Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с


НазваниеУчителя (преподавателя) по безопасному обращению с
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской республики среднего профессионального образования

«Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)» Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской республики


ПРАКТИКУМ


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА





Чебоксары, 2012

Данное методическое пособие по ХИМИИ «Практикум для 8 класса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой и разработан на основе обязательного минимума содержания химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки учащихся, что явилось главным принципом его структурирования.

Во введении изложены правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, сведения о посуде, оборудовании и приборах, используемых при проведении лабораторных работ.

Первая часть практикума посвящена практическим работам по всем темам курса, вторая часть – контролю знаний, в которой даны разнообразные самостоятельные и контрольные работы согласно действующей рабочей программе.

Предлагаемые варианты проверки знаний учитывают оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. На лабораторных и практических занятиях устанавливается связь между теоретическими и практическими знаниями и умениями, облегчается понимание фактического материала.

Проверяются знания материала по химии при решении задач, в форме тестов, текущих самостоятельных и контрольных работ. На итоговой контрольной работе осуществляется учет знаний учащихся по всему курсу предмета






  • Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

  • Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

  • Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

  • Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).

  • Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.

  • Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.

  • Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких paстворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

  • Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

  • Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.




  • При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

  • При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.

  • При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

  • В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

  • При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.





  • Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами

  • Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее

  1. л. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.


Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!



Тушить спиртовку только колпачком (а);

запрещается зажигать одну спиртовку от другой,

передавать спиртовку в зажженном виде (б);

запрещается пробовать вещества на вкус (в);

запрещается брать вещества руками (г);

запрещается выливать или высыпать

остатки реактивов в склянки и банки,

из которых они были взяты (д);

запрещается менять пробки и пипетки

от различных банок или склянок (е);

работать только над столом (ж);

смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив,

если он попал на кожу или одежду (з);

собирайте остатки веществ в

специально предназначенную посуду (и)

ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ









Практическая работа №1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр. 48, 51); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы.

Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: Na2SO4, BaCl2, Zn, H2SO4.

Ход работы

1 группа

1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии

Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.

Рисунок

название








2. Знакомство с признаками химических реакций

Реактивы: Na2SO4, BaCl2, Zn, H2SO4.

Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу

  1. В пробирку налейте 2 мл Na2SO4 и добавьте 3-4 капли раствора BaCl2. Что наблюдаете?

  2. В пробирку положите 2-3 гранулы цинка (Zn) и осторожно прилейте серную кислоту (H2SO4). Нагрейте пробирку на пламени спиртовки, но не доводите до кипения. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?




Выполняемый опыт

Что наблюдал (а) Признаки реакций

Вывод











3. Сделайте вывод по работе

Практическая работа №1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр. 48, 52); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы.

Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: Fe, CuCl2, CaCO3, HCl

Ход работы

2 группа

1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии
Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.

Рисунок

название








2. Знакомство с признаками химических реакций

Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу

Реактивы: Fe, CuCl2, CaCO3, HCl

  1. Железный гвоздь опустите в раствор CuCl2. Осторожно нагрейте пробирку над пламенем спиртовки, что наблюдаете?

  2. К кусочкам мела или мрамора осторожно прилейте 2-3 мл соляной кислоты (HCl), чтобы ее полностью покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите ее в стакан. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?




Выполняемый опыт

Что наблюдал (а) Признаки реакций

Вывод











3. Сделайте вывод по работе

Практическая работа №1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр 105-106); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы.

Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: HCl, Na2SO3, CuSO4, NaOH

Ход работы

3 группа.

1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии
Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.

Рисунок

название








2. Знакомство с признаками химических реакций

Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу

Реактивы: HCl, Na2SO3, CuSO4, NaOH, (NH4Cl, KOH)

  1. К раствору сульфата меди CuSO4 добавьте несколько капель раствора NaOH. Встряхните пробирку. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?

  2. К соляной кислоте HCl прилейте раствор (по каплям) сульфита натрия Na2SO3. Осторожно понюхайте, соблюдая технику безопасности.

Или к раствору хлорида аммония NH4Cl прибавьте раствор гидроксида калия KOH. Осторожно понюхайте, соблюдая технику безопасности. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?


Выполняемый опыт

Что наблюдал (а)

Признаки реакций

Вывод











3. Сделайте вывод по работе


Практическая работа № 2.

ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЕННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ
Цели и задачи: овладеть способами очистки веществ от примесей: фильтрованием и выпариванием
Оборудование и реактивы: фильтровальная бумага, воронка, плоскодонная колба, химический стакан, стеклянная палочка, фарфоровая чашка или покровное стекло, спиртовка, держатель, спички; смесь поваренной соли с крупным речным песком
Ход работы

1. Вспомните правила поведения и технику безопасности при выполнении процессов растворения, фильтрования, нагревания и выпаривания.

Внимательно рассмотрите смесь поваренной соли и речного песка. Опишите их физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде. Заполните таблицу

Физические свойства

соль

песок











Какое из этих свойств можно использовать для разделения смеси песка и соли.

2. Выполните этапы работы согласно инструкции в учебнике на стр.52

  1. Растворение загрязненной поваренной соли

  2. Очистка раствора фильтрование

  3. Выпаривание раствора.

Занесите результаты в таблицу:


Выполнение работы

Описание

Вывод

Растворение загрязненной поваренной соли







Очистка раствора фильтрованием







Выпаривание раствора.








3. Сделайте общий вывод по работе
Практическая работа № 3.

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ.
Цели и задачи: познакомиться со способами получения, собирания и хранения кислорода в лаборатории, с его физическими и химическими свойствами.

Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта.

Ход работы

  1. А. Получение кислорода путем разложения перманганата калия методом вытеснения воздуха.

Соберите прибор, как показано на рисунке.



Поместите в пробирку на 1/5 ее объема перманганата калия. В отверстие пробирки вставьте неплотный кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте прибор на герметичность: опустите конец газоотводной трубки в стакан с водой, выделившийся из трубки пузырек свидетельствует о герметичности прибора. Пробирку с перманганатом калия закрепите горизонтально в лапке штатива. Газоотводную трубку, погрузите почти до дна склянки – приемника. Нагревайте пробирку по всем правилам. Полноту наполнения склянки кислородом контролируйте тлеющей лучинкой. После заполнения склянки кислородом, закройте ее стеклянной пластиной и сохраните кислород для следующих опытов.

2. Сжигание угля в кислороде

В железной ложечке нагревайте кусочек древесного угля в пламени спиртовки до красного каления. Внесите тлеющий уголек в склянку с собранным кислородом. Сделайте выводы.

3. Сжигание серы в кислороде.

4. Сжигание железной проволоки в кислороде.

(дополн – алюминий, кальций, натрий, красный фосфор)

Заполнение таблицы:

Опыт


Уравнение реакции

Что

наблюдал (а)

Вывод – что узнал




KMnO4→K2MnO4 + MnO2 + ?

+ проба лучиной




Общий вывод по результатам работы.

Практическая работа № 4.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА.
Цели и задачи: научиться рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе, отработать навыки работы с весами, мерным цилиндром для приготовления необходимого раствора.

Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); соли.

Задание:

1. См. стр. 108 – работа № 3.

1 группа:

1. Приготовьте 20 грамм водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.

2. При полоскании горла применяют 2 % раствор борной кислоты. Приготовьте 50 грамм этого раствора.



2 группа:

1. Приготовьте 25 грамм водного раствора хлорида калия с массовой долей соли 4 %.

2. Для школьной аптечки требуется 2 % раствор соды. Приготовьте 40 грамм этого раствора.
3 группа:

1. Приготовьте 10 грамм водного раствора соды (карбоната натрия) с массовой долей соли 10 %.

2. При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором KMnO4 . Приготовьте 80 грамм этого раствора.
Ход работы

  1. Для приготовления рабочего раствора решите задачу.

  2. Заполните таблицу:






опыт

Вес соли

Объем воды

Вывод

















Вывод по работе.

Практическая работа №5

РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: «ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

Цели и задачи: применить знания о свойствах основных классов неорганических соединений при экспериментальном решении задач; сформировать практические умения по превращению веществ разных классов друг в друга.

Планируемые результаты обучения: уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии.

Реактивы и оборудование: Вариант 1: Гидроксид меди(II), раствор серной кислоты, вода, индикатор, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия; спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.

Вариант 2: хлорид железа, раствор гидроксида натрия, мел (карбонат кальция), раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, индикатор, раствор хлорида натрия; спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.
Ход работы:

ОСТОРОЖНО! КИСЛОТЫ И ЩЁЛОЧИ!

Вариант 1.

  1. Осуществите превращения опытным путем:

CuSO4 ← Cu(OH)2→CuO

  1. Докажите опытным путем, что серная кислота обладает кислотным характером

  2. В двух пробирках находятся: вода, гидроксид натрия. Определите в какой пробирке находится каждое из веществ. К какому классу относится каждое из веществ?

Вариант 2.

  1. Осуществите превращения опытным путем:

FeCl3 → Fe(OH)3→Fe2O3

  1. Получите опытным путем углекислый газ из карбоната кальция.

  2. В двух пробирках находятся: хлорид натрия, серная кислота. Определите в какой пробирке находится каждое из веществ. К какому классу относится каждое из веществ?

Данные занесите в таблицу

опыта

Что сделали

(опыт)

Что наблюдали

Уравнение

реакции


Вывод – что

узнали
















Общий вывод по работе.

Практическая работа №6

ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Цели и задачи: Получить соляную кислоту и изучить её свойства. Осуществить реакции, характеризующие свойства HCl, имея Mg, CaO, KOH, AgNO3

Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, две пробирки, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, лопаточка, влажный тампон, пробирки; раствор серной кислоты (1:1), хлорид натрия, индикатор, нитрат серебра (1%), раствор соляной кислоты (1:3), цинк, магний, медная проволока, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия.

Ход работы:

1. Поместите в сухую пробирку две лопаточки хлорида натрия и прилейте 4-5 капель раствора концентрированной серной кислоты. К пробирке присоедините газоотводную трубку, её конец должен быть погружён в пробирку с 1мл воды, в которую опускают кусочек лакмусовой бумажки. Проследите за тем, чтобы конец газоотводной трубки был на расстоянии 0,5 см от поверхности воды (ни в коем случае не погружайте её в воду! Почему?). Пробирку, в которую будет поступать хлороводород, прикройте влажным ватным тампоном (почему?).

Смесь слабо нагрейте и, когда изменится окраска лакмусовой бумажки, прекратите нагревание (следите, чтобы кислоту не перебросило во вторую пробирку с водой).

2. Вынув тампон и лакмусовую бумажку, прилейте к жидкости 2-3 капли нитрата серебра. Что наблюдаете?

3. Добавьте в пробирку с соляной кислотой магниевые или цинковые опилки. Что происходит? Какой газ выделяется? Произойдет ли реакция при добавлении медной проволоки?

4. Прилейте к соляной кислоте с индикатором фенолфталеином несколько капель гидроксида кальция. Что наблюдаете? Как называется данный тип реакции?

5. К оксиду меди добавьте несколько капель соляной кислоты. Раствор нагрейте. Какие изменения произошли?

6. К карбонату кальция прилейте соляную кислоту. Какой газ выделяется?

Напишите уравнения происходящих реакций!
Данные занесите в таблицу

опыта

Что сделали

(опыт)

Что наблюдали

Уравнение

реакции


Вывод – что

узнали
















Общий вывод по работе.
Оборудование и реактивы: спиртовка, четыре пробирки; раствор соляной кислоты (1:3), цинк, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия.



  1   2   3   4

Похожие:

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconУчебное пособие по подготовке граждан безопасному обращению с оружием
Местное отделение общероссийской общественно- государственной организации досааф россии

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconОбразец заявления-анкеты при избрании на должности профессора/доцента/старшего...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconОткуда появилась такая традиция?
С одной стороны портфолио учителя необходимо администрациии образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя,...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с icon4. Сформулируйте возникшие у Вас вопросы, чтобы получить ответ на...
Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconУчителя (преподавателя) 2 Вопросы для квалификационного испытания
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении Единого квалификационного...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconКонференция посвящена проблеме интеграции российского образования...
Роль и место преподавателя в системе Российского образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconО проведении конкурса на присвоение статуса регионального оператора...
Правительства РФ от 05. 09. 2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconПоложение по оформлению индивидуальных планов работы профессорско...
Индивидуальный план работы преподавателя (Приложение 1) является основным документом определяющим объем и содержание работы преподавателя...

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconШпаргалка для учителя
Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой

Учителя (преподавателя) по безопасному обращению с iconПоложение по заполнению индивидуального плана работы преподавателя...
Данное Положение регламентирует порядок заполнения и утверждения индивидуального плана работы преподавателя

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск