И её актуальность


Скачать 472.71 Kb.
НазваниеИ её актуальность
страница1/10
ТипЗанятие
filling-form.ru > Туризм > Занятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина «Клиничекая фармакология»

Учебно-методическая разработка для студентов (внеаудиторная работа)
Номер и тема занятия: 1.01

Предмет, задачи и основные понятия клинической фармакологии (КФ). Возможности рационального сочетания лекарственных препаратов. Нежелательные лекарственные реакции (НЛР). Особенности проявления нежелательных эффектов у детей. Особенности параметров КФ в детском возрасте. Влияние лекарственных средств на плод и новорождённого. Экскреция лекарственных средств с молоком.
Вид занятия: Внеаудиторное занятие.
Продолжительность занятия:
Цель занятия: Обеспечить студентов базовыми понятиями и знаниями по клинической фармакологии для восприятия и освоения изучаемого материала.
Тема и её актуальность: Значительное увеличение количества новых лекарств вызвало потребность резкого повышения требований к испытанию фармакологических средств. Возникла необходимость разработки принципов и методов всестороннего научного изучения действия фармакологических препаратов в клинических условиях. Так появилась клиническая фармакология - наука, занимающаяся изучением лекарственных средств применительно к человеку. Поскольку целями фармакотерапии является излечение, купирование обострения, профилактика осложнений или оказание симптоматической помощи, клиническая фармакология призвана обеспечить научно обоснованную методологию осмысленной и экономически оправданной фармакотерапии. Таким образом, современная клиническая медицина немыслима без грамотной фармакотерапии, а последняя невозможна без понимания основ клинической фармакологии и доказательной медицины.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  1. Предмет и задачи клинической фармакологии. Разделы клинической фармакологии (клиническая фармакокинетика, фармакодинамика, фармакогенетика, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология).

  2. Понятие фармакотерапии. Виды фармакотерапии (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, профилактическая). Основные принципы рациональной фармакотерапии (обоснованность, минимизация, рациональность, экономичность, контролируемость, индивидуализированность). Этапы фармакотерапии. Фармакологический анамнез (понятия, правила сбора, интерпретация). Принципы разработки рекомендаций пациентам, посвященным правилам применения лекарственных средств. Острый фармакологический тест (понятие, назначения, правила проведения). Приверженность больного лечению - комплаентность (понятие, факторы, влияющие на приверженность лечению, методы повышения приверженности больного лечению). Ответственное самолечение.

  3. Оценка клинической эффективности и безопасности лекарственных средств. Принципы разработки программ контроля эффективности и безопасности лекарственных средств. Методы оценки влияния лекарственных средств на качество жизни.

  4. Клиническая фармакокинетика. Основные фармакокинетические параметры и их клиническое значение. Фармакокинетическая кривая. Расчет нагрузочной и поддерживающей дозы лекарственного средства. Расчет дозы лекарственного средства у пациентов с хронической почечной недостаточностью. Коррекция дозы лекарственного средства у больных с нарушением функции печени. Основные фармакокинетические процессы (всасывание, распределение, связь с белками плазмы крови, метаболизм, выведение лекарственных средств). Механизмы всасывания лекарственных средств; участие гликопротеина-Р во всасывании лекарственных средств; факторы, влияющие на всасывание лекарственных средств; пути введения лекарственных средств. Распределение лекарственных средств. Связь лекарственных средств с белками плазмы крови. Факторы, влияющие на распределение и связь лекарственных средств с белками плазмы крови (заболевания, лекарственные средства). Метаболизм (биотрансформация) лекарственных средств: реакции I фазы (окисление, восстановление, гидролиз) и II фазы (конъюгация). Пресистемный метаболизм лекарственных средств («эффект первого прохождения). Лекарственных средства с высоким и низким печеночным клиренсом. Клинически значимые изоферменты цитохрома Р-450 (CYP3A4, CYP2D6, CYP2C9, CYP2C19). Фенотипирование ферментов метаболизма лекарственных средств и его клиническое значение. Индукция и ингибирование ферментов метаболизма лекарственных средств: механизмы, клиническое значение. Экстрагепатический метаболизм лекарственных средств (метаболизм лекарственных средств в кишечнике, легких, почках). Факторы, влияющие на метаболизм лекарственных средств (пол, возраст, заболевания). Выведение лекарственных средств: механизмы и органы, участвующие в выведении лекарственных средств. Роль транспортеров органических анионов и гликопротеина-Р в выведении лекарственных средств. Факторы, влияющие на выведение лекарственных средств (пол, возраст, заболевания). Методы определения лекарственных средств в биологических жидкостях. Организация деятельности лаборатории клинической фармакокинетики в многопрофильном стационаре.

  5. Фармакодинамика. Механизмы действия лекарственных средств. Антагонисты, агонисты, частичные агонисты. Молекулы мишени лекарственных средств (рецепторы, ферменты, ионные каналы). Виды фармакологического ответа: ожидаемый фармакологический ответ, гиперреактивность, тахифилаксия, идиосинкразия. Взаимосвязь между фармакокинетикой и фармакодинамикой. Понятие о терапевтическом диапазоне. Терапевтический лекарственный мониторинг (показания, клиническое значение, интерпретация результатов).

  6. Нежелательные лекарственные реакции. Классификация ВОЗ: реакции А, В, С, D, Е. Токсические эффекты лекарственных средств. Нежелательные лекарственные реакции, обусловленные фармакологическими эффектами лекарственных средств. Аллергические и псевдоаллергические реакции. Канцерогенность лекарственных средств. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Синдром отмены. Факторы риска развития нежелательных лекарственных реакций. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных лекарственных реакций. Правила оповещения органов надзора за лекарственными средствами о возникновения нежелательных лекарственных реакций.

  7. Передозировка лекарственными средствами: диагностика, первая помощь, основные принципы терапии. Передозировка опиатами, барбитуратами, транквилизиторами.

  8. Взаимодействие лекарственных средств. Рациональные, нерациональные и опасные комбинации. Виды взаимодействия лекарственных средств. Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств (на уровнях всасывания, распределения, метаболизма, выведения). Фармакодинамическое взаимодействие лекарственных средств (прямое и косвенное). Синергизм и антагонизм. Взаимодействие лекарственных средств с пищей, алкоголем, компонентами табачного дыма, фитопрепаратами. Факторы риска лекарственного взаимодействия.

  9. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у беременных и плода. Категории лекарственных средств по степени риска для плода по ВОЗ: А, В, С, D, E, X. Тератогенность, эмбриотоксичность и фетотоксичность лекарственных средств. Принципы фармакотерапии у беременных. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у лактирующих женщин. Принципы фармакотерапии у лактирующих женщин.

  10. Клиническая фармакогенетика. Фармакогеномика. Генетические особенности пациента, влияющие на фармакокинетику лекарственных средств: полиморфизмы генов ферментов метаболизма лекарственных средств; полиморфизмы генов транспортеров лекарственных средств. Экстенсивные, медленные и быстрые метаболизаторы. Генетические особенности пациента, влияющие на фармакодинамику лекарственных средств: генетические полиморфизмы рецепторов, ферментов, ионных каналов. Клиническое значение фармакогенетики для индивидуализации фармакотерапии. Организация деятельности лаборатории клинической фармакогенетики в многопрофильном стационаре.

  11. Принципы оказания первой врачебной помощи и реанимационных мероприятий при неотложных состояниях у детей.

  12. Юридические и этические аспекты применения лекарственных средств. Клинико-фармакологическая служба в ЛПУ (принципы организации, основные функции).


Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  1. Выбирать лекарственные средства и режимы дозирования лекарственных средств с учетом их фармакокинетики;

  2. Рассчитывать нагрузочную и поддерживающую дозу лекарственного средства по показаниям;

  3. Рассчитывать дозы лекарственных средств для пациентов с хронической почечной недостаточностью, нарушениями функции печени;

  4. Интерпретировать результаты терапевтического лекарственного мониторинга для выбора дозы лекарственных средств.

  5. Проводить острый фармакологический тест, интерпретировать его результаты для выбора лекарственных средств.

  6. Разрабатывать программу контроля эффективности лекарственных средств с учетом их фармакологических эффектов.

  7. Оценивать влияние лекарственных средств на качество жизни.

  8. Проводить мероприятия повышающие приверженность больного медикаментозному лечению.

  9. Разрабатывать программу контроля безопасности лекарственных средств с учетом нежелательных реакций, которые они могут вызвать;

  10. Проводить профилактику, диагностику и коррекцию нежелательных лекарственных реакций;

  11. Заполнять официальные документы по уведомлению уполномоченных органов о развитии нежелательных лекарственных реакций;

  12. Проводить диагностику и лечение передозировки ЛС.

  13. Выбирать лекарственные средства с учетом их взаимодействия с совместно применяемыми лекарственными средствами.

  14. Инструктировать больных о возможных взаимодействиях лекарственных средств с пищей, фитопрепаратами, компонентами табачного дыма, алкоголем.

  15. Выбирать лекарственные средства у беременных с учетом степени риска для плода и у лактирующих с учетом способности лекарственных средств проникать в грудное молоко.

  16. Интерпретировать результаты фармакогенетических исследований выбора лекарственных средств и их дозы.


Интегративные связи по теме:

Изучение клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

  1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

  2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

  3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника;

  4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

  5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

  6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов;

  7. биология;

  8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ;

  9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

  10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии;

  11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях).

  12. Фармакология


Содержание занятия:

  1. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия (основные вопросы для обсуждения):

    1. Определение понятия «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними?

    2. Предмет и задачи клинической фармакологии?

    3. Закон о Лекарственных средствах. Место Фармакологического комитета и Минздрава РФ в сфере обращения лекарственных средств (ЛС). «Порядок назначения лекарственных средств...» (Приказ № 328). Типы названий препаратов?

    4. Фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, их содержание и значение. Понятие о формулярной системе?

    5. Методология и фазы клинического исследования новых ЛС? Современные методы проведения клинических испытаний ЛС, понятие о контролируемых клинических исследованиях, особенности проведения клинических испытаний у детей?

    6. Деонтология в клинической фармакологии. Понятие о доказательной медицине, ее основные положения?

    7. Значение фармакокинетики (ФК) для выбора ЛС и определения режима их дозирования:

  • путь введения,

  • всасываемость,

  • биодоступность,

  • биоэквивалентность,

  • связь с белками,

  • связь с объем распределения,

  • метаболизм,

  • период полувыведения,

  • клиренс,

  • пути и скорость выведения.

    1. Особенности ФК ЛС в различные возрастные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди).

    2. Особенности ФК ЛС при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровообращения, печени и почек.

    3. Фармакодинамика (ФД) ЛС:

  • Определение понятий ФД,

  • рецепторы,

  • мессенджеры,

  • механизм действия,

  • селективность,

  • стереоизомеры,

  • полные и частичные агонисты и антагонисты.

    1. Терапевтический индекс, клинический эффект, НЛР.

    2. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним.

    3. Действие ЛС при однократном и курсовом применении.

    4. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (дозы - разовая, суточная, курсовая; кратность применения).

    5. Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах.

    6. Значение мониторного наблюдения за действием ЛС.

    7. Взаимосвязь между ФД и ФК. Особенности ФД ЛС в различные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди).

    8. Взаимодействие ЛС:

  • Характер взаимодействия ЛС (фармацевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое).

  • Клиническая характеристика проявлений взаимодействия ЛС.

  • Принципы рационального комбинирования ЛС.

1.20. Нежелательные лекарственные реакции:

  • Методы их выявления, профилактики и коррекции.

  • Клинические виды НЛР у больного (фармакодимамические, токсические, аллергические, мутагенные, парамедикаментозные).

  • Механизмы прогнозирования возможного развития НЛР.

  • Зависимость НЛР от показаний к применению ЛС, от пути введения, от дозы, длительности их применения, от возраста больных.

  • Особенности нежелательного действия ЛС на плод и новорожденного.

1.21.Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения ЛС у больных.

1.22. Значение клинических и лабораторно-инструментальных методов оценки эффективности и безопасности применения ЛС.

1.23. Рецепт, его структура, основные правила написания.
Теоретический модуль по теме занятия:

Основные положения фармакокинетики




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

И её актуальность iconПлан аналитического отчета, с а также содержательная часть заявления....
Актуальность, соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. Ссылаться только на новые актуальные документы,...

И её актуальность iconГлав не должно повторять название
Во введении: 1 Обязательно указать актуальность работы (здесь не надо истореографии и не надо определении). Актуальность должна быть...

И её актуальность iconАктуальность темы диссертационного исследования
Эс в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан со всей очевидностью и на долгие годы вперед предопределило...

И её актуальность iconМкоу «Гимназия №1» актуальность
Лист индивидуальных достижений в системе оценки образовательных результатов первоклассников

И её актуальность iconСогласовано
Актуальность развития многопрофильной (универсальной) школы в современных социокультурных условиях города Москвы

И её актуальность iconАктуальность проблемы
Условия, определяющие поведение больных в ходе рп, их взаимоотношения с персоналом, постановку реабилитационной работы 8

И её актуальность icon16 пояснительная записка актуальность и перспективность
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...

И её актуальность iconПеречень ответов на вопросы к экзамену по сапр тп
Вопрос №1 – Актуальность проблемы автоматизированного проектирования технологических процессов. Требования мирового рынка к современной...

И её актуальность iconМетодические рекомендации педагогам дополнительного образования по...
Актуальность разработки индивидуального маршрута одарённого ребёнка

И её актуальность iconАктуальность географической науки
Б ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
filling-form.ru

Поиск