Рассмотрена
На заседании педагогического совета
МОУ «Новоселецкая ООШ»
Протокол №___ от «______»________20___
| «УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ «Новоселецкая ООШ»
_________ Н.А. Червякова « ____ » ____________ 20______
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОУ «Новоселецкая ООШ» (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Содержание Разделы программы СТР.
Целевой……………………………………………….
Пояснительная записка…………………………………… 3-12
Планируемые результаты освоения
обучающимися ООП ООО…………………………………… 12-19
Система оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП ООО………………………… 19-38
Содержательный
Программа развития УУД………………………………… 39-61
Программы отдельных учебных предметов
(с учетом регионального компонента)
и курсов (в том числе междисциплинарные)………………… 61-129
Программа воспитания и социализации
обучающихся на ступени основного
общего образования…………………………………………… 129-236
Программа коррекционной работы……………………….. 237-242
Организационный………………………………….….
Учебный план на ступень
основного общего образования………………………………. 243-259
Система условий реализации ООП ООО…………………... 260- 291
Литература…………………………………………………… 292
Приложения……………………………………………………..
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.1.1. Введение
Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа разработана совместно с педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора школы и представлена на сайте в сети Интернет.
Образовательная программа школы выполняет следующие функции:
структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.
ООП предусматривает:
выявление и развитие способностей обучающихся через систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;
участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;
проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;
создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.
ООП разработана в соответствии с положениями Устава школы и локальными актами учреждения.
ООП предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.
Особенность ООП заключается в разумном сочетании требований действующего стандарта и перспективных мер по переходу к новым требованиям утвержденного стандарта для начального общего образования и в дальнейшем к созданию условий для реализации требований стандарта основного общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменений методологических подходов в организации образовательного процесса, создание новой оценочной системы, обеспечивающей качество образования. Поэтому структура ООП учитывает компоненты Примерной ООП для начального общего образования в соответствии с утвержденным стандартом и проекта ФГОС основного общего образования, но при этом реализует свое право в переходный период компоновать структурные элементы программы по своему усмотрению.
Основная цель образовательной программы – обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся. 1.1.2. Цели, задачи школы на ступени основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) Целями реализации образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности уникальности неповторимости. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (д. Новоселецк, Таврического района, г.Омска, Омской области) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит
системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые ориентиры на каждой ступени образования в школе определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества.
Целью реализации ООП является обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
МОУ «Новоселецкая ООШ» реализует начальное общее и основное общее образование, определяя следующие целевые установки: начальное общее образование:
формирование системы учебных и познавательных мотивов – умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития;
основное общее образование:
обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора;
развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности.
В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:
открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;
активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;
сформированностью общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;
овладение метапредметными умениями для самореализации в условиях непрерывного образования;
готовность к самоопределению и самовыражению;
ответственность за свои поступки и принятые решения.
Основные принципы формирования образовательной программы:
преемственность ступеней обучения;
вариативность учебных курсов;
системность контроля уровня освоения учебных программ;
интеграция общего и дополнительного образования;
индивидуализация на основе дифференциации и профилизации;
социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
здоровьесберегающие технологии.
Основаниями для формирования программы стали:
анализ образовательной ситуации и результаты реализации образовательной программы НОО в 2011-2013 учебных годах;
современные требования к образовательным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС;
опыт инновационной образовательной практики педагогического коллектива;
изучение социального заказа на образовательные услуги;
приоритетные направления развития региональной системы образования;
целевые показатели развития школы, представленные в Программе развития.
Изучение данных направлений позволило определить главные векторы развития образовательной ситуации по повышению качества образовательных услуг в рамках образовательной программы:
подготовка школы к введению федерального государственного образовательного стандарта;
усиление информационной инфраструктуры школьной системы образования;
расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста;
активизация межпредметной направленности в освоении образовательных программ.
|