Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика»


Скачать 300.75 Kb.
НазваниеРабочая программа спецкурса «практическая стилистика»
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕДЕВИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ»

«Согласовано» «Утверждаю»

зам. директора по УВР директор гимназии

__________Г.В.Москалева ____________Л.И.Микулич

«___»__________2014 год приказ №___ от «___»_______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА

«ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА»

ДЛЯ 7 КЛАССА

Разработана учителем Рассмотрена

русского языка и литературы на заседании кафедры

Ключниковой О.Ю. русского языка и литературы

(название кафедры)

Протокол №___ от ________2014

Пояснительная записка

Обоснование необходимости данного курса. В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики. Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека. На изучение данного курса отводится 17 часов.

Целью краткого курса практической стилистики русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах литературного языка.

Учебные задачи:

  • Научить стилистическому анализу текстов,

  • Помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления

Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их. Поскольку курс сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приёмы, в том числе и игровые.

Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.

  1. Упор на письменные формы работы позволяет:
    1) получать регулярную обратную связь,
    2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики

  2. Подбор нескучных (познавательных, увлекательных) заданий даёт возможность поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.

  3. Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.

  4. Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.

Учащийся в результате изучения программы должен

ЗНАТЬ:

Понятия: Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.

УМЕТЬ:

  • Редактировать тексты разных стилей

  • Классифицировать лексические ошибки

  • Писать тексты разных стилей

Измерителем достижений обучаемых должны быть показатели, характеризующие изменение умений относительно начального уровня:

  • Повышение речевой грамотности

  • Значительное улучшение качества устной и письменной речи

  • Активизация творческих способностей.

Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов разных стилей, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Учебно-тематический план. 



Тема курса

Кол-во часов

Форма контроля

Образовательный продукт

1

Общее понятие о практической стилистике русского

1

Анализ текста

 

2

Функциональные стили русского языка Понятие о функциональных стилях

1

Анализ предложенных текстов

 

3

Научный стиль

1

Стилистический анализ текста

 

4

Официально-деловой стиль

1

Стилистический анализ текста

 

5

Публицистический стиль

1

Стилистический анализ текста

 

6

Художественный стиль

1

Стилистический анализ текста

 

7

Разговорный стиль

1

Стилистический анализ текста

Создание сборника текстов на одну тему разных стилей

8

Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

1

Рецензирование текста

 

9

Лексическая сочетаемость слов

1

Рецензирование текста

 

10

Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте

1

Рецензирование текста

 

11

Стилистическая окраска слова

1

 

 

 12

Активный и пассивный запас лексики

1

Рецензирование текста

 

 13

Фразеологизмы

1

Рецензирование текста

 

14 

Канцеляризмы

1

Рецензирование текста

 

 15

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

1

Рецензирование текста

 

16 

Смысловые единицы речи

1

Рецензирование текста

 

17 

Лексические образные средства речи

1

Рецензирование текста

Творческая работа (анализ одного слова с точки зрения лексической стилистики)

 

Итого

17

 

 

Программа курса

1. Общее понятие о практической стилистике русского языка

Стилистика – раздел языкознания. Основные виды практической стилистики: лексическая, грамматическая, стилистический синтаксис.

2. Функциональные стили русского языка

2.1 Понятие о функциональных стилях Функциональные стили. Классификация стилей. Книжные стили. Разговорный стиль.

2.2 Научный стиль Возникновение и развитие научного стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности научного стиля.

2.3 Официально-деловой стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности официально-делового стиля. Официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.

2.4 Публицистический стиль Возникновение и развитие публицистического стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности публицистического стиля. Газетно-журнальная разновидность этого стиля.

2.5 Художественный стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности художественного стиля. Авторский стиль.

2.6 Разговорный стиль Основные стилевые черты. Характерные особенности разговорного стиля. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов.

3. Лексическая стилистика.

3.1. Смысловая точность речи Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов.

3.2. Лексическая сочетаемость слов Смысловая несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости. Контаминация.

3.2. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (2 часа). Алогизм. Плеоназм. Тавтология.

3.3. Стилистическая окраска слова Стилистическая закреплённость слова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

3.4. Активный и пассивный запас лексики Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика.

3.5. Фразеологизмы Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.6. Канцеляризмы Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.

3.7. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.8. Смысловые единицы речи Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.9. Лексические образные средства речи Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

Дидактический материал к занятиям по курсу
«Практическая стилистика русского языка»
Общее понятие о практической стилистике.

Упражнение 1. В толковых словарях найдите слова, имеющие не менее трех лексических значений, и составьте с ними предложения.

Упражнение 2. Сделайте семантический, этимологический, словообразовательный анализ одного из глаголов, используя при этом следующие словари: Краткий этимологический словарь русского языка./М., 1975/; Словарь русского языка /в 4-х томах под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1984/; Словарь русского языка /под ред. С.И.Ожегова, М., 1972/; Школьный словообразовательный словарь /М., 1991/ и другие. Общий текст должен быть написан в форме небольшого эссе. Пример текста:

"БРОСАТЬ ИЛИ БРИТЬ?"

Каждое слово в языке проживает свою жизнь, как человек, долгую или короткую. Оно порой существует в языке веками, не' меняя своей формы и значения, а порой умирает и рождается вновь, но уже в иной семантике. И часто это новое значение так прочно входит в наш обиход, что первоначальное, исконное забывается.

Как человек оставляет после себя потомство, так и одно слово рождает другие, которые затем начинают жить самостоятельной жизнью. Этот процесс оживляет словарный запас языка, пополняет его, и русскому языку, пожалуй, нет равных по словообразовательным возможностям. Неслучайно его считают одним из самых богатейших, образных языков мира. Каждое слово в языке достойно своего определенного места, каждое имеет свою историю.

Глагол, БРОСАТЬ в современной форме и значении является собственно русским словом. Однако в памятниках, начиная с ХУ111 века, встречается древнерусское слово БР СНУТИ в значении -брить, скрести. Предполагаемое развитие значений этого слова следующее: оголять, сбивать головки у льна, заставлять их лететь прочь - бросать.

В современном русском языке имеется несколько значений этого слова. "Словарь русского языка" под ред. Е. П. Евгеньевой / М., 1984/ дает пять основных. БРОСАТЬ: I. Взмахом заставлять лететь, падать что-либо. /Бросать гранату/. 2. Быстро перемещать, направлять, посылать куда-либо. /Бросать войска в бой/. 3. Устранять как ненужное, выбрасывать,./Бросать старые газеты/. 4. Уходить от кого-либо. /Бросать семью, работу/. 5. в сочетании с существительными жар, холод. /Бросать в жар/.

Если, попытаться сделать словообразовательный анализ глагола БРОСАТЬ, то увидим,, что он образован от глагола БРОСИТЬ при помощи суффикса -А- /брос- а-ть/.

Только от одного глагола БРОСАТЬ в русском языке образовано 43 слова /по данным "Школьного словообразовательного словаря"/. Новые слова образованы префиксальным способом /забросить, набросать/, а также суффиксально-префиксальным /добрасывать, набросок/.

С глаголом БРОСАТЬ в языке функционируют 13 фразеологических оборотов, среди них наиболее распространенные и широко употребляемые: бросать перчатку; бросать камешек в чужой огород; бросать деньги на ветер. Глагол БРОСАТЬ может быть заменен синонимами, и тогда возникают новые словообразовательные ряды.
Функциональные стили русского языка

Упражнение 1.

Сравните несколько текстов на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст.

Т е к с т 1.

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...

Т е к с т 2.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Текст 3

..Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний,
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconРабочая программа спецкурса по направлению магистратуры 030500. 68...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconПрактическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая...
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconТемы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина....
Термины: стилистика, стиль, стиль языка, стиль речи, функциональный стиль, стилистическая окраска, коннотация, стилистическое значение,...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconРабочая программа факультатива «Текст. Стилистика. Грамматика»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconРабочая программа спецкурса введение в историю Нового и новейшего...
Спецкурс «Введение в историю Нового и новейшего времени» предусмотрен компетентносно-ориентированным учебным планом по направлению...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconПрограмма дисциплины «Стилистика и литературное редактирование»
«Стилистика и литературное редактирование» разработана доцентом кафедры теоретической и прикладной лингвистики, кандидатом филологических...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconКультура речи и стилистика рекомендовано Ученым советом Орелгту в качестве учебного пособия
Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconЮриспруденция
Учебное пособие предназначено для изучения спецкурса «Сделки с недвижимостью» по всем формам обучения, а также для углубленного изучения...

Рабочая программа спецкурса «практическая стилистика» iconПрограмма спецкурса «Деловое письмо»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «специальная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск