Администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АДАМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ М.И.ШЕМЕНЕВА»
(МБОУ «АСОШ№1 им. М.И. Шеменева»)
462830, Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка, ул. Красногвардейская, д.17,
E-mail: school1@adamroo.info, Телефон: 8(35365) 2-14-68, факс: (35365) 2-14-60
__________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Председатель
Управляющего Совета
Д.Н.Сиделев
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы О.Н.Чайка
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФГОС ООО)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная школа № 1имени М.И.Шеменева»
муниципального образования
Адамовский район
Оренбургской области
на период 2015-2020 г.г. Утверждена на конференции педагогического коллектива и родительской общественности --- августа 2015 года. пос. Адамовка
2015 г.
Содержание
| стр.
| 1. Целевой раздел…………………………………………………………...
| 5
| 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………
| 5
| 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования ………..
| 7
| 1.2.1. Общие положения…………………………………………………….
| 7
| 1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты …
| 11
| 1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ………………………………………………………………….
| 14
| 1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий…………….….
| 14
| 1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся …………….
| 18
| 1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности …
| 21
| 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ……………….
| 22
| 1.2.3.5. Русский язык……………………………………………………….
| 23
| 1.2.3.6. Литература …………………………………………………………
| 23
| 1.2.3.7. Иностранный язык………………………………………………..
| 31
| 1.2.3.8. История России. Всеобщая история ……………………………
| 33
| 1.2.3.9. Обществознание ………………………………………………….
| 36
| 1.2.3.10. География …………………………………………………………
| 41
| 1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия …………………………….…
| 45
| 1.2.3.12. Информатика ……………………………………………………..
| 49
| 1.2.3.13. Физика………………………………………………………….…..
| 51
| 1.2.3.14. Биология ……………………………………………………….….
| 54
| 1.2.3.15. Химия ……………………………………………………….……..
| 55
| 1.2.3.16. Изобразительное искусство………………………………….…..
| 58
| 1.2.3.17. Музыка……………………………………………………….…….
| 60
| 1.2.3.18. Технология………………………………………………….……..
| 62
| 1.2.3.19. Физическая культура ……………………………………….…….
| 64
| 1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности ……………………….
| 66
| 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
| 69
| 1.3.1. Общие положения……………………………………………………..
| 69
| 1.3.2. Особенности оценки личностных результатов……………………..
| 71
| 1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов………………..
| 72
| 1.3.4. Особенности оценки предметных результатов……………………..
| 77
| 1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений………………………………………………………….
| 78
| 1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию…………………………..….
| 79
| 1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения…
| 80
| 2. Содержательный раздел……………………………………………..
| 81
|
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
|
81
|
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
| 2.2.1. Общие положения………………………………………………….
| 94
| 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования……………………………………………………….
| 95
| 2.2.2.1. Русский язык ……………………………………………………..
| 95
| 2.2.2.2. Литература ………………………………………………………..
| 100
| 2.2.2.3. Иностранный язык………………………………………………..
| 109
| 2.2.2.4. История России. Всеобщая история …………………………….
| 114
| 2.2.2.5. Обществознание…………………………………………………..
| 127
| 2.2.2.6. География…………………………………………………………
| 130
| 2.2.2.7. Математика. Алгебра. Геометрия………………………………
| 137
| 2.2.2.8. Информатика…………………………………………………….. .
| 140
| 2.2.2.9. Физика……………………………………………………………..
| 142
| 2.2.2.10. Биология…………………………………………………………
| 144
| 2.2.2.11. Химия…………………………………………………………….
| 146
| 2.2.2.12. Изобразительное искусство…………………………………….
| 147
| 2.2.2.13. Музыка……………………………………………………………
| 149
| 2.2.2.14. Технология ………………………………………………………
| 150
| 2.2.2.15. Физическая культура……………………………………………
| 151
| 2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности…………………….
| 152
|
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
|
| 2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся…….…..
| 153
| 2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся ………………………………………………….…..
|
155
| 2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся……………………………………………..…
|
156
| 2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
| 158
| 2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися……..……
| 161
| 2.3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного
образования по социализации обучающихся ……………………………..
|
167
| 2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся……………………………………………………….
|
168
| 2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни……………………………
|
170
| 2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся…
|
172
| 2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся………………………………………………………………………….
|
175
| 2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся…………
|
179
| 2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся ……………………………………………….
|
179
| 2.4. Программа коррекционной работы ……………………………….
| 181
| 3. Организационный раздел
|
| 3.1. Базисный учебный план основного общего образования ………….
| 189
| 3.1.1. Пояснительная записка……………………………………………….
| 189
|
|
| 3.1.2. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО……………………………………………………………………..
| 194
| 3.1.3. Структура учебного плана …………………………………………..
| 194
| 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
| 195
| 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………..
|
196
| 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………
|
210
| 3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………….
|
212
| 3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы ………………………………………………………….
|
213
| 3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………….
|
214
| 3.2.6. Дорожная карта формирования необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования ………………………………………………………………………..
|
217
|
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная школы № 1 имени М.И.Шеменева» муниципального образования Адамовский район Оренбургской области (далее МБОУ «АСОШ №1») разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт)
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков,
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога, социального педагога;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « АСОШ№1» муниципального образования Адамовский район Оренбургской области сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (10—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (10—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. |