МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36
| Принят на заседании педагогического совета
МОУ СОШ №36
Протокол №__ от «__» ________ 2014 года У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор школы __________ М.В.Шуйгина Приказ №_129_ от «__29_» __августа_ 2014 года
| ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 5 лет обучения
г. Рыбинск
СОДЕРЖАНИЕ
| Разделы основной программы
| Страницы
| Целевой раздел
| 1.1
| Пояснительная записка
|
| 1.2
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
| 1.3
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
|
| Содержательный раздел
| 2.1
| Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
|
| 2.2
| Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
| 2.3
| Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
|
| 2.4
| Программа коррекционной работы
|
| Организационный раздел
| 3.1
| Учебный план основного общего образования
|
| 3.2
| Система условий реализации основной образовательной программы
|
|
|
|
|
Целевой раздел
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36 разработана в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования, к структуре основной образовательной программы,определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание иорганизацию образовательного процесса на ступени основного общегообразования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальноеразвитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся,обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческихспособностей, сохранение и укрепление здоровья.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевойраздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действийна ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
программу коррекционной работы
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на основной ступени обучения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 действует в соответствии с Уставом МОУ СОШ №36 (пятая редакция, утверждена Постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 18.06.2012 года №2220).ип учреждения: автономное.
Вид учреждения: средняя общеобразовательная школа.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности получено 07.12.2010 года, №76242510/0352. Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица – 1027601118456. Идентификационный номер налогоплательщика – 7610040582.
Срок действия лицензии по 24.05.2016 года. Серия ЯО №000229.
В Приложении №1 к Лицензии на право ведения образовательной деятельности перечислены образовательные программы, по которым МОУ СОШ №36 имеет право осуществлять учебный процесс:
Уровень (ступень) обучения
| Направление образовательной деятельности
| Вид образовательной программы
| Нормативный срок обучения
| Начальное общее образование
| Общеобразовательная программа начального общего образования
| Основная
| 4 года
| Начальное общее образование
| Общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
| Основная
| 4 года
| Основное общее образование
| Общеобразовательная программа основного общего образования
| Основная
| 5 лет
| Основное общее образование
| Общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
| Основная
| 5 лет
| Среднее (полное) общее образование
| Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования
| Основная
| 2 года
|
В Лицензии на право ведения образовательной деятельности отражено, что:
общеобразовательное учреждение соответствует цензу педагогических работников установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям;
общеобразовательное учреждение имеет соответствующее материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям;
учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства общеобразовательного учреждения дают возможность обеспечить образовательный процесс, установленный в соответствии с законодательством РФ требованиям.
Свидетельство о государственной аккредитации получено общеобразовательным учреждением 27.12.2010 года за №02-2775. Свидетельство действует по 27.12.2015 г. Серия ОП №024099.
Приложение к Свидетельству о государственной аккредитации от 28.05.2012 года №382/05-03 дает право осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вида).
Для реализации ООП основной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (10,5 (11) – 16 лет).
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Для достижения поставленных целейприреализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);
выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 лет и 13-15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской;
с освоением нового содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся на каждом из возрастных этапов.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых;
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
|