Согласовано Рассмотрено Утверждаю
Советом школы на Педагогическом совете Директор ГКОУ «СКОШИ №4 VIII вида»
Протокол № 1 протокол № 1 И.М. Колесникова
«28» августа 2014г «29» августа 2014г «29» августа 2014г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЁННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ №4 VIII ВИДА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
КАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. ПРОХЛАДНЫЙ
Содержание
1. Общие положения
| 3
| 2. Целевой раздел
| 5
| 2.1. Пояснительная записка
| 5
| 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы
| 7
| 2.2.1. Общие положения
| 7
| 2.2.2. Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты
| 7
| 2.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ
| 8
| 2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
| 49
| 2.3.1. Общие положения
| 49
| 2.3.2. Особенности оценки личностных и предметных результатов
| 49
| 2.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
| 50
| 2.3.4. Итоговая оценка выпускника школы
| 51
| 2.3.5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
| 52
| 3. Содержательный раздел
| 52
| 3.1. Программа формирования общеучебных умений и навыков на ступени основного общего образования
| 52
| 3.1.1. Цели и задачи программы, ее место и роль в реализации адаптированной образовательной программы
| 52
| 3.1.2. Основные понятия, функции, состав и характеристика общеучебных умений и навыков, их связь с содержанием отдельных учебных предметов и места в структуре образовательного процесса
| 53
| 3.1.3. Условия, обеспечивающие развитие общеучебных умений и навыков у обучающихся
| 56
| 3.1.4. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися общеучебных умений и навыков
| 57
| 3.2. Программы отдельных учебных предметов
| 58
| 3.2.1. Общие положения
| 58
| 3.2.2. Содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
| 58
| 3.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
| 184
| 3.3.1 Основные положения
| 184
| 3.3.2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
| 184
| 3.3.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
| 187
| 3.3.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
| 188
| 3.3.5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
| 189
| 3.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
| 192
| 3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
| 197
| 3.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
| 198
| 3.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего
образования обучающихся
| 199
| 3.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
| 200
| 3.3.11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
| 202
| 3.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
| 203
| 3.4. Программа коррекционной работы
3.5 План внеурочной деятельности 211
| 204
| 4. Организационный раздел
| 262
| 4.1. Учебный план основного общего образования
| 262
| 4.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы
| 268
| 4.2.1. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы
| 268
| 4.2.2. Финансовое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы
| 275
| 4.2.3. Материально-технические условия реализации адаптированной образовательной программы
| 276
|
"Всякая попытка учителя с первого шага внести в ребенка познание и нравственные нормы,
минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового
умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личных свойств и качеств»
- психолог С..Л. Рубинштейн. 1. Общие положения 1.1. Образовательная программа общего основного образования ГКОУ «СКОШИ № 4 VIII вида» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- действующего Устава образовательного учреждения.
1.2. Образовательная программа разработана школой-интернатом самостоятельно, как образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию.
1.3. При разработке образовательной программы общего основного образования школы-интерната (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.
1.4. В Программе учтены специфика образовательного процесса ГКОУ «СКОШИ № 4 VIII вида», образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.
1.5. Программа является локальным нормативным документом школы-интерната, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.
Программа определяет:
- преемственность по отношению к адаптированной образовательной программе начального общего основного образования;
- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в школе-интернате, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;
- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;
- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
1.6. Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса школы-интерната, способы определения достижения целей и результатов и включает:
- пояснительную записку,
- планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы,
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.
Содержательный раздел формулирует содержание основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит:
- программу формирования универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования,
- программы отдельных учебных предметов,
- программу воспитания и социализации обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования, включающую духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программу коррекционной работы;
- план внеурочной деятельности.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:
- учебный план ГКОУ «СКОШИ № 4 VIII вида», как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы;
- систему условий реализации образовательной программы в соответствии с требованиями Базовых Программ специального образования школ VIII вида.
1.7. ГКОУ «СКОШИ № 4 VIII вида», реализующая образовательную программу основного общего образования обеспечивает ознакомление:
- с программой обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной Программы основного общего образования, установленные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе-интернате.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной Программы.
1.8. Переработка образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативно-правовых документов по специальному образованию, СФГОС, в случае изменения наименования и Устава школы-интерната.
2. Целевой раздел 2.1. Пояснительная записка Цели реализации адаптированной образовательной программы ГКОУ «СКОШИ № 4 VIII вида»:
- обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование,
- получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
- обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися;
- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы-интерната, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации образовательной программы;
- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в школе-интернате в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы-интерната) в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
|