Скачать 300.75 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕДЕВИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ» «Согласовано» «Утверждаю» зам. директора по УВР директор гимназии __________Г.В.Москалева ____________Л.И.Микулич «___»__________2014 год приказ №___ от «___»_______2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» ДЛЯ 7 КЛАССА Разработана учителем Рассмотрена русского языка и литературы на заседании кафедры Ключниковой О.Ю. русского языка и литературы (название кафедры) Протокол №___ от ________2014 Пояснительная записка Обоснование необходимости данного курса. В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики. Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека. На изучение данного курса отводится 17 часов. Целью краткого курса практической стилистики русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах литературного языка. Учебные задачи:
Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их. Поскольку курс сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приёмы, в том числе и игровые. Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.
Учащийся в результате изучения программы должен ЗНАТЬ: Понятия: Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. УМЕТЬ:
Измерителем достижений обучаемых должны быть показатели, характеризующие изменение умений относительно начального уровня:
Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов разных стилей, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся. Учебно-тематический план.
Программа курса 1. Общее понятие о практической стилистике русского языка Стилистика – раздел языкознания. Основные виды практической стилистики: лексическая, грамматическая, стилистический синтаксис. 2. Функциональные стили русского языка 2.1 Понятие о функциональных стилях Функциональные стили. Классификация стилей. Книжные стили. Разговорный стиль. 2.2 Научный стиль Возникновение и развитие научного стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности научного стиля. 2.3 Официально-деловой стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности официально-делового стиля. Официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль. 2.4 Публицистический стиль Возникновение и развитие публицистического стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности публицистического стиля. Газетно-журнальная разновидность этого стиля. 2.5 Художественный стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности художественного стиля. Авторский стиль. 2.6 Разговорный стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности разговорного стиля. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов. 3. Лексическая стилистика. 3.1. Смысловая точность речи Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. 3.2. Лексическая сочетаемость слов Смысловая несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости. Контаминация. 3.2. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (2 часа). Алогизм. Плеоназм. Тавтология. 3.3. Стилистическая окраска слова Стилистическая закреплённость слова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. 3.4. Активный и пассивный запас лексики Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. 3.5. Фразеологизмы Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 3.6. Канцеляризмы Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. 3.7. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 3.8. Смысловые единицы речи Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 3.9. Лексические образные средства речи Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов. Дидактический материал к занятиям по курсу «Практическая стилистика русского языка» Общее понятие о практической стилистике. Упражнение 1. В толковых словарях найдите слова, имеющие не менее трех лексических значений, и составьте с ними предложения. Упражнение 2. Сделайте семантический, этимологический, словообразовательный анализ одного из глаголов, используя при этом следующие словари: Краткий этимологический словарь русского языка./М., 1975/; Словарь русского языка /в 4-х томах под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1984/; Словарь русского языка /под ред. С.И.Ожегова, М., 1972/; Школьный словообразовательный словарь /М., 1991/ и другие. Общий текст должен быть написан в форме небольшого эссе. Пример текста: "БРОСАТЬ ИЛИ БРИТЬ?" Каждое слово в языке проживает свою жизнь, как человек, долгую или короткую. Оно порой существует в языке веками, не' меняя своей формы и значения, а порой умирает и рождается вновь, но уже в иной семантике. И часто это новое значение так прочно входит в наш обиход, что первоначальное, исконное забывается. Как человек оставляет после себя потомство, так и одно слово рождает другие, которые затем начинают жить самостоятельной жизнью. Этот процесс оживляет словарный запас языка, пополняет его, и русскому языку, пожалуй, нет равных по словообразовательным возможностям. Неслучайно его считают одним из самых богатейших, образных языков мира. Каждое слово в языке достойно своего определенного места, каждое имеет свою историю. Глагол, БРОСАТЬ в современной форме и значении является собственно русским словом. Однако в памятниках, начиная с ХУ111 века, встречается древнерусское слово БР СНУТИ в значении -брить, скрести. Предполагаемое развитие значений этого слова следующее: оголять, сбивать головки у льна, заставлять их лететь прочь - бросать. В современном русском языке имеется несколько значений этого слова. "Словарь русского языка" под ред. Е. П. Евгеньевой / М., 1984/ дает пять основных. БРОСАТЬ: I. Взмахом заставлять лететь, падать что-либо. /Бросать гранату/. 2. Быстро перемещать, направлять, посылать куда-либо. /Бросать войска в бой/. 3. Устранять как ненужное, выбрасывать,./Бросать старые газеты/. 4. Уходить от кого-либо. /Бросать семью, работу/. 5. в сочетании с существительными жар, холод. /Бросать в жар/. Если, попытаться сделать словообразовательный анализ глагола БРОСАТЬ, то увидим,, что он образован от глагола БРОСИТЬ при помощи суффикса -А- /брос- а-ть/. Только от одного глагола БРОСАТЬ в русском языке образовано 43 слова /по данным "Школьного словообразовательного словаря"/. Новые слова образованы префиксальным способом /забросить, набросать/, а также суффиксально-префиксальным /добрасывать, набросок/. С глаголом БРОСАТЬ в языке функционируют 13 фразеологических оборотов, среди них наиболее распространенные и широко употребляемые: бросать перчатку; бросать камешек в чужой огород; бросать деньги на ветер. Глагол БРОСАТЬ может быть заменен синонимами, и тогда возникают новые словообразовательные ряды. Функциональные стили русского языка Упражнение 1. Сравните несколько текстов на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Т е к с т 1. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром... Т е к с т 2. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон… Текст 3 ..Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний, |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности... | ||
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции | Термины: стилистика, стиль, стиль языка, стиль речи, функциональный стиль, стилистическая окраска, коннотация, стилистическое значение,... | ||
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Спецкурс «Введение в историю Нового и новейшего времени» предусмотрен компетентносно-ориентированным учебным планом по направлению... | ||
«Стилистика и литературное редактирование» разработана доцентом кафедры теоретической и прикладной лингвистики, кандидатом филологических... | Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом... | ||
Учебное пособие предназначено для изучения спецкурса «Сделки с недвижимостью» по всем формам обучения, а также для углубленного изучения... | Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «специальная... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |