Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор»


НазваниеПрограмма профессионального самоопределе-ния «Выбор»
страница1/21
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Дополнения к «Отчёту о деятельности пилотной площадки в 2012-2015г.»

МОУ СОШ № 9 г. Усть-Кута
4.Перечень единичных проектов, вошедших в проект комплексной модернизации образовательной системы школы (краткое описание с фиксацией достигнутого результата по каждому проекту).


Название проекта

Изменения, на которые направлен проект

Сроки реализации

Достигнутый результат

1. Электронное приложение

«Методика оценки личност-ного роста по В.П. Степанову»

(автор Ермолина О.А., зам. директора по автоматизации ОП)

(Приложение 1, с.20



Качественное измене-ние диагностики лично-стного роста учащихся, изучение характера их отношения к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям и т.д.

2015-2018г.

1. Муниципальный семинар

10.04.2015 г. «Подходы к созданию системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Представлен опыт работы СОШ № 9, наработанные материалы рекомендованы для реализации в образовательных организациях города и района

2. Глубокий анализ работы школы по реализации программы воспитания и социализации с целью выявления имеющихся проблем и планирования путей их решения, коррекции планов воспитательной работы.

2.Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» (автор Семенюк Н.И.

(Приложение 2, с.4)


Программа направлена на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволя-ющих осуществлять сознательный, само-стоятельный профес-сиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

2015-2018 г.

1. Муниципальный семинар районного методобъединения психологов от16.04.2015г «Актуальные проблемы профессионального самоопределения в условиях введения ФГОС». Представлен опыт работы СОШ № 9, наработанные материалы рекомендованы для реализации в образовательных организациях города и района


3. «Рабочая тетрадь по профориентации учащихся 6 класса» (автор Фёдорова А.Н., психолог МОУ СОШ № 9 (Приложение 3, с.101)

Изменение содержания психолого-педагогичес-кого сопровождения школьников, направ-ленного на изучение склонностей, интересов и особенностей уча-щихся; выстраивание взаимоотношений ученика, родителя и классного руководителя.

2015-2018г.

1. Методическое пособие проходит стадию апробации в 6-х классах МОУ СОШ № 9.

2. Муниципальный семинар районного методобъединения психологов «Актуальные проблемы профессионального самоопределения в условиях введения ФГОС» от 16.04.2015г «Рабочая тетрадь» была представлена в качестве методического пособия для организации профориента-ционной работы с 6-классниками, получила положительный отзыв со стороны коллег.


Приложение 1

Электронное приложение (фрагмент в качестве иллюстрации)

«Методика оценки личностного роста по В.П. Степанову»

(автор Ермолина О.А., зам. директора по автоматизации ОП)







Приложение 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная №9

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

«ВЫБОР»



2015

Усть-Кут

Программа профессионального самоопределения «Выбор»

1. Обоснование необходимости Программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не всегда совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и области. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не в полной мере получает знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:

1. Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

2.Необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

3. Трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;

4. Совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;

5. Инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

6. Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение. Таким образом решаются одни из основных задач профессиональной ориентации: в процессе обучения школьник, развивая свои способности, склонности и интересы, получает возможность самореализоваться в определенных областях деятельности, а, следовательно, строить жизненные планы и профессиональные перспективы. Разобраться же, в какой именно сфере профессиональной деятельности он может занять подобающее ему место, дает возможность система профессиональной ориентации.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

МОУ СОШ № 9 накоплен богатый опыт работы по профориентации, существует налаженная система мероприятий по профориентации с 1 по 11 класс. На базе школы с 2009 года работает муниципальный кабинет профориентации. В кабинете накоплены самые разнообразные методические материалы, в т.ч. компьютерные диагностики. На 3 уровне в школе существует профильное обучение. По плану кабинета в течение года осуществляются экскурсии на предприятия города. Хорошо зарекомендовал себя молодёжный форум «В жизни я всё выбираю сам», профессиональные пробы с участием профессионалов. Есть положительный опыт проведения профориентационной игры «Выбор профиля обучения – залог успешной профессиональной карьеры в будущем» для учащихся 9-х классов. В летнее время действует летняя Школа юных журналистов. Ежегодно выпускники этой школы поступают на журналистику в вузы региона.

Не один год на базе школы в летнее время работают профильные лагеря отдыха: оборонно-спортивного профиля «Факел», естественнонаучного профиля «Крохолята».

Данная работа в школе подвела коллектив школы к мысли о необходимости перехода от профориентации к профессиональному самоопределению школьников. Таким образом, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. Формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

2. Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. 

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.

Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. 

Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. 

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.

Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей.

Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. 

Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии. 

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

Профориентация обучающихся предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы заключается в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на решение общей задачи – формирование полноценных граждан своей страны. Субъектами профориентационной помощи являются следующие социальные институты: школа, МКП, различные психологические центры (медико-социально- психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома детского творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и т.д. Координатором этой работы должна быть школа, а главным инициатором организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги. На уровне самой школы в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми: администрация, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги, сами учащиеся и их родители.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconПрограмма среднего профессионального образования по специальности...
Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая гбоу спо по «Пензенский многопрофильный колледж»...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconПримерная рабочая программа профориентационного курса «Мой выбор моё призвание»
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconАвторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс)
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем....

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconРабочая программа по элективному курсу «Психология и выбор профессии» для 9а класса Составитель
Для учащихся девятых классов выбор профессии главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconПримерная программа профессионального модуля пм 1 «проектирование...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconРабочая программа профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconПрограмма профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconРабочая программа профессионального модуля 07. Выполнение работ по профессии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconПрограмма профессионального модуля
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа профессионального самоопределе-ния «Выбор» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск