МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»
Шабалина Марина Германовна, учитель биологии
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5В(ФГОС)
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, вводный в тему
Тема урока
| «В некотором царстве….» (Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных. Охрана.)
| Цель урока
| Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства Животные, расширить круг знаний о многообразии животных.
| Задачи урока
| Образовательные:
Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе
Развивающие:
Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные:
Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.
| Планируемые результаты обучения
| Предметные:
Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, создавать и защищать проект.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение
| УУД
| Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
| Основные понятия
| Царство Животные, Гетеротрофы, ограниченный рост, зоология, симметрия тела, красная книга, заповедники
| Межпредметные связи
| Математика (симметричность, компьютерная графика и введение в дизайн (ИЗО), Окружающий мир
| Ресурсы
| УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник
Презентация учителя, ученический проект
| Формы урока
| Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально
| Методы
| Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный
| Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1. Организационный момент.
| 2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости
| Проверка настроения
Тема урока «В некотором Царстве…».
1)Фронтальная беседа по вопросам:
А)Что такое «Царство» как понятие в биологии?
Б)Какие Царства живой природы мы уже изучили?
|
Вспоминают, проговаривают определение.
Называют царства Бактерий, Грибов, Растений.
| Личностные УУД
Смыслообразование
Познавательные УДД
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
| 2.1. Проверка выполнения домашнего задания
| 2)Проверка Д/З –
А)Индивидуальные задания по карточкам
Б) Проверка знаний по терминологии
В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка)
3) Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
4) Минута удивления- Презентация «Какие удивительные животные……»
Какую цель поставим перед собой?
Зачем нам эти знания?
| Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют.
Игра «ДА-НЕТ» (красные-синие и карточки)
На Да-красная
На НЕТ -синяя
1) Растения – организмы- автотрофы
2) Тело грибов образовано гифами
3) Растения способны к активному передвижению
5) Бактерии могут быть разных форм: кокки, бациллы, спириллы и др.
6) Водоросли имеют органы и ткани
7) Наука, и изучающая грибы называется микология
8) Наука. изучающая растения называется зоология
9) Мхи- низшие растения
10) Покрытосеменные еще называются цветковыми
11) Голосеменные - низшие растения Царство Животные
Высказывают предположения
| Построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учет разных мнений
Познавательные УДД
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Аналогия, обобщение
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Эмоциональный настрой на тему
| 3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
| 1) Задание № 1Работа в паре: Работа с учебником по рис. 44 (стр. 69)
Используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?»
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение.
| Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение.
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
| Ученые разделили Царство Животные на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.
2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого?
Давайте вспомним строение растительной и животной клетки.
Нам поможет компьютерный проект учащегося.(см. приложение )
| Учащиеся отвечают, что клетка
Проект учащегося по теме «Сравнение строения растительной и животной клетки»
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
| 4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
| Задание № 2 Заполнить таблицу «Строение растительной и животной клеток»
| Заполнение таблицы «Сравнение растительной и животной клетки» проверка выполненного задания.
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
| 5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
| 3) Задание № 3 Работа с текстом учебника (стр. 68)
Составление схемы в тетради «Основные признаки животных» с помощью логической цепочки вопросов:
А) какой тип питания характерен для растений, как он называется?
Б) А животные могут питаться подобным способом и почему?
В) А каким может быть способ питания животных?
Г) Как будут добывать пищу животные?
Д) Назовите способы движения животных
Е) Каким образом животные находят пищу?
Ж) Какие органы есть у животных?
З) Какой признак животных мы еще не назвали?
| Составление схемы в тетради
«Основные признаки животных» 1)Особенности строения клетки
2)Гетеротрофное питание
3)Активное передвижение
4)Ограниченный рост (прекращается в определенный период жизни)
5)Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
6)Системы органов
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
| 5) Работа с дополнительной информацией
Практическая работа с объектами по разъяснению понятия «Симметрия тела» по инструктивной карте
|
Симметрия тела (двухсторонняя, лучевая)
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, аналогия
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УУД
Контроль, Коррекция ,Оценка
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
| 6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
| Проверка усвоения составленной схемы
Задание «Перепутаница»
| Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:
Неограниченный рост
Автотрофы
Клеточная стенка из целлюлозы
Ограниченный рост
Гетеротрофы
Органы: корень и побег
Органы чувств
Системы органов
Хлоропласты
10.Двусторонняя симметрия тела
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, аналогия
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УУД
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
| 7. Динамическая пауза (музыкальная пауза)
| 7) Все ли благополучно в Царстве растений?
Охрана животного мира. Красная книга.
| Проговаривают экологические проблемы Царства Животные, смотрят клип на песню Газманова «Красная книга».
Рассказывают о Красной книге (опережающее задание в виде сообщения учащегося)
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, аналогия
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
| 8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
| 8) Работа в паре, Фронтальная беседа, самопроверка
| Перечислите признаки Царства Животные
| Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
| 9. Домашнее задание.
| Домашнее задание (комментирование учителем)
| Параграф 18. творческое задание 1. 2.Печатная тетрадь стр. 61 (1, 4) 3. проект «О чем нам расскажут страницы Красной книги? РФ?»
|
| 10.Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
| Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
Определяют свое настроение в конце урока.
| Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
| |