Скачать 292.29 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II» МГУПС (МИИТ) Институт экономики и финансов Кафедра «Международный финансовый и управленческий учет» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Налоги и налогообложение» Тема: «налоговая система Российской Федерации и ее составляющие» Вариант: «Налог на добычу полезных ископаемых» Выполнила: Студентка гр. ЭЭБ-231 Гаврилова А.А. Проверил: Асс. Калачев М.А. Москва – 2016 Содержание Введение ………..………………………………………………………………...3 Раздел 1.Сущность налога на добычу полезных ископаемых по элементам налоговой системы………………………………………………………………..5
Раздел 2. Роль и место налога на добычу полезных ископаемых в бюджете РФ. ………………………………………………………………………………..15 2.1 Роль НДПИ в налоговой системе РФ…...………………………………….15 2.2 Анализ и динамика НДПИ в период с 2012 по 2014 гг...…………………17 Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………..……..24 Введение Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач. Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды). Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. В данной работе мы рассмотрим:
Раздел 1.Сущность налога на добычу полезных ископаемых по элементам налоговой системы. 1.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ, а также организации сведения, о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 ФЗ от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГКРФ», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются: - полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; -полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах; -полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Не признаются объектом налогообложения: - общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; - добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; - полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании. Реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; - полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; - дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; -метан угольных пластов. Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации. 1.2. Виды добытого полезного ископаемого 1) антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и горючие сланцы; 2) торф; 3) углеводородное сырье: - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная; - газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей налогообложения переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки; - газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ); - газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа; - метан угольных пластов; 4) товарные руды: - черных металлов (железо, марганец, хром); - цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках); - редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий); - многокомпонентные комплексные руды; 5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел); 6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений); 7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы); 8) битуминозные породы; 9) сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых; 10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии); 11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие); 12) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь); 13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений; 14) соль природная и чистый хлористый натрий; 15) подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды; 16) сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий). Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. 1.3.Налоговая база и оценка стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, как стоимость отдельно добытых полезных ископаемых. При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья налоговая база определяется до истечения следующих сроков:
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто.1 Количество добытого ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь2 полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров; - на приобретение упаковки и иной подготовки, произведенных и (или) реализуемых товаров; - на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты; - на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика; - на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, - на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. За исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки при реализации добытых полезных ископаемых материальные.
1.4. Налоговая ставка и налоговый период Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговая ставка:
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Раздел 2. Роль и место налога на добычу полезных ископаемых в бюджете РФ. 2.1 Роль НДПИ в налоговой системе РФ. Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставку акциза за сырую нефть. Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ. Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата. До принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными. С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло. Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации. Налог на добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Сумма налога по всем добытым полезным ископаемым. За исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемым, распределяются следующим образом: - 40% - в доходы федерального бюджета; - 60% - в доходы бюджетов субъектов Федерации. Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) распределяется следующим образом: - 95% суммы налога – в доход федерального бюджета; - 5% суммы налога – в доходы субъекта Федерации. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доходную часть бюджета субъекта Федерации. Если же добытие любых полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами российской территории, на территориях, находящихся под российской юрисдикцией или же арендуемых у иностранных государств, то вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет. 2.2 Анализ и динамика НДПИ в период с 2012 по 2014 гг. Налог на добычу полезных ископаемых выступает одним из наиболее важных обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации, который регулирует правоотношения между государством, предприятиями, организациями и другими пользователями природных ресурсов. Данный налог является центральным элементом системы налогообложения, поэтому влияет не только на экономику России, но и на развитие отдельных предприятий. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, зависит в первую очередь от ставки добываемого полезного ископаемого. Ставки НДПИ дифференцированы по видам полезных ископаемых, и могут быть адвалорными и специфическими. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговые периоды по видам полезных ископаемых.
(Таблица 1.) Сумма налога, подлежащая к уплате в 2013 г. возросла на 130 877 682 тыс. руб. по отношению к 2012 г., а в 2014 на 265 816 344 тыс. руб. по отношению к 2013 г. (График 1.) Количество налоговых отчислений НДПИ на примере других налогов за период с 2012 по 2014гг. млрд. руб.
(Таблица 2.) Динамика НДПИ в период с 2009 по 2014 гг. (млрд. руб.)
(Таблица 3.) (График 2.) За пять лет количество налоговых отчислений выросло на 1 876, 43 млрд. руб. Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет. Вместе с тем этот налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия, как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся, чуть ли не ежегодные поправки, носящие принципиальный характер. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях. Налогу на добычу полезных ископаемых характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Изменения в части исчисления и уплаты ндс, вступающие в силу с 01. 01. 2015 года, и отражение их в налоговой декларации. 5 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
... | «Налоги и налогообложение», «Формирование и учет налогооблагаемых показателей», «Деньги, кредит, банки», «Доходы бюджета», «Банковское... | ||
Повышение эффективности применения упрощенной системы налогообложения на предприятии ООО «спектр» | Теоритические основы налога на добычу полезных ископаемых |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |