«Рассмотрено»
Руководитель ШМО _____/Вахрина О.И./ Протокол №1от
«26»08.2016г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «Школа №161»
_____/Хасанова Г.Р./ «26»08.2016г.
| «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Школа №161»
_____/Яковлева В.А./ Приказ №123 от
«31»08 . 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя Хасановой Гульсины Рахимьяновны
первой квалификационной категории по географии для 10 А класса (базовый уровень изучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «31»08. 2016г.
2016-2017 учебный год
Рабочая программа для 10 А класса по географии разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
2. Закон Республики Татарстан “Об образовании” № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года, статья 8.
3 ФГОС среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.
4 Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373».
5 Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района г.Казани.
6 Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161 " на 2016-2017 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол от «31» августа 2016 года № 1 )
7 Локальный акт «Положение о рабочих программах» «Средней общеобразовательной русско-татарской школы
Программа включает 3 раздела: пояснительная записка, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы; требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование учебного материала.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Программа реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Изучение географии в старшей школе направлено не достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономичнских вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
- приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучении курса географии 10 - 11 классов отведено 68 часов (по 1 часу в неделю в 10-11классах).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в-10 класс.
В курсе географии 10 А класса предусмотрены практические работы. Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 - 11 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2013. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2012. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2010
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению школьной программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Для изучения курса «География» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина, экскурсия, семинар.
Контроль и учёт достижения учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые виды и формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся ( согласно уставу и локальному акту образовательного учреждения):
текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы) Одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей. Позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Результаты изучения курса «География», уровень подготовки обучающихся и выпускников на конец учебного года приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью правильной оценки важнейших социально-экономичнских вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
- приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Основное содержание
Введение (1 час)
Содержание и задачи курса, его гуманистическое значение для формирования мировоззрения любого человека. Традиционные и новые методы географических исследований. Связь курса «Социально-экономическая география мира» с курсом «Географии России». Приемы работы с учебником, атласом, литературой, справочными материалами и периодической печатью.
Человек и ресурсы Земли (9 часов)
«Первые шаги» человека и расширение границ Ойкумены. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его многовековой истории. Понятие о техносфере и ноосфере (по В.И.Вернадскому).
Практическая работа №1 Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его многовековой истории
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Минеральные ресурсы мира. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Земельные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Учащиеся должны:
Знать: Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
География населения (6 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Трудовые ресурсы и занятость населения. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации.
Практическая работа №3 Сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран.
Учащиеся должны:
Знать: Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь: Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
География культуры, религий, цивилизаций (4 часа)
Культура как путь разрешения всех острейших проблем человечества. Мировые религии.
Цивилизации Востока и Запада.
Учащиеся должны:
Знать: Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.
Уметь: Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.
Политическая карта мира (5 часов)
Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Государственный строй и государственное устройство. Геополитика и политическая география.
Практическая работа №4 Составление классификационных таблиц стран мира: по форме правления, по государственному устройству.
Практическая работа №5 Характеристика политико-географического положения страны. Ее изменения.
Учащиеся должны:
Знать: Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.
Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
География мировой экономики (9 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. НТР и размещение производительных сил. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт мира. ТНК.
Внешние экономические связи.
Практическая работа №6 Характеристика уровня развития важнейших отраслей хозяйства.
Учащиеся должны:
Знать: Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.
Уметь: Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Региональная география (29 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различие стран по размерам территории, численности населения, географическому положению. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны ( главные, высокоразвитые страны Западной Европы, переселенческого капитализма, ключевые страны, НИС, ОПЕК и др.).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и
Латинской Америке, Австралии.
Практическая работа №7 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
Практическая работа №8 Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
Практическая работа №9 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
Практическая работа №10 Составление характеристики Канады.
Практическая работа №11 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Учащиеся должны:
Оценивать и объяснять: Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять: Комплексную географическую характеристику стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Глобальные проблемы человечества (5 часов)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Учащиеся должны:
Оценивать и объяснять: Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
№ п/п
| Название разделов, тем, количество уроков
| По плану
| По факту
| 1
| Введение – 1 час
| 1 нед
|
| 2
|
| |