Содержание:
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образов
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования……… 28 - 36
II. Содержательный раздел……………………………………………36 - 115
2.1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………………… 36 - 43
2.2. Программа развития универсальных учебных действий…………43 - 57
2.3. Основное содержание учебных предметов на ступени основного
общего образования…………………………………………………… 57 - 115
III. Организационный раздел……………………………………………115 -
3.1. Учебный план……………………………………………………….115 - 116
3.2. Система условий реализации образовательной программы……116
Приложения………………………………………………………………117 -
Приложение 1……………………………………………………………117-120
Приложение 2……………………………………………………………120-121
Приложение 3……………………………………………………………121-126
Приложение 4…………………………………………………………… 127
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 81 с углубленным изучением отдельных предметов» в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( М.: Просвещение, 2010. – 33 с.); с учётом рекомендаций
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. (Савинов, Е. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: (программа / Е. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.- 342 с.);
- особенностей МБОУ, образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников,
а также концептуальными положениями УМК, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего образования.
МБОУ «Школа №81» является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В связи с введением ФГОС ООО школа начинает реализовывать основную образовательную программу основного общего образования, содержащую, в соответствии с требованиями Стандарта, три раздела: целевой, содержательный и организационный с 2015года.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, и включает в себя:
учебный план основного общего образования в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
По мере введения ФГОС в последующие годы в 6, 7, 8, 9 классах данная программа будет корректироваться и дополняться.
При разработке образовательной программы школы учитывалось что:
именно школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, что школа является единственной системой, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени;
большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения;
время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.
Наряду с этим, мы осознаем, что современная школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. Достаточно часто дают о себе знать привычка верить авторитетам, конформизм, оторванность от реальной жизни, авторитарность суждений, нетерпимость к инакомыслию, уравнительное мышление, приводящее к зависти, ложно понимаемый коллективизм. Естественно, что в школьную среду проникают новые негативные явления общества. Это – крайний индивидуализм, алчность, жажда власти над вещами и окружающими, поиск новых наслаждений. С этими обстоятельствами нельзя не считаться.
Гуманизация образования является необходимым условием эффективного функционирования школы. Под гуманизацией понимают обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивиудальными ценностными ориентациями.
Закон Российской Федерации «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение этой задачи и закрепляет в качестве принципа государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
Понимая важность всех перечисленных позиций, школа берет на себя ответственность за эффективность мероприятий по:
обеспечению исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Татарстана;
воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формированию культуры мира и межличностных отношений;
разностороннему и своевременному развитию детей и молодежи, их творческих способностей, формированию навыков самообразования, самореализации личности;
формированию у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучению основным принципам и навыкам поведения на рынке труда;
организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
обеспечению индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания;
преемственности уровней ступеней образования;
использование программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участию педагогических работников в научной деятельности;
воспитанию здорового образа жизни, развитию детского и юношеского спорта;
экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе.
Таким образом, в основу деятельности школы должна быть положена идея универсального (многопрофильного) образования школьников как показателя высокого уровня развития личности. Универсальное образование отвечает значительно возросшим потребностям учащихся и их родителей в расширении образовательного пространства лицея , увеличения объема знаний и развития навыков применения полученных знаний на практике, развития функциональной грамотности и индивидуальных способностей каждого обучающегося.
Анализ образовательного пространства школы.
Главным звеном в образовательном процессе является создание условий обучения, воспитания и развития обучающихся, обеспечивающих высокий уровень целостности образовательного пространства школы.
Школа должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, учитывать реальное состояние здоровья обучающихся, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп обучающихся.
Особенности построения образовательного процесса в школе связаны с территориальным расположением, сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися социальными группами семей обучающихся.
Среди семей, на сегодняшний день обучающих своих детей в школе, выделилось несколько групп:
семьи интеллигенции;
семьи, получившие в свое время муниципальное жилье по линии отдельных ведомств (в основном многодетные семьи);
семьи из других регионов России, приобретающие квартиры в г.Казани;
семьи из ближнего зарубежья (вызывающие наибольшую тревогу), имеющие только регистрацию в Кировском районе, снимающие жилье и, как следствие, часто меняющие школы для своих детей.
Выявлены факторы социальной среды, негативно влияющие на детей и подростков:
в положении неблагополучия оказывается все большее количество детей и подростков;
увеличилось количество внешних ограничителей процесса развития детей (родительская и педагогическая некомпетентность, рост социальной агрессии, нестабильность семьи, миграция, экономические проблемы и т.д.);
ослабление в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью, низкий уровень развития культуры самосохранения.
Существенным фактором, оказывающим влияние на образовательное пространство школы, являются учащиеся с ослабленным здоровьем. Школа в своей деятельности должна учитывать специфику работы с ними.
Помимо внешних, по отношению к школе, неблагоприятных факторов, существуют тревожные тенденции, нарастающие непосредственно в школе.
Это:
интенсификация умственной деятельности обучающихся, которая достигается повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени;
постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации, «избегание неудач» на уроке, несформированность коммуникативных навыков общения).
Отношение родителей к процессу получения ребенком образования так же является мощным социальным фактором.
Следует отметить тот положительный факт, что среди родителей большинство предъявляет достаточно высокие требования к образованию детей, стремится дать ребенку не только образование, соответствующее государственным образовательным стандартам, но и создать условия для его дальнейшего развития, реализации его индивидуальных способностей и интересов, удовлетворить потребности по допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке, обеспечить социальную адаптацию ребенка.
Однако часть семей можно отнести к разряду социально дезадаптированных, не создающих необходимые условия для обучения и развития ребенка.
Немногим лучше положение ребенка в семьях, которые индеферентно относятся к процессу получения ребенком образования.
Таким образом, именно школа должна взять на себя значительную часть усилий общества по подготовке детей и подростков к взрослой жизни, созданию условий физического, морального, нравственного, интеллектуального и культурного их развития.
Школа должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп учащихся, и при этом обеспечить эффективное противостояние неблагоприятным факторам «внешней» и «внутренней» среды.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач работы велось в соответствии с требованием создать условия, необходимые для получения всеми учащимися полноценного образования.
Приоритетные направления, цель и задачи работы школы
Деятельность многопрофильной (универсальной) школы должна согласовываться с требованиями продуктивности образования.
«Образование продуктивно, если оно дает каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей.
Продуктивное образование, направленное на укрепление социальной безопасности и консолидацию общества, на демократизацию государственных институтов, на экономическое, нравственное, экологическое и культурное развитие».
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется со специфическими характеристиками образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на качество образовательных услуг;
объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности;
необходимостью противостоять негативным «внешним по отношению к школе» социальным факторам;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся;
необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание;
необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.
В данной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расами, национальными, этническими, религиозными социальными группами. Личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного)общего, среднего специального и высшего образования;
создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного обучения, развитие системы дополнительного образования;
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;
дополнительное образование как логическое продолжение базового образования;
предпрофильное образование, направленное на социализацию учащихся через осознанный выбор предпрофильной подготовки;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие ценностных ориентаций личности ребенка и предоставляющего многопрофильный выбор возможностей непрерывного образования на основе интеграции педагогической деятельности коллектива и положительного воздействия социума».
Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:
обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся;
выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;
обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума к профилям обучения;
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
создание условий для осознанного выбора профессии через обеспечение непрерывности среднего и высшего или специального образования;
выявление уровня подростковой культуры, содержания восприятия ценностей культуры;
создание условий, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;
воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье;
создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;
создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Нельзя не учитывать и тот факт, что взаимодействие с социокультурной средой способствует сохранению и воспроизводству общего культурного пространства только в том случае, если это взаимодействие целенаправленно и комплексно. Для достижения комплексного взаимодействия необходимо создать единое содержание образования, сформировать образовательные поля через организацию работы в рамках многопрофильной школы.
|