Специальная техника


Скачать 205.9 Kb.
НазваниеСпециальная техника
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА


 
    Многие фирмы и компании используют в своей деятельности специальные транспортные средства, специальные и специализированные автомобили. Чаще всего такая спецтехника используется автотранспортными предприятиями, перевозчиками, строительными компаниями, сельхозпроизводителями.
    О том, какие автомобили относятся к так называемой спецтехнике, каковы особенности их учета и налогообложения, а также некоторые другие вопросы, касающиеся специальных и специализированных автомобилей, мы рассмотрим в статье.
 
    Начнем с того, что дадим несколько определений, для чего обратимся к "Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)". Этот документ утвержден НИИАТ Минтранса Российской Федерации 12.10.2004 г., РФЦСЭ при Минюсте Российской Федерации 20.10.2004 г., ЭКЦ МВД Российской Федерации 18.10.2004 г., НПСО "ОТЭК" 20.10.2001 г.
    Автотранспортное средство - устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских входят легковые автомобили и автобусы, к грузовым относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные, к специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
    Специализированный автомобиль - грузовой автомобиль, в том числе с полуприцепом (прицепами), предназначенный для перевозки определенных видов грузов и оборудованный для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями. К специализированным автомобилям относятся:
    - автомобили с фургонами (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и так далее) или цистернами (для жидких и сыпучих грузов);
    - контейнеровозы;
    - автомобили со сменными (съемными) кузовами;
    - автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы;
    - автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов;
    - автомобилевозы и так далее.
    Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованный специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся, в частности, пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и так далее.
 
    Еще несколько определений нам удалось найти в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Постановление N 720):
    транспортное средство - наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования;
    специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения определенных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);
    специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
    специализированное пассажирское транспортное средство - транспортное средство категории M2G или M3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G, N3G.
    Из Приложения N 6 Постановления N 720 следует, что к специализированным и специальным автомобилям названным документом отнесены, в частности:
    - автобетононасосы;
    - автобетоносмесители;
    - автогудронаторы;
    - автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами;
    - автолесовозы;
    - автомобили скорой медицинской помощи и медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
    - автосамосвалы;
    - автоцементовозы;
    - автоэвакуаторы;
    - пожарные автомобили;
    - транспортные средства для аварийно-спасательных служб и для полиции;
    - транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
    - транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
    - транспортные средства, предназначенные для перевозки денежных средств и ценных грузов;
    - транспортные средства для перевозки детей;
    - транспортные средства для перевозки пищевых продуктов и пищевых жидкостей;
    - транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей;
    - транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами.
 
    О государственной регистрации.
    Правительством Российской Федерации 12.08.1994 г. утверждено Постановление N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
    Регистрацию автотранспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют (пункт 2 Постановления N 938):
    - подразделения ГИБДД - в отношении автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
    "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 1001 (далее - Правила N 1001).
    - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
    "Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 г.
    - военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования - в отношении автотранспортных средств воинских формирований.
    Напомним, что Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 г. N 1175 утверждено "Положение о военно-транспортной обязанности". Под транспортными средствами в целях этого Положения понимаются, в т.ч., автомобильный транспорт, тракторы, дорожно-строительные, подъемно - транспортные и другие машины и механизмы.
    Военно-транспортная обязанность распространяется не только на федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, но и на организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств. Военно-транспортная обязанность распространяется и на граждан - владельцев транспортных средств.
    Для регистрации транспортных средств или сведений о собственнике, снятия с регистрационного учета автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов к ним, автобусов, автомобильных кранов, мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих юридическим лицам, на заявлениях либо в иных документах должна быть соответствующая отметка военного комиссариата (пункт 23.1 Регламента N 1001).
    О производстве регистрационных действий в отношении легковых автомобилей повышенной проходимости (полноприводных) отечественного производства, грузовых автомобилей и специальных автомобилей на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним, автомобильных кранов, автобусов и мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих физическим лицам, порядок предоставления сведений определяется МВД Российской Федерации и Минобороны Российской Федерации.
 
    Об обязательном государственном техническом осмотре.
    Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение N 880).
    В частности, грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), а также транспортные средства и прицепы к ним для перевозки опасных грузов подлежат техосмотру каждые 6 месяцев.
    Легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, подлежат техосмотру в следующем порядке:
    - зарегистрированные и прошедшие первый техосмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, - через 36 месяцев;
    - с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, - каждые 24 месяца;
    - с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, - каждые 12 месяцев.
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (исключение составляют транспортные средства, оборудованные для систематической перевозки людей), должны проходить техосмотр каждые 12 месяцев.
    И еще один документ устанавливает сроки прохождения техосмотра транспорта, а именно Положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в военной автомобильной инспекции внутренних войск МВД Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД Российской Федерации от 02.06.2010 г. N 415. Пунктом 4 названного документа определено, что специальные автомобили, грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), а также транспортные средства оперативных служб, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов подлежат техосмотру с периодичностью каждые 6 месяцев.
 
    О нормах расхода топлив.
    Для организаций и предпринимателей, использующих в своей деятельности различные автотранспортные средства, в том числе специальные и специализированные, значительную долю затрат составляют расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
    Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14.03.2008 г. N АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Методические рекомендации, нормы расхода ГСМ).
    Нормы расхода ГСМ предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в сфере управления и контроля, предпринимателей и других лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
    Наряду с базовыми, транспортными и эксплуатационными значениями норм расхода топлив в Методических рекомендациях приведены и нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей.
    Следует отметить, что Методическими рекомендациями предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки), установленные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Конкретные значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, организации, эксплуатирующих автотранспортные средства, или местной администрации.
    На основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается, в частности, для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова), но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), устанавливать, что нормы расхода топлив могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета:
    - до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями;
    - до 1,3 л/100 км для автомобилей с дизельными двигателями;
    - до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе;
    - до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;
    - при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
 
    Методические рекомендации выделяют две группы специальных и специализированных автомобилей:
    - автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и тому подобное.);
    - автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и тому подобное).
    Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется по формуле:
 

Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D), л, где

 
    Hsc - норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc' = Hsc + Hw x W),
    где Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;
    W - объем транспортной работы, т.км );
    S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
    Нт - норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и тому подобное);
    T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
    D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).
 
    Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется по формуле:
 

Qн = 0,01 x (Hsc x S' + Hs" x S") x (1 + 0,01 x D), где

 
    Hsc - индивидуальная норма расхода топлив на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
    S' - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
    Hs" - норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
    S" - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
    D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).
 
    Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
    Обратите внимание, что нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя Российской Федерации (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
    Для пожарных автомобилей, у которых при работе специального агрегата функционирует счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается. Учет расхода топлив в этом случае производится по показанию спидометра и норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега.
    Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов-изготовителей специальных и специализированных автомобилей.
 
    Документы, подтверждающие работу специальных и специализированных автомобилей.
    Работа автотранспортных средств, в том числе специальных и специализированных, должна быть подтверждена документально.
    Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 (далее - Постановление N 78). Формы документов, утвержденные Постановлением N 78, должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств.
    Постановлением N 78 утверждены, в частности, следующие формы:
    N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля";
    N 4-С "Путевой лист грузового автомобиля";
    N 4-П "Путевой лист грузового автомобиля".
    Форма N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля" - это основной первичный документ для учета работы специального автомобиля.
    Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на один день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на это уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.
    В путевом листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
    Форма содержит несколько разделов. Раздел "Результаты работы автомобиля" заполняется лицами, отвечающими за эту работу. В раздел "Особые отметки" заносятся сведения об изменении задания, указанного в разделе "Задание водителю", сведения о сопровождающих лицах и тому подобное.
    Форма также содержит отрывные талоны, заполняемые организацией, которой принадлежит специальный автомобиль. Отрывные талоны служат основанием для предъявления счета заказчику.
    Форма N 4-с "Путевой лист грузового автомобиля" и Форма N 4-п "Путевой лист грузового автомобиля" - основные документы первичного учета, определяющие совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели учета работы подвижного состава и водителя. На основании этих путевых листов осуществляются расчеты за перевозки грузов.
    Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.
    Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
 
    О транспортном налоге и проблемах, связанных с определением категории транспортного средства.
    Как Вы знаете, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя. Определение категории в отношении наземных транспортных средств нередко вызывает затруднение у налогоплательщиков, а также вызывает немало споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые нередко приводят к судебным разбирательствам.
    Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 НК РФ. Статьей 361 НК РФ определены налоговые ставки и категории транспортных средств. Для целей налогообложения установлены следующие категории наземных транспортных средств, а именно, автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
    Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов, о которых мы уже рассказали в одном из разделов статьи.
    Установление категории транспортного средства в настоящее время, согласно разъяснениям Минтранса Российской Федерации, производится органом по сертификации при выдаче "одобрения транспортного средства" в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 г. N 19, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
    При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 г. N 47-ст.
    Так КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств:
    L2, L3, L4, L5 - механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателей более 50 куб.см и максимальную скорость более 50 км/ч;
    L7 - механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей);
    M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
    М1С - механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом);
    N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн;
    N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонн, но не превышает 12 тонн;
    N3 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн;
    M2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн;
    М3 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн.
    В целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 г. в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Поскольку названная Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения этой Конвенции.
    Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Минэкономразвития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 г. (далее - Положение о ПТС), в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп) паспорта указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной пунктом 5 приложения 6 Конвенции, заключенной в Вене. Категории транспортных средств, установленные пунктом 5 приложения 6 Конвенции, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами.
    Учитывая изложенное, а также разъяснения Минтранса Российской Федерации, определение категории транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН, на что обращено внимание в Письме ФНС от 07.06.2007 г. N 04-3-04/000649.
 
    А как определить категорию транспортного средства, если, например, в паспорте транспортного средства (далее - ПТС) указана категория "В" и она не соответствует категории, указанной в Одобрении типа транспортного средства? Для ответа на этот вопрос обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 03-05-04-04/01. В Письме указано, что ПТС - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
    Немало споров возникает по поводу определения категории транспортных средств, относящихся к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Следует отметить, что по поводу применения налоговых ставок в отношении названных транспортных средств возникает немало споров между налоговиками и налогоплательщиками, поскольку сотрудники налоговых органов часто относят такие объекты налогообложения к категории "грузовые автомобили", а для них установлены более высокие ставки транспортного налога.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 г. N 796 утверждены "Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (далее - Правила допуска). Под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, не относящиеся к автотранспортным средствам. Согласно пункту 4 Правил допуска самоходные машины подразделяются на следующие категории:
    категория "А" - мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства);
    категория "В" - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
    категория "С" - колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт;
    категория "D" - колесные машины с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт;
    категория "Е" - гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;
    категория "F" - самоходные сельскохозяйственные машины.
    В Письме Минфина Российской Федерации от 06.07.2007 г. N 18-0-09/0204 отмечено, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, применяется налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По транспортным средствам, зарегистрированным в ГИБДД, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам.
    Далее в письме сказано, согласно классификации транспортных средств, введенной Женевским соглашением и используемым в Российской Федерации при сертификации транспортных средств, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям, из чего следует, что по отношению к ним следует применять налоговые ставки для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.
    Как отмечено в Письме Минфина Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 03-05-04-04/01, Государственная автомобильная инспекция МВД Российской Федерации не осуществляет государственную регистрацию транспортных средств, относящихся к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". В этой связи в письме обращено внимание на то, что Президиум ВАС Российской Федерации в мотивировочной части Постановления от 18.09.2007 г. N 5336/07 также указал на то, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
    Такая позиция подтверждается и арбитражной практикой, например, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2009 г. по делу N А29-133/2009. Суд установил, что при исчислении транспортного налога налогоплательщик применил ставку, установленную для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил в размере, установленном региональным законодательством. Между тем, спорные транспортные средства, а именно автомобильный кран КС-3574 и автокран КС-45717-1 зарегистрированы в органах ГИБДД, и согласно ПТС относятся к категории "С", то есть являются грузовыми автомобилями.
    При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что при исчислении транспортного налога в отношении спорных транспортных средств должна применяться ставка, установленная для грузовых автомобилей, в связи с чем признали обоснованным доначисление налогоплательщику транспортного налога.
    Аналогичное решение было принято судом того же округа в Постановлении от 27.04.2009 г. по делу N А82-14114/2008-20. Здесь предметом спора был кран стрелковый самоходный на шасси автомобильного типа КС-6476, зарегистрированный в органах ГИБДД как грузовой автомобиль категории "С". Судом сделан вывод, что при исчислении транспортного налога налогоплательщику надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным законом для категории "грузовые автомобили". Ссылка налогоплательщика на ОКОФ судом во внимание не была принята, так как данный акт предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
    Немало споров возникает в отношении автомобилей марок "БелАЗ", "КрАЗ", "МАЗ", подлежащих государственной регистрации в органах Гостехнадзора и согласно ОКОФ относящихся к подклассу "Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов" (код 15 3410020). В Письме Минфина Российской Федерации от 31.05.2006 г. N 03-06-04-04/21, рассматривающего вопрос о том, к какой категории транспортных средств следует относить названные автомобили, со ссылками на статьи 358, 361 НК РФ сказано, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Аналогичный ответ содержит и Письмо Минфина Российской Федерации от 27.06.2008 г. N 03-05-05-04/12 в отношении определения категории таких транспортных средств как "БелАЗ-7555В. Карьерный самосвал" и "БелАЗ-75131. Карьерный самосвал".
    Организация, исчисляя транспортный налог по автомобилю МАЗ-5337-КС3577-3 (автокран), полагала, что при определении ставки следует руководствоваться ОКОФ, согласно которому данное транспортное средство относится к подразделу "Машины и оборудование", а не к подразделу "Транспортные средства". Налоговый орган не согласился с налогоплательщиком, и доначислил сумму налога, применяя более высокую ставку налога. Тот факт, что согласно ОКОФ спорные автотранспортные средства выделены в отдельный подраздел, по мнению налоговиков, не свидетельствует об их отнесении к самоходным, поскольку специальное оборудование названных транспортных средств установлено на базе грузовых автомобилей. Специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории "грузовые автомобили".
    В Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.04.2009 г. по делу N А72-4402/2008, рассматривающего спор между налогоплательщиком и налоговым органом, суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
    К какой категории следует относить автобетоносмесители? В Письме Минфина Российской Федерации от 24.03.2008 г. N 03-11-04/3/149 отмечено, что по транспортным средствам, в том числе автобетоносмесителям, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД Российской Федерации, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.
    Споров по вопросам определения категории транспортных средств возникает, как видите, немало, и многие из них приходится решать, обращаясь в суд. Но арбитражная практика показывает, что суды, определяя категорию транспортного средства, руководствуются, прежде всего, таким документом, как ПТС, в котором должны быть указаны все необходимые данные для определения категории транспортного средства.

Похожие:

Специальная техника iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп специальностью Специальная психология

Специальная техника icon1. В перечень кандидатских экзаменов входят: История и философия...
Специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (далее специальная дисциплина,...

Специальная техника iconРабочая учебная программа предмета техника машинописи по профессии...
...

Специальная техника iconОбразовательная программа основного общего образования мскоу «Специальная...
Мскоу «Специальная школа-интернат мскоу «Специальная школа-интернат I-II вида» I-II вида»

Специальная техника iconМетодические рекомендации для выполнения контрольных работ для заочного...
Учебная дисциплина «Измерительная техника» является обще профессиональной, устанавливающей базовые знания для усвоения специальных...

Специальная техника iconСпециальная Оценка Условий Труда. Порядок проведения. Специальная...
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Специальная техника iconДиректор мбс(к)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Настоящим Положением определяется порядок обращения с персональными данными работников и учащихся мбс(к)оу «Специальная (коррекционная)...

Специальная техника iconКонтрольно кассовая техника и расчеты с покупателями учебно-практическое пособие
Козлова Т. П., Семыкина О. А. Контрольно – кассовая техника и расчеты с покупателями: практикум для нач и сред проф образования:...

Специальная техника iconРекомендации совета директоров Открытого акционерного общества «Уралкриомаш»...
Закрытого акционерного общества «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод»

Специальная техника iconОбразовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)...
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск