Пояснительная записка
Программа «Юные туристы-спасатели» по содержанию имеет военно-патриотическую направленность.
Данная программа будет иметь актуальное значение т.к. подготовка студентов специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в процессе специализации является неотъемлемой частью образовательного процесса высшего профессионального образования по вариативной части. В связи переходом на двуступенчатую систему обучения программа обладает новизной по профилю подготовки «Спортивно-оздоровительный туризм».
Цель программы: освоение студентами системы научно-практических знаний в области спортивно-оздоровительного туризма: основы спасательных работ, подготовка их к разносторонней профессиональной деятельности.
Задачи:
• обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории спортивно-оздоровительного туризма, целостного осмысления сути профессиональной деятельности туристов-спасателей;
• формировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблематике становления человека-гражданина, спортивно-оздоровительному туризму; стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала.
• воспитывать у будущих специалистов педагогическое мышление познавательную активность, самостоятельность и ответственность, потребность к научно-исследовательской и практической деятельности в сфере физической культуры.
Содержание программ первого и второго года обучения предполагает освоение учащимися основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Со второго года обучения начинается введение в специализацию — юный спасатель.
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Вид программы – модифицированная (адаптированная). Программа подготовлена на основе типовой программы, разработанной Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России. – Москва, 2000.
Программа «Юные туристы-спасатели» рассчитана на учащихся 1-4 курсов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризмаспециальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному туризму, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Юный спасатель».
По курсу «Юные туристы-спасатели» имеют право заниматься студенты, поступившие на 1 курс очного отделения по специальности «034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Студенты, зачисленные в группу могут не иметь опыта туристской деятельности.
Программа рассчитана на 4 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более короткого срока (если набор состоит из студентов имеющих туристский опыт, то программу 1 года обучения можно пройти форсировано).
Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проходят круглогодично с перерывом на период летних каникул. Занятия проходят с нагрузкой 9 учебных часов в неделю.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения — 15 человек, второго года — не менее 10 человек, в последующие годы — не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все учащиеся по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса «Юные туристы-спасатели» студенты получают знания в области:
• истории, закономерностей, принципов и методов отечественной и зарубежной систем рекреативно-оздоровительной деятельности и туризма,
• оказания первой медицинской помощи при проведении различных видов деятельности, обеспечении досуговой и туристской деятельности.
• санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере туризма, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля.
• путей приобщения различных демографических групп населения к занятиям спортивно-оздоровительным туризмом.
• технологии организационно-методической и управленческой работы в области туризма.
• психолого-педагогических основ организации учебно-воспитательной и тренировочной работы по туризму.
Студенты приобретают умения:
• определять цели и задачи туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека.
• оказывать первую доврачебную помощь;
• оказывать помощь в нештатных ситуациях;
• использовать накопленные в области туризма знания об особенностях личности для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях;
• быть примером для всех граждан как полноценно-развитая личность.
Студенты по окончании курса владеют:
• методами и средствами сбора, обобщения и использования информации в области туризма, приёмами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению населения к занятиям физкультурно-рекреационной и туристской деятельности;
• умениями использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;
• методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в области туризма и краеведения, оказанию помощи населению, приемами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям физкультурно-рекреационной и туристско-краеведческой деятельности;
• техникой безопасности при занятиях рекреативно-оздоровительной направленности.
Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на, стадионе, в парке) и в помещении (в аудитории, спортзале). В период каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях учащихся.
После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийногопохода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.д. Также теоретический контроль за системой получения и усвоения знаний в виде устного опроса.
В связи со спецификой работы туристских объединений, время, за проведение практических занятий на местностииэкскурсий в своем населенном пункте – 4 часа; проведение одного дня похода, загородной экскурсии, и любого другого туристского мероприятия — 8 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ п.п.
| Разделы программы
| Часовая нагрузка по годам обучения
|
|
| I
т/п
| 2
т/п
| 3
т/п
| 4
т/п
| 1.
| Основы туристской подготовки Туристская подготовка
| 146
22/124
| 112
20/92
| 86
10/76
| 84
4/80
| 2.
| Топография и ориентирование
| 44
14/30
| 40
11/29
| 34
6/28
| 18
2/16
| 3.
| Краеведение
| 42
8/34
| 34
4/30
| 26
2/24
| 24
2/22
| 4.
| Основы гигиены, первая доврачебная помощь.
| 20
6/14
| —
| —
| —
| 5.
| Общая и специальная физическая подготовка
| 72
4/68
| 52
8/44
| 54
3/51
| 68
1/67
| 6.
| Основы медицинских знаний
| —
| 30
10/20
| 54
12/42
| 38
4/34
| 7.
| Начальная специальная подготовка
| —
| 56
10/46
| —
| —
| 8.
| Специальная подготовка
| —
| —
| 70
14/56
| 92
10/82
|
| Итого:
| 324
54/270
| 324
63/261
| 324
47/277
| 324
23/301
|
|
|
| |