Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве


Скачать 139.07 Kb.
НазваниеОбраз библиотекаря в литературе и киноискусстве
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Слайд 1
Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве.
Быть библиотекарем – то же, что ехать на велосипеде:

если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед,

вы падаете.

Д. Шумахер.
Я получил образование в библиотеке.

Причем, совершенно бесплатно.

Р. Бредбери.
Библиотечная профессия не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

В самом деле, отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко замкнутых, интровертных, не от мира сего личностях, — с этим приходится мириться и существовать или бороться профессиональным объединениям библиотекарей не только в нашей стране, но и по всему миру. Специфика библиотечной работы, как в древние времена, так и в наши дни, остается загадкой для большинства.
Слайд 2
Интересно то, что совершенно невозможно определить все разнообразие деятельности библиотекаря, используя для этого один единственный глагол, тогда как врач – лечит, учитель – учит, повар – готовит еду и т.д.

В энциклопедических словарях слово «библиотекарь» часто отсутствует. Слово «библиотека» есть, а слова «библиотекарь» нет. Толкование слова, обозначающего нашу с вами профессию, чаще звучит так: библиотекарь - работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю.

Во французском энциклопедическом словаре Larousse 1980 года издания есть такое определение: библиотекарь - лицо, которому поручили управление библиотекой или присмотр за оной.

Остановиться я решила на следующем определении, понравившемся мне больше других своей многогранностью.

Библиотекарь — работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом.
Слайд 3
Одной из многочисленных задач современного библиотекаря является создание условий, организация информационной среды библиотеки, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя информация интериоризировалась (т.е. была бы глубинно усвоена) им.
Слайд 4
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, ежедневно возникают разные неповторимые ситуации.

На своей странице в Facebookе Российская государственная библиотека открыла интересную рубрику "Историческая жалоба". Здесь публикуются наиболее выдающиеся заметки, поступившие в жалобную книгу библиотеки.

Вот некоторые из них:
Слайд 5
"Очень просим вас, чтобы в вечерние часы библиотекари-консультанты удваивались или утраивались на рабочих местах, особенно в зале каталогов. Демченко И.В. 5 мая 1936 года".
«На вопрос, где бы читателям выпить воды с сиропом, библиотекарша ответила: «нигде». Мне, советскому человеку, такое отношение непонятно. Рядом с гардеробом иногда стоит самовар, но только в качестве издевательства, потому что при нём нет стакана! Неужели нельзя чем-нибудь заполнить этот пробел?» - негодовал 12 июля 1937 г. некто Черных Н.В.
Слайд 6
"Я считаю, что культурный человек не должен наблюдать за тем, как читают другие, даже если этот человек и сотрудник библиотеки! Нужно же всё-таки доверять людям и понимать особенности их настроения! А сотрудница Розенталь нагло продолжала оставаться в пределах читального зала и иногда бросать в мою сторону косые, подозрительные взгляды пока я сам оттуда не вышел. Считаю, что всё это было проделано с её стороны грубо, стыдно и нетактично", - возмущается неизвестный читатель в жалобной книге 21 июня 1937 г.
Слайд 7
Мы работаем для нашего читателя, каким бы он ни был. Профессиональной чертой библиотекаря должно быть высокое педагогическое мастерство. Нужно прежде всего любить людей, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывая особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, объясняя доходчиво и терпеливо. Помимо эрудированности, мы должны быть чуткими и отзывчивыми, всегда неизменно вежливыми и внимательными.

Контакт с читателем должен быть доверительным. Ведь положительное отношение к специалисту возникает не только и не столько потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседу, охотно помогать в выборе книг. Настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, эмпатия к другому человеку.

Общение с читателем – это обмен информацией. Помните ли вы, что 40% информации усваивается благодаря интонации речи, что помимо текста существует подтекст? К сожалению, «открытие» этих истин происходит порой в конфликтных ситуациях.
Слайд 8
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при постановке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Личное обаяние и приятная внешность также необходимы библиотекарю. А хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность и чувство юмора ее сотрудников.
Слайд 9
Сегодня профессия библиотекаря рассматривается в широком социальном контексте. В нашей нынешней, весьма напряженной жизни люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения, для обретения душевного комфорта и равновесия.

В условиях глобальной информатизации все изменяется: меняются интерьеры, фонды, материально-техническая база, оснащенность библиотек. Но готовы ли к переменам сами библиотекари?..

Я не очень давно работаю в библиотеке. Но изучив эту проблему, мне стало интересно, почему до сих пор отечественный библиотекарь в глазах других предстаёт в образе серой мышки, почему выглядит не самым лучшим образом?

Характер изображения библиотекаря в художественной литературе и киноискусстве предстает отражением отношения к ним (то есть к нам, уважаемые коллеги) общества.
В отечественном кинематографе и литературе можно выделить следующие характерные образы библиотекарей:
1. Подвижник или святой. Это тип библиотекаря-праведника, думающего только о благополучии библиотеки, в которой он работает. Такие библиотекари видят цель своей жизни и счастье в том, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Они безвозмездно и бескорыстно помогают людям, предоставляя им знания и информацию.

2. Идеалист, мечтающий приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному». Библиотекари данного типа мечтают перевоспитать своих читателей посредством серьезной литературы, заставляющей думать.

3. Бунтарь, революционер, не согласный с политической системой, взглядами и порядками, существующими в обществе. К сожалению, очень часто такие библиотекари рассматривают библиотеку лишь как вынужденное и временное пристанище.

4. Честный и бедный труженик. Самый распространенный тип отечественного библиотекаря.
В зарубежной литературе и кино образы библиотекарей несколько ярче и заметней. Тем не менее, писатели и режиссеры зачастую изображали и изображают библиотеку как символ крушения жизненных планов. (Ниже падать уже некуда.) Такие стереотипы сохраняются вплоть до 2000-х годов.

Сегодня в зарубежном искусстве образ библиотекаря стал гораздо интереснее. Нашего коллегу можно «повстречать» и в фантастике, и в любовных романах, и в остросюжетных фильмах, детективах, в мистике и даже в ужастиках…
Я хочу представить вашему вниманию подборку произведений отечественных и зарубежных писателей и режиссеров на данную тему.
Итак, ПРО КИНО.

Открывает нашу подборку фильм

«Библиотекарь» США, 2004 г. Режиссер Питер Уинзер.
Слайд 10

Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент-ботаник Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предложили ему работодатели, сильно отличается от будничной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки может быть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей…
Слайд 11
«Брак по расчету». Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова, Е. Стычкин.

Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя…
«Багровые реки». Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.

Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Однако выясняется, что именно сотрудник библиотеки был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял свою роль, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме…
Слайд 12
«Блюз опадающих листьев». Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг.

Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множества тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни ничего не бывает просто так…
«Влюблен по собственному желанию». СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян. В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.

Героиня фильма – молодая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, герои приходят к выводу, что влюбиться можно по желанию, в человека, которого просто наметишь. И они решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении…
Слайд 13
«Живет такой парень». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова.

История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, Пашка любит пофорсить. Ему нравится Настя, местный библиотекарь, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает.
«У озера». СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов. В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.

Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 40 лет назад на всю страну кинофильма. «У озера» - это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми, родной природой и окружающим нас миром. А еще это история любви.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1971 году.
Слайд 14
«Пистолет в сумочке Бетти Лу». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. роли: Пенелопа Энн Миллер.

Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем начинаются невероятные приключения.

В этом фильме показан бунт библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования, монотонной работы и всеобщего равнодушия идут на рискованные действия.
Слайд 15
«Как пройти в библиотеку?» Россия, 2011. Режиссер Е. Малков. В ролях: Т. Бибич, Т. Черкасова.

Владелец сети ночных клубов Олег Баринов по пути на работу заезжает в районную библиотеку, чтобы отдать ненужные книги, которых дома у него накопилось много, а выбрасывать их на помойку ему не позволяет воспитание. В библиотеке он знакомится с Аллой — невзрачной, незаметной девушкой-библиотекарем, которая сначала не производит на него ни малейшего впечатления…
«Мумия» США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс. В ролях: Р. Вайс, Б. Фрейзер.

Конечно, я не могла пропустить этот фильм, ведь его главная героиня Эвелин говорит: «Я горжусь тем, кто я есть… Я – библиотекарь!».

Эвелин не только библиотекарь, она еще и историк, лингвист, и она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. Именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Фильмы фильмами, но наша профессиональная судьба (а для многих она неотделима от личной) заключена все же в книге. Судьба библиотекаря – смотря в книгу, видеть в ней собственное отражение. Это накладывает определенный отпечаток и формирует особый образ, далеко не всегда однозначный.
Итак, далее – ОБРАЗ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 16
Василий Шукшин «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Это сказка-притча. Здесь ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгаритэ». Содержание телефонного разговора, который ведет героиня, не привлекает к ней поклонников, а совсем наоборот, делает образ женщины-библиотекаря примитивным и пошлым.

Лилия Беляева «Семь лет не в счет»

Библиотекарь в книге – честный и бедный труженик. Главный герой на семь лет уезжает зарабатывать деньги на Сахалин. За это время его жена Лариса превращается в типичную (по мнению автора) библиотекаршу с узлом волос на затылке и в бесформенном свитере: «Одна... утром, днем, вечером... Дома, в библиотеке. Книги, полки, книги...». В повести описываются и другие библиотекари. Это принципиальная заведующая читальным залом, а также две подруги Ларисы, для которых увидеть мир обеспеченных людей — все равно, что «слетать на Марс».
Слайд 17
Александр Володин «Идеалистка»

Автор не называет даже ее имени. Она – библиотекарь по профессии и идеалистка по жизни. Она изо всех сил верит в чистую и светлую любовь на всю жизнь, хотя знает, что многие легко сходятся всего лишь на неделю. В ее голове перемешаны истории любви - Офелии, Агафьи Тихоновны, Бедной Лизы, Анны Карениной и даже Дульсинеи Тобосской. И ни возраст, ни жизненные невзгоды никогда не изменят ее романтического восприятия мира. Потому что, как сказано в пьесе, «стыдно быть несчастливой».
Н.К. Горбунов «Доклад»

«Святость» библиотекаря приводит к трагикомическим ситуациям. Так, в рассказе библиотекарь искренне радуется за профессора, беззастенчиво использующего в своем выступлении редкие материалы, которые она собирала по крупицам в течение долгого времени.
Слайд 18
Илья Эренбург. «День второй».

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»
Ларри Бейнхарт «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло»

Университетский библиотекарь Дэвид Голдберг работает на эксцентричного пожилого миллиардера, последнее желание которого — оставить потомкам мемориальную библиотеку о себе и своих достижениях. Впрочем, самая запоминающаяся вещь в его деятельности, как случайно обнаруживает Голдберг — тайна большой политики, которая никогда не должна выплыть наружу. Это заговор по фальсификации президентских выборов! За главным героем, библиотекарем, систематизирующим архивную информацию, начинается настоящая охота.
Слайд 19
Роман Сенчин «Елтышевы»

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается.
Александр Солженицын «Раковый корпус»

Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь. Профессия библиотекаря в романе оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека, сделав его несчастным, сломленным полностью.
Слайд 20
Людмила Улицкая «Сонечка»

Людмила Улицкая написала яркий, удивительный образ библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...».

О повести «Сонечка» когда-то напечатали в одном из наших профессиональных изданий. Автор статьи писала: «Сонечка» – это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава, …главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Мое мнение по поводу характера главной героини расходится с мнением автора этой статьи, и я думаю, что далеко не каждая из нас увидит в Сонечке образец для подражания и в профессиональном, и в личном плане.
Вера Калашникова «Ностальгия»

Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски ... у нее собран большой материал для своей диссертации; надо только в немецких архивах немного порыться... Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря), очень начитанная.

Ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция. Разочарованная отечественной действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения… Повесть необычна и привлекает внимание тем, что в ней, в одной из первых в российской современной литературе, простой библиотекарь приравнивается к академикам, наделен большим интеллектуальным потенциалом.
И именно на этой высокой ноте мне хотелось бы закончить. Конечно, есть и другие образы, и множество других персонажей. Регламент нашего мероприятия не позволяет продемонстрировать все примеры образа библиотекаря, которые возможно обнаружить в художественной литературе и кино (приятно удивляет то, что их немало).

Как это ни странно, но социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет весьма спокойные профессии (например, библиотекарь), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, спасатели). Первые это делают из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а эмоции, между тем, рвутся наружу; а у вторых склонность к риску превращается в привычку.

Я не призываю вас играть в азартные игры, но хочу пожелать привнести этот азарт, огонь в душе, в нашу профессиональную деятельность; сохраняя традиции, постоянно желать нового. И тогда уже в скором будущем в кино и литературе появятся совсем иные образы российских библиотекарей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Похожие:

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconУчебно-практическое пособие Иллюстрации к учебно-практическому пособию...
Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconРабочая программа элективного курса по литературе «Сочинение: законы...
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве icon3. Решение о создании №1 от 20. 06. 2011 -1 (один) лист (скан-образ)
Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию – 1 (один) лист (скан-образ)

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconЛитература (журналист, литературный критик, драматург, искусствовед)
«Человек — художественный образ» является художественный образ, целью труда — достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconРуководство участника выставки «здоровый образ жизни-2010»
Дирекция 4-й выставки «Здоровый образ жизни-2010» благодарит вас за решение принять участие и просит ознакомиться с информацией,...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconРабочая программа мбоу «Гимназия №96»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconПоложение о проведении четвертого Всероссийского конкурса инновационных...
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения четвертого Всероссийского конкурса инновационных архитектурных проектов...

Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве iconПамятка. Начинающему библиотекарю!
Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск