В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии


Скачать 96.94 Kb.
НазваниеВ настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Создание системы

экологических рейтингов

А.Ф. Малышевский, докт. философ. наук, председатель Общественного совета при Росприроднадзоре

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии.
Пока ещё у нас нет общепризнанных со стороны власти и бизнеса корректных критериев экологической оценки.

Одним из препятствий для объективной оценки эффективности экологического управления в регионах и на предприятиях являются различия в степени воздействия на окружающую среду. В одних регионах размещение вредных производств привело к накоплению экологического ущерба, в других – ситуация относительно благоприятная. Сравнивать эффективность управления в таких условиях сложно, но необходимо.

Другим препятствием послужила деятельность «независимых» экологических рейтинговых агентств. Проблема проявилась в том, что «независимость» методов оценки находится в прямой зависимости от стоимости услуг, то есть чем выше стоимость, тем выше рейтинг, под который подгоняются критерии и методы оценки. Деятельностью таких агентств система рейтингов в экологии была скомпрометирована.

При этом система экологических рейтингов может быть инструментом повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов.

Поэтому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования договорилась с Российским союзом и Международным конгрессом промышленников и предпринимателей о сотрудничестве в области создания инновационной автоматизированной системы для сбора, обработки и систематизации статистической и динамической информации по воздействию на окружающую среду; в области создания объективных экологических рейтингов и индексов и представления статистической и рейтинговой информации федеральным и региональным органам власти, органам местного самоуправления, а также заинтересованным лицам и общественности. С этой целью учреждено ОАО «Агентство экологической информации» (ОАО «ЭКО-ИНФОРМ»).

Росприроднадзор будет оказывать содействие в сборе статистической и динамической информации по воздействию на окружающую среду, методологически помогать в разработке интегральных показателей для расчета экологических рейтингов и индексов, использовать систему для корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Для реализации соглашения стороны создадут рабочую группу при Росприроднадзоре по вопросам создания и внедрения инновационной автоматизированной системы по оценке воздействия на окружающую среду, также есть договоренность с Межведомственной комиссией по экологической безопасности Совета Безопасности об участии в рейтинговой оценке предприятий. Следовательно, на первых порах Росприроднадзор будет выступать оператором такой объективности.

Опыт управления природоохранной деятельностью показывает, что государственные органы способны достигнуть определенных результатов при осуществлении традиционного подхода, основанного на проведении проверок и наложении санкций. Но такой подход зачастую не сопровождается новаторскими инструментами, повышающими вероятность обнаружения нарушений, дающими более высокий эффект их профилактики и сокращающими административные расходы на обеспечение экологического контроля.

Что представляют собой системы рейтинговой оценки? Это эффективное дополнение правовому регулированию, способное его усилить. Рейтинги позволяют:

  • отразить в простой и доступной для понимания общественности форме результаты природоохранной деятельности регионов и промышленных предприятий;

  • обеспечить доступ к достоверной экологической информации со стороны рыночных институтов и общества;

  • оказать влияние на выполнение принципов и совершенствование целевых показателей экологической политики со стороны промышленных предприятий и администрации регионов под воздействием общественного мнения и средств массовой информации;

  • поддерживать и развивать конструктивный диалог между контрольно-надзорными органами, администрацией региона, предприятиями и гражданским обществом для эффективного решения экологических проблем территорий.


Системы рейтинговой оценки соответствуют принципам, заложенным рядом многосторонних экологических соглашений, в том числе Декларации Рио, Орхусской Конвенции 1998 г., которая защищает право каждого человека на доступ к экологической информации и обязывает государства обеспечить участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Отсюда следует, что экологические рейтинги работают на основе конкретных юридических обязательств.

Обычно в основе рейтингов лежат четыре основных источника информации:

  • статистическая отчетность промышленных предприятий;

  • отчетность государственных надзорных органов, в том числе акты проверок и протоколы нарушений, а также данные о наложенных мерах и взысканиях;

  • жалобы со стороны общественности;

  • исследования (обзоры) и другие аналитические документы, в которых рассматриваются характеристики предприятий и их природоохранная деятельность.

Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.

Система рейтинговой оценки регионов и промышленных предприятий направлена на решение основных задач государственной политики в области экологического развития и будет способствовать формированию эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти.

Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить:

  • развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды,

  • совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества.

Экологические рейтинги должны отражать экологическую эффективность деятельности государственных надзорных органов, органов исполнительной власти и предприятий - природопользователей на соответствующих территориях посредством критериев, определяемых на основе системы объективных показателей и индикаторов.

В конечном счете, система рейтинговой оценки нацелена на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. Такой подход должен основываться на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

Участие в экологическом рейтинге со стороны предприятий и регионов является стимулом для совершенствования природоохранной практики, подчеркивает направленность к достижению экологической эффективности. Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования, будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Эти усилия будут сопровождаться совершенствованием процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учету при принятии решений на всех уровнях, в том числе в соответствии с международными конвенциями и соглашениями и, в конечном счете, способствовать внедрению современных рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Такое направление совершенствования природоохранной практики создаст институциональные условия для поэтапного внедрения системы декларирования соблюдения экологических требований, широкого проведения экологического аудита на фоне повышения экологической и социальной ответственности бизнеса.

С другой стороны, система экологических рейтингов создаст стимулы для совершенствования системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе внедрения методов учета негативного воздействия на окружающую среду с использованием автоматизированных систем, позволяющих своевременно получать достоверную информацию в режиме реального времени о состоянии окружающей среды.

Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.

Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.

Очерченные выше направления совершенствования практики эффективного природопользования через призму системы экологических рейтингов должны строиться при непосредственном участии граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Проблематика повышения эффективности природоохранной деятельности может только тогда быть раскрыта и всесторонне обсуждена, если при принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности принимают участие все представители гражданского общества.

Здесь имеется в виду представительное участие и подробный учет законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, включая стратегическую экологическую оценку, а так же при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

В этой связи система экологических рейтингов будет служить надежным индикатором в процессе обеспечения открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях.

Информационная открытость в части негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий и предпринимаемых ими мер по снижению такого воздействия будет стимулировать развитие добровольных механизмов экологической ответственности, нацеленные на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

В основу системы составления экологических рейтингов должна должна быть положена надежная система управления информацией, содержащая параметры, формирующие статистическую отчетность предприятия или региона. Эта система должна обеспечивать:

  • достоверность и хранение показателей;

  • возможность обмена информацией и обработку данных;

  • представление результатов в цифровом и графическом виде.

Наиболее спорным вопросом может, на первый взгляд, показаться наличие таких параметров, как сумма штрафов, налагаемых на предприятие за нарушение предельно допустимых нормативов, и сумма нанесенного окружающей среде ущерба.

Действительно, при взаимном понимании существующей практики участниками природоохранного регулирования предполагается, что система наложения штрафов и определения ущерба еще далека от совершенства и что другого действенного механизма с использованием возможностей государственных надзорных органов вряд ли существует. При этом стороны понимают, что штрафы, компенсация здоровью населения еще настолько низки, что предприятия предпочитают оплачивать их, но не улучшать производственный процесс, а региональные власти реагируют на следствие, выраженное в росте специфических заболеваний, но не на причину. В большей степени это касается градообразующих предприятий, экономическая эффективность которых обратно пропорциональна инвестициям в экологию, а финансирование здравоохранения происходит из федерального и регионального бюджетов. В этом отношении рейтинги будут являться одним из очень немногих механизмов, которые позволят муниципальным и региональным властям бороться с этой практикой.

При этом совершенно очевидно, что удельные выбросы вредных веществ являются основными параметрами, которые следует контролировать для проверки соблюдения утвержденных нормативов выбросов и оценки результатов внедрения природоохранных мероприятий.

Общественным советом при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки принятия управленческих решений в области рационального природопользования и экологии.

Цель работы – создание методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для формирования системы мониторинга эффективности управленческой деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и промышленных предприятий.

Повышение экологической эффективности региона или отдельно взятого предприятия может быть достигнуто эффективным управлением теми элементами деятельности, продукции и услуг, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду. В одних случаях это может быть состояние атмосферного воздуха, в других, рост отходов и решение задач по их утилизации и переработке.

Показатели оценки экологической эффективности подразделяются в системе рейтинговой оценки на две категории:

- показатели экологической эффективности (ПЭЭ);

- показатели состояния окружающей среды (ПСОС).

Показатели экологической эффективности делятся на два типа:

- показатели эффективности управления (ПЭУ), обеспечивающие информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации;

- показатели эффективности функционирования (ПЭФ), обеспечивающие информацию об экологической эффективности функционирования организации.

Показатели состояния окружающей среды дают представление о фактическом или потенциальном воздействии на окружающую среду экологических аспектов деятельности и тем самым способствуют планированию и внедрению системы оценивания экологической эффективности. Оценка экологической эффективности и, следующие за ней экологические аудиты помогают руководству оценить экологическую эффективность и при необходимости идентифицировать области, требующие улучшения.

Максимально широкое представительство предприятий в экологических рейтингах и оперативное представление предприятиями сведений, необходимых для выполнения оценки их эффективности, позволит наиболее полно отразить эколого-экономическую составляющую модернизационного потенциала территории в информационно-аналитическом докладе Правительству Российской Федерации, готовящемся Росприроднадзором совместно с Комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Комитетом Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Похожие:

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconПриродопользования и экологии Ульяновской области
Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области государственной услуги по выдаче, переоформлению,...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconАдминистративный регламент предоставления Министерством лесного хозяйства,...
Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconПо управлению природных ресурсов и экологии
Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconПермский филиал Факультет бизнес-информатики Кафедра информационных...
Описание процесса разработки системы поддержки принятия решений в управлении персоналом 38

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconАналитический доклад "Выборы 13 марта 2011 года и состояние политической системы России"
Дмитрий Орлов, сопредседатель Общественного совета «Честный выбор», член Общественного научно-методического консультативного совета...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconТепловая защита зданий
Энергетический паспорт жилых и общественных зданий предназначен для подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для бакалавров...
«Методы принятия управленческих решений», «Государственные и муниципальные финансы», «Планирование и проектирование организаций»...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии icon«Сведения об объектах бытового обслуживания, розничной торговли,...
Для формирования Единой системы показателей муниципального образования и сбора данных по единому перечню показателей заполняется...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconРазработка корпоративной системы мотивации (на примере ОАО гк «Ока»)
В настоящее время все организации озабочены проблемой как не только привлечь и удержать такой персонал, но и мотивировать его к продуктивной...

В настоящее время усилиями Общественного совета при Росприроднадзоре завершается разработка системы показателей и методики расчета рейтингов регионов и предприятий по показателям статистики для поддержки управленческих решений в области рационального природопользования и экологии iconИнформация о начале формирования общественного совета при отделе...
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 года №1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск