Магистратура


НазваниеМагистратура
страница1/26
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
эмблема_факультета.png

МАГИСТРАТУРА

(Направление подготовки 030900.68 (40.04.01) «Юриспруденция».

Профиль подготовки (магистерская программа) «Гражданское право,

семейное право, международное частное право».)
Учебно-методический комплекс

методических материалов для магистрантов отделения заочного обучения

Барнаул 2015
ББК 74.58

УДК 378
Магистратура (Направление подготовки 030900.68 (40.04.01) «Юриспруденция». Профиль подготовки (магистерская программа) «Гражданское право, семейное право, международное частное право».): Учебно-методический комплекс методических материалов для магистрантов отделения заочного обучения. – Барнаул: ЮФ АлтГУ, 2015. – 155 с.

Авторы: к.ю.н., доцент Васильев А.А., к.ю.н., доцент Насыров Р.В., к.ю.н., доцент Букшина С.В., к.ю.н., доцент Холоденко Ю.В., к.ю.н., доцент Пятков Д.В., к.ю.н., доцент Псарева Б.В., к.ю.н. Музюкин Д.В., к.ю.н., профессор Филиппова Т.А., к.ю.н. Васев И.Н., Кардашов М.В., к.ю.н. Шаповалова Е.В., д.ю.н., доцент Аничкин Е.С., к.ю.н., доцент Казанцева А.Е., к.ю.н., доцент И.В.Кирюшина

В настоящем комплексе содержатся: краткое содержание тем, изучаемых дисциплин; планы семинарских и практических занятий; тематика курсовых, контрольных работ и рекомендации для их выполнения; списки основной и дополнительной литературы; примерные вопросы для подготовки к сдаче экзаменов и зачетов.

Учебно-методический комплекс предназначен для магистрантов отделения заочного обучения юридического факультета (профиль подготовки (магистерская программа) «Гражданское право, семейное право, международное частное право»).
Утвержден и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовного права и криминологии

Протокол № __ от __ ______ 201_ г.

Заведующая кафедрой ГП

к.ю.н., профессор Т.А. Филиппова

Публикуется по решению методической комиссии юридического факультета АлтГУ

Протокол № ___ от ___ _____ 201__ г.

Председатель методической комиссии

к.ю.н., доцент Н.И. Калашник

Подписано в печать __ _____ 201__ г. Формат 60х90/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная.

Усл.-печ. л. 6.8 Тираж 100 экз.

Публикуется в авторской редакции.

© Коллектив авторов.

© Алтайский государственный университет.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Введение

В условиях эпохи постмодернизма и информационной эры происходит крушение традиционных ценностей человеческой жизни – религии, нравственности, общего блага, человеческой жизни, государства и права. Кроме того, с начала 90-х гг. прошлого столетия Россия находится в духовном кризисе и поиске мировоззренческих корней отечественной культуры. В связи с чем, в профессиональном становлении современного юриста встает вопрос о формировании нравственного и мировоззренческого стержня, который будет способствовать реализации социального потенциала и поиску справедливости в юридической практике. Поэтому в курс юридических дисциплин магистерского направления подготовки входит специальный курс «Философия права», призванный помочь в самоопределении ценностного мира профессионального юриста сквозь глубинные духовные основы правового бытия.
Тематика семинарских и практических занятий

Тема 1. Сущность права

  1. Проблема правопонимания: основные подходы.

  2. Нетрадиционные подходы к праву.

  3. Религиозные концепции права.

Задания:

  1. Какой подход к сущности права доминирует среди практикующих юристов? Объясните почему.

  2. Какая из концепций понимания права отражена в Конституции РФ 1993 года?

  3. Каков на ваш взгляд выход из проблемы плюрализма концепций права?

Тема 2. Философские проблемы истории права

  1. Происхождение права.

  2. Вехи и перспективы права.

  3. Проблема истории русского права.

Задания:

  1. Каковы возможные пути использования исторического подхода к праву в сфере правотворчества и правоприменения?

  2. Что означает органический, естественный ход развития права?

  3. Оценить историю развития русского права? Каковы ее особенности?

Тема 3. Философская проблема соотношения религии, нравственности и права

  1. Религиозные основы права.

  2. Право и нравственность.

  3. Право в православной культуре.

Задания:

  1. Каким образом на развитии русского права отразились христианские начала?

  2. Проанализируйте соотношения права и веры в христианской трактовке?

  3. Покажите в современном российском законодательстве нормы права, которые имеют религиозные корни.

Тема 4. Юридическая аксиология

  1. Ценность права: основные подходы.

  2. Отрицание ценности права в марксизме и анархизме.

  3. Ценность права в русской культуре.

Задания:

  1. Объясните, почему в российском правовом сознании господствует юридический нигилизм?

  2. Каковы возможные пути устранения юридического нигилизма?

Тема 5. Право, справедливость, свобода, общее благо

  1. Право и справедливость.

  2. Право и свобода.

  3. Право как средство обеспечения общего блага.


Литература ко всем темам дисциплины

Основная литература:

  1. Валицкий, А. Философия права русского либерализма: пер. с англ. / Анджей Валицкий. – М.: Мысль, 2012. – 567 с.

  2. Иконникова, Г.И. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В. П. Ляшенко.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 351 с.

  3. Малахов, Валерий Петрович Философия права. Формы теоретического мышления о праве: [таблицы и схемы]: учеб. пособие для вузов/ В.П. Малахов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 263 с.

Дополнительная литература:

  1. Авдеев О.К. Личность и индивидуальность в философии Николая Страхова // Административное право и процесс. – 2011. – № 8. – С. 50-51.

  2. Баренбойм П.Д. Библейское начало философии права // Законодательство и экономика. – 2012. – № 2. – С. 9-17.

  3. Бессонова В.В. К вопросу о единстве и целостности государства в системе категорий философии права // Юридический мир. – 2010. – № 10. – С. 29-32.

  4. Богинич О.Л. Генезис права как права силы // Российский юридический журнал. – 2010.  № 5. – С. 29-33.

  5. Варламова Н.В. Российская теория права в поисках парадигмы // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 68-84.

  6. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А.Н. Медушевский; Ин-т обществ. мысли. – М.: РОССПЭН, 2010. – 520 с.

  7. Новгородцев, П.И. Избранные труды / Павел Иванович Новгородцев ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. К.А. Соловьев; Ин-т обществ. мысли. – М.: РОССПЭН, 2010. – 960 с.

  8. Петражицкий, Л.И. Теория и политика права: избр. тр. / Л.И. Петражицкий; науч. ред. изд. Е.В. Тимошина; СПбГУ, Варшавский ун-т. – СПб. : Юрид. книга, 2010. – 1104 с.

  9. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий; сост., авт. вступ. ст. и коммент. А.Н. Медушевский; Ин-т обществ. мысли. – М.: РОССПЭН, 2010. – 800 с.

  10. Полдников Д.Ю. От философии и права к философии права? (Конфликт двух правовых школ ius commune XIII - XIV вв.) // История государства и права. – 2010. – № 20. – С. 44-46.

  11. Селиванов А.И. Введение в российскую философию государства и права // История государства и права. – 2010. – № 17. – С. 8-15.

  12. Развитие философии права как насущный вопрос российской государственности (отчет о совместном заседании Московско-Петербургского философского клуба и судей Конституционного Суда РФ при участии Ассоциации юристов России от 23.10.2009) // Адвокат. – 2009. – № 11. – С. 6-7.

  13. Тимошкина, И.В. Право как ценность и ценности в праве: монография / И.В. Тимошкина; отв. ред. Е.В. Ушакова; НИИ философии образования НГПУ, Сиб. ин-т знаниеведения, Филос. о-во Алтая. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 232 с.

  14. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики: [сборник]/ Московско-Петербургский филос. клуб; сост. П.Д. Баренбойм, А.В. Захаров. – М.: Летний сад, 2010. – 320 с.

  15. Черняева А.В. Справедливость и законность в политико-правовой концепции Дж. Ролза: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Черняева А.В.; Юрид. ин-т. – СПб., 2010. – 24 с.


Примерные вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет философии права.

  2. Место философии права в системе юридических наук.

  3. Сущность право: основные подходы.

  4. Нетрадиционные подходы к праву.

  5. Постмодернизм и право.

  6. Проблема возникновения права.

  7. Плюрализм правовых культур и европоцентризм естественно-правовой концепции.

  8. Историческая школа права.

  9. Философские проблемы русской истории права.

  10. Проблема самоидентификации русской правовой культуры.

  11. Философские проблемы методологии права.

  12. Постмодернистская методология права.

  13. Религиозные основы права.

  14. Право и нравственность.

  15. Православная трактовка права.

  16. Право в мусульманской и конфуцианской традиции.

  17. Перспективы развития права в условиях глобализации.

  18. Ценность права.

  19. Ценность государства.

  20. Право и закон.

  21. Право и свобода.

  22. Право и справедливость.

  23. Право и общее благо.

  24. Философские проблемы правотворчества.

  25. Герменевтика в толковании права.

  26. Истина в правоприменении: основные проблемы.

  27. Справедливость в процессе правоприменения.

  28. Юридический нигилизм в России: причины и пути выхода.

  29. Перспективы российского права: дискуссионные вопросы.

  30. Антропология права (человек в мире права).


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение.

История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России. Современное состояние отечественного юридического образования.
Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания.

Юриспруденция в системе гуманитарного образования. Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин. Значение меж- и внутрипредметных связей.
Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.

Общее понятие методики преподавания. Виды, формы и способы преподавания правоведения. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.

Тема 4. Специфика правоведения как прикладной дисциплины.

Практическая направленность юридического образования. Использование официальных актов в изучении права. Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.

Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Функции лекций. Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога. Семинарские и практические занятия. Виды семинаров. Структура практических занятий. Критерии оценки лекций и семинаров.

Тема 6. Игровые формы преподавания правовых дисциплин

Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
Тематика семинарских и практических занятий

Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания.

        1. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.

        2. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.

        3. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.

        4. Значение меж- и внутрипредметных связей.


Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.

              1. Общее понятие методики преподавания.

              2. Виды, формы и способы преподавания правоведения.

              3. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.

              4. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.


Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

  1. Понятие и история развития лекции как формы преподавания.

  2. Классификация лекций по целям и формам.

  3. Понятия и достоинства лекции-диалога.

  4. Понятие семинарского и практического занятия. Виды семинаров.

  5. Структура практических занятий.

  6. Критерии оценки лекций и семинаров.


Тема 6. Игровые и иные формы преподавания правовых дисциплин

    1. Понятие и виды игровых форм преподавания.

    2. Роль примеров юридической практики и деловых игр.

    3. Решение казусов (задач) как метод преподавания права.

    4. Правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.

5. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.

Литература ко всем темам дисциплины

Акты и документы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 0030900 «Юриспруденция».

  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. // Юридическое образование и наука, 2006, № 1.

  3. Приказ ректора Алтайского государственного университета от 07.05. 2009 № 43/п. «Методические рекомендации для экспертной оценке качества проведения учебных занятий». Рекомендовано НМС Алт.ГУ от 04.03.2009.

Основная

  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права/В.Д. Перевалов/ М. -2010.

  2. Рыжов В. Н. Дидактика. Учебное пособие   - М.: Юнити-Дана, 2012. 

  3. История политических и правовых учений: учеб. для вузов/ МГЮА; под общ. ред. О. В. Мартышина. – М.: НОРМА, 2010. – 912 с.

Дополнительная

  1. Синиюков В.Н., Сюнюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного образования в России // Государство и право, 2010, №3 . С.33-42.

  2. Еникеев З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право, 2010. С. 23-33.

  3. Кененова И. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран / И. Кененова  //  Сравнительное конституционное обозрение.-2009. - N 6.-С. 66-71.

  4. Круглова Н.В. Психологическая подготовка студентов-юристов к профессиональной деятельности следователя / Н. В. Кругова  //  Среднее профессиональное образование.-2010. - N 4.-С. 19-20.

  5. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в 60-70-е годы XIX века: статья шестая / В. А. Томсинов  //  Законодательство.-2010. - N 10.-С. 88-94.

  6. Ахундова С.Л. Межпредметные связи как средство реализации интегративных возможностей предмета "Познание мира" / Ахундова С. Л.  //  Актуальные проблемы современной науки.-2009. - N 2.-С. 52-56.

  7. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины "Теория государства и права" / Урумов А. В.  //  Юридическое образование и наука.-2010. - N 3.-С. 25-29.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.

  2. Современное состояние отечественного юридического образования.

  3. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.

  4. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.

  5. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин

  6. Понятие и значение меж- и внутрипредметных связей.

  7. Общее понятие методики преподавания.

  8. Виды, формы и способы преподавания правоведения.

  9. Понятие традиционных и инновационных форм преподавания.

  10. Понятие и виды лекций.

  11. Понятие виды семинарских занятий.

  12. Критерии оценки лекций и семинарских занятий.

  13. Понятие и виды игровых форм преподавания.

  14. Роль примеров юридической практики и деловых игр в преподавании права.

  15. Решение казусов (задач) как метод преподавания права. Юридический спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.

  16. Методика составления тестов по правоведению

  17. Методика проведения олимпиад по праву.


Для допуска к зачету магистарант должен подготовить текст лекции по выбранной им теме в рамках собственной специализации с выделением следующих блоков:

  1. Тема;

  2. Метод обучения;

  3. Цели лекции (обучающая, развивающая, воспитательная);

  4. Этапы проведения занятия

    1. Организационный

    2. Блок теоретического материала

    3. Блок применения полученных знаний (решение задачи, анализ примеров судебной практики и т.д.)

    4. Подведение итогов лекции.

Лекция оформляется с соблюдением требований, предъявляемых к оформлению курсовых и контрольных работ, и представляется непосредственно преподавателю в день сдачи зачета.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Содержание дисциплины

Структура данного курса построена в хронологическом порядке, то есть в ней воспроизводится общепринятая периодизация всемирной истории. В рамках данного курса изучаются политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, периода разложения феодализма и буржуазных революций, Нового и Новейшего времени. Система курса отражает так называемый «портретно-индивидуализирующий» подход к изложению материала, то есть в рамках каждого раздела рассматриваются, как правило, политико-правовые учения конкретного мыслителя. Признание универсальных принципов социального бытия не должно приводить к отрицанию возможности их своеобразного оформления в различных цивилизациях. В настоящее время перед российскими учеными-правоведами стоит задача преодоления явного европоцентризма в содержании и структуре этого курса. Образцы восточной и отечественной политико-правовой мысли до сих пор рассматриваются лишь на фоне достижений западноевропейской культуры. Необходимо больше внимание уделять отечественной политико-правовой мысли, своеобразие и глубина которой явно недооцениваются. Целесообразно разделить курс на две равноправных по значению части – История политических и правовых учений зарубежных стран и История отечественной политико-правовой мысли. Это способствовало бы освобождению российского правосознания от научного и идеологического «провинциализма» и склонности к упрощенно-идеализированному восприятию опыта западной правовой культуры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Магистратура iconМагистратура

Магистратура iconПравила приема Специальности и направления Образовательные программы...

Магистратура iconДоговор № на оказание платных образовательных услуг по программам...

Магистратура iconМагистратура
Поддержка талантливых студентов изучающих китайский язык, преподавателей китайского языка и слушателей Института Конфуция

Магистратура iconБланк регистрации ипкиппро огпу
...

Магистратура iconВниманию студентов 1 курса!
Студентам 1 курса, поступившим на бюджетную форму обучения (бакалавриат, магистратура), нуждающимся в общежитии, необходимо

Магистратура iconО магистерской подготовке (магистратуре) в южном федеральном университете
Магистерская подготовка (магистратура) реализуется Южным федеральным университетом (далее по тексту – юфу) на основании следующих...

Магистратура iconМагистратура
Учебно-методический комплекс предназначен для магистрантов отделения заочного обучения юридического факультета (профиль подготовки...

Магистратура iconМагистратура
Учебно-методический комплекс предназначен для магистрантов отделения заочного обучения юридического факультета (профиль подготовки...

Магистратура iconОглавление: Общая информация
Магистратура Высшей школы государственного администрирования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова это программа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск