. Для начинающих учителей характерен "барьер" боязни класса. Чтобы преодолеть указанный барьер, необходимо научиться планировать не только содержательную, но и коммуникативную структуру урока. Попытайтесь ощутить вероятность восприятия классом вас и материала урока и представить это максимально рельефно. Очень важен оптимистический самонастрой на предстоящее общение.

Вступая в контакт с детьми, не воздвигайте себя над классным коллективом, не организуйте общение с учащимися по вертикали сверху-вниз. Помните, что действительное воспитание основывается на духовной общности и может происходить только в том случае, если воспитатель способен расположить ребенка к себе, к своим наставлениям, к своему примеру .

2. Практика показывает, что одна из распространенных ошибок студентов - увлечение на уроке собственной учебной деятельностью, которое приводит к тому, что молодой учитель "не видит" класс, существует как бы сам по себе. Воспитывайте у себя свойства "психологического камертона", что поможет в дальнейшем смело держать руку на "психологическом пульсе" класса. Что для этого необходимо? В.Кан-Калик предлагает следующую программу действий:

  • умейте наблюдать за детьми;

  • стремитесь воспринимать выражение глаз ребят;

  • обращайте внимание на все детали поведения учащихся, их настроение, мимику;

  • будьте мобильны в своих реакциях на поведение класса;

  • учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он и подвижен;

  • старайтесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей;

  • чаще анализируйте собственную деятельность;

  • стремитесь поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете.

3. Умейте слушать детей. Ответ на уроке, мнение учащегося о чем-либо целесообразно выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Не повторяйте ответы за детей!

4. Если ученик допустил ошибку, не стоит исправлять ее самому учителю, лучше привлечь к этому класс.

5. Наибольшую трудность представляет дисциплина на уроке. Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них правильного отношения к учителю, своим одноклассникам? Целесообразно предъявлять ученикам аргументированные педагогические требования:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма практики. 2 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма практики. 3 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Сызранский филиал Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск