Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк»


Скачать 429.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


ДИСЦИПЛИНА ОДБ 06 «География»
общеобразовательный цикл
гуманитарный профиль
специальность 40.02.01.«Документационное обеспечение управления и архивоведения»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Екатеринбург, 2014 г.

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета ГБОУ СПО СО «ЕЭТК» № 2 от 01.09.2014 г.


Составитель: Чеченева И. Н., преподаватель ГБОУ СПО СО «ЕЭТК»
Рецензенты:

Саблина О. С., преподаватель ГБОУ СПО СО «ЕЭТК»

Земова З.Б., преподаватель ГАОУ СПО СО «ЕМК»


Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной учебной образовательной программы ГБОУ СПО СО «ЕЭТК» по специальности СПО 40.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ


Название практических работ


страницы

Практическая работа № 1 «Анализ карт различной тематики».

4

Практическая работа №2 «Политическая карта мира»

7

Практическая работа № 3 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах мира»

8

Практическая работа № 4 «Экономическая оценка использования природных ресурсов в разных отраслях мирового хозяйства»

13

Практическая работа № 5 «Международная специализация крупнейших стран и регионов мира»

16

Практическая работа № 6 «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира»

19

Тема:1

Название практической работы № 1

«Анализ карт различной тематики»
Учебная цель: формирование представлений о географической карте – как особом источнике информации.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

знать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

В предшествующих курсах географии вы работали с картами разного содержания. Напомним, что по своему содержанию карты могут быть общегеографическими и тематическими.

Карты общегеографические отображают разные элементы земной поверхности – рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и т.д. Например, физическая карта России.

Тематические карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности мира, отдельных материков и стран. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты промышленности, на которых показаны крупные города – промышленные центры, их специализация. Именно поэтому их называют тематическим. Например, политическая карта мира дает представление о размещении стран, их границах.

В основании другой классификации лежит охват территории. По охвату территории различают: карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Для изображения различных объектов или явлений на карте используется особый искусственный язык.

Месторождения природных ресурсов, например, отмечают на карте значками. Границы, реки, дороги изображают линейными знаками. Изолиниями на географических картах соединяются точки с одинаковыми значениями какого-либо географического параметра. Например, атмосферного давления (изобары), температуры воздyxa (изотермы), высоты земной поверхности (изогипсы, горизонтали).

Способом ареалов показывают районы распространения определенных явлений, сопровождая их количественными показателями, характеризующими суммарную величину явления внутри каждого ареала. Например, запасы угля по бассейнам.

Знаки движения изображают морские течения, ветры, а также транспортные потоки, в том числе направления экспорта и импорта различных видов товаров и услуг отдельных стран и регионов мира.

Качественный фон используется, например, для изображения религиозного или национального состава населения, т. е. качественных характеристик какого-либо явления или процесса (без количественных показателей).

Картограмма показывает штриховкой различной степени густоты или цветом (от светлого к более темному) разную интенсивность изображаемого явления в пределах территориальных единиц, например, плотность населения, урожайность сельскохозяйственных культур или, например, распределение стран мира по уровню их социально-экономического развития.

Картодиаграмма — карта с определенным территориальным делением и соответствующими этому делению диаграммными фигурами — точечными, линейными, площадными, объемными. Картодиаграмма используется для изображения пространственного распределения явлений в их абсолютных величинах, например, производство стали, добыча угля по странам и регионам мира. Построение картодиаграммы в основном сводится к построению диаграммных фигур в рамках определенных территориальных единиц.

Картосхема — схематическая карта, не имеющая картографической сетки или точной основы. Это может быть картосхема погоды, картосхема торговых связей страны, схемы маршрутов и путешествий, картосхемы отдельных стран и регионов. Картосхемы особенно часто используются в учебных целях.

При составлении карт используется картографическая, аэрокосмическая, статистическая и другая информация или непосредственная съемка местности. Вы должны понимать, что при составлении карт на них показывают далеко не всю информацию, которая имеется. Для этого существует картографическая генерализация (от франц. general — общий, главный) — отбор и обобщение, посредством которых выделяют и отображают на карте наиболее важные объекты, процессы и явления на определенной территории.

Политическая карта мира — один из самых важных источников информации в курсе географии мира, так как на этой карте показаны разные страны.

Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например: рельеф.

На политической карте мира вы найдете более 230 стран.

Границы государства формируются довольно долго. Они постоянно изменяются по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Интересный факт. По данным специалистов-географов 44 % государственных границ африканских государств, например, проходят но параллелям; 30 % — по произвольным линиям, а 26 % — по природным географическим рубежам. Как вы думаете, почему?

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Перечислите виды карт различной тематики.

2. Назовите, какие объекты можно увидеть на политической карте мира.

3Дать определение науке географии.

4.Перечислить источники географической информации.

5. Охарактеризовать новейшие методы географии.

6. Охарактеризовать традиционные методы географии.

7. Как Вы понимаете предмет методов географических исследований?

8.Определите место методов географических исследований в системе географических наук.

9.С какими науками связаны методы географических исследований?

10.Дайте определения методам науки.

Задания для практического занятия.

Задание 1.

Пользуясь атласом, приведите примеры карт разной тематики

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.

Приведите примеры карт атласа охватывающих разные территории

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.

Объясните, чем примечателен 180 меридиан

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.

Определите географические координаты следующих городов: Монреаль, Вашингтон, Санкт-Петербург, Владивосток._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.

Насколько отличается поясное время Варшавы и Токио? Где раньше наступает новый день?

Определите, в каком из обозначенных буквами на карте Северного полушария пунктов, 20 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 2.

Название практической работы №2

«Политическая карта мира»
Учебная цель: формирование представлений о политической карте мира – как особом источнике информации.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- составлять картосхемы, характеризующих государственное устройство стран мира;

- Составлять и оформлять тематические таблицы, характеризующие типы стран по социально-экономическим показателям

знать:

- географию международных конфликтов.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


  1. Какие выделяются этапы формирования политической карты мира?

  2. Сколько государственных образований насчитывается в современном мире?

  3. Какие страны мира выделяются по площади (величине) территории и численности населения?

  4. Сколько стран мира имеют монархическую форму правления?

  5. Каковы отличия унитарных государств от федеративных?

  6. Как различаются условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран?

  7. Каковы характерные особенности развития стран переселенческого капитализма и новых индустриальных стран?

  8. Какие страны и почему относятся к категории «пороговых»?

9. Составить кроссворд по теме: «Политическая карта мира».


Задания для практического занятия.
Обозначьте на контурной карте первые пять стран по численности населения и размерам территории.

Тема:3

Название практической работы № 3
«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах мира».
Учебная цель: формирование и развитие умений читать и анализировать тематические карты, статистические и графические материалы.



Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

знать:

- численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое – геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе – собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест. На этом направлении наибольшее развитие получила геоурбанистика.

На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом). Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.); в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.).

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Население разделяют по нескольким категориям.

1. По половому составу населения страны делят на три группы. Первая группа стран, где численность мужчин и женщин одинакова (страны Африки и Латинской Америки). Вторая группа стран, где численность женщин превышает численность мужского населения (относятся более половины стран мира, особенно страны Северной Америки). Это объясняется двумя причинами: большей средней продолжительностью жизни женщин и потерей мужского населения в периоды первой и второй мировых войн. Третья группа – где численность мужчин преобладает над численностью женщин (страны Азии, Индия, Китай).

2. По возрастному составу. Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения. Типы возрастного состава соответствуют типам воспроизводства. Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля людей детских возрастов, и высокая доля людей пожилых возрастов. В Европе дети до 14 лет составляют 24%, люди в возрасте 15-59 лет – около 59%, пожилые – около 17%. Такая структура называется старением нации. Для стран второго типа воспроизводства характерна высокая доля детских возрастов и низкая доля пожилых. Например, в странах Африки дети до 14 лет составляют 44%, пожилые – 5%. Такую структуру населения называют омоложением нации.

3. Этнолингвистический состав. Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов. Этносами называют сложившиеся, устойчивые общности людей. Классификацию этносов проводят по их численности. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, хиндоиндустанцы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы. В структуре населения выделяют также языковую и лингвистическую классификацию. Эта классификация позволяет объединять народы в языковые группы с родственными языками. Самая большая языковая семья – индоевропейская. На языках этой семьи говорят более 150 народов мира, общей численностью 2,5 млрд. человек. Свыше 1 млрд. человек говорят на языке китайско-тибетской языковой семьи. В зависимости от того, насколько национальные границы совпадают с политическими, возникают однонациональные государства (Западная Европа, Латинская Америка) и многонациональные государства (Индия, Россия).

4. По религиозному составу выделяют три мировые религии: христианство (исповедуют около 1 млрд. человек), ислам, или мусульманство (около 800 млн. человек), и буддизм (около 200 млн. человек). В последнее время выделяют в отдельные религии индуизм (Индия) и синтоизм (Япония).

5. По уровню образования населения выделяют страны с высоким уровнем образования и страны с низким уровнем образования. На начало 90-х гг. XX в. 27% населения мира относилось к неграмотным. Из этого количества 4% приходится на развитые страны, а 96% – на развивающиеся. Уровень образования оказывает огромное влияние на качество жизни населения.

На земном шаре население размещается неравномерно. Около 70% населения проживает на 7% территории земной суши. Около половины всей обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на км2; 15% территории суши – это области, совершенно не освоенные людьми. На размещение населения оказывают влияние несколько факторов: это природные условия, занятость в сельском хозяйстве и тяготение к транспортным и торговым путям.

В мире наблюдается постоянный процесс перемещения населения, или миграция. Она может быть внутренней или внешней. Внешняя миграция возникла в глубокой древности и до середины 20-х гг. XX в. главными очагами мировой миграции были Европа и Азия. В настоящее время очагами миграции стали США, Латинская Америка и Австралия. Во второй половине XX в. появилась новая форма мировой миграции «утечка умов». Особенно отрицательно «утечка умов» сказывается на развивающихся странах.

Внутренняя миграция – это перемещение населения из сельской местности в города, колонизация и освоение новых земель.

В настоящее время размещение населения определяется географией городов. При оценке городского населения учитывают уровень урбанизации и темпы урбанизации. Урбанизация – это рост городов и повышение удельного веса городского населения, а также возникновение сложных сетей и систем городов.

Современная урбанизация характеризуется тремя чертами:

- быстрыми темпами роста городского населения;

- концентрацией населения и хозяйства в больших городах;

- «расползанием» городов и расширением их территорий.

По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа – высоко урбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа – средне урбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа – низко урбанизированные страны, где доля городского населения менее 25%.

В последнее время в развивающихся странах выделяют такое явление, как «городской взрыв». Это связано с тем, что в развивающихся странах городское население быстро растет, а в экономически развитых странах наоборот начинает снижаться.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1.В какое время численность населения мира росла наиболее быстрыми темпами?

2.Какие регионы и в какое время лидировали по темпам прироста населения?

3. Что характерно для расширенного и простого воспроизводства населения?

4. Каковы отличия демографической политики, проводимой в европейских странах, финансово избыточных странах – экспортерах нефти и природного газа, Китае и Индии?

5. Каковы особенности половой и возрастной структуры населения различных регионов мира?

6. Какие показатели характеризуют качество жизни населения?

7. Каковы особенности структуры занятости ЭАН развитых и развивающихся стран?

8. Каковы отличия расового состава населения различных регионов мира?

9. В каких регионах мира преобладают однонациональные страны?

10. Какие языки территориально наиболее широко распространены в мире?

11. Какие религии и почему принято считать «мировыми», а какие – «национальными»?

12. Каковы основные закономерности размещения мирового населения?

13. Каковы основные направления современных миграционных потоков рабочей силы?

14. Почему в развивающихся странах численность и доля городского населения, численность населения городов-миллионеров и «сверхгородов» растут более быстрыми темпами, чем в развитых странах?

15. Какие мегаполисы сформировались и формируются в США?
Задания для практического занятия.

Задание 1.

Проведите анализ таблиц:

  1. страны мира с наиболее низкой средней ожидаемой продолжительностью жизни (начало XXI в) см. табл. 25;

  2. страны мира с наиболее высокой средней ожидаемой продолжительностью жизни (начало XXI в) см. табл. 26;

Полученные результаты запишите в тетрадь
Задание 2.

Проанализируйте особенности урбанизации стран Северной Африки. Полученные результаты запишите в тетрадь.
Задание 3.

Используя материалы подраздела 3.3 проведите сравнительный анализ состава и структуры населения Европы и Азии. Полученные результаты запишите в тетрадь.
Задание 4.

Нанесите на контурную карту основные районы трудовой миграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
Задание 5.

Используя данные половозрастных пирамид, определите прогнозируемые к 2025 году изменения (увеличение или уменьшение) доли лиц до 15 лет и лиц старше 65 лет в общей численности населения Республики Корея. С какими факторами связаны прогнозируемые изменения в возрастной структуре населения этой страны? Укажите не менее двух факторов.
Республика Корея: 2000 Республика Корея: 2025


муж возраст жен

80

60

40

20

муж возраст жен


80

60

40

20


Численность населения в млн. человек

Численность населения в млн. человекччеловек

Тема:4

Название практической работы № 4
«Экономическая оценка использования природных ресурсов в разных отраслях мирового хозяйства».
Учебная цель: развитие умений оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов с помощью карт и статистических данных.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов;

знать:

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.



Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Никакое производство не может существовать без ресурсов, под которыми понимаются энергия, вещество, информация, вырабатываемые вне данной системы и служащие для хозяйства исходным материалом функционирования и развития.

К понятию ресурсов иногда относят и духовные компоненты, которые обеспечивают или могут обеспечить жизнедеятельность людей.

Основой включения тех или иных элементов природы в «ресурсы» является техническая возможность их использования в настоящем или будущем.

Природно-ресурсный потенциал-совокупность всех видов природных ресурсов района, которые в настоящее время известны и использование которых в ближайшем будущем возможно по техническим критериям.

В основе экономической классификации природных ресурсов заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях народного хозяйства.

Выделяют:

  1. ресурсы материального производства

    1. промышленные (топливно-энергетические, металлические, водные, лесные)

    2. сельскохозяйственные (почвенно-земельные, воды для орошения, промысловые животные)

  2. ресурсы непроизводственной сферы

(водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов, ресурсы для отдыха и оздоровления людей)
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк»

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гпоу то «ттэк им. А. Г. Рогова» №1 от 07. 09. 2015г

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации 2008 Печатается по решению методического...
Методические рекомендации предназначены как для преподавателей-руководителей дипломных работ, так и для студентов образовательных...

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации Казань 2007 ббк 56. 6я73 удк 616. 31 (075....
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconЗаболоцкая Т. И., методист гбоу спо «Поволжский государственный колледж»....
Составитель: Абросимова Галина Александровна, мастер гбоу спо «Поволжский государственный колледж»

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов для специальностей 190631 и 190701 по
Печатается по решению методического совета Иркутского филиала кгбоу спо «Красноярский автотранспортный техникум»

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации Архангельск
Печатается по решению центрального координационно-методического совета Северного государственного медицинского университета

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной...
Печатается по решению заседания учебно-методического совета Волгодонского института (филиала) юфу. Протокол №2 от 12. 12. 2014

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации по прохождению преддипломной практики 220703...
Составитель: Шмарина В. В., преподаватель гбоу спо «Поволжский государственный колледж», Гисматуллина Л. Н., методист гбоу спо «Поволжский...

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета гбоу спо со «еэтк» iconМетодические рекомендации утверждены на заседании Научно-методического совета
Лнр на временный государственный образовательный стандарт (фгос), в соответствии с методическими рекомендациями по переходу на новые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск