Скачать 132.5 Kb.
|
Конспект урока по экономической и социальной географии мира, 10 класс «Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население» Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии. Образовательные задачи:
Тип и форма урока: изучение нового материала, урок-практикум. Оборудование: физическая карта Индии, атласы, учебники, контурные карты, индийские сувениры, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Индии». Опережающее задание: подготовка обучающимся сообщения об истории открытия Индии. Ход урока
«Загадочная Индия... Над огненной землей - Другое небо. На огненном песке - Не те следы… Цветные сари и радость в сердце… Я пришла сюда сквозь свои сны. Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы - там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Ты показала мне дорогу. Ты открыла мне глаза, посыпая шафраном древние божества. Здесь ли началось Время? – здесь ему остановиться… В пряном запахе сквозь дым мифологий проступают лица. Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы - там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Я опускаю руки в песок, я становлюсь песком, рассыпаясь по дорогам Времени… Где нет границ - там мое сердце, Где нет границ – там Индия…» Сегодняшний урок посвящён далёкой и загадочной стране – Индии. Своё название она получила от реки Инд. Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурные карты, заполнять таблицы, схемы (3 мин). План урока: 1. Территория, границы, положение. Государственный строй. 2. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран. 3. Население: особенности воспроизводства, состава, размещения.
Республика Индия (на языке хинди – “Бхарат”), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2930 км, в меридиональном – на 3220 км. Площадь – 3,3 млн. кв.км. Индия омывается водами Аравийского моря на западе, Индийского океана на юге и Бенгальского залива на востоке. Её соседями являются на северо-западе Пакистан, на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке – Бангладеш и Мьянма. Индия - большая страна в форме треугольника. Задание: используя «визитную карточку» на форзаце учебника, назовите, какое место в мире занимает страна по площади? (По размерам занимаемой площади, Индия - на седьмом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии).
- Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства - президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-ти летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Состоит из совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом. Административно-территориальное деление: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения. Индия входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.
Сообщение обучающегося об истории колонизации Индии: Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Цивилизация в этом самобытном регионе возникла еще в III тыс. до н.э. В эпоху Великих географических открытий португальская экспедиция Васко да Гама (1498 год) открыла морской путь из Европы в Индию (вокруг Африки) и положила начало европейской колонизации этого региона. Начиная с XVI века, несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании. Независимость Индия получила лишь после Второй мировой войны – 15 августа 1947 года. В 1947 году Индия была разделена на два британских доминиона – Индийский Союз и Пакистан (Западный и Восточный). В России об Индии стало известно благодаря книге А. Никитина «Хождение за три моря». В книге «Хождение за три моря», Афанасий Никитин описывает Индию без прикрас, просто, деловито. Около трёх лет провёл Афанасий Никитин в Индии с 1471 – 1474 годы. Путешествовал не торопясь, то на лошади, то плыл по морю. Предполагаемый путь – Тверь – по реке Волга – по Каспийскому морю – Персия – Иран – Индия – Северный берег полуострова Сомали – Персидский залив – Чёрное море. Своим подвигом он доказывал, что во второй половине XV века, за 30 лет португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну мог совершить на свой страх и риск одинокий, бедный, но энергичный человек, не имея поддержки со стороны государства, он не отрёкся от своей веры. Афанасий Никитин описывает Индию так: «Народ смуглый, больше тощий, приветлив вроде. Красивый народ, даром что чёрен. Женщины стройны, ловки, у всякой украшения: серьги, ожерелья. У иных на лбу цветные круглые знаки: синие, красные. Глаза, глаза дивны. После персидских дорог впервые бабье лицо вижу без сетки. Ну и край! Потом корова дорогу загородила. Никто её почему-то не гнал, она стояла и жевала клок сена. Индийское подворье дхарма-сала, стояло среди пальм, окружённое плетнём. Никитин, зайдя внутрь, вытаращил глаза. Прямо перед ним расхаживали и копались в земле, как куры радужные жар-птицы. Распускали хвосты-веера. Почти в каждой деревне – обезьяны сидят у самых домов, лазают по крышам».
(С первых дней независимости молодому Индийскому государству пришлось столкнуться с острейшими проблемами. Раздел страны по религиозному принципу и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман – в Пакистан. В октябре 1947 года был спровоцирован конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. Только весной 1948 года военные действия в Кашмире были прекращены, и с 1 января 1949 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Кашмирский вопрос до сих пор является одним из острейших в индо-пакистанских отношениях). Физминутка.
Для социально-экономического развития стран и регионов большое значение имеет их экономико-географическое положение. Задание: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты ЭГП Индии благотворно влияют на развитие экономики, какие тормозят развитие страны? План:
Пример ответов учащихся:
Закрепление.
- Индия обладает большими запасами природных ресурсов. Недаром в колониальное прошлое её называли «Жемчужиной британской короны». Здесь благоприятный климат, запасы некоторых видов минерального сырья (железные и марганцевые руды, хромиты, титан, цирконий, мусковит) имеют мировое значение. Задание: используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями: Вопросы:
Пример заполнения таблицы.
Закрепление. Отметьте на контурной карте районы страны, богатые минеральными ресурсами. Физминутка.
План:
Прежде чем характеризовать население Индии вспомните, к какому типу воспроизводства относится страна? (ответ). Задание: используя указанные источники информации, охарактеризуйте население Индии (10-12 мин.) 1 группа: - Численность и особенности воспроизводства населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.250; стр. 60-61, рис. 12-13, источниками дополнительной информации). 2 группа: - Состав (структура) населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.251; стр. 60-61, источниками дополнительной информации). 3 группа: - Размещение населения, миграции, уровни, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации (можно пользоваться материалами учебника, стр.253-254; стр. 76-77, рис. 17-18, табл.3, атлас стр. 4; источниками дополнительной информации).
Важнейшая из внутренних проблем страны — национально-религиозная рознь. Обретение независимости Индии в 1947 году и раздел страны по религиозному принципу, установление новых границ сопровождались массовой миграцией населения. Лишь в августе – сентябре 1947 года общее число беженцев с обеих сторон составило 2 млн. человек. Это вызвало резкое обострение религиозно-общинной розни по обе стороны границы. Особенно кровавый характер приобрели события в Пенджабе, где убийства, грабежи, разрушения жилищ беженцев были массовым явлением. Согласно приблизительным оценкам, только убитых было более 500 тыс., до 12 млн. человек пострадали материально. Шовинистические индусские и мусульманские организации в Индии и Пакистане подогревают религиозную ненависть и нетерпимость, призывают к расправе над теми, кто выступает за примирение между двумя общинами. Кашмирский вопрос не утратил своей актуальности и сейчас. Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями,— это демографическая. Неслыханно быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Проблема каст: вошедшее в норму неравенство держит три четверти населения страны на уровне бытия вчерашнего дня. Оно, это принадлежащее к низшим кастам большинство, привычно не претендует на ту долю имущества страны, которая по справедливости должна была бы ему принадлежать. Оставаясь на низком уровне развития и едва влача существование, оно тем самым дает возможность меньшинству, прежде всего городскому населению и социальной верхушке деревни, пользоваться благами современных достижений экономики и техники. Вопросы:
(Демографическая политика: поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются с задачей снижения рождаемости, распространения нормы малой семьи, снижения младенческой смертности и общего коэффициента рождаемости, а также с задачей распространения грамотности).
Проверьте себя:
1) Матхура 2) Бхарат 3)Бхопал 2. Какое животное считалось символом власти и величия махараджей? 1) корова 2) тигр 3) слон 3. С какого года Индия обрела независимость от Великобритании? 1) 1847 2)1717 3) 1917 4) 1947 4. На каком континенте расположена Индия? 1) Индостан 2) Атлантида 3) Евразия 5. По размерам занимаемой площади Индия стоит после: 1) Китая 2) России 3) Австралии 4) США 6. Сколько горизонтальных полос на флаге Индии?
7. Какая религия наиболее распространена в Индии? 1) буддизм 2) ламаизм 3) джайнизм 4) индуизм 8. Самый большой город по численности населения? 1) Нью-Дели 2) Мумбаи 3) Калькутта 4) Бангалор 9. Индия не имеет общие границы с: 1) Пакистаном 2) Китаем 3) Непалом 4) Бутаном 5) Японией 10. Основная территориальная единица Индии? 1) Сикким 2) Союз 3) Штат 4) Канон
Источники информации: текст учебника стр. 250-254, таблицы «Приложения», географические карты Индии, Интернет-ресурсы.
Рефлексия: - что я нового узнал на уроке? - что мне понравилось? - что больше всего запомнилось? Спасибо за внимание! |
Практикум по экономической и социальной географии мира. Часть Экономическая и социальная география зарубежных стран. – Иркутск: Иркутский... | Б ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических... | ||
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира | Определите, к какой группе по особенностям географического положения относятся указанные страны | ||
Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами отправимся в гости, а вот к кому, вы отгадаете сами, если соберете пазл (в конверте... | Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | ||
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы) | В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования... | ||
Цель урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека | Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |