Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»


НазваниеРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»
страница1/4
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________ Бочкарева Н.Н.

Протокол № ______

от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия» г.Мензелинска РТ

_______ Бадретдинова А.М.

«___» ____________20__ г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Гимназия» г.Мензелинска РТ

_________Р.М.Ибрагимов

Приказ № ___ от

«___» ____________20__ г.

Рабочая программа

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ «Гимназия» г. Мензелинска РТ.
Шарифуллина Г.Н., учитель I квалификационной категории.
Информатика и ИКТ, 10 класс.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

протокол № ___от

«____» _________20 ___г.
2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по информатике и ИКТ для 10 класса
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы по информатике и ИКТ, опубликованной в «Сборнике нормативных документов. Информатика и ИКТ» / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.:Дрофа, 2007г..

Информатика и ИКТ изучается в 10 классе на базовом уровне по 1 часу в неделю, 35 часа в год, что соответствует учебному плану школы.

Реализация рабочей программы предусматривает использование учебника «Информатика и ИКТ 10-11» И.Г.Семакин М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008», указанному в Федеральном перечне учебников на 2013/2014 учебный год. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль

  • информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при

  • этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и

  • средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

«Информатика и ИКТ» состоит из нескольких структурных блоков, на изучение которых отводится определенное количество часов:

- Информация и информационные процессы – 9 часов;

- Информационные модели – 13 часов;

- Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 4 часа;

- Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) – 7 часов;

- Основы социальной информатики – 2 часа.

Блоки включают в себя следующее основное содержание ФК ГОС:

Информация и информационные процессы.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

Информационные процессы Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Кодирование информации Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

Поиск информации Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

Информационные модели

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.

Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Моделирование и формализация Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации.

Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул.

Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера.

Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Компьютерные сети. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

Основы социальной информатики

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

При разработке рабочей программы, в планирование были внесены некоторые изменения, отличающие его от предложенного в примерной программе:

1. В соответствии с учебником «Информатика и ИКТ 10-11» И.Г.Семакин тема «Информационные системы» перенесена в 11 класс, тема «Основы социальной информатики» перенесена в 10 класс.

2. Сокращено количество часов на изучение отдельных разделов за счет объединения тем в рамках одного раздела.

3. Высвобожденное время отведено на изучение темы: «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)».

Данная рабочая программа ориентирована на 10 класс. Учащиеся, которые переходят в 10 класс, хорошо освоили курс 8-9 класса.

Обладают навыками работы в текстовом, графическом редакторах, в электронных таблицах, осуществлять заполнение, сортировку и поиск в базах данных, поиск информации в Интернете, знакомы с основами программирования на Паскале. Класс не делится на подгруппы, поэтому во время практической работы сидят по два ученика за компьютером.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • создавать Web-страницы;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Педагогические технологии, средства обучения

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

На занятиях используются следующие педагогические технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, игровые методы: деловые и интеллектуальные игры, коллективная система обучения, проблемное обучение.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы, классная и внеклассная.

Формы контроля знаний, умений и навыков: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа; самостоятельная работа; работа по карточкам; компьютерное тестирование.

Проверку уровня знаний учащихся планируется осуществлять оценочными материалами, составленными с учетом рекомендаций в сборнике «Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию» автор-составитель А.Ф.Чернов, А.А.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 233с. (смотри приложение к рабочей программе). Для осуществления текущей и промежуточной аттестации учащихся планируется использовать оценочные материалы, имеющиеся в методической лаборатории учителя. Примерные КИМы контрольных работ, практических работ и работы для проведения промежуточной аттестации, представлены в приложении к рабочей программе «Мониторинговый инструментарий к рабочей программе по информатике и ИКТ для 10 класса».

Реализация рабочей программы предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

Учебно-методический комплект:

1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. –

246с., ил.

2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2008. - 309с.

Дополнительная литература:

1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2004. – 317с.

2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2005. – 289с.

3. Тематические ЦОР

4. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/page-test.html

5. Контрольные работы по информатике http://www.uchportal.ru/load/19

Технические средства обучения.

1. Компьютер

2. Проектор

3. Принтер

4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего

класса.

5. Сканер.

6. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства.

1. Операционная система Windows ХР, Windows 7.

2. Антивирусная программа

3. Программа-архиватор.

4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.

5. Мультимедиа проигрыватель.

6. Система программирования Pascal.

7. Система тестирования MyTest

Календарно-тематическое планирование

по_информатике и ИКТ

(предмет)

Классы ___10________________

Учитель _Шарифуллина Г.Н.__

Количество часов

Всего _35_ час; в неделю _1_ час.

Плановых контрольных уроков __2_, зачетов ___________, тестов ________ ч.;

Административных контрольных уроков ____________ ч.

Планирование составлено на основе Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Программа

Учебник

Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов. И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шейнина. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний». 2008 год

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шейна. Бином, Лаборатория знаний. 2011 год, Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Календарно-тематическое планирование



  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»
Икт для уровня основного общего образования, опубликованной в Сборнике нормативных документов. Информатика и икт / сост. Э. Д. Днепров,...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Английский язык (Базовый уровень)
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа мбоу «Гимназия №96»
Пояснительная записка (конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета)

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи
Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (оп...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по обществознанию...
О «тид «Русское слово-рс», 2008), Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации...

Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» iconПрограмма предмета /курса «Литература Алтайского края» (региональный компонент)
Данная Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета/курса «Литература Алтайского края» и рекомендуемую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск