Скачать 1.83 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент научно-технической политики и образования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутская государственная сельскохозяйственная академия Т.Н. МАРТЫНОВА ХИМИЯ Иркутск 2008 УДК 540 ББК 24 М25 Рецензенты: Писарькова Е.А. доцент, канд. хим. наук; Станевич Л.М. доцент, канд. хим. наук; Мартынова Т.Н. Химия. Программа, методические указания, решение типовых задач и контрольные задания для студентов-заочников факультета механизации сельского хозяйства. - Иркутск. Изд-во Иркутской государственной сельскохозяйственной академии.- 2008. – 92 с.: ил. ISBN В методическом пособии представлены программа, методический подход, решение типовых задач и контрольные задания для студентов-заочников I курса факультета механизации сельского хозяйства. УДК 540 ББК 24 ISBN Мартынова Т.Н., 2008 ВВЕДЕНИЕ Учебная работа студента-заочника по изучению курса химии включает: самостоятельное изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям в соответствии с программой курса; решение задач, в том числе и задач контрольных заданий; присутствие на установочных лекциях и консультациях в период экзаменационной сессии; выполнение лабораторных работ; сдача зачета или экзамена. В силу специфики формы обучения основной упор в изучении дисциплины делается на самостоятельную работу студентов-заочников в течение всего учебного года. Для наиболее рациональной организации такой работы студенту следует руководствоваться следующими рекомендациями. 1. В связи со сложностью и большим объёмом материала по курсу химии не следует откладывать начало его изучения на предсессионный период. Сразу же после получения настоящего методического пособия необходимо взять в библиотеке по месту жительства или работы рекомендованную учебную литературу, по возможности не ограничивая себя одним учебником. 2. В соответствии с программой курса изучить теоретический материал, составляя краткий конспект по каждому рассматриваемому вопросу и воспроизводя его содержание по памяти. При этом особое внимание следует обратить на законы, описывающие количественные соотношения между элементами или веществами, вступающими в химическую реакцию и образующимися в ее ходе. Необходимо знать, кто и когда открыл тот или иной закон, в чем он проявляется, где и как он используется на практике. 3. Ознакомление с теоретическим материалом по соответствующим разделам курса должно обязательно подкрепляться решением типовых задач. В обоих случаях следует пользоваться периодической таблицей химических элементов Д.И.Менделеева. Необходимо знать ее структуру, принцип построения и все условные обозначения. 4. В ходе самостоятельного изучения курса химии в период между сессиями следует использовать любые возможности присутствия на лекциях или семинарских занятиях по курсу химии в высших учебных заведениях или учебно-консультационных пунктах, если таковые имеются по месту жительства. Если это доступно, может быть также полезен просмотр видеозаписей на электронных носителях лекционных курсов по химии, которые готовятся ведущими вузами страны. 5. В сессионный период не следует допускать пропусков лекций, лабораторных работ и консультаций. Литература Основная 1. Коровин Н. В. Общая химия. - М.: Высшая школа, 2003. 2. Фролов В.В. Химия М.: - Высшая школа, 1986. 3. Новиков Г.И. Основы общей химии.- М.: Высшая школа, 1988. 4. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжкова Н.Г. Лабораторные работы по химии. - М.: Высшая школа, 1986. 5. Романцева Л.М., Лещинская З.Л. Суханова В.А. Сборник задач и упражнений по общей химии.- М.: Высшая школа, 1988. 6. Практикум по неорганической химии /Под ред. А.Ф. Воробьева, С.А. Дракина - М.: Химия, 1983. Дополнительная 1. Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1983. 2. Киреев В. А. Курс физической химии. – М.: Химия, 1975. 3. Гаршин А. П. Неорганическая химия в рисунках, схемах, таблицах, формулах, химических реакциях. - С.-Петербург: СПбГУ, 1998.. 4. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. Л.: Химия, 1985. 5. Обучающая энциклопедия «Химия для всех»: http:/www.informika.ru/text/database/chemy/START.html 6. Учебные материалы (программы, лекции, семинары) http://caty.catalysis.nsk.su/chem/education/welcome.html ПРОГРАММА Предмет химии, значение химии в изучении природы и развитии технологии. Основы атомно-молекулярного учения (атомы, молекулы, ионы). Химические элементы. Вещества. Аллотропия. Законы количественных отношений при химических превращениях. Валентность химических элементов. Классификация сложных веществ. Оксиды, основания, кислоты, соли, их химические свойства и способы получения. Систематика химических элементов: исторический аспект. Структура периодической системы Д. И. Менделеева, ее роль в открытии новых элементов. Строение периодической системы Д. И. Менделеева: периоды, группы элементов. Развитие периодического закона в связи со строением атома, Современная формулировка периодического закона Д.И.Менделеева. Квантовая теория света и строение атома по Бору. Электронное облако. Квантование движения электрона в атоме. Принцип Паули, s-, р-, d-, f-орбитали и максимальное число электронов на них. Распределение электронов в атомах по орбиталям. Электронная конфигурация атома и периодическая система элементов. Размеры атомов и ионов. Энергия ионизации и сродство к электрону. Строение атомного ядра, естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Химическая связь. Энергетический аспект образования химических связей. Ковалентная связь. Электроотрицательность атомов. Полярные и неполярные молекулы, их геометрия и свойства. Способы образования ковалентной связи, ее насыщаемость и направленность. Гибридизация атомных орбиталей. Типы и геометрия ковалентных молекул. Ионная связь, её свойства. Поляризуемость и поляризующая способность ионов в ионных соединениях, эффективные заряды ионов. Водородная и металлическая связь. Валентность и степень окисления элементов в свете строения вещества. Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Скорость химической реакции, ее зависимость от концентрации реагентов, их природы и температуры. Энергия активации химической реакции. Катализ. Необратимые и обратимые реакции. Константа химического равновесия. Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Факторы, определяющие направленность химических реакций. Термодинамика химических превращений: внутренняя энергия, энтальпия, энтропия и энергия Гиббса. Энергетические эффекты химических реакций. Термохимические расчёты, энтропия и её изменение в ходе химической реакции. Энергия Гиббса. Вода. Аномальные свойства воды. Растворы и способы выражения концетрации. Насыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Механизмы диссоциации электролитов. Степень электролитической диссоциации. Сила электролитов. Константа диссоциации электролитов. Свойства электролитов с точки зрения теории электролитической диссоциации. Ионно-молекулярные уравнения химических реакций. Диссоциация воды. Водородный показатель. Степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие восстановители и окислители. Химический источник электрической энергии. Гальванический элемент Якоби - Даниэля. ЭДС гальванического элемента. Электродные потенциалы. Ряд напряжений металлов. Электролиз. Катодные и анодные процессы. Законы электролиза. Электролиз в промышленности. Химия полимеров, способы получения полимеров, полимеризация, поликонденсация. Классификация, зависимость свойств от состава и строения. Применение полимеров в народном хозяйстве. Качественный и количественные методы анализа (титриметрический и гравиметрический) их сущность, преимущества и недостатки. Методы физико-химического и физического анализа. Студентам-заочникам факультета механизации сельского хозяйства при изучении химии необходимо выполнить контрольную работу. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Прежде чем приступать к решению задачи по тому или иному разделу, следует внимательно ознакомиться с теоретическим материалом, а также с примерами решения типовых задач, используя рекомендованные учебники и учебные пособия, а также настоящее методическое пособие. 2. Задачи по определению количественных мер реагентов или продуктов реакции решаются путем составления пропорций. Для этого необходимо записать уравнение химической реакции с учетом соблюдения закона сохранения массы, проявляющегося в правильной расстановке коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов реакции. 3. Во избежание ошибок при переводе встречающегося в условии задачи словесного обозначения химических соединений на язык химических формул следует пользоваться справочной и учебной литературой, в частности приложениями к сборникам задач по химии. 4. При оформлении решения задачи записывается как ее номер и условие, так и подробный, с пояснениями ход решения задачи. При этом вначале в общем виде записывается математическое выражение закона, которое затем разрешается относительно искомой величины и лишь после этого в окончательную формулу подставляются все известные из условия данные и производится математический подсчет результата. Величины, имеющие размерность, при подстановке в формулы должны обязательно указываться как числом, так и размерностью, например, 15 г/моль. Если какие-то размерности при вычислениях сокращаются, это должно быть указано косыми черточками, перечеркивающими их. 5. В конце решения после слова «Ответ» должен быть обязательно указан результат, выраженный числом и размерностью, если она имеется. 6. Выполненная работа представляется на кафедру химии не позднее, чем за 5 дней до проведения экзамена по дисциплине. Она должна быть оформлена в отдельной школьной тетради в клетку, на обложке которой указывается «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Ниже - Кафедра неорганической, органической и биологической химии. Ниже — Контрольная работа по химии, вариант № 1 (или любой другой). Ниже — Выполнил — студент энергетического факультета (оставляется место для подписи) Фамилия И.О. Ниже — Проверил - профессор (доцент, ст. преподаватель) (оставляется место для подписи) Фамилия И.О. Ниже - Оценка (оставляется место для оценки).» После проверки контрольной работы студент должен защитить её, т. е. объяснить преподавателю ход решения задач. Только после этого контрольная работа считается зачтенной, а студент допускается к сдаче экзамена. Если из-за большого числа ошибок или из-за неряшливого оформления работа не зачитывается, она должна быть доработана или переоформлена студентом в соответствии с указаниями преподавателя. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Ниже приводится 25 вариантов контрольной работы, охватывающей все основные разделы курса химии. Каждый студент должен решить все задачи своего варианта, который указан в номере задачи вторым числом после точки. Так, запись «Задача 2.6» означает вторую задачу шестого варианта. Номер варианта студент определяет по пересечению строк (предпоследняя цифра шифра зачетной книжки) и столбцов (последняя цифра шифра) таблицы вариантов контрольной работы: Таблица вариантов
|
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,... | О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации... | ||
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | ||
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... | ||
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных... | Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | ||
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |