Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки


НазваниеСамооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки
страница1/17
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



МАКЕЕВА В.С.
САМООЦЕНКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРОФИЛЮ ГИББД


Учебное пособие

Оглавление

Введение………………………………………………………………

1. Теоретическое обоснование методики самооценки состояний в образовательном пространстве физической культуры………………………………

2. Методы исследования функционального состояния……………………..

2.1. Исследование и оценка функций внешнего дыхания……………………

2.2. Исследование и оценка деятельности сердечно-сосудистой системы….

2.3. Исследование и оценка состояния центральной нервной системы……….

3. Методы исследования и оценки физического развития и физической подготовленности…………………………………………………………………….

3.1.Методы измерения и оценки морфологических показателей……………..

3.2. Методы измерения и оценки физической подготовленности………….

3.3. Методы исследования физической работоспособности……………….

4. Оценка психологического статуса…………………………………………

4.1. Методы измерения и оценки психологического состояния по субъективным показателям…………………………………………………………………….

5. Комплексные методы самооценки здоровья………………………………….

6. Факторы риска утраты здоровья………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Эффективность профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе в значительной степени определяется особенностями социальной напряженности и конфликтов, организованной преступности. При этом сотруднику ОВД важно сохранять высокую и стабильную работоспособность, характер управления и организации профессиональных умений и навыков, в том числе двигательных, их своевременность, согласованность и экономичность, иметь хорошо развитую кинестезии. В профессиональной деятельности сотрудников ОВД по профилю ГИБДД в условиях реального служебного процесса чаще всего не встречается идеально организованного рабочего процесса. Неизбежность даже кратковременных изменений профессиональной деятельности, его неритмичность и непредсказуемость, а также масса других негативных факторов могут отражаться на качестве профессиональной службы сотрудников. С другой стороны, указанные факторы, влияя на офицера, ускоряют развитие утомления за счет нарушения рабочего стереотипа, негативно воздействуя на его психоэмоциональный статус, здоровье. Поэтому актуальность написания данного пособия обусловлена:

- необходимостью включать самого курсанта в процесс самопознания и управления психофизическим состоянием в органичном единстве с освоением предметной и организационной стороны учения с целью обеспечения профессиональной мобильности, за счет высокого уровня здоровья;

- необходимостью поиска адекватных средств и методов измерения состояний и самооценки уровня физической и психофизической подготовленности курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД.

Современные знания позволяют подойти к решению этой проблемы на основе концепции формирования целостного процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью как интегрального понятия педагогической науки. Как отмечает В.И. Андреев: самоуправление личности - это процесс, в который прямо или косвенно входят следующие взаимосвязанные «самости»: самопознание, самоопределение, самоорганизация, самореализация, самоконтроль, самооценка, саморазвитие и др. [В.И. Андреев, 1995].

Программа реализации профессионально-личностной физической подготовки осуществляется на основании типовых учебных программ, профессиограмм, паспорта физической и функциональной подготовленности обучающихся юридического ВУЗа на основе учета особенностей каждой специальности и условий среды, в которой она будет осуществляться. Особое внимание при этом уделяется знанию курсантами (слушателями) приемов самозащиты, задержания и обезоруживания правонарушителя, умению успешно применять их в различных условиях, в том числе экстремальных. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.

Измерение и самооценка состояний в совокупности с профессионально-психологическим и медицинским контролем способствует целенаправленной и профилированной профессиональной подготовке, учитывает будущую профессиональную или служебную деятельность, а также условия, в которых она выполняется и, несомненно, будет способствовать развитию психофизических качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей будущих офицеров.

Основным путем решения указанной проблемы является практическое обучение курсантов самостоятельному углубленному получению знаний, приобретению индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности и требуемых для этого навыков измерения и самооценки психофизических состояний, а педагогу организовать направленное воздействие на процессы познания, активизировать их, заложить основы подлинной индивидуализации процесса, поднять его на иной качественный уровень.

Однако, проблема измерения и самооценки состояний как важнейшей части процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью курсантов в сфере физической культуры на современном этапе не имеет должного развития. Практика, в свою очередь, свидетельствует о том, что отсутствие систематизированных научных знаний курсантов об умениях и навыках измерения и самооценки состояний затрудняет процессы формирования физической культуры личности. Налицо проблемная ситуация: с одной стороны  необходимость использование в практике подготовки курсантов методов измерения и самооценки состояний, а с другой  отсутствие эффективного педагогического инструментария, способствующего созданию оптимальных для этого условий.

Таким образом, проведенный анализ проблем подготовки курсантов к самооценке психофизических состояний позволяет выявить следующие противоречия между:

 высокими познавательными возможностями физической культуры, положительным переносом знаний в профессиональную деятельность и неготовностью комплексно и последовательно обучать курсантов измерению и самооценке психофизических состояний;

 возросшими требованиями к самоуправлению познавательной деятельностью на основе использования данных самооценки состояний, потребностью личности в знаниях, умении управлять ими в повседневной жизнедеятельности и традиционной организованной формой физической подготовки курсантов;

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении, обосновании и реализации методов самооценки состояний в практике физической подготовки курсантов.

Все вышеуказанное позволяет обосновать выбор темы: «Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИББД».

Цель данного пособия заключается в выявлении методов измерения и самооценки психофизических состояний, теоретическом обосновании и их включения в процесс физической подготовки курсантов.

Объект исследования: физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России, обучающихся по профилю ГИББД.

Предмет исследования: измерение и самооценка психофизического состояния курсантов.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что самооценка психофизического состояния  в образовательном пространстве физической культуры будет эффективной при выполнении следующих условий:

- обеспечения теоретического анализа и раскрытия научно-методических положений специфики системы основных форм, методов и средств измерения и самооценки состояний в образовательном пространстве физической культуры;

- выявления и обоснования комплекса условий, обеспечивающих процессы самооценки состояний и их использования в образовательном пространстве физической культуры;

- определения основных положений системы измерения и самооценки состояний с целью внедрения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физической подготовки курсантов.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Осуществить теоретический анализ проблемы измерения и самооценки психофизического состояния курсантов в образовательном пространстве физической культуры.

2. Разработать и теоретически обосновать методику измерении и самооценки психофизического состояния курсанта и применить ее в практике физической подготовки.

8. Обосновать систему критериев и показателей, характеризующих уровни психофизического состояния с целью управления учебно-познавательной деятельностью курсантов в образовательном пространстве физической культуры.

Методы исследования. Для сбора, обработки, анализа необходимой информации и решения поставленных задач в настоящей работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников и документов; педагогические наблюдения; хронометрирование; экспертная педагогическая оценка; педагогический эксперимент; тестирование общей, специальной физической и психофизической подготовленности; методы математической статистики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ

САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Многоаспектность профессиональной подготовки обучающихся в системе МВД складывается не только из теоретических основ подготовки, но и из биологического содержания, психофизиологического потенциала, биосоциальных качеств, психосоциального опыта. Максимальное поддержание биологической природы курсанта, смягчение и терпимость к другим параметрам еще формирующегося организма позволит сохранить природный потенциал, в результате целенаправленной подготовки приумножить резерв здоровья, сохранить его на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Адаптация организма курсанта, обучающегося по профилю подготовки в ГИБДД, к влиянию внешней среды рассматривается нами с позиций взаимодействия двух функциональных систем П.К. Анохина. Во-первых, это система, обеспечивающая профессиональную, в частности двигательную и сенсомоторную деятельность курсанта с вовлечением в работу мышц и анализаторов. Во-вторых – это система, обеспечивающая поддержание основных параметров гомеостаза организма в пределах, допустимых для функционирования первой системы. При этом следует обратить внимание, что процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды никогда не достигается раз и навсегда и характеризуется различным уровнем затрат (ценой) функциональных ресурсов организма. (Авцин А.Н.,1974). И.В. Давыдовский (1962). Их совершенствование путем влияния целенаправленной физической подготовки на основе педагогического и медицинского контроля, а также наличия у курсанта умений и навыков использования методов измерения и самооценки психофизических состояний и составляет основу оптимизации приспособительных реакций повышения профессиональной подготовленности и работоспособности будущего сотрудника ГИБДД.

В здоровом теле – здоровый…ум. Такие данные дают ученые из Швеции, которые провели исследование с участием более миллиона молодых мужчин. Оказалось, что в тестах на интеллект высшие баллы набирали люди с самой здоровой сердечнососудистой системой.

«В период ранней юности и начала взрослой жизни центральная нервная система человека очень пластична» - отмечает Nancy Pedersen, профессор психологии (University of Southern California), США. Однако одного этого факта было недостаточно для того, чтобы понять, каким образом хорошая физическая форма стимулирует развитие познавательных функций головного мозга.

Maria Aberg нейрохирург из университета Готенбурга, Швеция, отметила, что полученные результаты поддерживают утверждение о том, что физические упражнения могут оптимизировать успехи в образовании, что подтверждает древнеримское высказывание о том, что физическое и психическое здоровье идут рука об руку. Эта связь была подтверждена, когда интеллектуальные успехи сопоставляли со здоровьем сердечнососудистой системы.

«Если говорить о занятиях спортом, то мы обнаружили четкую взаимосвязь именно между кардиотренированностью, то есть состоянием сердца, и уровнем развития интеллекта. Зависимости развития умственных способностей от объема мускулов не обнаружилось», — объясняет Педерсен. Мальчики, которые помогли своему сердцу и сосудам интенсивными кардионагрузками в возрасте 15−18 лет, лучше проявляли себя в дальнейшей учебе. Иными словами, те, кто более других натренирован к 18 годам, быстрее поступят в институт, чем их физически хилые сверстники.

«Конечно, спортивные нагрузки не являются определяющим фактором в развитии головного мозга, но состояние сердечно-сосудистой системы определенно положительным образом влияет на наши умственные способности, и это нужно принимать во внимание, — поясняет Педерсен. Необходимо более внимательно относиться к разработке программ по физической культуре для молодежи. Важно начать относиться к физическому воспитанию как к серьезному инструменту для оптимизации познавательных процессов уже в школе».

В исследовании использовались данные, собранные о 1 221 727 шведах, рожденных в 1950-1976 годах, годных к прохождению военной службы в 18 лет. Все показатели умственного развития росли вместе с улучшением физической формы молодых людей. Чтобы исключить возможность влияния генов, специалисты дополнительно изучили 260 тысяч пар двойняшек и близнецов. Они выяснили, что даже у однояйцевых близнецов живость ума сильно зависела от состояния их сердечно-сосудистой системы. Оказалось, что здоровье сердечнососудистой системы указывало на более высокий уровень интеллекта и образования, и было связано с лучшими показателями в когнитивных тестах.

Предыдущие исследования уже связывали физические упражнения с умственной деятельностью у животных и людей, но в основном фокусировались на детях и пожилых людях. «Наши данные демонстрируют, что здоровье сердечнососудистой системы и познавательные способности в возрасте 18 лет тесно связаны. Изменения в физической форме в 15-18 лет влияют на интеллектуальные успехи в 18 лет. Более того, физическое здоровье в юности предсказывает более высокий социально-экономический статус и уровень образования в последующей жизни. Как выяснилось, сила мышц никак не связана с интеллектуальными способностями. Также, оказалось, что постоянная физическая активность замедляет старение на клеточном уровне. Согласно ученым из Германии, физкультура способствует защите хромосом от повреждений и увеличивает продолжительность жизни клеток.

В определенном пространстве и в определенном времени адаптация проявляется в «психофизическом состоянии человека».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconМетодические рекомендации по проведению самооценки педагогических...
Самооценка педагогических работников в процессе аттестации. Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconФизической культуры и спорта» и№325 «О методических рекомендациях...
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников организаций спортивной подготовки,...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconИнструкция по проведению единого государственного экзамена в пункте...
Оото гиа). Распределение участников егэ с ограниченными возможностями здоровья (далее – овз), детей-инвалидов и инвалидов осуществляется...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...
Профильная направленность: Образование в сфере физической культуры в системе профильной подготовки

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconМинистр по физической культуре и спорту
«гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconПриказ об утверждении Положения о порядке аттестации работников физической культуры и спорта
Приказов Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года №324 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconПеречень документов для рассмотрения кандидатур на участие в программе...
Для участия в отборе на обучение в рамках целевого приема граждане, предоставляют в орган управления физической культурой и спортом...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconН. Н. Сергеева 2013 г. Положение о порядке посещения уроков физической...
Положение о порядке посещения уроков физической культуры и аттестации учащихся по физической культуре (далее – Положение) устанавливает...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки icon1. Психология труда как научная и практическая
Психология труда – это наука и практическая дисциплина, которая занимается изучением психологических закономерностей функционирования...

Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки iconПриказ от 8 апреля 1996 г. N 117 о проведении паспортизации и единовременного...
В связи с проходящей в стране приватизацией, перераспределением форм собственности и необходимостью уточнения технического состояния...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск