Введение в науку о языке


Скачать 237.98 Kb.
НазваниеВведение в науку о языке
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Задания к экзамену

ЧАСТЬ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ




  1. Дайте определение языка и речи. Перечислите основные отличия языка и речи.

  2. Назовите основные разделы науки о языке и единицы языка, изучаемые в этих разделах.

  3. Назовите виды речевой деятельности.


1.2 ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Художественные тексты (с указанием автора) для выполнения заданий брать из учебников по литературному чтению для начальной школы.

  1. Сформулируйте лексические значения слов разными способами толкования: синонимический, перечислительный, родо-видовой, описательный, отрицательный (по 2 слова на каждый способ), используйте толковые словари.

  2. Подберите отрывок из художественного текста, в котором есть слова с переносным значением. Выпишите 4-5 таких слов, определите тип (метафора или метонимия) и разновидность переноса, охарактеризуйте данное явление (языковое или индивидуально- авторское, живая или стертая образность).

  3. Подберите отрывок из художественного текста, в котором есть омонимы, определите их тип (лексические, омоформы, омофоны, омографы), аргументируйте.

  4. Подберите отрывок из художественного текста, в котором есть синонимы. Выпишите их, охарактеризуйте:

а) докажите, что это синонимы (сформулируйте ЛЗ каждого, покажите их близость);

б) определите тип (точные, смысловые, стилистические, смешанные), обоснуйте;

в) установите, являются они языковыми или контекстуальными;

г) определите их функцию в тексте (замещения, уточнения, усиления, др.);

д) продолжите синонимический ряд, выделите доминанту, укажите её признаки.

  1. Подберите отрывок из художественного текста, в котором есть антонимы.

Выпишите их, охарактеризуйте:

а) назовите признак (компонент ЛЗ), по которому противопоставлены слова;

б) установите, являются они языковыми или контекстуальными;

в) определите структурный тип (однокорневые, разнокорневые, энантиосемия);

г) определите их функцию в тексте (противопоставление, разделение, соединение, др.).

  1. Подберите отрывок из сказки А.С. Пушкина, где встречаются устаревшие слова. Выпишите 4-5 слов, определите тип (историзм или архаизм, его разновидность).

  2. Подберите отрывки из художественных текстов, в которых встречаются заимствованные слова. Выпишите 3-4 слова, укажите их признаки, степень освоенности в языке.

  3. Подберите отрывки из художественных текстов, в которых встречаются фразеологизмы. Выпишите 3-4 ФЕ, сформулируйте ЛЗ, дайте стилистическую помету, укажите их тип по степени семантической спаянности компонентов (фразеологическое сращение, единство, сочетание), аргументируйте.

  4. Напишите аннотации 3-4 словарей, имеющих прямое отношение к разделу «Лексикология»: название словаря, автор, для кого предназначен словарь, его объем, какую дополнительную информацию можно узнать из данного словаря.

1.3 ФОНЕТИКА

Выписать отрывок из художественного текста (примерно 3 четверостишия) с указанием автора. Все задания выполнить по этому тексту!

  1. Затранскрибировать текст (отметить фразы, такты, единые фонетические слова, расставить ударения).

  2. 4 слова (не самые простые) разделить на фонетические слоги по теории сонорности.

  3. Сделать полный фонетический анализ 1 слова, состоящего из 5-6 звуков:

а) разделить на слоги, дать их характеристику;

б) дать полную характеристику каждого звука.
Порядок фонетического анализа слова

  1. фонетическая транскрипция;

  2. слогораздел, характеристика фонетических слогов;

  3. акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков по порядку (для гласных – по подъему языка, по месту образования, по участию губ; для согласных – по участию шума и голоса, по способу образования преграды, по месту образования, по палатализации); отметить, какой буквой обозначен каждый звук;

  4. фонетические законы в области гласных и согласных, проявляющихся в слове при произношении.


Образец выполнения:

В песне

  1. в пéсне – ударение неподвижное (во всех формах слова ударным остается первый слог: пéсней, пéсни, пéсен, пéснями, о пéснях);

  2. [ф-п’эс’н’ь]

  3. [ф-п’э | с’н’ь]; 2 фонетических слога, оба слога – открытые, прикрытые, 1-ый слог ударный, 2-ой безударный;

  4. [ф] – согласный, шумный, глухой (парный), губно-зубной, щелевой, мягкий (парный);

[п’] – согласный, шумный, глухой (парный), губно-губной, смычно-взрывной, мягкий (парный);

[э] – гласный полного образования, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

[с’] – согласный, шумный, глухой (парный), переднеязычный (зубной), щелевой, мягкий (парный);

[н’] – согласный, сонорный, переднеязычный (зубной), смычный (носовой), мягкий (парный);

[ь] – гласный неполного образования («ерь»), переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.

5) при произношении данного слова в первом слоге проявляется ассимиляция согласного по глухости (частичная, контактная, регрессивная) и качественная редукция гласного; во втором – ассимиляция согласного по мягкости (частичная).


  1. Сделать фонемную транскрипцию 2-х слов (не слишком сложных, но и не совсем простых).


Правила фонемной транскрипции

  1. грамматическая характеристика слова;

  2. графическое обозначение состава слова: выделение его частей (морфем);

  3. фонетическая транскрипция;

  4. запись в ломаных скобках всех звуков в сильной позиции (фонем) с подбором, где необходимо (в слабых позициях), проверочных слов. Фонема проверяется в пределах морфемы!

Образец выполнения:

Поле

  1. существительное среднего рода в форме ед. ч., именит. пад.

  2. слово состоит из корня и окончания: пол-е

  3. фонетическая транскрипция [пол’ь]

  4. фонемная транскрипция <поло>

Проверочные слова для безударного окончания – существительные среднего рода в форме ед.ч., именит. пад. с ударным окончанием: окн-ó, сел-ó.

Сапогам

  1. существительное мужского рода в форме мн. ч., дат. пад.

  2. слово состоит из корня и окончания: сапог - ам

  3. фонетическая транскрипция [съпΛгам]

  4. фонемная транскрипция <с а/о п о г а м>

Проверка 1ой безударной гласной корня невозможна – записываем через дробь <а/о> фонемы, которые могут быть реализованы в редуцированном звуке [ъ], проверочные слова для 2ой безударной гласной корня – однокоренные: сапóг, сапóжник.

Несладкий

  1. прилагательное в форме мужского рода, ед. ч., именит. пад.

  2. слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: не-слад-к-ий

  3. фонетическая транскрипция [н’иэслатк’иj]

  4. фонемная транскрипция <н’эсладкоj>

Проверочные слова для безударной гласной приставки – слова с ударной приставкой в этом же значении: нé-быль, нé-уд, для согласного в корне – однокоренные слова: сладость, сладенький, для безударной гласной в окончании – прилагательные в этой же форме с ударным окончанием: золот-óй, глух-óй.


  1. Привести примеры фонетических (позиционных) чередований гласных и согласных звуков (по 3-4 примера глас. и согл.) в разных морфемах. Чем объясняются эти чередования?

  2. Привести 4-5 примеров исторических чередований гласных и согласных.

  3. Привести примеры обозначения твёрдости и мягкости согласных в словах вашего текста (4-5прим.), 3-4 примера обозначения (фонемы "йот"), определить функцию Ъ и Ь, если они есть.

  4. Привести примеры (min 10) различных орфограмм в разных морфемах (приставке, корне, окончании и т.п.), подчиняющихся различным принципам написания (фонематическому, традиционному, фонетическому, морфологическому).

  5. Выпишите слова с орфоэпическими нормами, сформулируйте эти нормы.

1.4 МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  1. Выделите основу и окончание (там, где оно есть). Подчеркните слова с нечленимой основой.

Серая мышка, рыженькая белка, беличий хвост, розовый фламинго, северный олень.

  1. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень и дайте его характеристику.

Жучок, старичок, пастушок, загадка, привычка.

  1. Обозначьте производящую основу и формант.

Грибник, садовник, клубничка, земляника, полянка.

  1. Обозначьте формант (там, где он есть). Определите способы образования слов.

Строитель, каменщик, рабочий, железобетон, железобетонный.

  1. Сделайте полный морфемный и словообразовательный анализ слова подснежник.

План морфемного анализа

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении.

  2. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

  3. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

  4. Указать основу слова и охарактеризовать ее: производная - непроизводная, членимая – нечленимая.

  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

  6. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. Охарактеризовать корень: свободный – связанный, вариантный – невариантный.

План словообразовательного анализа

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

  4. Указать основу в производящем слове.

  5. Указать словообразовательные (то есть те, которые присоединились только за последний словообразовательный шаг) приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

  6. Указать способ образования слова.

1.5 МОРФОЛОГИЯ

1. Введение

1.1. Определить принадлежность слов текста к структурно-семантическому типу слов (по В.В. Виноградову). Свой ответ обоснуйте.

                                            Соседи сверху

Соседи наши сверху – чудаки. Все время слышим сверху «бум!» да «хлоп!».

От них всегда трясутся потолки. У них включают душ – у нас потоп.

Весь день у них то пляска, то игра. Они поют – трясется весь этаж.

Их вечеринки длятся до утра. И телевизор заглушает наш.

Те, сверху, обожают бег в мешках, Весь день у нас над головой возня,

Катанье на несмазанных дверях, Толчки и грохот, стук и беготня…

Бейсбол в прихожей, в спальне – чехарду, Эх, поселить бы их не НАД, а ПОД,

На роликах по комнате езду. А лучше бы совсем ПОДАЛЬШЕ ОТ!

(Огден Нэш)

1.2. Определите часть речи подчеркнутых слов. Что помогло вам выполнить это задание?

Вокруг лежит снег. Вокруг елки танцует детвора.

Этим летом было очень жарко. Летом у нас каникулы.

Составьте список отсутствующих. Ученик смотрит отсутствующим взглядом.

Это был блестящий ответ. Коньки совсем новые, блестящие.

Сегодня вы работали лучше. Этот учебник лучше.

Купи одну ручку и один карандаш. Одни ребята поют, другие - танцуют.

2. Имя существительное

2.1. Распределите данные слова на две группы: одушевленные и неодушевленные существительные. Объясните подробно отношение подчеркнутых слов к указанному ЛГР.

Лиса, инфузория, утопленница, лавка, образ, матрешка, народ, поле, устрицы, студенчество, студенты, стая, зверье, кошки, кукла, тип, линейка, тетя, зверье, блюдо, профессура, (жареный) гусь, пупсик.

Заполните таблицу.

Образец выполнения:

Слово

ЛГР (одуш./неодуш.)

Семантический признак

Грамматический признак

Брат

Одуш.

Обозначает живое существо

Форма родит. падежа = форме винит. падежа (нет брата, вижу брата)













2.2. Охарактеризуйте отношение данных имен существительных к категории рода, используя таблицу.

Тетерев, сани, Шевченко, тетерка, кузнечик, колибри, домишко, директор, забияка, НГПУ, овца, тюль, брат, Хельсинки, следователь, воспитательница, воспитатель, баран.

Слово


Род


Способы

выражения

рода


Наличие/

отсутствие

мотивировки


Характер

морфологической

категории


Мама

Женск.

Окончание –а, окончания зависимых слов (наш-а мама)

Мотивировка – обозначает лицо женского пола

мотивированный

Книга

Женск.

Окончание –а, окончания зависимых слов (нов-ая книга)

Мотивировка отсутствует

формальный

2.3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; объясните, почему возможны колебания в окончаниях некоторых слов.

Огромн… ручищ… (опуститься) на плечо. Софья Васильевна Ковалевская – выдающ… русск… математик. В зоопарке я увидел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. Мой братишка – ужасн… недотрога, а сестренка – больш… плакса.

Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. Вам подали свеж… студень, жарен… картофель и горяч… кофе.

2.4. Определите род следующих существительных:

Шампунь, гель, бра, пани, пари, пони, доктор, кольраби, фламинго, мсье, мадам, Миссисипи, такси, санки, конфетти, сулугуни, салями, НГПУ, вуз, ЗАГС, Золя, США, кофе, какао, мозоль, моль, толь, задира, ворота, адвокат, шимпанзе.

2.5. Доказательно определите отношение данных ниже слов к тем ЛГР, которые непосредственно связаны с ГК числа.

Масло, клен, перо, горох, горошина, крестьянство, Аня, книга, США, обстоятельство, чернь, поле, Чаплин, среда, щипцы, пламя, кошка, робость, глупость, медь, пятак, дебри, стих, очки, керосин, лыжи, рыба, соломина, солома, золото, фарфор.

2.6. «Третий – лишний». Найдите существительное, не являющееся собирательным. Ответ обоснуйте.

а) молодняк, стая, зверье;

б) крестьянство, родня, коллектив;

в) интеллигенция, потомство, комиссия.

2.7. Приведите формы множественного числа и образуйте соответствующие собирательные существительные: студент, агент, ворона, мошка, лист (дерева), лист (бумаги).

3. Имя прилагательное

3.1. Распределите прилагательные по трем лексико-грамматическим разрядам: качественные, относительные, притяжательные. Назовите их грамматические отличия.

Новая школа, школьный звонок, начальная школа, русский язык, интересный урок, большая перемена, спортивный зал, баскетбольный мяч, умелый ученик, ловкий прыжок, математическая олимпиада, почетная грамота, классный журнал, дружный класс, родительское собрание, мамино пальто, детские книжки, любимые сказки, «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Волшебное огниво», «Голый король», «Медная монетка».

3.2. Найдите прилагательные в переносном значении. Определите разряды многозначных прилагательных.

Волшебные сказки, волшебный денек, волшабная палочка, сказочные герои, сказочная красота, сказочный зимний лес, чудесный день, чудесная музыка, чудесное спасение Робинзона, хрустальная туфелька, хрустальная льдинка, хрустальный звон, ледяной замок, ледяное сердце Кая, ледяные сосульки, морозная зима, морозные узоры на окнах, морозный денек, царская дочь, царские слуги, царская щедрость Деда Мороза, Царская Россия.

    1. Образуйте простые степени сравнения качественных прилагательных: Образец: умный – умнее.

Большой, горький, громкий, длинный, дорогой, жаркий, красивый, ловкий, любимый, маленький, молодой, низкий, новый, опасный, сладкий, свежий, сухой, умелый, усердный, хитрый, хороший, чистый, частый, широкий, щедрый, яркий, ясный.

    1. Выпишите имена числительные, укажите их ЛГР. Какой частью речи являются остальные слова?

А. Четвертый, четвертной, четверо, четверка, четыре, четырежды, четверть, четвертовать, четвертак, в-четвертых.

Б. Семеро смелых, три мушкетера, первый семестр,1999 год, аудитория

102, …у меня опять тридцать шесть и пять.

4. Имя числительное

    1. Объясните, какие слова могут сочетаться с собирательными числительными. Запишите правильные словосочетания.

- двое (друзей, героев, неожиданностей, цыплят, ножниц, гусей, сапог, штанов, калош, полок);

- трое (волков, столов, ребят, девчат, нас, вас, китаянок, обезьянок);

- четверо (детей, людей, лосей, лосят, суток, девушек, силачей, больных);

- шестеро (милиционеров, пионерок, продавщиц, испытателей, испытуемых, летчиков, шахмат).

    1. Определите синтаксическую функцию числительных (какими членами предложения они являются?).



Ей было уже двадцать три года. Напротив сидела женщина лет двадцати семи. Ему под сорок. Он хочет учиться, несмотря на свои под сорок. Больных человек тридцать.

  1. Местоимение



    1. Найдите (подчеркните) все местоимения, обоснуйте свою точку зрения. Определите лексико-грамматические разряды данных местоимений.

  1. Где кто родился, там и пригодился. 2) Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 3) Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит. 4) Иная книга ум прибавит, иная и последний отшибет. 5) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. 6) Самая большая рыба та, что сорвалась с крючка. 7) Сколько бы утка не бодрилась, а гусем ей не быть. 8) Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова? (Пословицы).

5.2. Определите грамматический, лексический разряд и начальную форму местоимений.

Который, самой, всего, другого, ни с чьей, не с кем, ни в кого, ее (платье), кое-кому, чем-нибудь, ни за какого, столько, (встретил) его, со мной, за них.

    1. Придумайте предложения с личными, притяжательными, вопросительными, неопределенными, возвратным, определительными и отрицательными местоимениями. Какие местоимения могут входить сразу в 2 разряда? Придумайте два предложения с одним таким местоимением, чтобы оно было разных разрядов.

6. Наречие. Слова категории состояния

6.1. Определите разряд по значению и синтаксическую роль наречий. В чем особенность наречий в последнем предложении?

1) ПЕСТРЕЙ платка узорного цвела в полях заря (В. Харитонов); 2) Там королевич МИМОХОДОМ пленяет грозного царя (А. Пушкин); 3) С Кочубеем бесстрашный Искра ЗАОДНО (А. Пушкин); 4) Проснись, громи пороки СМЕЛО (Н. Некрасов); 5) И бури ему НИПОЧЕМ ( М. Лермонтов); 6) Шаг у парня богатырский, брови гордые ВРАЗЛЕТ (В. Лившиц); 7) Вот оно, одно из тех ЕЩЕ, из которых выросли наши сегодняшние УЖЕ (А. Левина).

6.2. Определите форму степеней сравнения качественных наречий.

1) Всех строже оценить умеешь ты свой труд (А. Пушкин); 2) Кто-то ура закричал, подхватили, громче, дружнее, протяжнее (Н. Некрасов); 3) Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (А. Грибоедов); 4) А вслед за ним не менее мощно звучал голос другого гения (М. Горький); 6) Быстрее, выше, сильнее!

6.3. От каких частей речи образованы наречия?

Весной, по-братски, вновь, вовремя, по-волчьи, играючи, уверенно, тихо, трижды, послезавтра, смолоду, бегом.

6.4. Определите значение слов категории состояния:

1) состояние человека (психическое или физическое);

2) состояние окружающей среды;

3) слова, обозначающие оценку;

4) слова с модальным значением.

Зимой холодно, а летом жарко. Легко на сердце от песни веселой. Мне грустно. Уже можно отдохнуть. Нужно больше работать. Не следует туда возвращаться. В помещении душно. Ему стало жарко.

6.5. Запишите предложения, в которых данные слова (любые 2 на выбор) употреблялись бы как слова категории состояния и слова других частей речи.

Пора, понятно, хорошо, беда, лень, жарко.

Например, слово легко.

  1. Она легко вздохнула и улыбнулась – наречие: обозначает признак действия, зависит от глагола-сказуемого (вздохнула как?), в предложении является обстоятельством.

  2. В сосновом бору легко дышится – СКС: обозначает оценку состояния, не зависит от другого слова, является главным членов в безличном предложении.

  3. Как легко твое прикосновенье! – прилагательное (краткая форма): обозначает признак предмета, частично зависит от существительного (прикосновение каково?), в предложении является именной частью сказуемого.

6.6. Определите, чем является подчеркнутое слово: наречием, кратким прилагательным или словом категории состояния, аргументируйте свой выбор (образец рассуждения см. в упр. 6.5).

А) На душе было легко от этих мыслей и от ощущения, что всё вокруг подвластно.

Б) Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче ложились на бумагу слова.

В) Всё это было очень таинственно.

Г) Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для того, чтобы оно стало понятно, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок.

Д) Лес становился глуше и сумрачней

Е) Молнии сверкали всё реже, а вскоре и совсем погасли.

Ж) С каждым днём становилось теплее.

  1. Глагол. Причастие. Деепричастие




    1. Определите спряжение глаголов.


Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания.

Нужно только, говорят,

Приложить старание.

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,

И ученье не считать

За свое мучение.

7.2. Определите вид глаголов. От каких глаголов нельзя образовать формы настоящего времени? Как это связано с категорией вида? Объясните.

Лететь, улететь, летать, улетать, плыть, поплыть, бежать, прибежать, бегать, убегать, идти, пойти, ходить, уходить, приходить, переходит.

    1. Образуйте видовые пары глаголов.

Лепить - _____, печь - ____, варить - _____, шить-____, вязать - ____, убирать - _____, собирать - _____, чистить - ____, вытирать - _____, искать - ___, ловить - _____.

7.4. Разделить глаголы на две группы: переходные и непереходные.

Катить санки, кататься на коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки, строить горку, ехать с горки, любить зиму, заливать каток водой, плавать в реке, спать в берлоге, рыть норку, жить в норке, прятаться в дупле, вить гнездо, сидеть на ветке, лежать под камнем, летать под облаками, подняться в небо, идти по берегу, ходить по болоту.

7.5. Найдите глаголы действительного и страдательного залогов, определите семантику и способ выражения залога. Пассивные конструкции трансформируйте в активные.

1) Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 2)Встреча наша долгое время откладывалась (Г. Горышин). 3) Ровным, бесцветным голосом он скучно рассказывал историю и несколько оживлялся только, когда оправдывал жестокость царей (М. Горький). 4) Зима недаром злится: прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев). 6) Дорожный чайник без ручки очень жегся (М. Пришвин).

7.6. От следующих глаголов образуйте все возможные формы повелительного наклонения. Обозначьте морфемный состав.

Быть, умолять, везти, взглянуть, видеть, выглядеть, глядеть, гнить, закупорить, есть, морщить, падать.

7.7. Образуйте формы повелительного наклонения глаголов. От каких глаголов формы повелительного наклонения не образуются? Почему? Объясните.

Темнеть, похолодать, согреть, потеплеть, поджарить, морозить, светать, рассветать, светить, светлеть, белеть, белить, зеленеть, красить, болеть, лечить, мочь, помочь.

8. Причастие

8.1. Выделите причастия, установите их отличия от прилагательных, деепричастий, существительных.

Отвиснув, висячий, отвисший. отвислый; певучий, певчий, певший, напевал, певунья; мерзлый, мороженое, замороженный, мерзнувший, замерзая, мерзляка, мороженный; играючи, игривый, играющий, игручий, игрок, сыгранный; будущий, будучи, бывалый, бывший.

8.2. Найдите действительные и страдательные причастия. В каком отношении к ним находятся страдательные причастия? Определите отношение причастий к ГК залога, вида, времени.

1)Все ставни мелом забелены... (А. Пушкин). 2) Звенят под ногами опавшие листья, высушенные крепкими утренниками (П. Шаповалов). 3) Сашу, пробивавшуюся в этой шумной, радостно настроенной, ласково перебранивавшейся толпе, тоже окликнули (С. Виноградская). 4) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем (Ю. Нагибин).

    1. Образуйте все возможные причастия от данных глаголов, указав ограничения в образовании. Заполните таблицу (см. образец!!)

Щебетать, мыть, лаять, колыхать, задумать, лечить, грохотать, гнать, стлаться, хлопотать, бриться, ринуться, терпеть, прошептать, молоть.

Начальная

форма

Вид

Переход

ность

Действительные причастия

Страдательные

причастия

наст.

времени

прош.

врем.

наст.

времени

прош.

времени

Учиться

НСВ

-

учащийся

учившийся

-

-

Прочитать


СВ

+

-

прочитавший

-

прочитанный



    1. Вставьте пропущенные буквы; сформулируйте орфографические правила, которым подчиняется правописание причастий, распределите причастия на группы, соответствующие этим правилам. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Бочка, выкач…нная на тротуар; кол…щийся шиповник; засе…нные земли; натруж…нные руки; обессил…вший человек; стел…щаяся яблоня; трава, колебл…мая ветром; на издали вид…мых горах; выкач…нная цистерна нефти; человек, легко дыш…щий; подстрел…нная утка.

8.5. Образуйте возможные формы деепричастий, укажите формообразующий суффикс. От каких глаголов нельзя образовать деепричастия и почему?

Выть, беречь, бросить, броситься, писать, сеять, светать, бросаться, ткать, подмигнуть, греметь, подумать, жать, унижаться, тошнить, ринуться, брить.

8.6. В данных предложениях прокомментируйте особенности образования деепричастий.

1. Вы чинно, молча, сложа руки, в собраньях будете сидеть (А. Пушкин). 2. По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается (М. Лермонтов). 3. Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство поскорее свесть (А. Пушкин). 4. Явления приходят на арену истории, как бы крадучись и почти не обнаруживая своей внутренней подготовки (М. Салтыков-Щедрин).

8.7. Разграничьте деепричастия и другие части речи. Обоснуйте свою точку зрения. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки.

1. Погонщики призадумавшись медленно плетутся за фурами (И. Друце). 2. Благодаря выпавшему снегу можно было кое-что рассмотреть на земле (А. Грибоедов). 3. Вот (не)хотя с ума свела (А. Грибоедов). 4. Два брата оставшись вдвоем долго сидели молча (А. Писемский). 5. Нежданов сознавал себя одиноким (не)смотря на привязанность друзей (И. Тургенев). 6. Самгин быстро догнал Судакова тот шел (не)торопясь (М. Горький). 7. Димка ясно услышал доносившийся из темной глубины сарая тяжелый, сдавленный стон (А. Гайдар). 8. Мы не знаем даже, прочел ли Батюшков хоть одно стихотворение Пушкина (В. Белинский).

8.8. Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Выясните причину возникновения ошибок, сгруппируйте примеры с одинаковыми типами ошибок. Расставьте знаки препинания.

1) Катаясь на санках у меня заболела голова. 2) Она сидела при колышущем пламени свечи. 3) Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно. 4) Слушая «Евгения Онегина» Чайковского, мне захотелось еще раз прочитать роман. 5) Густой бурый дым выбрасываюшийся паровозом тянется над лесом.

9. Служебные части речи

9.1. Укажите в данном тексте все незнаменательные части речи. Ответ обоснуйте.

Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

(С.И.Есенин)

    1. Разделите служебные слова на 3 группы: предлоги, союзы и частицы.

Из, на, но, же, чем, прежде чем, бы, чтобы, разве, между, пускай, потому что, около, об, не, неужели.

9.3. Определите падежи существительных с предлогами. Назовите предлоги, которые употребляются только с одним и двумя падежами.

Жить в горах, идти в горы, уйти из деревни, подойти к деревне, прыгнуть в пропасть, взойти на гору, находиться на вершине горы, упасть

    1. Подчеркните союзы. Определите, что они связывают: однородные члены или части сложного предложения.

Осьминоги живут в морях и океанах. Киты плавают в холодных морях, а медузы водятся в теплых. Акулы нападают на дельфинов и на рыб. Белые медведи питаются рыбой. А бурые едят все. Черепахи живут в море, а яйца откладывают на берегу. Морские ежи опасны, но они не нападают на людей. Скаты убивают свою добычу ударом хвоста, а потом съедают ее. Небольшие медузы охотятся на мелких рачков, а большие хватают щупальцами больших рыб. Пингвины быстро плавают, но не могут долго оставаться под водой. Пингвины птицы, но они не умеют летать.

    1. Разделите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные.

И, да, чтобы, если, потому что, или, так как, прежде чем, но, не только…но и , не так, как, словно, будто, точно.

    1. В каких пословицах и скороговорках есть частицы? Подчеркните их.

Лишь мышки боятся кошки.

Растет липа возле Филиппа.

А вот белка не бела. Белой даже не была.

От топота копыт пыль по полю летит.

Весна и червяка оживит.

Весна придет и тепло принесет.

Еще снег не растаял, а весной пахнет.

Солнце светит – какой еще жар нужен!

10. Модальные слова

10.1. Найдите предложения, в которых есть модальные слова. Ответ обоснуйте. Астрономы говорят, что летом 2007 может быть полное лунное затмение. Может быть, Тунгусский метеорит сгорел в нижних слоях атмосферы. С земли звезду кажутся такими маленькими! Возможно, на Марсе и других планетах найдут какие-то формы жизни. В рассказах о НЛО трудно понять, где правда, а где – вымысел. Комическую ракету люди планируют послать на Марс, правда, для этого потребуется новый вид топлива.

    1. . Закончите предложения. Объясните постановку знаков препинания. Определите значение модальных слов.

В этом году лето, конечно…

В августе, наверное…

Белые грибы, может быть…

Сильные грозы, вероятно…

Легкие заморозки, безусловно…

Проливные дожди, в самом деле…

Поезда на море, видимо…

Черное море, правда…

Отдых на море, кажется…

Похожие:

Введение в науку о языке iconПоложение о XIII региональном конкурсе молодых исследователей «ступень в науку»
Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку» (далее Конкурс) проводится с 2003 года в рамках Федеральной научно-образовательной...

Введение в науку о языке iconПоложение о школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» общие положения
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (далее Конференция) проводится в целях развития интеллектуально-творческого...

Введение в науку о языке iconРуководство для заявителей
Представительством Европейского Союза в России для облегчения понимания правил конкурса для потенциальных российских участников....

Введение в науку о языке iconАнкета клиента резидента российской федерации (юридического лица)
Полное официальное наименование с указанием организационно правовой формы (в том числе на иностранном языке, с указанием на каком...

Введение в науку о языке iconАнкета клиента резидента российской федерации (юридического лица)
Полное официальное наименование с указанием организационно правовой формы (в том числе на иностранном языке, с указанием на каком...

Введение в науку о языке iconС. А. Левожинский о науке карьеростроительства
Но пока такие спецкурсы большая редкость. А значит, каждому необходимо самостоятельно постигать науку «карьеростроительства»

Введение в науку о языке iconДокументы для полуения австрийской визы
Анкета распечатывается на одном листе в двух экземплярах. Остальные графы заполняет визовый отдел на основании анкетных данных на...

Введение в науку о языке iconОсновные приемы работ в среде msdev. Константы, переменные, выражения,...
Константы, переменные, выражения, функции в языке Fortran. Линейные алгоритмы. Управляющие конструкции языка Fortran. Простые циклы...

Введение в науку о языке iconВведение 2 введение
Таким образом, договор розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного рынка потребительских товаров и удовлетворения...

Введение в науку о языке iconЮ. А. Медведев основы программирования на языке c++
Основы программирования на языке C++ (Структурное программирование). Учебно-методическая разработка по дисциплине «Программирование»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск