Скачать 0.83 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК Автор: СИДОРЕНКО Т.К., учитель биологии МОБУ СОШ № 7 г. Тынды, Амурской области. 2016 г. Педагогика нового времени Автор Т.К. Сидоренко СОВРЕМЕННЫЙ УРОК «Системно – деятельностный подход на уроках биологии» Методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. Издательство «Учитель МОБУ СОШ №7» г. Тында 2016 Содержание.
4.Технология дифференцированного разноуровневого обучения стр. 5-10 5. Технология проектного обучения стр.10-11 6. Компьютерные технологии в проектной деятельности стр.11-12 7. Уроки с применением системно деятельного подхода. стр.13 А). Конспект урока по теме: «Корень», 6 класс. стр. 13-16 Б). Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. стр.16- 19 В) Технологическая карта к уроку: «Энергетический обмен. Способы питания» 9 класс. стр.20 – 22 Г) Технологическая карта открытого урока биологии 6 класс стр. 22-31 по теме «Грибы» Д) Урок по теме "Класс Паукообразные", 7 класс стр. 32 - 35 Е) Урок - медицинский консилиум 10 класс по теме " Сегодня в моде здоровый образ жизни" стр. 36 - 42 Ж) Технологическая карта урока 5 класс «Бактерии – крохотные Разрушители органических веществ». стр. 42 - 48 З) Урок – исследование 10 класс. Тема урока ”Эукариотическая стр. 48 - 50 клетка – плазмолиз, деплазмолиз” И) Технологическая карта урока 5 класс по теме « При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова». стр. 51-54
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние два года показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету. Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 7 классе при изучении тем главы «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма. Нельзя сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации живого лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.
Технология деятельностного метода обучения позволяет:
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Усложнение материала Пример – 1 и 2 группы решают задачи на моногибридное скрещивание, 3 – на дигибридное и сцепленное наследование Увеличение объёма изучаемого материала – увеличение количества пунктов заданий, углублённое изучение материала Усложнение материала Увеличение объёма Пример – 1и2 группы Решают задачи на Моногибридное скрещивание 3 группа – на дигибридное скрещивание и сцепленное наследование. изучаемого материала – увеличение количества пунктов заданий, Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию Пример – сравнить строение сердца рыб и птиц Использование обратного задания вместо прямого По изменяемому воздействию определить фактор и наоборот При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме и владеющие приёмом классификации, общие понятия классификации подбирают самостоятельно. А учащиеся, у которых данный тип задания вызывает затруднение, получают карточку с указанием групп классификации и распределяют понятия. Задание 2. Назвать понятия, определения которых приведены ниже _____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды. _____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины. _____восстановление утраченных или повреждённых частей тела. _____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета) _____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы. _____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного. _____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных. (циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс) При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков, получают карточку с перечислением понятий, и выполняют задание по их подбору к определениям. Задание 3. В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова Членистоногие – это животные с _______симметирией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______. Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____. Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета. Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко. Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______. (Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь, водной, почвенной, организменной) Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках. При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности, например по теме «Опорно-двигательная система». Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __ Таблица «Типы костей»
Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __ Таблица «Типы костей»
Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __ Таблица «Типы костей»
Вариант 4. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __ Таблица «Типы костей»
Вариант 5 (для сверки по образцу) Таблица «Типы костей»
ЗАПОЛНИТЬ КЛАСТЕРЫ: Варинат 1. Используя параграф __, заполнить кластер «Части скелета человека» Вариант 2. Используя параграф __,заполнить кластер «Части скелета человека» Вариант 3. Используя параграф __, заполнить кластер «Части скелета человека» Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают;
Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи. Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует - давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.) - если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла. Суть метода проектов. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя. Укажу некоторые темы, на материале которых можно осуществлять подготовку учащихся к проектной деятельности.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты. С 6 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов. В 7 классе при изучении курса «Зоологии» обучающиеся заполняют зоологический альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику животного, его систематику, интересные факты, научные данные. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, расширению их кругозора. 6. Компьютерные технологии в проектной деятельности. Применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования. Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика стала самостоятельной, должна измениться организация этой деятельности. Перспективным, на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках биологии, а также в проектной деятельности. Самостоятельное получение новых знаний на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания. В нашей школе ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений предметов естественнонаучного цикла, выполняют проекты и компьютерные презентации к ним ("Бактерии, их значение в природе и деятельности человека”, "Физиология нервной системы”, "Физиология сердечно-сосудистой системы”, "Физиология системы размножения”, "Сердце – строение и функции”, "СПИД – мифы и реальность”, "Вирусы – неклеточные формы жизни” и другие). 7.Уроки с применением системно деятельного подхода. А) Конспект урока по теме: «КОРЕНЬ» (6 класс). ЦЕЛЬ УРОКА: продолжать изучение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», закреплять понятия вегетативные и генеративные органы растения, выявить функции корня, изучить особенности строения корня в связи с выполняемыми функциями, познакомить учащихся с приёмами управления корневой системы растений (пикировка и окучивание), исследовать видоизменения корней. Оборудование: ПК, проектор. Наглядно-демонстрационный материал: гербарии растений для лабораторной работы, таблицы, рисунки учебника, слайды презентации к уроку, технологические карты (на каждую парту), рабочие тетради учащихся. Технологическая карта - смотри приложение. Форма урока: комбинированный урок с лабораторной работой и элементами исследовательской деятельности учащихся…
ПРИЛОЖЕНИЕ Технологическая карта урока по теме «КОРЕНЬ» (для учащихся на каждую парту) 1. Прочти статью «Функции корня» стр. 95 учебника. Запиши в тетради: ФУНКЦИИ КОРНЯ: -………………….. -………………….. -………………….. 2. Прочти статью «Виды корней» стр.95 уч. В тетради сделай рис. 59 с обозначениями. Составь определения понятий: Главный корень-……………………….. Придаточные корни-…………………… Боковые корни-………………..……….. 3. Рассмотри рис. 62. Для чего применяют приём окучивания? Запиши в тетради: Окучивание -……………………………… Рассмотри рис. 66. Выясни, для чего применяют приём пикировки корня? Запиши в тетради: Пикировка корня -…………………………. 4. Прочти статью «Типы корневых систем». Рассмотри рис. 60. Запиши в тетради: Корневая система-………………………… Заполни схему: ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ / \ ???????????? Чтобы научиться различать корневые системы, выполни лабораторную работу. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9. Стержневая и мочковатая корневые системы. 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. 2. Определите тип корневой системы у каждого растения. 3. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, а какие двудольные? 4. Заполни в тетради таблицу:
Б) Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. Цель: сформировать знания об особенностях строения лишайников, об их многообразии и значении в природе и для человека. Задачи урока: - обучающие: изучить строение лишайника; - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР; - воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, воспитание интереса к познанию живой природы. Планируемые результаты: - метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; - предметные: знать строение лишайников, как особых симбиотических организмов, особенности их питания и размножения, разнообразие, значение. -личностные: формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. Универсальные учебные действия: - личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. - регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему. - познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока: комбинированный Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер. Основные этапы урока 1. Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, с какими Царствами природы мы познакомились? Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов? Как называется симбиоз гриба и растения? Каковы функции гиф гриба? УУД: учащиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. 2. Формулирование темы урока, постановка учебной цели Сегодня мы с вами познакомимся со своеобразной группой живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу. Они долгое время были загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность этих организмов была раскрыта во второй половине ХХ века: эти организмы оказались симбиозом гриба и водоросли. Что же это за организмы? Учитель показывает фотографии лишайников. Посмотрите на слайд № 1-13 - Что необычного вы заметили? - Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке? УУД: учащиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. 3. Изучение нового материала Учитель рассказывает о неприхотливости лишайников. Что они поселяются в самых бесплодных местах и способны жить в самых разных условиях, поселяясь на отвесных скалах, стенах, камнях и даже стеклах.(Слайд №14-15) Чем лишайники отличаются от растений? Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос? УУД: учащиеся самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) Учитель делит класс на три группы (по рядам). Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. Если задания понятны, можно приступать к работе. УУД: учащиеся сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Обсуждение результатов экспериментов. Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Первая группа рассказывает о том, что тело лишайника представлено слоевищем. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между нитями одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников – клетки цианобактерий. (Учитель показывает слайд №16) Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, а водоросль, в которой есть хлорофилл, образует органические вещества в процессе фотосинтеза. (Слайд №17) Вторая группа делает вывод о том, что в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делятся на три типа – накипные, листоватые и кустистые. (Слайды № 18- 20) Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.(Слайд №21) Физминутка (Слайд №22) Все грибы сели на поляне Пошел дождик. Выросли грибы. Посмотрели, не идет ли грибник. Увидели грибника, спрятались грибы. Ушел грибник. Снова выросли грибы. Обрадовались, улыбнулись друг другу. А мы с вами продолжаем работать. Третья группа рассказывает о том, какую важную роль играют лишайники в природе и жизни человека. Что они одними из первых заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горной породы. Отмирающие части лишайников обогащают почву и служат пищей ее обитателям. Это ценнейший, а зимой -единственный корм для северных оленей. Некоторые виды лишайников человек использует в пищу, в медицине, в парфюмерной промышленности и в качестве красителей. (Слайд №23-24) УУД: составляют тезисы выступления, выступают перед аудиторией, доказывают свою точку зрения. Сравнивают, обобщать факты и явления. Выявляют причины и следствия, преобразовывают информацию из одного вида в другой (составляют схему). 4. Закрепление изученного материала(слайды №25-30) 1) Как называют тело лишайника? а) грибница, или мицелий б) плодовое тело в) слоевище г) строма 2) Назовите тип слоевища лишайников, которое имеет наиболее простое строение. а) накипное (корковое) б) листоватое в) кустистое 3) Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к а) загрязнению атмосферы б) плодородию почвы в) освещенности местности г) влажности воздуха 4) Лишайники встречаются в: а) Холодных областях Земли б) Умеренных широтах в) Горах г) Все утверждения верны 5) Рост лишайников: а) отсутствует б) медленный в) быстрый 6) Лишайники - это а) паразиты б) группа зеленых растений в) симбионты УУД: учащиеся структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний Рефлексия. Закончите предложения: Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)… “Я думаю, что…” (Над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен потому что… УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Домашнее задание: 1.Задание для всех: прочесть §15, ответить на вопросы. 2. Задание на выбор: найти лишайники и сфотографировать их; составить буклет «Значение лишайников» Технологическая карта урока. «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности. Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. Технологическая карта позволяет:
На каждом этапе работы учителя определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания. Технологическая карта к уроку: «Энергетический обмен. Способы питания» 9 класс. Цель урока: углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена Планируемые образовательные результаты
Решаемые учебные проблемы: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. Основное содержание учебного материала: Строение клетки. Энергетический обмен. АТФ. Оборудование: учебные таблицы: “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры. Образовательные интернет-ресурсы: drofa.ru, school-collection.edu.ru В качестве примера деятельности учителя и соответственно анализа успешности выполнения поставленных задач можно рассматривать структуру нескольких этапов урока «Бактерии» в 5 классе [4]: Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. Деятельность учителя
Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Деятельность учителя
Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. Деятельность учителя
Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации Деятельность учителя Предлагает выполнить задания
Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Деятельность учителя:
В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. Список литературы
Технологическая карта урока биологии |
... | Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,... | ||
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,... | Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,... | ||
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,... | Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса | ||
Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е.... | Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через региональный Портал государственных и муниципальных услуг... | ||
Российская федерация иркутская область управление образования администрации мо «Эхирит-Булагатский» Муниципальное общеобразовательное... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |