Скачать 0.75 Mb.
|
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской республики среднего профессионального образования «Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)» Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской республики ПРАКТИКУМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА Чебоксары, 2012 Данное методическое пособие по ХИМИИ «Практикум для 8 класса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой и разработан на основе обязательного минимума содержания химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки учащихся, что явилось главным принципом его структурирования. Во введении изложены правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, сведения о посуде, оборудовании и приборах, используемых при проведении лабораторных работ. Первая часть практикума посвящена практическим работам по всем темам курса, вторая часть – контролю знаний, в которой даны разнообразные самостоятельные и контрольные работы согласно действующей рабочей программе. Предлагаемые варианты проверки знаний учитывают оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. На лабораторных и практических занятиях устанавливается связь между теоретическими и практическими знаниями и умениями, облегчается понимание фактического материала. Проверяются знания материала по химии при решении задач, в форме тестов, текущих самостоятельных и контрольных работ. На итоговой контрольной работе осуществляется учет знаний учащихся по всему курсу предмета
Правила техники безопасности Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием! Тушить спиртовку только колпачком (а); запрещается зажигать одну спиртовку от другой, передавать спиртовку в зажженном виде (б); запрещается пробовать вещества на вкус (в); запрещается брать вещества руками (г); запрещается выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты (д); запрещается менять пробки и пипетки от различных банок или склянок (е); работать только над столом (ж); смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал на кожу или одежду (з); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (и) ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Практическая работа №1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр. 48, 51); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы. Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: Na2SO4, BaCl2, Zn, H2SO4. Ход работы 1 группа 1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.
2. Знакомство с признаками химических реакций Реактивы: Na2SO4, BaCl2, Zn, H2SO4. Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу
3. Сделайте вывод по работе Практическая работа №1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр. 48, 52); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы. Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: Fe, CuCl2, CaCO3, HCl Ход работы 2 группа 1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.
2. Знакомство с признаками химических реакций Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу Реактивы: Fe, CuCl2, CaCO3, HCl
3. Сделайте вывод по работе Практическая работа №1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Цели и задачи: познакомиться с химическим оборудованием, с правилами работы в хим. кабинете согласно инструкции в учебнике (стр 105-106); выполнить и проанализировать предложенные учителем опыты; сделать выводы. Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта: HCl, Na2SO3, CuSO4, NaOH Ход работы 3 группа. 1. Знакомство с предложенным лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете химии Задание: нарисуйте и назовите предложенное лабораторное оборудование, заполняя таблицу.
2. Знакомство с признаками химических реакций Задание: проведите предложенные опыты, выясните по каким признакам можно определить, что реакции протекли, занесите данные в таблицу Реактивы: HCl, Na2SO3, CuSO4, NaOH, (NH4Cl, KOH)
Или к раствору хлорида аммония NH4Cl прибавьте раствор гидроксида калия KOH. Осторожно понюхайте, соблюдая технику безопасности. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
3. Сделайте вывод по работе Практическая работа № 2. ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЕННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ Цели и задачи: овладеть способами очистки веществ от примесей: фильтрованием и выпариванием Оборудование и реактивы: фильтровальная бумага, воронка, плоскодонная колба, химический стакан, стеклянная палочка, фарфоровая чашка или покровное стекло, спиртовка, держатель, спички; смесь поваренной соли с крупным речным песком Ход работы 1. Вспомните правила поведения и технику безопасности при выполнении процессов растворения, фильтрования, нагревания и выпаривания. Внимательно рассмотрите смесь поваренной соли и речного песка. Опишите их физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде. Заполните таблицу
Какое из этих свойств можно использовать для разделения смеси песка и соли. 2. Выполните этапы работы согласно инструкции в учебнике на стр.52
Занесите результаты в таблицу:
3. Сделайте общий вывод по работе Практическая работа № 3. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ. Цели и задачи: познакомиться со способами получения, собирания и хранения кислорода в лаборатории, с его физическими и химическими свойствами. Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); химические реактивы для опыта. Ход работы
Соберите прибор, как показано на рисунке. Поместите в пробирку на 1/5 ее объема перманганата калия. В отверстие пробирки вставьте неплотный кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте прибор на герметичность: опустите конец газоотводной трубки в стакан с водой, выделившийся из трубки пузырек свидетельствует о герметичности прибора. Пробирку с перманганатом калия закрепите горизонтально в лапке штатива. Газоотводную трубку, погрузите почти до дна склянки – приемника. Нагревайте пробирку по всем правилам. Полноту наполнения склянки кислородом контролируйте тлеющей лучинкой. После заполнения склянки кислородом, закройте ее стеклянной пластиной и сохраните кислород для следующих опытов. 2. Сжигание угля в кислороде В железной ложечке нагревайте кусочек древесного угля в пламени спиртовки до красного каления. Внесите тлеющий уголек в склянку с собранным кислородом. Сделайте выводы. 3. Сжигание серы в кислороде. 4. Сжигание железной проволоки в кислороде. (дополн – алюминий, кальций, натрий, красный фосфор) Заполнение таблицы:
Общий вывод по результатам работы. Практическая работа № 4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА. Цели и задачи: научиться рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе, отработать навыки работы с весами, мерным цилиндром для приготовления необходимого раствора. Материалы и оборудование: лабораторное оборудование (назвать самостоятельно); соли. Задание: 1. См. стр. 108 – работа № 3. 1 группа: 1. Приготовьте 20 грамм водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %. 2. При полоскании горла применяют 2 % раствор борной кислоты. Приготовьте 50 грамм этого раствора. 2 группа: 1. Приготовьте 25 грамм водного раствора хлорида калия с массовой долей соли 4 %. 2. Для школьной аптечки требуется 2 % раствор соды. Приготовьте 40 грамм этого раствора. 3 группа: 1. Приготовьте 10 грамм водного раствора соды (карбоната натрия) с массовой долей соли 10 %. 2. При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором KMnO4 . Приготовьте 80 грамм этого раствора. Ход работы
Вывод по работе. Практическая работа №5 РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: «ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ» Цели и задачи: применить знания о свойствах основных классов неорганических соединений при экспериментальном решении задач; сформировать практические умения по превращению веществ разных классов друг в друга. Планируемые результаты обучения: уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии. Реактивы и оборудование: Вариант 1: Гидроксид меди(II), раствор серной кислоты, вода, индикатор, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия; спиртовка, пробирки, пробиркодержатель. Вариант 2: хлорид железа, раствор гидроксида натрия, мел (карбонат кальция), раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, индикатор, раствор хлорида натрия; спиртовка, пробирки, пробиркодержатель. Ход работы: ОСТОРОЖНО! КИСЛОТЫ И ЩЁЛОЧИ! Вариант 1.
CuSO4 ← Cu(OH)2→CuO
Вариант 2.
FeCl3 → Fe(OH)3→Fe2O3
Данные занесите в таблицу
Общий вывод по работе. Практическая работа №6 ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ Цели и задачи: Получить соляную кислоту и изучить её свойства. Осуществить реакции, характеризующие свойства HCl, имея Mg, CaO, KOH, AgNO3 Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, две пробирки, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, лопаточка, влажный тампон, пробирки; раствор серной кислоты (1:1), хлорид натрия, индикатор, нитрат серебра (1%), раствор соляной кислоты (1:3), цинк, магний, медная проволока, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия. Ход работы: 1. Поместите в сухую пробирку две лопаточки хлорида натрия и прилейте 4-5 капель раствора концентрированной серной кислоты. К пробирке присоедините газоотводную трубку, её конец должен быть погружён в пробирку с 1мл воды, в которую опускают кусочек лакмусовой бумажки. Проследите за тем, чтобы конец газоотводной трубки был на расстоянии 0,5 см от поверхности воды (ни в коем случае не погружайте её в воду! Почему?). Пробирку, в которую будет поступать хлороводород, прикройте влажным ватным тампоном (почему?). Смесь слабо нагрейте и, когда изменится окраска лакмусовой бумажки, прекратите нагревание (следите, чтобы кислоту не перебросило во вторую пробирку с водой). 2. Вынув тампон и лакмусовую бумажку, прилейте к жидкости 2-3 капли нитрата серебра. Что наблюдаете? 3. Добавьте в пробирку с соляной кислотой магниевые или цинковые опилки. Что происходит? Какой газ выделяется? Произойдет ли реакция при добавлении медной проволоки? 4. Прилейте к соляной кислоте с индикатором фенолфталеином несколько капель гидроксида кальция. Что наблюдаете? Как называется данный тип реакции? 5. К оксиду меди добавьте несколько капель соляной кислоты. Раствор нагрейте. Какие изменения произошли? 6. К карбонату кальция прилейте соляную кислоту. Какой газ выделяется? Напишите уравнения происходящих реакций! Данные занесите в таблицу
Общий вывод по работе. Оборудование и реактивы: спиртовка, четыре пробирки; раствор соляной кислоты (1:3), цинк, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия. |
Местное отделение общероссийской общественно- государственной организации досааф россии | |||
С одной стороны портфолио учителя необходимо администрациии образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя,... | Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции | ||
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении Единого квалификационного... | Роль и место преподавателя в системе Российского образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | ||
Правительства РФ от 05. 09. 2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора... | Индивидуальный план работы преподавателя (Приложение 1) является основным документом определяющим объем и содержание работы преподавателя... | ||
Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой | Данное Положение регламентирует порядок заполнения и утверждения индивидуального плана работы преподавателя |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |