Рабочая программа по удмуртскому языку предназначена для детей, не владеющих данным языком (русскоязычных учащихся). Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение удмуртского языка как неродного на уровне начального общего образования. Всего на изучение удмуртского языка в начальной школе отводится примерно 405 учебных часа.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по предмету «Удмуртский язык» в первом классе рассчитана на 99 часов при 3 часах в неделю (33 учебные недели) , во втором – 102 часа при 3 часах в неделю, в третьем – 102 часа при 3 часах в неделю, в четвертом – 102 часа при 3 часах в неделю .
Планируемые результаты освоения курса «Удмуртский язык» для 1-4 классов
Настоящий курс обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов у выпускника начальной школы.
Личностные результаты:
– осознание окружающего мира как многоязычного и поликультурного пространства;
– восприятие языка, в том числе удмуртского, как основного средства общения между людьми;
– формирование чувства гордости за свою малую родину, Россию, российский народ и историю России, уважительного отношения к истории, культуре своего народа и других народов;
– осознание себя гражданином Российской Федерации;
– формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование дружелюбного отношения и толерантности к представителям других народов;
– формирование установок вести здоровый и безопасный образ жизни.
Метапредметные результаты:
– развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;
– формирование общего и лингвистического кругозора младшего школьника;
– развитие речевой культуры школьников и культуры общения;
– развитие познавательной, эмоциональной и волевой сферы младшего школьника;
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации;
– активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– формирование умения работать с компонентами учебно-методического комплекта.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Выпускник научится:
-участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые у удмуртов;
-составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
-рассказывать о себе, своей семье, друге, родном крае.
-Выпускник получит возможность научиться:
-воспроизводить наизусть небольшие произведения удмуртского детского фольклора и литературы;
-кратко излагать содержание прочитанного текста;
-составлять краткую характеристику художественного персонажа.
Аудирование
Выпускник научится:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; -воспринимать на слух аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение
Выпускник научится:
-соотносить графический образ удмуртского слова с его звуковым образом;
-читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
-читать про себя и находить необходимую информацию.
-Выпускник получит возможность научиться:
-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
-не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
-выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
-писать поздравительную открытку к Новому году, дню рождения (с опорой на образец);
-писать по образцу краткое письмо другу (с опорой на образец). Выпускник получит возможность научиться:
-в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
-составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
-заполнять простую анкету;
-правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения). Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник научится:
-воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);
-пользоваться удмуртским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
-списывать текст;
-восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей.
-Выпускник получит возможность научиться:
-уточнять написание слова по словарю;
-использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на удмуртский язык и обратно). Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно произносить все звуки удмуртского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
-соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе; различать коммуникативные типы предложений по интонации;
-корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать логическое ударение в предложении;
-соблюдать интонацию перечисления;
-соблюдать правило отсутствия ударения на односложных союзах, частицах. Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
-узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального общего образования;
-употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
-восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей. Выпускник получит возможность научиться:
-узнавать простые словообразовательные элементы;
-опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова). Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
-распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, использовать в речи простые распространённые предложения, безличные предложения, простые предложения с однородными членами;
-распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и множественном числе, притяжательные существительные с суффиксами -э (-е), -ы; -эд (-ед), -ыд; -эз, (-ез), -ыз; -мы, -ды, (-ты), -зы (-сы), существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (сётон), винительном (адњон), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон), местном (интыян) (кытын? кытысь? кытчы? кытћ?) падежах; глаголы в настоящем, прошедшем и будущем
времени изъявительного наклонения, повелительного наклонения 2 лица единственного и множественного числа, глаголы неопределённой формы, вспомогательные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 31) числительные; наиболее употребительные послелоги для выражения временных и пространственных отношений. Выпускник получит возможность научиться:
-узнавать сложносочиненные предложения с союзами но, нош, собере, сложноподчинёнными предложениями с союзным словом малы ке шуоно;
-оперировать в речи вопросительно-относительными местоимениями кин, ма, кќня, кыџе, кудћз; неопределёнными местоимениями кин ке, маке;
-оперировать в речи числительными до 1000.
-оперировать в речи наречиями времени и места;
-распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, местоимения, прилагательные, глаголы).
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения удмуртскому языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с государственной символикой России и Удмуртской Республики; топонимией, достопримечательностями, основными этнокультурными особенностями, природными богатствами Удмуртии; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на удмуртском языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения с носителями удмуртского языка в наиболее распространённых ситуациях общения. Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция: говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение); монологические высказывания о себе, своей семье, друге, родном крае; составление небольших описаний предмета, картинки, персонажа; аудирование (понимание на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; восприятие на слух аудиозаписи и понимание основного содержания небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале); чтение (выразительное чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; чтение про себя и понимание содержания небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; чтение про себя и умение находить необходимую информацию); письмо (владение техникой письма, умение выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; умение писать поздравительную открытку к Новому году, дню рождения с опорой на образец; умение писать по образцу краткое письмо другу). Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки): графика, каллиграфия, орфография (воспроизведение графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита, в том числе написание букв, буквосочетаний, слов; использование удмуртского алфавита,
знание последовательности букв в нём; восстановление слова в соответствии с решаемой учебной задачей); фонетическая сторона речи (различение на слух и адекватное произношение и всех звуков и звукосочетаний удмуртского языка; соблюдение норм произношения: отсутствие редукции гласных и оглушения звонких согласных в конце слога или слова; различение коммуникативных типов предложений по интонации; корректное произношение предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей); лексическая сторона речи (узнавание в письменном и устном тексте изученные лексические единицы (в количестве 800 лексем), в том числе словосочетания, речевые клише в пределах тематики на уровне начального общего образования; употребление в процессе общения активной лексики в соответствии с коммуникативной задачей; восстановление текста в соответствии с решаемой учебной задачей); грамматическая сторона речи (распознавание и употребление в речи изученных грамматических явлений: основные коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные; общий и специальный вопросы; вопросительные слова: кин (кто), ма (что), кинэн (с кем), кинлэн (чей), кинлы (кому), кытын (кытын), кытчы (куда), ку (когда), кытысь (откуда), кыџе (какой), кќня (сколько); утвердительные и отрицательные предложения; простое предложение с простым глагольным сказуемым (Мон ньылетћ классын дышетскисько.), составным именным (Милям семьямы бадњым.) и составным глагольным (Визьпог книга лыдњыны яратэ.) сказуемым; побудительные предложения в утвердительной (Люгыкай, басьты та губиез.) и отрицательной (Люгыкай, эн басьты та губиез.) формах; безличные предложения в настоящем времени (Зоре.); простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; сложносочиненные предложения с союзами но и нош; глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени; неопределенная форма глагола; глагол-связка вань; существительные в единственном и множественном числе
существительные с притяжательными суффиксами: -э (-е), -ы; -эд (-ед), -ыд; -эз, (-ез), -ыз; -мы, -ды, (-ты), -зы (-сы); существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (сётон), винительном (адњон), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон), местном (интыян: кытын? кытысь? кытчы? кытћ?) падежах; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; местоимения: личные (мон, мынам, мыным; тон, тынад, тыныд; со, солэн, солы; ми, милям, милемлы; тћ, тћляд, тћледлы; соос, соослэн, соослы), притяжательные (мынам, тынад, солэн), вопросительные (кин, ма (мар), кќня, кќняетћ, кытын, кыџе), указательные (со, та, отын, татын); наречия (љог, уллань, выллань, џем, шер); количественные числительные до 100, порядковые числительные до 31; наиболее употребительные послелоги (улын, вылын, пушкын, сьќрын, вќзын, дорын).
Б. В познавательной сфере: – умение сравнивать языковые явления русского и удмуртского языков;
– умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке;
– умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;
– умение действовать по образцу при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; – умение пользоваться справочным материалом, двуязычным словарём учебника, компьютерным словарём; – умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах; – перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на удмуртском языке (прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, составление плана, фиксация информации в таблице и др.). Г. В эстетической сфере: – владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на удмуртском языке;
– знакомство с образцами удмуртской литературы, фольклора и народного творчества.
Д. В трудовой сфере: – умение определять цели познавательной деятельности и следовать её задачам;
– умение на элементарном уровне использовать справочную литературу. Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
– пользоваться двуязычным словарем учебника, компьютерным словарем и экранным переводом отдельных слов;
– пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
– вести словарь (словарную тетрадь);
– систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
– пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;
– делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
– опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, послелоги. Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В ходе изучения курса удмуртского языка как неродного обучающиеся: – совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках русского и иностранного языков (прогнозировать содержание текста по рисункам, заголовку, выписывание из текста отдельных слов и предложений, списывать текст и т.п.);
– овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы и т.п.;
– овладевают умениями самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
– совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
– учатся самостоятельно выполнять задания с использованием технических средств обучения. Основное содержание курса «Удмуртский язык» для 1-4 классов (405 ч)
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему. Характеристика основных видов деятельности ученика Предметное содержание речи. Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, Характеристика основных видов деятельности учащихся приводится ниже в данной графе в последующих 19 прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). (10 ч.)
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Подарки. (40 ч.)
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Игрушки, песни, книги. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. (82 ч.)
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. (51 ч.)
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках. (50 ч.)
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. (77 ч.)
Удмуртская Республика/Россия. Общие сведения: название, символика, столица. Национальные праздники и традиции удмуртов, других народов, проживающих в Удмуртской Республике. Мой город/деревня: общественные места, места отдыха. (30 ч).
Литературные персонажи популярных книг моих сверстников в разделах программы (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения удмуртского детского фольклора (рифмовки, стихи, песни, сказки). (65 ч.)
|