Скачать 459.3 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной железнодорожный индустриальный техникум им. В.И. Бондаренко». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по методике современного урока
г. Орехово-Зуево 2015 г. Содержание Введение 4
Введение В преподавательской среде появляется все больше профессионалов высокого уровня, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. И эти преподаватели способны не только слепо окунаться в инновации, а выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Однако некорректно говорить об использовании только якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы. Для современного урока должен отбираться только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, апробирован прежде в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками. Дидактические принципы современного урока:
При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным. Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее. Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся. Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока. 1. Система целей урока В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок. Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся. Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность. Приступая к формулировке целей, преподаватель: -изучает требования образовательного стандарта и программы; -обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; -определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся; -выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения. Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - обучающая, - развивающая, --воспитательная. Обучающая цель - формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся. Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок: -изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала); -закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление); -контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями); -урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока). - комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала) –. ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ УРОКА:
Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей). ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ:
Примеры некоторых формулировок развивающих целей:
учить вести и составлять конспекты, тезисы. Воспитательная цель урока –формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых). ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:
Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:
Методическая цель –рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.). Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства. Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег. После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся. 2.Типы уроков Типы уроков теоретического обучения: 1. УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 4. Изучение нового материала. 5. Первичная проверка усвоения знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний. 8. Подведение итогов урока. 9. Информация о домашнем задании. 2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: 1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. 2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? 3. Пробное применение знаний. 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 3. УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика процесса комплексного применения ЗУН: 1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. 2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН. 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. 4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ Цель: усвоение знаний в их системе. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями , обобщающими схемами , фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. 5.УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях: I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел. 2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. 3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия. Типы уроков производственного обучения: тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.
тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.
тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.
тип 4. Совершенствование умений и навыков на штатном рабочем месте (бригаде) во время предвыпускной производственной практики.
тип 5. Наблюдение за работой новатора производства.
тип 6. Контрольно - проверочные уроки. Квалификационная проба.
Нестандартные уроки Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал. 5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. 3. Формы профессионального обучения Формы обучения – это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная). В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Формы организации деятельности учащихся на уроках
Формы производственного обучения можно систематически представить следующим образом: Формы организации производственного обучения Формы организации учебно-производственного труда учащихся Формы организации обучающей деятельности мастера производственного обучения урок в учебных мастерских Занятие в учебных целях занятия на предприятиях, училища, лицея В целях предприятий Фронтально-групповая Бригадная индивидуальная мастер – учебная группа мастер – учебная мастерская обучение бригадами бригадная работа мастеров включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих работа в группе двух мастеров обучение на самостоятельных участках обучение на штатных рабочих местах Выбор формы организации учащихся на теоретическом и производственном обучении
Вспомогательные формы организации обучения Консультация. Основное назначение – оказание помощи учащимся при освоении материала. Различают консультации: текущие, тематические. Обобщающие, групповые, индивидуальные. Курсы по выбору. Представляют собой предметы, которые выбираются учебным заведением при проектировании рабочих учебных планов и дополняют предметы типового учебного плана, обязательные для изучения. Факультативные занятия – необязательные, представляемые на выбор. Выбор факультативных предметов осуществляется самими учащимися. Способствуют удовлетворению потребностей учащихся в более глубоком изучении их предметов, развитию учебно-познавательных интересов, творческих склонностей и способностей. Лабораторно-практические занятия имеют цель подтвердить положения теории. Проверить их осуществление на практике. Структура таких занятий включает:
Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т.д. В отличие от лабораторно-практических работ характеризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к выполнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер. Семинар. Проводится после изучения основных разделов (тем) программ. Основными структурными элементами являются:
Конференция. Посвящается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение – обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным вопросам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изученному предмету или специальности в целом (в начале обучения): проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы). Примерная структура экскурсии:
Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет деятельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства преподавателя. Предметные кружки. Способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению по тому или иному предмету. Кружки технического и художественного творчества. Способствуют связи теоретического и практического обучения, развитию творческого мышления учащихся, формированию многих личностных качеств. Нетрадиционные формы урока:
|
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного... | Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк... | ||
Внутришкольный контроль включает в себя систематические и глубокое изучение учебно-воспитательного процесса и труда учителя, оказание... | Автор-составитель: Бабичева Т. И. преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» гбоу спо «Пильнинский... | ||
Автор составитель канд психол н., доцент, зав кафедрой специальной психологии асо (ксюи) | Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,... | ||
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | ||
Сейчас на Земле осталось мало «белых пятен» и глобальных открытий не совершить, но желание «открывать для себя» новые земли, впечатления,... | Автор-составитель: О. В. Лукашева, канд экон наук, зав каф экономики и правового обеспечения образовательной деятельности гбоу краснодарского... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |