ФОРМА сводного отчёта о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта
1. Общая информация
1.1. Государственный орган Ульяновской власти (должностное лицо государственного органа Ульяновской области) (далее – разработчик акта): Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ________________________________________________
полное наименование
1.2. Вид и наименование проекта нормативного правового акта: Закон Ульяновской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области».
1.3. Предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта:
_________________________01 октября 2014 года_____________________ 1.4. Краткое описание предлагаемого способа регулирования:
_введение дополнительного ограничения оборота отдельных видов товаров на региональном уровне. 1.5. Контактная информация исполнителя разработчика:
Ф.И.О.: Куканова Екатерина Игоревна______________________
Должность: главный консультант департамента правовой, организационной и кадровой работы Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Тел: 8-8422-67-60-04
Адрес электронной почты: urles@mail.ru 2. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы
2.1. Формулировка проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями в предприятиях розничной торговли, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов влечёт за собой нарушение санитарных норм и нарушение правопорядка, а такжеувеличение уличной преступности вблизи жилых домов.
Законопроект предлагает ограничить розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями в предприятиях розничной торговли, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов.
Данный законопроект разработан с целью защиты населения Ульяновской области от негативного воздействия слабоалкогольной продукции.
2.2. Характеристика основных негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, группы участников отношений, испытывающих негативные эффекты, и их количественные оценки:
Негативная обстановка складывается следующим образом.
При приобретении спиртных напитков в магазинах, расположенных во встроенных нежилых помещениях в жилых домах, как правило, их распитие происходит в непосредственной близости от их приобретения, а это детские площадки, и дворы.
И как следствие, употребление спиртных напитков, провоцирует на увеличение уличной преступности, так как большая часть преступлений против жизни и здоровья человека совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Под негативное влияние подпадают жители, в том числе престарелые граждане и дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости с данными торговыми точками.
2.3. Информация о возникновении, выявлении проблемы и мерах, принятых ранее для её решения, достигнутых результатах и затраченных ресурсах:
Одной из основных причин планируемых дополнительных ограничений по времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции является высокий уровень потребления алкоголя населением Ульяновской области.
Данная проблема носит комплексный характер, для её решения необходимы специальные меры, следовательно, необходим разумный подход к ограничениям продажи алкоголя.
В 2009 году распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года».
Основные положения политики:
Противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;
Усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;
Изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции
Вплоть до 2010 года наблюдалась переориентация текущего потребления в сторону слабых алкогольных продуктов. Однако позитивная тенденция была прервана после беспрецедентного ужесточения федерального законодательства, регулирующего производство и оборот пива, проведения индексирования ставок акциза на пиво с 2010 г. как одной из фискальных мер по сокращению дефицита бюджета. Акцизная нагрузка на крепкий алкоголь и пиво практически сравнялась (в пересчёте на чистый спирт). Такие меры привели к прекращению тенденции переключения потребления на слабоалкогольную продукцию.
Также необходимо отметить, что особенности пивоваренного производства таковы, что рынок теневой продукции здесь отсутствует. Следовательно, ужесточение мер не приведёт к увеличению объёма участия теневого рынка при сбыте слабоалкогольной продукции гражданам, проживающим на территории Ульяновской области.
Стоит отметить, что злоупотребление алкоголем – проблема, складывающаяся из множества факторов: отсутствие культуры потребления, недостаточность социальной рекламы здорового образа жизни, проблемы охраны общественного порядка и наложения административной ответственности и т.д. Если говорить о доступности алкоголя, то в 2011-2013 гг. на федеральном уровне было введено значительное количество ограничений. В Ульяновской области также были введены и дополнительные региональные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Следовательно, уже существующие ограничения не оказали желаемого эффекта. Таким образом, необходимо введение дополнительных ограничений.
Вводимые правовые нормы затронут значительное количество представителей предпринимательского сообщества.
Выполнение требований проекта Постановления может оказать существенное влияние на количество продовольственных торговых предприятий, особенно расположенных в зданиях жилых домов.
Впоследствии, некоторые из них будут перепрофилированы, что позволит существенно улучшить ситуацию с уличной преступностью, уменьшить количество обращений граждан по поводу нарушений общественного порядка вблизи жилых домов.
Результатом вводимых дополнительных ограничений явились следующие показатели:
СПРАВКА
сравнительная информация 2008 – 2013г.г.
Отравления алкоголем и его суррогатами
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 1424
| 1161
| 1055
| 994
| 820
| 740
|
Смерть от отравления алкоголем и его суррогатами
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 449
| 355
| 411
| 418
| 290
| 274
|
Преступлений в состоянии опьянения
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2277
| 2212
| 3101
| 2869
| 3335
| 3404
|
Распитие и появление в состоянии опьянения в общественных местах
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 157760
| 160424
| 107169
| 109099
| 113350
| 104942
|
Распитие и появление в состоянии опьянения в общественных местах несовершеннолетних
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 3364
| 3185
| 2237
| 1501
| 1135
| 814
|
| Управление транспортными средствами в состоянии опьянения
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 7072
| 6457
| 8470
| 8311
| 8893
| 7812
|
2.4. Причины невозможности решения проблемы участниками соответствующих отношений самостоятельно без вмешательства государства:
В соответствии с пунктами «б» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2.5. Источники данных:
____________________________________________________________________
|